1. Вводная часть
- Почему я выбрала именно этот урок, я объясню.
- Я очень люблю уроки литературного чтения.
- А вы их любите?
- А за что вы их любите? Можно узнать? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
2. - А чего вы ждете от сегодняшнего урока?
-Начните свой ответ со слов…
СЛАЙД № 1
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ…
- Кто начнет? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- А вот , чтобы у нас с вами все получилось, что , что нам необходимо? ( верить в себя, работать в команде)
- А слушать товарищей?
- Каждый урок литературного чтения – это новые встречи.
- А с кем и с чем можно встретиться на уроке? ( с новыми героями, с новыми писателями)
- И сегодняшний урок не исключение. Нас ждет встреча.
- Впрочем, сейчас вы все узнаете сами.
СЛАЙД №2 - Портрет К.Г. Паустовского
-Кто это?
- Да, это Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд №3 КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ
- А что вы знаете о творчестве этого писателя? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Любимая тема писателя- это тема природы. Героями его произведений часто бывали животные: домашние и дикие.
Звучит голос кота
Удивленно
- Мальчики, вы привели кота на урок?
- Девочки?
- А откуда же он взялся?
- Я, кажется, догадалась!
- А вы?
- Вы считаете, что этот кот- герой произведения?
- Давайте проверим, прочитаем.
- Название нашего произведения –
СЛАЙД № 4 « КОТ – ВОРЮГА»
- Что можно предположить по названию нашего рассказа? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Давайте – ка с вами задумаемся над значением слова
СЛАЙД № 5 ВОРЮГА ?
- Кто такой «ворюга» ( вор)
- Все согласны?
- А кто такой «вор» ?
- Ведь Паустовский не назвал свой рассказ « Кот – вор», а назвал « Кот – ворюга»
- Значит слово « ВОРЮГА» несет в себе какой- то дополнительный смысл.
- А какой? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Трудно?
- А где можно найти ответ на этот вопрос? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- У меня есть специальный помощник.
- Что у меня в руках?
ПОКАЗ СЛОВАРЯ ОЖЕГОВА
- В этом словаре собраны значения 80000 русских слов. В том числе есть и толкование слова « ВОРЮГА»
-Посмотрите на экран
СЛАЙД № 6
Ворюга ( презрит.) – то же , что и вор
- Это статья из словаря.
- Прочитаем.
- Вы оказались правы, что ворюга, то же, что и вор.
Только на что нужно обратить внимание?
- На какую особенность? Что записано в скобках?
Презрительно – люди относятся с презрением, т.е. с высшей степенью неуважения относятся к тому, кто ворует.
Итак, КОТ –ВОРЮГА.
-Каким вы его себе представляете?
Давайте по одному слову ( по цепочке)
Маленький
Шустрый
Рыжий
Хитрый
Пестрый
- А вот как увидел этого кота художник.
СЛАЙД № 7 РИСУНОК КОТА
- Что становится еще понятным из рисунка?
- Предположите содержание рассказа по иллюстрации.( сильный, ловкий, хитрый)
- А где нам можно проверить наши предположения о коте? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Конечно в рассказе.
- У вас на столах тексты этого рассказа.
- Мы с вами будем читать и вести диалог с писателем. Задавать автору вопросы, сами искать на них ответы и проверять свои предположения по ходу чтения.
И друг Паустовского. А теперь и мы с вами.
Итак, « Кот – ворюга»
СЛАЙД № 8
КОТ – ВОРЮГА
К.Г. Паустовский
НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ
( Мы пришли в отчаянье)
- Какой возникает вопрос?
- Почему в отчаянье?
- Как бы вы сами ответили? ( испугались, не смогли что – то сделать)
( Мы не знали , как поймать этого рыжего кота)
- Вот оказывается , почему были в отчаянии.
- А какой вопрос теперь возникает?( зачем его ловить?)
- А как вы думаете? Предположите.
( Он обворовывал каждую ночь)
( разорвано ухо и отрублен кончик хвоста)
- Какой теперь возникает вопрос? ( Почему он так выглядит?)
