Конспект урока литературного чтения для 3 класса "Н.Матвеева "Солнечный зайчик"" УМК "Система Л.В Занкова"
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения для 3 класса "Н.Матвеева "Солнечный зайчик"" УМК "Система Л.В Занкова"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
12.05.2023
Конспект урока литературного чтения для 3 класса "Н.Матвеева "Солнечный зайчик"" УМК "Система Л.В Занкова"
Конспект урока Солнечный зайчик.docx

Конспект урока

Дата проведения:

Класс

УМК «Система Занкова»

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Н.Матвеева «Солнечный зайчик»

Цель урокасоздание условий для знакомства со стихотворением Н.Матвеевой «Солнечный зайчик».

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся со стихотворением Н.Матвеевой «Солнечный зайчик».

2.Развивать у учащихся навыки осмысленного чтения, а также расширять словарный запас учеников; формировать навык беглого чтения и правильной речи; развивать умение высказывать своё мнение.

3. Способствовать воспитанию познавательного интереса к урокам литературного чтения; формирования  представлений о поэзии и живописи, как об особом взгляде автора на мир, особом представлении мира.

Тип урока: урок новых знаний

Вид планируемых УУД

Формируемые УУД

 

Планируемый уровень достижения

Предметные УД

- умение воспринимать литературное произведение  на слух
- умение ориентироваться в учебнике
- умение делать вывод по теме урока
- умение анализировать поэтические тексты

- умение находить и называть средства выразительности

1 уровень - ознакомительный

Регулятивные  УУД

– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке
– волевая саморегуляция при выполнении учебных заданий

- смысловое чтение

- умение планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления
– умение адекватно оценивать свою деятельность

2 уровень - репродуктивный

Познавательные УУД

-  умение отвечать на вопросы учителя

- умение выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания;
- умение делать выводы в результате совместной работы с учителем и одноклассниками

- умение обобщать полученные знания
– умение сравнивать, анализировать, делать выводы

2 уровень - репродуктивный

Коммуникативные  

-  умение отвечать на вопросы учителя

-умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других
– умение слушать, вступать в диалог
- умение оформлять свою мысль в устной речи
- умение участвовать в групповом обсуждении

- умение работать в парах

2 уровень - репродуктивный

Личностные  УУД

- выражение  познавательного интереса к уроку литературного чтения

2 уровень - репродуктивный

 

Учебная литература:

- учебник:

Оборудование: компьютер, проектор, учебник

Наглядный материал: мультимедийная презентация, рабочий лист

 

 

Ход урока

Этап

Время

Содержание урока

Методические указания

I

00

Организационный момент

- Придумано кем - то просто и мудро:

  При встрече здороваться:

 «Доброе утро!»

  Доброе утро солнцу и птицам,

  Доброе утро приветливым лицам!

- Вы проснулись? Вы здоровы?

  А к работе вы готовы?

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Предлагаю вам проверить все ли у нас с вами готово к сегодняшнему уроку. 
- На месте ли ручка? На месте учебник? На месте тетрадка?

- Замечательно, тогда мы можем начинать.

 

 

 

Проверка домашнего задания

- Стихи в вашем исполнении будут сейчас звучать.

 Домашнее задание мы будем проверять.

Проверка выразительного чтения стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш»

 

II

 

10

Речевая разминка

- Начнём наш урок с речевой разминки.

- Обратите внимание на слайд.

- Прочитаем.

(Глядят подсолнухи на солнышко,

А солнышко на подсолнушки.)

- Прочитаем все вместе сначала медленно.

- Теперь быстрее.

- Самый быстрый раз.

- Прочитаем пословицы, которые я вам приготовила.

  (Не беречь поросли, не видать и дерево. Кто с дерева кору снимает, тот его убивает. Растение – земли украшение.)

- Поясните значение первой пословицы.

  (Если не беречь маленького ростка, если за ним не ухаживать, то оно не вырастет и не увидит человек дерева)

- О чем говорит вторая пословица?

  (Чтобы уничтожить, загубить дереву жизнь достаточно просто повредить ему кору.  Поэтому тот, кто портит кору деревьев убивает их)

- Как вы понимаете смысл последней пословицы?

