Дата/13/11/2019 г.
Предмет: / Литературное чтение/
УМК: «Школа России»/, 2 «а» класс
Ф.И.О. учителя_______________/ Кирсанова Л.В./
Ф.И.О. методиста_____________/Аброшинова М.А./
Ф.И.О студента /Матасова О.Н./
Оценка______________
Технологическая карта урока
Класс: 2 «а»
Тема урока Л.Н. Толстой «Филиппок»
УМК: « Школа России»
Тип урока : Изучение нового материала
Ф.И.О. студента – практиканта: Матасова Олеся Николаевна
Цель: Формирование образовательные компетенции (информационные, коммуникативных, читательских)учащихся через включение в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)
Задачи урока:
Дидактические:
- познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
-познакомить с содержанием рассказа «Филиппок» Л. Н. Толстого;
Развивающие:
Развивать навыки осмысленного, беглого, правильного чтения.
-развивать речь, мышление, воображение.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся любовь к родному языку,
Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник по литературному чтению, интерактивная доска,карточки
Планируемые результаты:
Предметные:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Личностные:
- - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
- осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями
- проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;
- знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика;
- пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
- различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;
Метапредметные:
Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
- оценивать свой ответ и планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах ;формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разно уровневых карточек)
Познавательные УУД: -ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание), определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, дополнительную литературу;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу (события в сказке);
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приёмы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
1.Организационный (1 мин)
|
Мотивация к действиям на уроке |
Беседа |
Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Олеся Николаевна. Садитесь. |
Приветствуют учителя |
Ф |
- |
2. Актулизация знаний
|
Создать мотивацию к учёбе. |
Беседа |
Итак, ребята какое произведение вы изучали на прошлом уроке?
-О чём это произведение?
-А за что отец поблагодарил сына?
-Правильно ли сделал мальчик? -О каких качествах характера говорит поступок мальчика? Сейчас я вам предлагаю пройти тест на интер. доске . Вы будете по очереди подходить к доске и выбирать правильные ответы. Кто хочет первым?...(Слайд 1) |
Л.Н. Толстого «Правда дороже всего» -О правде и честности -За правдивый ответ Да Благородстве, смелость ,мужестве и силы воли Выходят к доске ,решают тест. |
Ф,И |
Опрос
|
4.Сообщение темы и цели урока(подведение к теме)
|
Формировать навык обобщения, анализа, |
Беседа, проблемный вопрос |
-На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг. -В народе говорят : «Испокон веков книга растит человека» -Что значит слово «расти»? -Как вы понимаете эту пословицу?
|
Учит ,воспитывает Это значит то ,книга во все времена учит человека чему-то.
|
Ф
|
Наблюдение устный ответ учащихся. |
6. Изучение нового материала
|
Познакомиться с биографией Л.Н.Толстого |
беседа
|
1.Подготовка к восприятию текста Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого ,и в конце урока мы сделаем открытие чему мы научились. -С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете отгадав загадку: Большой, просторный ,светлый дом. Ребят хороших много в нём. Красиво пишут и читают. Рисуют дети и считают. -А как школа связана с Л.Н. Толстым? Правильно, Л.Н. Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми. -А что вы знаете о Л. Н. Толстом? Правильно. Но чтобы все вспомнили о нём я расскажу вам его биографию. (Слайд2)Толстой Лев Николаевич –граф, русский писатель. Родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Полина Тульской губернии. Толстой был 4 ребёнок в большой дворянской семье .В 10 лет мальчик остался сиротой и воспитывался у тётки в Казани. Получил домашнее образование .Детские вспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными. Первые впечатления от жизни в дворянской усадьбе служили богатым материалом для его произведений. Толстой участвовал в Крымской войне. Выйдя в отставку поселился в Ясной Поляне .В 1859 г, открыл школу для крестьянских детей. .(слайд3)Самые известные его рассказы это «Филиппок», «Косточка», «Акула» и многие другие. Также он написал для своей школы «Азбуку» и книги для чтения -Поднимите руку те, кто хотел бы сейчас перенестись в прошлое и оказаться в школе для крестьянских детей? Надо встать и сказать слова, повторяем их вместе за мной: «Один ,два, три повернись, в далёком прошлом очутись» 2 .Работа с репродукциями картин. Теперь вместе с героем картины «У дверей школы» художника Н. П. Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 века ,какая была во времена Л. Н. Толстого.(слайд4) -Что здесь изображено?
-Чем занимаются здесь ребята? Эту картину написал тот же художник Н.П .Богданов- Бельский .И называется Она « Новые ученики»(слайд5) -Что вы видите на картине? -Кто на ней изображён? -Эти ребята пытаются составить название нового рассказа Л.Н. Толстого. -А кто может прочитать ,какое слово составляют ученики. -Правильно филлиппок,это и будет название произведения которое мы сегодня будем читать
Работа с названиями -(слайд7)Что можно сказать о произведении по обложке книги?
