Конспект урока
Дата проведения:
Класс 3
УМК «Система Занкова»
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Н.Матвеева «Солнечный зайчик»
Цель урока – создание условий для знакомства со стихотворением Н.Матвеевой «Солнечный зайчик».
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся со стихотворением Н.Матвеевой «Солнечный зайчик».
2.Развивать у учащихся навыки осмысленного чтения, а также расширять словарный запас учеников; формировать навык беглого чтения и правильной речи; развивать умение высказывать своё мнение.
3. Способствовать воспитанию познавательного интереса к урокам литературного чтения; формирования представлений о поэзии и живописи, как об особом взгляде автора на мир, особом представлении мира.
Тип урока: урок новых знаний
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД
|
Планируемый уровень достижения |
Предметные УД |
- умение воспринимать литературное произведение на слух - умение находить и называть средства выразительности |
1 уровень - ознакомительный |
Регулятивные УУД |
– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке - смысловое чтение - умение планировать собственную деятельность, определять
средства для ее осуществления |
2 уровень - репродуктивный |
Познавательные УУД |
- умение отвечать на вопросы учителя - умение выбирать наиболее эффективные способы выполнения
задания; - умение обобщать полученные знания |
2 уровень - репродуктивный |
Коммуникативные |
- умение отвечать на вопросы учителя -умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других - умение работать в парах |
2 уровень - репродуктивный |
Личностные УУД |
- выражение познавательного интереса к уроку литературного чтения |
2 уровень - репродуктивный |
Учебная литература:
- учебник:
Оборудование: компьютер, проектор, учебник
Наглядный материал: мультимедийная презентация, рабочий лист
Ход урока
Этап |
Время |
Содержание урока |
Методические указания |
I |
00 |
Организационный момент - Придумано кем - то просто и мудро: При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро приветливым лицам! - Вы проснулись? Вы здоровы? А к работе вы готовы? - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -
Предлагаю вам проверить все ли у нас с вами готово к сегодняшнему уроку. - Замечательно, тогда мы можем начинать. |
|
|
|
Проверка домашнего задания - Стихи в вашем исполнении будут сейчас звучать. Домашнее задание мы будем проверять. Проверка выразительного чтения стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш» |
|
II
|
10 |
Речевая разминка - Начнём наш урок с речевой разминки. - Обратите внимание на слайд. - Прочитаем. (Глядят подсолнухи на солнышко, А солнышко на подсолнушки.) - Прочитаем все вместе сначала медленно. - Теперь быстрее. - Самый быстрый раз. - Прочитаем пословицы, которые я вам приготовила. (Не беречь поросли, не видать и дерево. Кто с дерева кору снимает, тот его убивает. Растение – земли украшение.) - Поясните значение первой пословицы. (Если не беречь маленького ростка, если за ним не ухаживать, то оно не вырастет и не увидит человек дерева) - О чем говорит вторая пословица? (Чтобы уничтожить, загубить дереву жизнь достаточно просто повредить ему кору. Поэтому тот, кто портит кору деревьев убивает их) - Как вы понимаете смысл последней пословицы? (Растения украшают землю, как одежда украшает человека. Без растений земля была бы пустой и не красивой. Именно растения придают земле красочный, здоровый вид) - Что объединяет все пословицы? (Они все о природе) - Чему они нас учат? (Учат любить природу, заботиться о ней, бережно относиться, а также понимать, что она красива, а значит ей можно восхищаться и любоваться) |
Слайд 1
Слайд 2 |
II 1) |
15 |
Мотивационно-целевой - Смолкли шаги в коридоре. Урок нам пора начать. Поэзии тонкие струны Будут сегодня звучать. - Кто меня внимательно слушал? С каким литературным жанром мы будем работать сегодня на уроке? (Поэзия) - Какие литературные произведения изучает поэзия? (Стихотворения) - Совершенно верно. А для того чтобы узнать с каким именно стихотворением сегодня мы будем работать вам предстоит выполнить задание на рабочих листах в парах. - Окунемся в мир русского языка, а затем в окружающий мир. Если вы все выполните верно, мы получим с вами название стихотворения. - Что получили? (Солнечный зайчик) - Совершенно верно, тема нашего сегодняшнего урока звучит так: Стихотворение Н.Матвеевой «солнечный зайчик». |
Приложение 1
|
2) |
17 |
- Какая будет цель нашего урока? (Цель урока – познакомиться со стихотворением Н.Матвеевой «Солнечный зайчик») |
|
III 1) |
18 |