  (Растения украшают землю, как одежда украшает человека. Без растений земля была бы пустой и не красивой. Именно растения придают земле красочный, здоровый вид)

- Что объединяет все пословицы?

   (Они все о природе)

- Чему они нас учат?

  (Учат любить природу, заботиться о ней, бережно относиться, а также понимать, что она красива, а значит ей можно восхищаться и любоваться)

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

II

1)

15

Мотивационно-целевой

- Смолкли шаги в коридоре.

  Урок нам пора начать.

  Поэзии тонкие струны

  Будут сегодня звучать.

- Кто меня внимательно слушал? С каким литературным жанром мы будем работать сегодня на уроке?

  (Поэзия)

- Какие литературные произведения изучает поэзия?

  (Стихотворения)

 - Совершенно верно. А для того чтобы узнать с каким именно стихотворением сегодня мы будем работать вам предстоит выполнить задание на рабочих листах в парах.

- Окунемся в мир русского языка, а затем в окружающий мир. Если вы все выполните верно, мы получим с вами название стихотворения.

- Что получили?

   (Солнечный зайчик)

- Совершенно верно, тема нашего сегодняшнего урока звучит так: Стихотворение Н.Матвеевой «солнечный зайчик».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

17

- Какая будет цель нашего урока?

  (Цель урока – познакомиться со стихотворением Н.Матвеевой «Солнечный зайчик»)

 

III

1)

18

Поисково-исследовательский

- Стихотворение С.Я.Маршака мы с вами прослушали. А стихотворение, которое мы будем читать сегодня, Новелла Матвеева посвятила памяти С.Маршака.

- Как вы думаете почему?

- Дело в том, что Самуил Яковлевич был учителем Новеллы Матвеевой и принял большое участие  в судьбе поэтессы.

- Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны.

- У Новеллы Матвеевой - счастливая творческая судьба. Ее вовремя заметили и сразу полюбили. Свои стихи она перекладывала на музыку.

- Каждый автор – настоящий волшебник и чародей – придумал для вас такие тексты, которые помогут найти ответы на самые неожиданные вопросы.

- Вот и Новелла Матвеева хочет видеть в вас думающих людей. Только такие читатели смогут понять смысл любого нового произведения, открыть для себя мир, полный чудес.

- Прежде чем мы прочитаем стихотворение, я предлагаю вам провести словарную работу.  Обратите внимание на слайд.

- Давайте прочитаем слова и их значения.

  (Незримо – недоступный зрению, невидимый. Невзгоды – неблагоприятные, тяжелые обстоятельства, или беда.)

- С незнакомыми словами поработали. Теперь предлагаю вам послушать стихотворение.

- Приготовьтесь слушать. Сели красиво, правильно. Закройте глаза, и пока я читаю вам стихотворение, попробуйте мысленно нарисовать картину.

Учитель читает стихотворение.

- Понравилось вам стихотворение?

- Какие чувства вызвало оно у вас?

- Какое настроение?

- Кто что представил? Какая картинка у вас получилась?

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Физкультминутка

- Солнечные зайчики

  Играют на стене.

  Поманю их пальчиком –

  Пусть бегут ко мне!

  Ну, лови, лови скорей –

  Вот, вот, вот — левей, левей!

  Прыг-скок, прыг-скок –

  Убежал на потолок!

 

 2)

25

- Теперь откройте учебники на странице 45.

- Представьте, что вы художник-иллюстратор. У вас есть возможность сделать иллюстрацию к стихотворению. Сейчас  будете читать стихотворение по строфам,  и отмечать те строчки, к которой вы сделаете иллюстрации.

- Что у вас получилось?

Заслушивается несколько учеников

- Давайте прочитаем последнюю строфу.

- Давайте поразмышляем. Какие невзгоды могут посетить малышей?

- Какое настроение у вас, когда болеете? Или вас наказали?

   (Скучно, грустно)

- А теперь представьте, что в оконной раме появляется солнечный зайчик? Что он с собой принесет?