-Когда жил этот мальчик? -Где ? -Почему вы решили что он из деревни? -А как вы думаете сколько ему лет? |
Школа Ответы детей
Ответы детей
Сигнализируют
Класс, ученики,
Изучают алфавит
О мальчике ,которого зовут Филлипок О том что история будет о мальчике. И другие ответы Очень давно . -В деревне |
Ф
|
|
|
Знакомство с новыми словами |
Беседа |
3. Работа с текстом Итак перед чтением рассказа вам могут встреться неизвестные слова. Давайте их разберём. -Как вы думаете что такое «слобода, пострелёнок, бедовый ,полы, немой. Найдите их обьяснение в словарике в конце учебника на стр 154. Прочитайте их. -А что значит «Подённая работа ,во весь дух, сенцы, украдкой, страсть какой». Давайте проверим правильно ли вы ответили. Посмотрите на доску. Молодцы вы правильно ответили. |
Ученики работают с толк.слов в учебнике
Ответы детей |
Ф |
Опрос |
Физминутка |
Снятие утомляемости |
- |
Вы наверное устали давайте немного отдохнём. Встаём. Ветер дует нам в лицо |
Выполняют физминутку |
Ф |
Самоконтроль |
Чтение, анализ произведения |
Выработка умения анализировать произведение |
Беседа «Дерево предсказаний»
Обобщающая беседа |
Чтение, анализ произведения. 1 часть Сейчас я вам буду читать рассказ и буду останавливаться задавать вам вопросы а вы внимательно следите и слушайте. Слушайте внимательно -Что узнали о Филиппке в самом начале? Настоящее имя – Филип. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.
- Где были родители?
- Что сделал Филиппок, когда бабушка уснула? Прочитайте. - Почему он не стал искать свою шапку, а надел отцовскую? 2 часть - Прочитайте, далеко ли была школа? - Что случилось по дороге в школу? - Почему собаки залаяли
- Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками? - Подумайте, что было дальше? - Как поступили бы вы? - Узнаем, как поступил Филиппок. 3 часть - Кто помог Филипку? Мужик отогнал собак. - Как он назвал Филипка? пострелёнок - Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? - Почему? - Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.
4 часть - Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?
- Что он сделал, когда вошёл? Снял шапку. - Почему? О чём это говорит ?
- Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? - Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка. - Почему же он заплакал?
5 часть - Кто поддержал Филипка? - Что они рассказали о Филипке? Прочитайте. 6 часть - Когда же осмелел Филипок - За что похвалил
- Как о себе говорит Филипок?
- Зачем он так сказал учителю?
- Каков же Филипок? Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя. - Что изменилось в жизни Филипка? - Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле? - Был ли такой мальчик Филипок? Работа над жанром -А как вы думаете как называется жанр это произведения? - Правильно, жанр этого произведения так и называется - быль. Быль - это то, что было в действительности в жизни. - Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём будет произведение? - Мы познакомились с былью Л. Н. Толстого и узнали кто такой Филиппок. - Но впереди нас ещё ждёт открытие: чему же учит это произведение? - Чтобы совершить это открытие поработаем в группах. -Итак вам нужно будет обьедениться в группы и ответь на вопрос «Чему же учит это произведение?» и написать ответ на листке .А также выбрать лидера ,который будет отвечать от группы. Обьеденяйтесь в группы и приступайте к заданию . Проверяем. Итак молодцы вы правильно ответили на вопрос. Садитесь на места
Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, интересными людьми и приносить пользу, служить во Славу Божию и на славу России! Грамоте учиться всегда пригодится.
|
Настоящее имя – Филип. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.
Мать ушла на подённую работу. Отец ещё с утра уехал в лес.
Торопился
За селом у церкви -На него залаяли собаки Они не знали его, никогда не видели. А ещё Филипок не шёл, а бежал. Торопился. Вот что важно! Страх,испуг
Ответы детей
Мужик отогнал собак.
Пострелёнок
страх Вдруг учитель прогонит.
Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится. Его пристыдила баба. Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его. Снял шапку.
Так принято Мальчик был воспитанный.
Напугался Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.
Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу. ребята ответы детей
Когда учитель похвалил его. За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий! Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе. Смелый и честный, добрый и т.д
Стал учеником Да
Скорее всего да Быль
Да
Ответы детей
|
Ф, Г |
Опрос, самостоятельная работа |
7.Подведение итогов (2 мин) |
Подвести итоги урока. |
Беседа |
- Почему Филиппок так стремился в школу?
- Верите ли вы, что Филиппок будет старательным учеником? - Почему Толстой написал такой рассказ-быль?
- Чему же учит это произведение?
|
У него было огромное желание учиться
Да
Хотел показать ,что очень важно учиться Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, интересными людьми и приносить пользу, служить во Славу Божию и на славу России! Грамоте учиться всегда пригодится.
|
Ф |
Устный контроль |
8.Домашнее задание (1 мин) |
|
|
Открываем дневники записываем домашнее задание. Вы должны подготовить пересказ этого рассказа.С.41 |
Записывают в дневники д/з |
Ф |
Наюлюдение |
9.Рефлексия(2 мин) |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. |
Беседа |
Сегодня на уроке получают оценку 5… 4… -Поднимите руку те, кому было легко и интересно на уроке. -А кому было трудно на уроке? -Кто вы сегодня у меня? Все встали ,урок окончен.
|
Высказывают свои впечатления от урока. |
Ф |
Устный опрос |
10.Организационый момент. |
- |
Беседа |
Мне было приятно с вами работать. Все встали ,урок окончен. Все свободны |
Прощаются с учителем. |
Ф |
- |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.