Конспект урока литературного чтения 3 класс
Оценка 4.9

Конспект урока литературного чтения 3 класс

Оценка 4.9
docx
11.09.2021
Конспект урока литературного чтения 3 класс
Конспект конкурс.docx

1.       Вводная часть

- Почему я выбрала именно этот урок, я объясню.

- Я очень люблю уроки литературного чтения.

- А вы их любите?

- А за что вы их любите? Можно узнать? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

2.  - А чего вы ждете от сегодняшнего урока?

-Начните свой ответ со слов…

СЛАЙД № 1

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ…

- Кто начнет? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- А вот , чтобы у нас с вами все получилось, что , что нам необходимо? ( верить в себя, работать в команде)

- А слушать товарищей?

- Каждый урок литературного чтения – это новые встречи.

- А с кем и с чем можно встретиться на уроке? ( с новыми героями, с новыми писателями)

- И сегодняшний урок не исключение. Нас ждет встреча.

- Впрочем, сейчас вы все узнаете сами.

СЛАЙД №2  - Портрет К.Г. Паустовского

-Кто это?

- Да, это Константин Георгиевич Паустовский.

Слайд №3   КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ

- А что вы знаете о творчестве этого писателя? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Любимая тема писателя- это тема природы. Героями его произведений часто бывали животные: домашние и дикие.

Звучит голос кота

Удивленно

- Мальчики, вы привели кота на урок?

- Девочки?

- А откуда же он взялся?

- Я, кажется, догадалась!

- А вы?

- Вы считаете, что этот кот- герой произведения?

- Давайте проверим, прочитаем.

- Название нашего произведения –

СЛАЙД № 4    « КОТ – ВОРЮГА»

- Что можно предположить по названию нашего рассказа? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Давайте – ка с вами задумаемся над значением слова

СЛАЙД № 5        ВОРЮГА ?

- Кто такой «ворюга» ( вор)

- Все согласны?

- А кто такой «вор» ?

- Ведь Паустовский  не назвал свой рассказ « Кот – вор», а назвал « Кот – ворюга»

- Значит слово « ВОРЮГА» несет в себе какой-  то дополнительный смысл.

- А какой? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Трудно?

- А где можно найти ответ на этот вопрос? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- У меня есть специальный помощник.

- Что у меня в руках?

ПОКАЗ СЛОВАРЯ ОЖЕГОВА

- В этом словаре собраны значения 80000 русских слов. В том числе есть и толкование слова « ВОРЮГА»

-Посмотрите на экран

СЛАЙД № 6

Ворюга ( презрит.) – то же , что и вор

- Это статья из словаря.

- Прочитаем.

- Вы оказались правы, что ворюга, то же, что и вор.

Только на что нужно обратить внимание?

- На какую особенность? Что записано в скобках?

Презрительно – люди относятся с презрением, т.е. с высшей степенью неуважения относятся к тому, кто ворует.

Итак, КОТ –ВОРЮГА.

-Каким вы его себе представляете?

Давайте по одному слову ( по цепочке)

Маленький

Шустрый

Рыжий

Хитрый

Пестрый

- А вот как увидел этого кота художник.

СЛАЙД № 7 РИСУНОК КОТА

- Что становится еще понятным из рисунка?

- Предположите содержание рассказа по иллюстрации.( сильный, ловкий, хитрый)

- А где нам можно проверить наши предположения о коте? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Конечно в рассказе.

- У вас на столах тексты этого рассказа.

- Мы с вами будем читать и вести диалог с писателем. Задавать автору вопросы, сами  искать на них ответы и проверять свои предположения по ходу чтения.

И друг Паустовского. А теперь и мы с вами.

Итак, « Кот – ворюга»

СЛАЙД № 8

КОТ – ВОРЮГА

К.Г. Паустовский

НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ

( Мы пришли в отчаянье)

- Какой возникает вопрос?

- Почему в отчаянье?

- Как бы вы сами ответили? ( испугались, не смогли что – то сделать)

( Мы не знали , как поймать этого рыжего кота)

- Вот оказывается , почему были в отчаянии.

- А какой вопрос теперь возникает?( зачем его ловить?)

- А как вы думаете? Предположите.

( Он обворовывал каждую ночь)

( разорвано ухо и отрублен кончик хвоста)

 

- Какой теперь возникает вопрос? ( Почему он так выглядит?)