- А как вы сами ответите на этот вопрос?
( Это был кот, потерявший всякую совесть. Он воровал все: рыбу, мясо, хлеб)
- А почему он воровал? ( бездомный )
- Почему решили , что – то он бездомный? ( кот – бродяга, кот – бандит)
( про червей… и …грозно выл)
- Чего он хотел? ( дали спокойно поесть)
( Кот решил на отчаянный поступок)
- Какой возникает вопрос к автору? ( на какой поступок)
-Предположите.
( С ужасающим…под дом)
- А сейчас , дети, хочу увидеть ваши глазки.
Сядьте поудобнее. Слушайте и представляйте.
( Кот умчался под дом. А дом был маленький….
Нас встречали рассказами о босяцких выходках рыжего кота)
- Вы представили красоту этого райского уголка?
- А какие запахи вы почувствовали?
- И вот эту красоту, вот эту гармонию человека и природы каждый день нарушает..
- Кто?
- Он не дает насладиться природой.
Он стал проблемой для людей. И эту проблему людям нужно разрешить.
- И вот, наконец, кот попался.
ДАЛЬШЕ ЧИТАЮТ ДЕТИ
( вытащить из – под дома кота)
- На секундочку… Вот скажите, пожалуйста, что бы вы придумали на месте Леньки. А Ленька – это деревенский мальчишка, чуть постарше вас?
- Как бы вы достали кота? ( ответы детей)
- Давайте посмотрим , что придумал Ленька.
( Ленька взял шелковую ленту… ПЛОТИЦА – рыбка …подобрал
под себя)
- Ребята, поджал уши, подобрал хвост… О чем эта поза кота? ( ответы детей)
( Это был огненно – рыжий кот… тощий)
ТОЩИЙ – что это значит, как вы понимаете?
( Осмотрев кота…
Что же нам с ним делать?)
- Как вы думаете? ( Ответы детей : отдать в питомник и т.д.)
( Выдрать – сказал…)
- Что значит « выдрать»? ( побить)
- Вот еще одно предположение.
- А что же выберут люди?
Читаем дальше.
( Не поможет…
Попробуйте его накормить)
- Вот еще один способ
Читаем дальше.
(…накормили..)
- Ага, так что же придумали люди!
Представляете, какой живот стал у кота!
Итак: Кот попался, люди впервые его рассмотрели.
- Что они увидели? ( ухо поврежденное, на животе белые пятна, худой, рыжий, не просто рыжий , а какой огненно –рыжий)
- Глаза у кота какие были? ( зеленые)
- И, несмотря на то, что это красавец с зелеными глазами, его нужно наказать.
- За что? ( за воровство)
- И как же люди его наказали?
- Что выбрали? ( они его накормили)
-Ребята, а почему они выбрали этот способ, а не порку, как было предложено одним из героев? ( порка не изменит положение дел. Он станет еще хитрее, изощреннее)
- А вот представьте, когда люди поймали кота, рассмотрели. Он был худой, тощий, запуганный, что почувствовали люди? ( жалость)
- Они выбрали не путь наказания, не путь боли и жестокости, а чего?
ДОБРОТЫ
- Предположите, что будет дальше с этим котом?
- Давайте проверим наше предположение.
Читаем дальше.
( с этого дня… перестал воровать)
- Наши предположения оправдались?
Читаем дальше.
( …и до конца.)
- История с котом закончилась. Но не закончилась наша работа.
- Но сначала давайте немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
- Итак ,кот остался у людей.
- А изменился он?
- Очень интересно понаблюдать , какие изменения произошли с котом.
Работа с текстом
Работа в парах.
1. С первой частью
2. С четвертой частью
1 пары – Найти и подчеркнуть информацию, в которой говорится о том, как выглядит кот ( внешний вид кота)
2 пары – Найти в своих частях информацию о том, какие поступки совершал кот( что кот делал)
3 пары - Найти слова и выражения, как автор называет кота.
