Конспект урока литературного чтения начальные классы
Оценка 4.9

Конспект урока литературного чтения начальные классы

Оценка 4.9
docx
25.08.2022
Конспект урока литературного чтения  начальные классы
литературное чтение.docx

Дата/13/11/2019 г.

Предмет: / Литературное чтение/

УМК: «Школа России»/, 2 «а» класс

Ф.И.О. учителя_______________/ Кирсанова Л.В./

Ф.И.О. методиста_____________/Аброшинова М.А./

Ф.И.О студента /Матасова О.Н./

Оценка______________                                                                 

Технологическая карта урока

Класс: 2 «а»

Тема урока Л.Н. Толстой «Филиппок»

УМК: « Школа России»

Тип урока : Изучение нового материала

Ф.И.О. студента – практиканта: Матасова Олеся Николаевна

Цель: Формирование образовательные компетенции (информационные, коммуникативных, читательских)учащихся через включение в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

Задачи урока:

Дидактические:

-  познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;

-познакомить с содержанием рассказа «Филиппок» Л. Н. Толстого;

Развивающие:  

Развивать навыки осмысленного, беглого, правильного чтения.

-развивать речь, мышление, воображение.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся любовь к  родному языку,  

Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник по  литературному чтению, интерактивная доска,карточки

Планируемые результаты:

Предметные:

 - осознавать цель чтения в соответствии с содержанием   и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;

- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Личностные:

 -  - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

- осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями

- проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;

- знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика;

- пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;

- различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:  - самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

- оценивать свой ответ и планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах ;формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разно уровневых карточек)

Познавательные УУД:  -ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание), определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, дополнительную литературу;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу (события в сказке);

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Формы контроля, взаимоконтроля

и самоконтроля

1.Организационный

 (1 мин)

 

 Мотивация к действиям на уроке

 Беседа

Здравствуйте ребята, сегодня урок  литературного чтения  проведу у вас я, меня зовут Олеся Николаевна. Садитесь.

Приветствуют

учителя

Ф

-

2.  Актулизация знаний

 

Создать мотивацию к учёбе.

Беседа

 Итак, ребята какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

 

-О чём это произведение?

 

-А за что отец поблагодарил сына?

 

-Правильно ли сделал мальчик?

-О каких качествах характера говорит поступок мальчика?

Сейчас я вам предлагаю пройти тест на интер. доске . Вы будете по очереди подходить к доске и выбирать правильные ответы. Кто хочет первым?...(Слайд 1)

 Л.Н. Толстого «Правда дороже всего»

-О правде и честности

-За правдивый ответ

Да

Благородстве, смелость ,мужестве и силы воли

Выходят к доске ,решают тест.

Ф,И

 Опрос

 

4.Сообщение темы и цели урока(подведение к теме)

 

 

 

 

 

Формировать навык обобщения, анализа, 

Беседа, проблемный вопрос

  -На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.

-В народе говорят : «Испокон веков книга растит человека»

-Что значит слово «расти»?

-Как вы понимаете эту пословицу?

 

 

 

 

 

 

 

Учит ,воспитывает

Это значит то ,книга во все времена учит человека чему-то.

 

 Ф

 

 

 

 

 

Наблюдение устный ответ учащихся.

6. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Познакомиться с биографией Л.Н.Толстого

 беседа

 

1.Подготовка к восприятию текста

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого ,и в конце урока мы сделаем открытие чему мы научились.

-С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете отгадав загадку:

Большой, просторный ,светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают.

-А как школа связана с Л.Н. Толстым?

Правильно, Л.Н. Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

-А что вы знаете о Л. Н. Толстом?

Правильно. Но чтобы все вспомнили о нём я расскажу вам его биографию.

(Слайд2)Толстой Лев Николаевич –граф, русский писатель. Родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Полина Тульской губернии. Толстой был 4 ребёнок в большой дворянской семье .В 10 лет мальчик остался сиротой и воспитывался у тётки в Казани. Получил домашнее образование .Детские вспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными. Первые впечатления от жизни в дворянской усадьбе служили богатым материалом для его произведений. Толстой участвовал в Крымской войне. Выйдя в отставку поселился в Ясной Поляне .В 1859 г, открыл школу для крестьянских детей. .(слайд3)Самые известные его рассказы это «Филиппок», «Косточка», «Акула» и многие другие. Также он написал для своей школы «Азбуку» и книги для чтения

-Поднимите руку те, кто хотел бы сейчас перенестись в прошлое и оказаться в школе для крестьянских детей?

