Конспект урока литературного чтения начальные классы

  • docx
  • 25.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литературное чтение.docx

Дата/13/11/2019 г.

Предмет: / Литературное чтение/

УМК: «Школа России»/, 2 «а» класс

Ф.И.О. учителя_______________/ Кирсанова Л.В./

Ф.И.О. методиста_____________/Аброшинова М.А./

Ф.И.О студента /Матасова О.Н./

Оценка______________                                                                 

Технологическая карта урока

Класс: 2 «а»

Тема урока Л.Н. Толстой «Филиппок»

УМК: « Школа России»

Тип урока : Изучение нового материала

Ф.И.О. студента – практиканта: Матасова Олеся Николаевна

Цель: Формирование образовательные компетенции (информационные, коммуникативных, читательских)учащихся через включение в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

Задачи урока:

Дидактические:

-  познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;

-познакомить с содержанием рассказа «Филиппок» Л. Н. Толстого;

Развивающие:  

Развивать навыки осмысленного, беглого, правильного чтения.

-развивать речь, мышление, воображение.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся любовь к  родному языку,  

Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник по  литературному чтению, интерактивная доска,карточки

Планируемые результаты:

Предметные:

 - осознавать цель чтения в соответствии с содержанием   и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;

- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Личностные:

 -  - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

- осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями

- проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;

- знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика;

- пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;

- различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:  - самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

- оценивать свой ответ и планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах ;формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разно уровневых карточек)

Познавательные УУД:  -ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание), определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, дополнительную литературу;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу (события в сказке);

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Формы контроля, взаимоконтроля

и самоконтроля

1.Организационный

 (1 мин)

 

 Мотивация к действиям на уроке

 Беседа

Здравствуйте ребята, сегодня урок  литературного чтения  проведу у вас я, меня зовут Олеся Николаевна. Садитесь.

Приветствуют

учителя

Ф

-

2.  Актулизация знаний

 

Создать мотивацию к учёбе.

Беседа

 Итак, ребята какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

 

-О чём это произведение?

 

-А за что отец поблагодарил сына?

 

-Правильно ли сделал мальчик?

-О каких качествах характера говорит поступок мальчика?

Сейчас я вам предлагаю пройти тест на интер. доске . Вы будете по очереди подходить к доске и выбирать правильные ответы. Кто хочет первым?...(Слайд 1)

 Л.Н. Толстого «Правда дороже всего»

-О правде и честности

-За правдивый ответ

Да

Благородстве, смелость ,мужестве и силы воли

Выходят к доске ,решают тест.

Ф,И

 Опрос

 

4.Сообщение темы и цели урока(подведение к теме)

 

 

 

 

 

Формировать навык обобщения, анализа, 

Беседа, проблемный вопрос

  -На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.

-В народе говорят : «Испокон веков книга растит человека»

-Что значит слово «расти»?

-Как вы понимаете эту пословицу?

 

 

 

 

 

 

 

Учит ,воспитывает

Это значит то ,книга во все времена учит человека чему-то.

 

 Ф

 

 

 

 

 

Наблюдение устный ответ учащихся.

6. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Познакомиться с биографией Л.Н.Толстого

 беседа

 

1.Подготовка к восприятию текста

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого ,и в конце урока мы сделаем открытие чему мы научились.

-С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете отгадав загадку:

Большой, просторный ,светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают.

-А как школа связана с Л.Н. Толстым?

Правильно, Л.Н. Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

-А что вы знаете о Л. Н. Толстом?

Правильно. Но чтобы все вспомнили о нём я расскажу вам его биографию.