Поисково-исследовательский - Стихотворение С.Я.Маршака мы с вами прослушали. А стихотворение, которое мы будем читать сегодня, Новелла Матвеева посвятила памяти С.Маршака. - Как вы думаете почему? - Дело в том, что Самуил Яковлевич был учителем Новеллы Матвеевой и принял большое участие в судьбе поэтессы. - Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. - У Новеллы Матвеевой - счастливая творческая судьба. Ее вовремя заметили и сразу полюбили. Свои стихи она перекладывала на музыку. - Каждый автор – настоящий волшебник и чародей – придумал для вас такие тексты, которые помогут найти ответы на самые неожиданные вопросы. - Вот и Новелла Матвеева хочет видеть в вас думающих людей. Только такие читатели смогут понять смысл любого нового произведения, открыть для себя мир, полный чудес. - Прежде чем мы прочитаем стихотворение, я предлагаю вам провести словарную работу. Обратите внимание на слайд. - Давайте прочитаем слова и их значения. (Незримо – недоступный зрению, невидимый. Невзгоды – неблагоприятные, тяжелые обстоятельства, или беда.) - С незнакомыми словами поработали. Теперь предлагаю вам послушать стихотворение. - Приготовьтесь слушать. Сели красиво, правильно. Закройте глаза, и пока я читаю вам стихотворение, попробуйте мысленно нарисовать картину. Учитель читает стихотворение. - Понравилось вам стихотворение? - Какие чувства вызвало оно у вас? - Какое настроение? - Кто что представил? Какая картинка у вас получилась? |
Слайд 3
Слайд 4
|
|
24 |
Физкультминутка - Солнечные зайчики Играют на стене. Поманю их пальчиком – Пусть бегут ко мне! Ну, лови, лови скорей – Вот, вот, вот — левей, левей! Прыг-скок, прыг-скок – Убежал на потолок! |
|
2) |
25 |
- Теперь откройте учебники на странице 45. - Представьте, что вы художник-иллюстратор. У вас есть возможность сделать иллюстрацию к стихотворению. Сейчас будете читать стихотворение по строфам, и отмечать те строчки, к которой вы сделаете иллюстрации. - Что у вас получилось? Заслушивается несколько учеников - Давайте прочитаем последнюю строфу. - Давайте поразмышляем. Какие невзгоды могут посетить малышей? - Какое настроение у вас, когда болеете? Или вас наказали? (Скучно, грустно) - А теперь представьте, что в оконной раме появляется солнечный зайчик? Что он с собой принесет? (хорошее настроение) - Расскажите мне, пожалуйста, как зайчик может поднять настроение. - Давайте перечитаем стихотворение и подумаем, в чем же видит поэтесса предназначение солнечного зайчика? (Приносит людям радость) - А почему же тогда Новелла посвятила это стихотворение Самуилу Маршаку? Предположите. Давайте вспомним его произведения. - Все стихотворения Маршака какие? (Веселые, жизнерадостные, такие же, как этот солнечный зайчик) - Что помогает сделать это стихотворение радостным, веселым? (Художественно-изобразительные средства) - Какие вам знакомы? - Назовите мне эпитеты, которые встречаются в данном стихотворении. - Назовите метафоры. - Ребята, поэты при написании лирических стихотворений используют еще один прием, который помогает услышать действия, происходяшие в стихотворении. Что это за прием? (Звукопись) - В этом стихотворении этот прием есть? Найдите, пожалуйста. (Да, есть, в 1 строфе много шипяших, которые передают шелест, шуршание зайчика , 2 строфа - много твердых звонких согласных -ускоряется ритм) - Благодаря художественному слову автора неживой предмет ожил и дал жизнь другим. · - Давайте прочитаем стихотворение так, чтобы слушатели прониклись любовью к солнечному зайчику. Выразительное чтение - А сейчас я предлагаю вам совершить чудо. Хотите? - Дело в том, что у вас в учебнике помещено не все стихотворение. Здесь оно в сокращении. - Представьте, что каждый из вас – солнечный зайчик! Я раздам вам тексты, а вы придумайте свои 2-3 строчки продолжения и запишите их. Я зайчик солнечный, снующий - Давайте посмотрим, что у вас получилось. Заслушиваются 2 -3 ребенка |
|
IV |
37 |
Рефлексивно-оценочный план - Как звучала тема нашего урока? (Стихотворение Н.Матвеевой «Солнечный зайчик») - Какой была цель урока? (Познакомиться со стихотворением) -
Достигли ли мы ее? - Понравилось ли вам стихотворение, которые мы с вами читали? Почему? - Какова главная мысль данного стихотворения? - В своих стихотворениях авторы своё восхищение природой, бережно любуются ей. Они могут увидеть красоту в самом простом, и, казалось бы, неприметном, потому что любят природу. - Если мы с вами будем любить природу, наблюдать за ней и
бережно к ней относиться, будем ли мы видеть красоту? -
Перед вами незаконченные фразы. Я предлагаю их дополнить. |
|
VII |
39 |
Итог урока - Предлагаю вас записать домашнее задание: стр. 45 выразительное чтение стихотворения «Солнечный зайчик» - Подошёл к концу урок! Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок! Вам спасибо за внимание, |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.