- А как вы сами ответите на этот вопрос?

( Это был кот, потерявший всякую совесть.  Он воровал все: рыбу, мясо, хлеб)

- А почему он воровал? ( бездомный )

- Почему решили , что – то он бездомный? ( кот – бродяга, кот – бандит)

( про червей… и  …грозно выл)

- Чего он хотел? ( дали спокойно поесть)

( Кот решил на отчаянный поступок)

- Какой возникает вопрос к автору? ( на какой поступок)

-Предположите.

( С ужасающим…под дом)

- А сейчас , дети, хочу увидеть ваши глазки.

Сядьте поудобнее. Слушайте и представляйте.

( Кот умчался под дом. А дом был маленький….

 

Нас встречали рассказами о босяцких выходках рыжего  кота)

- Вы представили красоту этого райского уголка?

- А какие запахи вы почувствовали?

- И вот эту красоту, вот эту гармонию человека и природы каждый день нарушает..

- Кто?

- Он не дает насладиться природой.

Он стал проблемой для людей. И эту проблему людям нужно разрешить.

- И вот, наконец, кот попался.

ДАЛЬШЕ ЧИТАЮТ ДЕТИ

 

( вытащить из – под дома кота)

- На секундочку… Вот скажите, пожалуйста, что бы вы придумали на месте Леньки. А Ленька – это деревенский мальчишка, чуть постарше вас?

- Как бы вы достали кота? ( ответы детей)

- Давайте посмотрим , что придумал Ленька.

( Ленька взял шелковую ленту… ПЛОТИЦА – рыбка …подобрал

под себя)

- Ребята, поджал уши, подобрал хвост… О чем эта поза кота? ( ответы детей)

( Это был огненно – рыжий кот… тощий)

ТОЩИЙ – что это значит, как вы понимаете?

( Осмотрев кота…

Что же нам с ним делать?)

- Как вы думаете? ( Ответы детей : отдать в питомник и т.д.)

( Выдрать – сказал…)

- Что значит « выдрать»? ( побить)

- Вот еще одно предположение.

- А что же выберут люди?

Читаем дальше.

( Не поможет…

Попробуйте его накормить)

- Вот еще один способ

Читаем дальше.

(…накормили..)

- Ага, так что же придумали люди!

Представляете, какой живот стал у кота!

Итак: Кот попался, люди впервые его рассмотрели.

- Что они увидели? ( ухо поврежденное, на животе белые пятна, худой, рыжий, не просто рыжий , а какой огненно –рыжий)

- Глаза у кота какие были? ( зеленые)

- И, несмотря на то, что это красавец с зелеными глазами, его нужно наказать.

- За что? ( за воровство)

- И как же люди его наказали?

- Что выбрали? ( они его накормили)

-Ребята, а почему они выбрали этот способ, а не порку, как было предложено одним из героев? ( порка не изменит положение дел. Он станет еще хитрее, изощреннее)

- А вот представьте, когда люди поймали кота, рассмотрели. Он был худой, тощий, запуганный, что почувствовали люди? ( жалость)

- Они выбрали не путь наказания, не путь боли и жестокости, а чего?

ДОБРОТЫ

- Предположите, что будет дальше с этим котом?

- Давайте проверим наше предположение.

Читаем дальше.

( с этого дня… перестал воровать)

- Наши предположения оправдались?

Читаем дальше.

( …и до конца.)

- История с котом закончилась. Но не закончилась наша работа.

- Но сначала давайте немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

- Итак ,кот остался у людей.

- А изменился он?

- Очень интересно понаблюдать , какие изменения произошли с котом.

Работа с текстом

Работа в парах.

1.       С первой частью

2.       С четвертой  частью

1 пары – Найти и подчеркнуть информацию, в которой говорится о том, как выглядит кот ( внешний вид кота)

2 пары – Найти в своих частях информацию о том, какие поступки совершал кот( что кот делал)

3 пары -  Найти слова и выражения, как автор называет кота.

4 пары – Вам особенная работа (собрать из частей рисунок кота)

Справиться с работой вам нужно за 2 минуты.

- И еще одно условие: договоритесь между собой в каждой паре, кто тихонечко будет читать, а кто – отвечать.

- Итак, приступаем к работе.

2 минуты закончились.