(Слайд2)Толстой Лев Николаевич –граф, русский писатель. Родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Полина Тульской губернии. Толстой был 4 ребёнок в большой дворянской семье .В 10 лет мальчик остался сиротой и воспитывался у тётки в Казани. Получил домашнее образование .Детские вспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными. Первые впечатления от жизни в дворянской усадьбе служили богатым материалом для его произведений. Толстой участвовал в Крымской войне. Выйдя в отставку поселился в Ясной Поляне .В 1859 г, открыл школу для крестьянских детей. .(слайд3)Самые известные его рассказы это «Филиппок», «Косточка», «Акула» и многие другие. Также он написал для своей школы «Азбуку» и книги для чтения

-Поднимите руку те, кто хотел бы сейчас перенестись в прошлое и оказаться в школе для крестьянских детей?

Надо встать и сказать слова, повторяем их вместе за мной:

«Один ,два, три повернись, в далёком прошлом очутись»

2 .Работа с  репродукциями картин.

Теперь вместе с героем картины «У дверей школы» художника Н. П. Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 века ,какая была во времена Л. Н. Толстого.(слайд4)

-Что здесь изображено?

 

-Чем занимаются здесь ребята?

Эту картину написал тот же художник Н.П .Богданов- Бельский .И называется

Она « Новые ученики»(слайд5)

-Что вы видите на картине?

-Кто на ней изображён?

-Эти ребята пытаются составить название нового рассказа Л.Н. Толстого.

 -А кто может прочитать ,какое слово  составляют ученики.

-Правильно филлиппок,это и будет название произведения которое мы сегодня будем читать

 

Работа с названиями

-(слайд7)Что можно сказать о произведении по обложке книги?

 

-Когда жил этот мальчик?

-Где ?

-Почему вы решили что он из деревни?

-А как вы думаете сколько ему лет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Школа

Ответы детей

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнализируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс, ученики, 

 

 

Изучают алфавит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О мальчике ,которого зовут Филлипок

О том что история будет о мальчике. И другие ответы Очень давно .

-В деревне

 Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новыми словами

Беседа

3. Работа с текстом

Итак перед чтением рассказа вам могут встреться неизвестные слова. Давайте их разберём.

-Как вы думаете что такое «слобода, пострелёнок, бедовый ,полы, немой. Найдите их обьяснение в словарике в конце учебника на стр 154.

Прочитайте их.

-А что значит «Подённая работа ,во весь дух, сенцы, украдкой, страсть какой». Давайте проверим правильно ли вы ответили. Посмотрите на доску. Молодцы вы правильно ответили.

 

 

 

 

 

Ученики работают с толк.слов в учебнике

 

 

Ответы детей

Ф

Опрос

Физминутка

Снятие утомляемости

-

Вы наверное устали давайте немного отдохнём. Встаём.

Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. (присесть)
Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)

Выполняют физминутку

Ф

Самоконтроль

Чтение,

анализ произведения

Выработка умения анализировать произведение

Беседа

«Дерево предсказаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающая беседа

Чтение,

анализ произведения.

1 часть

Сейчас я вам буду читать рассказ и буду останавливаться задавать вам вопросы а вы внимательно следите и слушайте. Слушайте внимательно

-Что узнали о Филиппке в самом начале?  

Настоящее имя – Филип. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.

 

 

 

-  Где были родители?

 

 

 

 

-  Что сделал Филиппок, когда бабушка уснула?  Прочитайте.

-  Почему он не стал искать свою шапку, а надел отцовскую?

2 часть

-  Прочитайте, далеко ли была школа?

-  Что случилось по дороге в школу?

-  Почему собаки залаяли

 

 

 

 

 

 

-  Представьте себя на месте Филипка.  Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

-  Подумайте, что было   дальше?

-  Как поступили бы вы?

-  Узнаем, как поступил Филиппок.

3 часть

-  Кто помог Филипку?  Мужик отогнал собак.

-  Как он назвал Филипка?  пострелёнок

-  Какое чувство испытал Филипок на пороге школы?

-  Почему?

-  Какие сомнения были у Филипка?  Прочитайте.

 

 

4 часть

-  Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?  

