Конспект урока литературного чтения по теме: «С. Я. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"»
Оценка 4.9

Конспект урока литературного чтения по теме: «С. Я. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"»

Оценка 4.9
docx
25.04.2021
Конспект урока литературного чтения по теме: «С. Я. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"»
Литература 2 конспект.docx

 

 

Структура технологической карты урока

Тема урока

«С. Я. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"»

УМК

Школа России. (Горецкий В.Г.)

Цели деятельности педагога

Продолжить знакомить учащихся с творчеством С. Я. Маршака, его стихотворениями "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"», поработать над навыками выразительного чтения, показать красоту русской природы через чтение стихотворений.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные:

- Продолжить знакомить учащихся с творчеством С. Я. Маршака, его стихотворениями "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной";

- Отработать навык выразительного чтения.

Метапредметные:

Регулятивные: - анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: - создавать условия для культуры общения, интереса к урокам литературного чтения, умения выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.

Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений.

Методы и формы обучения

Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

 

 

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодейст-вия

Универсаль-ные учебные действия

Промежуточный контроль

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ангелина Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники и пенал с принадлежностями.

Дети приветствуют учителя и слушают.

Фронтальная

Коммуникативные: приветствие учителя.

Зрительный контакт

 

СТИЦ

- На прошлом уроке вы познакомились с новым разделом. Как он называется? Чему посвящен этот раздел?

 

 

 

 

 

 

 

- Верно, мы начинаем раздел «По страницам детских журналов», где продолжим знакомится с творчеством русских писателей. Для того, чтобы узнать с творчеством какого автора мы сегодня познакомимся, вам нужно отгадать ребус на слайде. Я даю вам минуту подумать…

- Минута закончилась. Итак, с каким автором мы сегодня будем знакомится?

- Правильно! Сегодня мы продолжим знакомимся с творчеством Самуила Яковлевича Маршака, его стихотворениями "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"», и научимся выразительно читать.

Но перед тем, как мы приступим к новой теме урока, я хочу провести небольшую викторину, и проверить ваши знания о данном авторе. Я буду задавать вам вопросы, а вы по поднятой руке будете отвечать:

1.Почему С.Я.Маршака называют «большим другом детей» ?

 

 

 

2.С какими произведениями С.Я. вы знакомы?

 

 

 

 

 

3.Вспомните стихотворение «Кот и лодыри», о чем оно?

 

 

 

- Все верно! Я вижу, что вы помните то, что вы проходили в прошлом году, за что хочу вас похвалить. Вы верно ответили, что С.Я называют «большим другом детей по той причине, что в основном он писал детские рассказы и стихотворения, которые были напечатаны в таких детских журналах, как «Мурзилка», «Весенние воды» и другие.  Сегодня же мы познакомимся с другой стороной автора, с его отношением к природе.

- «По страницам детских журналов»! В нем мы будем знакомится с творчеством авторов, которые печатались в журналах «Мурзилка» и «Весенние воды», а также их стихотворениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- МАРШАК!

 

 

 

 

 

 

- Потому что С.Я.Маршак в основном писал детские произведения!

- «Кот и лодыри», «Усатый-полосатый», «Детки в клетках», «Сказка о глупом/умном мышонке».

- Это стихотворение рассказывает о том, что знания очень важны и без них сегодня никуда.

Фронтальная

 

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Зрительный контакт

Подготовка к восприятию

текста

 

- А кто же такой С.Я., мы сейчас и узнае:

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к — русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист и автор популярных детских книг. Родился 3 ноября 1887 г. в Воронеже. Всю свою жизнь писатель являлся городским жителем: изначально это был Воронеж, затем Петербург, потом Англия, Крым и снова Петербург, но несмотря на это, С.Я. Маршак был тесно связан с природой, он восхищался ее красотами. Любовь к природе начала формироваться у писателя еще в детстве, когда он со своей семьей приезжал в Острогоджск (небольшой городок сельского типа) к своему дяде. Он мог часами сидеть в лесу и наслаждаться пением птиц, шумом листвы и чистым лесным воздухом, именно в такие моменты к нему приходило вдохновение, и он начинал писать небольшие рассказы и стихотворения. В его сборнике «Избранная лирика» собраны около двух тысяч стихов о природе. Хочу отметить, что С.Я писал стихотворения о природе не от лица взрослого, а скорее от лица ребенка, то есть, когда читаешь его стихотворения о природе, невольно складывается ощущение, что повествование ведет ребенок, вы это увидите, когда сегодня мы начнем читать его стихотворения. Также С.Я. Маршак написал немало детских рассказов, таких как: «Сказка о глупом мышонке», «Пудель», «Двенадцать месяцев», и многие другие.

- Я сходила в библиотеку и принесла вам некоторые книги С.Я.Маршака. Я очень рекомендую вам в свободное время сходить в библиотеку, взять некоторые книги и почитать их.