4 пары – Вам особенная работа (собрать из частей рисунок кота)
Справиться с работой вам нужно за 2 минуты.
- И еще одно условие: договоритесь между собой в каждой паре, кто тихонечко будет читать, а кто – отвечать.
- Итак, приступаем к работе.
2 минуты закончились.
-Первые парты, какую работу вам нужно было выполнить?
ЗАЧИТЫВАЮТ: по 1 части РЫЖИЙ, РАЗОРВАННОЕ УХО, ГРЯЗНЫЙ, ДИКИЕ ГЛАЗА.
По 2 части – НЕТ.
- А как вы думаете, почему?
- Давайте подумаем:
- Хвост отрос?
- Ухо ?
А цвет изменился. Был рыжий, а мог стать черным?
-Т.Е. изменения во внешнем виде кота не произошло.
- А хотите увидеть, как выглядит этот кот?
- А вот у нас четвертые пары приготовили.
( ПРИКРЕПЛЯЮТ СОБРАННЙ РИСУНОК КОТА)
- Давайте проверять: рыжий кот, разорванное ухо, обрубленный хвост, а глаза? ( зеленые)
- Все правильно. Молодцы!
2-ые пары: поступки( зачитывают)
- Изменились ли поступки кота?
3-и пары: Отношение людей к коту?
Из первой части из второй части
- А что еще изменилось? ( КЛИЧКА)
В первой части во второй части
ПОЯВЛЯЮТСЯ СЛАЙДЫ ПО МЕРЕ ЗАЧИТЫВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК
- Ребята, а как вы думаете, что мы с вами сейчас составили? КАК бы это назвали?
- Схему текста. Не хватает для схемы стрелочки
Слайд ВОРЮГА МИЛИЦИОНЕР
- Правильно?
Слайд
- Как любой текст, наша схема должна иметь заглавие.
- Как бы вы озаглавили нашу схему?
( ПРЕВРАЩЕНИЕ КОТА ВОРЮГИ В КОТА МИЛИЦИОНЕРА)
- Вы сейчас назвали не только тему нашей схемы, но и и тему урока.
- Сегодня мы на уроке рассмотрели как кот – ворюга превратился в кота – милиционера.
- А что или кто ему помог в этом?
- Какое качество людей помогло в этом?( Доброта)
( Доброта людей помогла в превращении людей)
- Ребята, а только с котом могла произойти такая история?
- А с человеком?
- Может человек под влиянием другого человека измениться в лучшую сторону
-Какой урок дает нам Паустовский, рассказав эту историю? ( что из плохого человека может превратиться отличный человек)
- Под влиянием чего? ( ДОБРОТЫ)
- Какова главная мысль произведения?
Слайд ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ТВОРИ ДОБРО НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ.
- И мир тогда изменится в лучшую сторону.
- Ребята, вы сегодня были сегодня замечательными исследователями, замечательными читателями.
- С произведениями Паустовского вы еще не раз встретитесь. И многие уроки Паустовского вы узнаете.
- А что вы узнали о себе, прочитав это произведение?
- Начните с любой фразы
Слайд
Сегодня я понял…
Мне захотелось…
Мне было трудно…
( ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЕЙ)
- Люди для некоторых понятий придумали символы и вы их знаете
СЛАЙД
Рисунок голубя с веточкой в клюве
Медицинский крест – милосердие
- А видели ли вы когда – нибудь символ доброты?
СЛАЙД
Пустой кружок
- И я не видела.
- Давайте придумаем свой символ доброты.
- Знак этот не простой. Нужно послушать свое сердце, чтобы у вас получился этот значок.
- А я свой символ доброты нашла- шары в виде сердца.
Доброе горячее сердце, которое способно к милосердию. ( Не зря эти являются родственными)
- И очень хочется пожелать вам быть не только успешными учениками, но на людьми, которые умеют пожалеть и посочувствовать всему живому на планете. Будь это травинка, котенок или человек.
ПЕСНЯ « Твори добро»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.