Надо встать и сказать слова, повторяем их вместе за мной:

«Один ,два, три повернись, в далёком прошлом очутись»

2 .Работа с  репродукциями картин.

Теперь вместе с героем картины «У дверей школы» художника Н. П. Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 века ,какая была во времена Л. Н. Толстого.(слайд4)

-Что здесь изображено?

 

-Чем занимаются здесь ребята?

Эту картину написал тот же художник Н.П .Богданов- Бельский .И называется

Она « Новые ученики»(слайд5)

-Что вы видите на картине?

-Кто на ней изображён?

-Эти ребята пытаются составить название нового рассказа Л.Н. Толстого.

 -А кто может прочитать ,какое слово  составляют ученики.

-Правильно филлиппок,это и будет название произведения которое мы сегодня будем читать

 

Работа с названиями

-(слайд7)Что можно сказать о произведении по обложке книги?

 

-Когда жил этот мальчик?

-Где ?

-Почему вы решили что он из деревни?

-А как вы думаете сколько ему лет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Школа

Ответы детей

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнализируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс, ученики, 

 

 

Изучают алфавит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О мальчике ,которого зовут Филлипок

О том что история будет о мальчике. И другие ответы Очень давно .

-В деревне

 Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новыми словами

Беседа

3. Работа с текстом

Итак перед чтением рассказа вам могут встреться неизвестные слова. Давайте их разберём.

-Как вы думаете что такое «слобода, пострелёнок, бедовый ,полы, немой. Найдите их обьяснение в словарике в конце учебника на стр 154.

Прочитайте их.

-А что значит «Подённая работа ,во весь дух, сенцы, украдкой, страсть какой». Давайте проверим правильно ли вы ответили. Посмотрите на доску. Молодцы вы правильно ответили.

 

 

 

 

 

Ученики работают с толк.слов в учебнике

 

 

Ответы детей

Ф

Опрос

Физминутка

Снятие утомляемости

-

Вы наверное устали давайте немного отдохнём. Встаём.

Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. (присесть)
Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)

Выполняют физминутку

Ф

Самоконтроль

Чтение,

анализ произведения

Выработка умения анализировать произведение

Беседа

«Дерево предсказаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающая беседа

Чтение,

анализ произведения.

1 часть

Сейчас я вам буду читать рассказ и буду останавливаться задавать вам вопросы а вы внимательно следите и слушайте. Слушайте внимательно

-Что узнали о Филиппке в самом начале?  

Настоящее имя – Филип. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.

 

 

 

-  Где были родители?

 

 

 

 

-  Что сделал Филиппок, когда бабушка уснула?  Прочитайте.

-  Почему он не стал искать свою шапку, а надел отцовскую?

2 часть

-  Прочитайте, далеко ли была школа?

-  Что случилось по дороге в школу?

-  Почему собаки залаяли

 

 

 

 

 

 

-  Представьте себя на месте Филипка.  Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

-  Подумайте, что было   дальше?

-  Как поступили бы вы?

-  Узнаем, как поступил Филиппок.

3 часть

-  Кто помог Филипку?  Мужик отогнал собак.

-  Как он назвал Филипка?  пострелёнок

-  Какое чувство испытал Филипок на пороге школы?

-  Почему?

-  Какие сомнения были у Филипка?  Прочитайте.

 

 

4 часть

-  Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?  

 

 

 

 

-  Что он сделал, когда вошёл?  Снял шапку.

-  Почему?

  О чём это говорит ?

 

-  Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал?

-  Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.  

-  Почему же он заплакал?

 

 

5 часть

-   Кто поддержал Филипка?  

-  Что они рассказали о Филипке?  Прочитайте.

6 часть

-  Когда же осмелел Филипок

-   За что похвалил

 

 

 

-  Как о себе говорит Филипок?

 

 

 

-  Зачем он так сказал учителю?

 

 

 

-  Каков же Филипок?    Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.

-  Что изменилось в жизни Филипка?  

-   Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?

-   Был ли такой мальчик Филипок?

Работа над жанром

-А как вы думаете как называется жанр это произведения?

- Правильно, жанр этого произведения так и называется - быль.