-Первые парты, какую работу вам нужно было выполнить?

ЗАЧИТЫВАЮТ: по 1 части  РЫЖИЙ, РАЗОРВАННОЕ УХО, ГРЯЗНЫЙ, ДИКИЕ ГЛАЗА.

По 2 части – НЕТ.

- А как вы думаете,  почему?

- Давайте подумаем:

- Хвост отрос?

- Ухо ?

А цвет изменился. Был рыжий, а мог стать черным?

-Т.Е. изменения  во внешнем виде кота не произошло.

- А хотите увидеть, как выглядит этот кот?

- А вот у нас четвертые пары приготовили.

( ПРИКРЕПЛЯЮТ СОБРАННЙ РИСУНОК КОТА)

- Давайте проверять: рыжий кот, разорванное ухо, обрубленный хвост, а глаза? ( зеленые)

- Все правильно. Молодцы!

2-ые пары: поступки( зачитывают)

- Изменились ли поступки кота?

3-и пары: Отношение людей к коту?

Из первой части     из второй части

- А что еще изменилось? ( КЛИЧКА)

В первой части                             во второй части

ПОЯВЛЯЮТСЯ СЛАЙДЫ ПО МЕРЕ ЗАЧИТЫВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК

- Ребята, а как вы думаете, что мы с вами сейчас составили? КАК бы это назвали?

- Схему текста. Не хватает для схемы стрелочки

Слайд         ВОРЮГА    МИЛИЦИОНЕР

- Правильно?

Слайд

- Как любой текст, наша схема должна иметь заглавие.

- Как бы вы озаглавили нашу схему?

( ПРЕВРАЩЕНИЕ КОТА ВОРЮГИ В КОТА МИЛИЦИОНЕРА)

- Вы сейчас назвали не только тему нашей схемы, но и и тему урока.

- Сегодня мы на уроке рассмотрели как кот – ворюга превратился в кота – милиционера.

- А что или  кто ему помог в этом?

- Какое качество людей помогло в этом?( Доброта)

( Доброта людей помогла в превращении людей)

- Ребята, а только с котом могла произойти такая история?

- А с человеком?

- Может человек под влиянием другого человека измениться в лучшую сторону

-Какой  урок дает нам Паустовский, рассказав эту историю? ( что из плохого человека может превратиться отличный человек)

- Под влиянием чего? ( ДОБРОТЫ)

- Какова главная мысль произведения?

Слайд  ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ТВОРИ ДОБРО НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ.

- И мир тогда изменится в лучшую сторону.

- Ребята, вы сегодня были сегодня замечательными исследователями, замечательными читателями.

- С произведениями Паустовского вы еще не раз встретитесь. И многие уроки Паустовского вы узнаете.

- А что вы узнали о себе, прочитав это произведение?

- Начните с любой фразы

Слайд

Сегодня я понял…

Мне захотелось…

Мне было трудно…

( ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЕЙ)

- Люди для некоторых понятий придумали символы и вы их знаете

СЛАЙД

Рисунок голубя с веточкой в клюве

Медицинский крест – милосердие

- А видели ли вы когда – нибудь символ доброты?

СЛАЙД

Пустой кружок

- И я не видела.

- Давайте придумаем свой символ доброты.

- Знак этот не простой. Нужно послушать свое сердце, чтобы у вас получился этот значок.

- А я свой символ доброты нашла- шары в виде сердца.

Доброе горячее сердце, которое способно к милосердию. ( Не зря эти являются родственными)

- И очень хочется пожелать вам быть не только успешными учениками, но на  людьми, которые умеют пожалеть и посочувствовать всему живому на планете. Будь это травинка, котенок или человек.

ПЕСНЯ « Твори добро»

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Вводная часть - Почему я выбрала именно этот урок, я объясню

Вводная часть - Почему я выбрала именно этот урок, я объясню

У меня есть специальный помощник

У меня есть специальный помощник

Какой теперь возникает вопрос? (

Какой теперь возникает вопрос? (

Не поможет… Попробуйте его накормить ) -

Не поможет… Попробуйте его накормить ) -

Первые парты, какую работу вам нужно было выполнить?

Первые парты, какую работу вам нужно было выполнить?

С произведениями Паустовского вы еще не раз встретитесь

С произведениями Паустовского вы еще не раз встретитесь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2021