  (хорошее настроение)

- Расскажите мне, пожалуйста, как зайчик может поднять настроение.

- Давайте перечитаем стихотворение и подумаем,

в чем же видит поэтесса предназначение солнечного зайчика?

  (Приносит людям радость)

- А почему же тогда Новелла посвятила это стихотворение Самуилу Маршаку? Предположите. Давайте вспомним его произведения.

- Все стихотворения Маршака какие?

  (Веселые, жизнерадостные, такие же, как этот солнечный зайчик)

- Что помогает сделать это стихотворение радостным, веселым?

  (Художественно-изобразительные средства)

- Какие вам знакомы?

- Назовите мне эпитеты, которые встречаются в данном стихотворении.

- Назовите метафоры.

- Ребята, поэты при написании лирических стихотворений используют еще один прием, который помогает услышать действия, происходяшие в стихотворении. Что это за прием?

  (Звукопись)

- В этом стихотворении этот прием есть? Найдите, пожалуйста.

  (Да, есть, в 1 строфе много шипяших, которые передают шелест, шуршание зайчика , 2 строфа - много твердых звонких согласных -ускоряется ритм)

 - Благодаря художественному слову автора неживой предмет ожил и дал жизнь другим.

·         - Давайте прочитаем стихотворение так, чтобы слушатели прониклись любовью к солнечному зайчику.

Выразительное чтение

- А сейчас я предлагаю вам совершить чудо. Хотите?

- Дело в том, что у вас в учебнике помещено не все стихотворение. Здесь оно в сокращении.

- Представьте, что каждый из вас – солнечный зайчик! Я раздам вам тексты, а вы придумайте свои 2-3 строчки продолжения и запишите их.

Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине.
Живой, по-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проткнувшего зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я – и говорю...

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Заслушиваются 2 -3 ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

37

Рефлексивно-оценочный план

- Как звучала тема нашего урока?

  (Стихотворение Н.Матвеевой «Солнечный зайчик»)

- Какой была цель урока?

  (Познакомиться со стихотворением)

- Достигли ли мы ее?
  (Да, достигли)

- Понравилось ли вам стихотворение, которые мы с вами читали? Почему?

- Какова главная мысль данного стихотворения?

- В своих стихотворениях авторы своё восхищение природой, бережно любуются ей. Они могут увидеть красоту в самом простом, и, казалось бы, неприметном, потому что любят природу.

- Если мы с вами будем любить природу, наблюдать за ней и бережно к ней относиться, будем ли мы видеть красоту?
- Я вижу, что на уроке вы работали активно, у вас все получилось.

- Перед вами незаконченные фразы. Я предлагаю их дополнить.
- Вы большие молодцы.

 

 

VII

39

Итог урока

- Предлагаю вас записать домашнее задание: стр. 45 выразительное чтение стихотворения «Солнечный зайчик»

- Подошёл к концу урок!

  Прозвенит сейчас звонок,

  Вам девчонки и мальчишки –

  Всем спасибо за урок!

  Вам спасибо за внимание,
  Говорю вам «До свидания»!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Рабочий лист
Задание №1. Разберите данные слова по составу. Выберите слово, схема которого выглядит так: 

Выход          солнечный         травушка
Задание №2.  Зачеркните всех животных, которые являются домашними. Среди оставшихся животных обведите представителя леса. 
                            
             
Впишите название стихотворения


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока Дата проведения:

Конспект урока Дата проведения:

Ход урока Этап Время

Ход урока Этап Время

Кто меня внимательно слушал? С каким литературным жанром мы будем работать сегодня на уроке? (Поэзия) -

Кто меня внимательно слушал? С каким литературным жанром мы будем работать сегодня на уроке? (Поэзия) -

Вот, вот, вот — левей, левей!

Вот, вот, вот — левей, левей!

Теперь откройте учебники на странице 45

Теперь откройте учебники на странице 45

Конспект урока литературного чтения для 3 класса "Н.Матвеева "Солнечный зайчик"" УМК "Система Л.В Занкова"

Конспект урока литературного чтения для 3 класса "Н.Матвеева "Солнечный зайчик"" УМК "Система Л.В Занкова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023