Словарная работа

- А теперь посмотри, какие слова в тексте нам непонятны и неизвестны.

(На доске будут распечатаны термины и их определения, вместе с детьми будем их соотносить).

- У меня на доске представлены слова и их обозначения, но обозначения перепутаны, давайте соотнесем слова с верными определениями.

(Дети по очереди будут выходить к доске и соединять).

Миг спустя – через небольшое количество времени;

Цветник – участок, на котором выращивают декоративные растения;

Росистая – покрытая росой;

Стеклянный дождь – прозрачный, напоминающий стекло;

Стеклянный голос – хрипловатый, повышенный до уровня крика.

- Вот мы с вами познакомились со сложными словами, и теперь, когда мы встретим их в стихотворениях, нам будет легче понять смысл.

Слушают биографию писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дети выходят и объединяют слова, объясняя свой выбор.

Фронтальная

Индивидуальная

Коммуникативные:

уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы;    

   - уметь слушать и услышать других;                                               - уметь излагать свои мысли

Регулятивные:                                - уметь понимать и принимать учебную задачу урока;

 

Зрительный

Правильный устный ответ

Первичное чтение текста.

Проверка первичного восприятия

 

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Гроза днем» вслух, а вы внимательно меня послушаете.

Учитель наизусть читает стихотворение, под фоновую музыку дождя.

- Ребята, какое чувство у вас вызвало данное стихотворение? Я вот представила оживленную улицу, и люди начинают убегать под крыши, чтобы не намокнуть под дождем…

Дети внимательно слушают стихотворения, и высказывают свое впечатление.

 

 

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Регулятивные УУД: принимают и понимают учебную задачу.

Ответ на вопрос

Зрительный контакт

Первичное чтение текста.

Проверка первичного восприятия

 

- Теперь я прочитаю вам стихотворение «В лесу над росистой поляной», вы также меня внимательно послушаете, а после ответите, что вы почувствовали.

Учитель наизусть читает стихотворение, под фоновую музыку леса.

- Ребята, а какое чувство у вас вызвало это стихотворение? Я представила сосновый бор, который находился рядом с моим домом и теплое, летнее солнце, которое согревает меня…

Дети внимательно слушают стихотворения, и высказывают свое впечатление.

 

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Регулятивные УУД: принимают и понимают учебную задачу.

Ответ на вопрос

Зрительный контакт

Повторное чтение.

Беседа по содержанию

-Сейчас я вам предлагаю еще раз самостоятельно прочитать данные стихотворения. Открываем учебники на 110 странице. Сперва мы прочитаем стихотворение «Гроза днем» про себя, а затем вслух.

- Кто прочитал, глазки поднимаем на меня, садимся правильно.

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом.

- Будем читать рассказ по цепочке по четверостишиям.

- Начинаем.

-Закончили, молодцы.

-Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении?

-С помощью какого слова автор помогает нам услышать звуки грозы?

-Найдите в тексте, как стучит дождь.

-Почему ударяют капли дождя?

-С каким настроением надо читать это стихотворение?

- Найдите строчку, которая подтверждает, что гроза была днем?

 

А теперь прочитаем второе стихотворение «В лесу над росистой поляной». Сперва читаем про себя, а затем вслух по четверостишиям.

- Какие воспоминания о лете хочет увезти с собой мальчик? Подтвердите это текстом.

- А почему голос кукушки назван «стеклянным»?

 

 

 

- Если бы вы могли, то как бы вы озаглавили этот стих?

Дети читают стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

- Он сильный, с крупными каплями.

- С помощью слова «грохочет».

- С радостным!

- «по небу голубому…»

 

 

 

- О лесе и о кукушке!

- Потому что у кукушки довольно резкий голос, а так как в лесу на рассвете тихо, то голос птицы на этом фоне звучит громко, и даже немного режуще слух.

- «Тоска», «Время расставания»…

Фронтальная

Словесная

Коммуникативные: уметь слушать и услышать других; отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста

 

Зрительный контакт

Физ. минутка

Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть.

Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами.

«Здравствуй, лес, прекрасный лес

Полный сказок и чудес!

Ты, о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи,

Ты же видишь, мы - свои».

Повторяют за учителем движения

Фронтальная

Практическая

Регулятивные УУД: организация своей деятельности

Правильное выполнение упражнений.

 

Подготовка к выразительному чтению.

  Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание. Выполненим дыхательную гимнастику.

Учитель показывает 3 упражнения: «Ладошки»-разжимаем ладони и делаем вдох, затем сжимаем руки в кулак, делая резкий выдох.

 «Повороты головы»- максимально поворачиваем голову в стороны и делаем резкие выдохи носом.

 «Обними себя»-когда локти находятся друг над другом, то осуществляем резкий выдох носом.

- Молодцы, теперь нам предстоит сложная работа. Мы должны научиться читать выразительно 1ую часть стихотворения.