Быль -  это то, что было в действительности в жизни.

-  Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём   будет произведение?

-  Мы познакомились с былью Л. Н.  Толстого и узнали кто такой Филиппок.  

-  Но впереди нас ещё ждёт открытие: чему же учит это произведение?

-  Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.

-Итак вам нужно будет обьедениться в группы и ответь на вопрос «Чему же учит это произведение?» и написать ответ на листке .А также выбрать лидера ,который будет отвечать от группы. Обьеденяйтесь в группы и приступайте к заданию .

Проверяем.

Итак молодцы вы правильно ответили на вопрос. Садитесь на места

 

Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником.  Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, интересными людьми и приносить пользу, служить во Славу Божию и на славу России!  Грамоте учиться всегда пригодится.  

 

 

 

 

 

 

 

Настоящее имя – Филип. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.

 

Мать ушла на подённую работу.   Отец ещё с утра уехал в лес.

 

 

 

Торопился

 

За селом у церкви

-На него залаяли собаки

Они не знали его, никогда не видели.  А ещё Филипок не шёл, а бежал.  Торопился. Вот что важно!

Страх,испуг

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

Мужик отогнал собак.

 

Пострелёнок

 

страх

Вдруг учитель прогонит.

 

Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.

Его пристыдила баба.  Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.

Снял шапку.

 

Так принято

Мальчик был воспитанный.

 

Напугался

Так напугался, что говорить не мог.  В горле от страха пересохло.

 

Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.

ребята

ответы детей

 

 

Когда учитель похвалил его.

За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.

Я бедовый, я сразу всё понял.  Я страсть какой ловкий!

Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.  

Смелый и честный, добрый и т.д

 

Стал учеником

Да

 

Скорее всего да

Быль

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы детей

 

Ф, Г

Опрос, самостоятельная работа

7.Подведение итогов

(2 мин)

Подвести итоги урока.

 Беседа

 -  Почему Филиппок так стремился в школу?  

 

 

-  Верите ли вы, что Филиппок будет старательным учеником?

-  Почему Толстой написал такой рассказ-быль?

 

-  Чему же учит это произведение?

 


 

 У него было огромное желание учиться

 

Да

 

Хотел показать ,что очень важно учиться

Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником.  Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, интересными людьми и приносить пользу, служить во Славу Божию и на славу России!  Грамоте учиться всегда пригодится.  

 

 Ф

 Устный контроль

8.Домашнее задание

(1 мин)

 

 

Открываем дневники записываем домашнее задание. Вы  должны подготовить пересказ этого рассказа.С.41

Записывают в дневники д/з

Ф

Наюлюдение

9.Рефлексия(2 мин)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

 Беседа

Сегодня на уроке получают оценку 5… 4…

 -Поднимите руку те, кому было легко и интересно на уроке.

-А кому было трудно на уроке?

-Кто вы сегодня у меня?

Все встали ,урок окончен.

 

Высказывают свои впечатления от урока.

Ф

Устный опрос

10.Организационый момент.

-

Беседа

Мне было приятно с вами работать. Все встали ,урок окончен. Все свободны

Прощаются с учителем.

Ф

-

 


 

Дата/13/11 / 2019 г. Предмет: /

Дата/13/11 / 2019 г. Предмет: /

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Рабочей тетради по литературному чтению»; - соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных…

Рабочей тетради по литературному чтению»; - соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных…

Метапредметные: Регулятивные

Метапредметные: Регулятивные

Характеристика этапов урока

Характеристика этапов урока

О каких качествах характера говорит поступок мальчика?

О каких качествах характера говорит поступок мальчика?

Познакомиться с биографией Л.Н

Познакомиться с биографией Л.Н

Чем занимаются здесь ребята?

Чем занимаются здесь ребята?

Молодцы вы правильно ответили

Молодцы вы правильно ответили

Обобщающая беседа Чтение, анализ произведения

Обобщающая беседа Чтение, анализ произведения

Обобщающая беседа Чтение, анализ произведения

Обобщающая беседа Чтение, анализ произведения

Обобщающая беседа Чтение, анализ произведения

Обобщающая беседа Чтение, анализ произведения

Верите ли вы, что Филиппок будет старательным учеником? -

Верите ли вы, что Филиппок будет старательным учеником? -

Организационый момент. -

Организационый момент. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2022