 

 

 

 

-  Что он сделал, когда вошёл?  Снял шапку.

-  Почему?

  О чём это говорит ?

 

-  Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал?

-  Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.  

-  Почему же он заплакал?

 

 

5 часть

-   Кто поддержал Филипка?  

-  Что они рассказали о Филипке?  Прочитайте.

6 часть

-  Когда же осмелел Филипок

-   За что похвалил

 

 

 

-  Как о себе говорит Филипок?

 

 

 

-  Зачем он так сказал учителю?

 

 

 

-  Каков же Филипок?    Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.

-  Что изменилось в жизни Филипка?  

-   Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?

-   Был ли такой мальчик Филипок?

Работа над жанром

-А как вы думаете как называется жанр это произведения?

- Правильно, жанр этого произведения так и называется - быль.

Быль -  это то, что было в действительности в жизни.

-  Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём   будет произведение?

-  Мы познакомились с былью Л. Н.  Толстого и узнали кто такой Филиппок.  

-  Но впереди нас ещё ждёт открытие: чему же учит это произведение?

-  Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.

-Итак вам нужно будет обьедениться в группы и ответь на вопрос «Чему же учит это произведение?» и написать ответ на листке .А также выбрать лидера ,который будет отвечать от группы. Обьеденяйтесь в группы и приступайте к заданию .

Проверяем.

Итак молодцы вы правильно ответили на вопрос. Садитесь на места

 

Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником.  Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, интересными людьми и приносить пользу, служить во Славу Божию и на славу России!  Грамоте учиться всегда пригодится.  

 

 

 

 

 

 

 

Настоящее имя – Филип. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.

 

Мать ушла на подённую работу.   Отец ещё с утра уехал в лес.

 

 

 

Торопился

 

За селом у церкви

-На него залаяли собаки

Они не знали его, никогда не видели.  А ещё Филипок не шёл, а бежал.  Торопился. Вот что важно!

Страх,испуг

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

Мужик отогнал собак.

 

Пострелёнок

 

страх

Вдруг учитель прогонит.

 

Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.

Его пристыдила баба.  Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.

Снял шапку.

 

Так принято

Мальчик был воспитанный.

 

Напугался

Так напугался, что говорить не мог.  В горле от страха пересохло.

 

Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.

ребята

ответы детей

 

 

Когда учитель похвалил его.

За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.

Я бедовый, я сразу всё понял.  Я страсть какой ловкий!

Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.  

Смелый и честный, добрый и т.д

 

Стал учеником

Да

 

Скорее всего да

Быль

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы детей

 

Ф, Г

Опрос, самостоятельная работа

7.Подведение итогов

(2 мин)

Подвести итоги урока.

 Беседа

 -  Почему Филиппок так стремился в школу?  

 

 

-  Верите ли вы, что Филиппок будет старательным учеником?

-  Почему Толстой написал такой рассказ-быль?

 

-  Чему же учит это произведение?

 


 

 У него было огромное желание учиться

 

Да

 

Хотел показать ,что очень важно учиться

Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником.  Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, интересными людьми и приносить пользу, служить во Славу Божию и на славу России!  Грамоте учиться всегда пригодится.  

 

 Ф

 Устный контроль

8.Домашнее задание

(1 мин)

 

 

Открываем дневники записываем домашнее задание. Вы  должны подготовить пересказ этого рассказа.С.41

Записывают в дневники д/з

Ф

Наюлюдение

9.Рефлексия(2 мин)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

 Беседа

Сегодня на уроке получают оценку 5… 4…

 -Поднимите руку те, кому было легко и интересно на уроке.

-А кому было трудно на уроке?

-Кто вы сегодня у меня?

Все встали ,урок окончен.

 

Высказывают свои впечатления от урока.

Ф

Устный опрос

10.Организационый момент.

-

Беседа

Мне было приятно с вами работать. Все встали ,урок окончен. Все свободны

Прощаются с учителем.

Ф

-