У вас на партах лежат карточки с текстом, подвиньте их к себе. Сейчас попробуем с вами расставить ноты в четверостишии.

(Ноты обозначены на слайде)

Для начала определим паузы.

В конце текста всегда ставится длинная пауза, обозначим ее одной вертикальной чертой.

Далее прочитаем первую строчку, после каких слов мы будем ставить короткую и среднюю паузы?

- Отлично, дальше работаем также, читаем следующие строчки и расставляем паузы.

- Вот с паузами мы определились, теперь распределим, где у нас будет повышение и понижение голоса.

- Прочитаем первую строчку, в данном четверостишии, у нас в начале всегда будет повышение (стрелочка вверх), а под конец голоса понижается (стрелочка вниз) и тд.

- Теперь давайте поработаем в парах. Прочитайте своему соседу данное четверостишие выразительно с паузами и повышением, понижением голоса. Даю вам 1 минуту.

-Поднимите руки те, кому понравилось, как ваш сосед прочитал.

Учитель работает вместе с детьми. Затем спрашивает 3 человека, прочитать данное четверостишие.

- Теперь прочитаем четверостишие с соблюдениями пауз и повышения, понижения голоса.

(Если у ребенка не получилось, учитель указывает, над чем нужно поработать еще)

- Молодцы, вот мы с вами расставили ноты и попробовали выразительно прочитать четверостишие нашего стихотворения.

Ученики выполняют упражнения за учителем по 8 раз 1 упр.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают внимательно учителя.

 

 

 

 

 

 

Расставляют ноты вместе с учителем и учатся читать выразительно.

 

Фронтальная

Регулятивные УУД: организация своей деятельности

Зрительный контакт

Слуховой

Выразительное чтение.

 - Сейчас мы с вами попробуем прочитать эти стихотворения выразительно. Первое стихотворение у нас будут читать девочки, а второе стихотворение у нас будут читать мальчики. Читать стихотворения вы будете в парах, по одной строчке каждый. Я дам вам минуту, для того, чтобы вы потренировались, поработали в парах и вполголоса прочитали друг другу. А затем мы прочитаем вслух у доски.

- Кто уже готов прочитать выразительно часть стихотворения поднимите руки.

Учитель спрашивает 3-4 ученика, проверяя чтение вслух детей, помогая правильно ставить ударение в словах, помогая правильно читать с интонацией.

-Закончили, молодцы. Мне очень понравилось, как вы читали. Теперь прочитаем второе стихотворение

- Ребята, вы большие молодцы. Я горжусь вами.

Дети выразительно читают стихотворения.

 

 

 

 

Фронтальная Словесная

Практическая

Познавательные УУД: Умение работать с текстом.

Зрительный контакт Умение выразительно и громко читать на класс

Обобщающая беседа

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать нам автор своими стихотворениями?

 

 

- Расскажите, а что вы делаете для сохранения природы?

- Автор хотел показать нам красоту природы, напомнить нам, природа – это наш дом, и что нам нужно ее беречь.

 

 

Словесная

Фронтальная

Личностные УУД: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя.

 Итог урока. Рефлексия

 

-Вот и подходит к концу наш урок.

- С каким автором и какими стихотворениями мы сегодня познакомились?

 - Чему мы сегодня научились на уроке?

Рефлексия:

У вас на столах лежат капля дождя и лучик солнца. Сейчас мы с вами создадим небольшое панно. Оно у меня разделено на две части: верхнюю и нижнюю. Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, если вы удовлетворены своей работой на уроке, то вы прикрепите лучик солнца на верхнюю часть панно к диска солнцу; если же вы не удовлетворены своей работой на уроке, то прикрепите каплю дождя на нижнюю часть панно под тучей.

(Дети выходят к доске по парам и на клей прикрепляют лучик или каплю, затем учитель подводит итоги).

- мы познакомились с творчеством С.Я.Маршака и его стихотворениями «Гроза днем» и «В лесу….»

- научились читать выразительно читать.

 

Фронтальная

Познавательные УУД:

Извлекать информацию

Коммуникативные УУД:

Обсуждение и формирование своего мнения

Ответы на вопрос.

Домашнее задание

 - Хорошо! А теперь запишем д.з.: стр. 110-111 выразительное чтение.

- Спасибо за урок! Урок окончен!

Записывают домашнее задание в дневники

Фронтальная

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Зрительный контакт

 


 

Структура технологической карты урока

Структура технологической карты урока

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Минута закончилась. Итак, с каким автором мы сегодня будем знакомится? -

Минута закончилась. Итак, с каким автором мы сегодня будем знакомится? -

Все верно! Я вижу, что вы помните то, что вы проходили в прошлом году, за что хочу вас похвалить

Все верно! Я вижу, что вы помните то, что вы проходили в прошлом году, за что хочу вас похвалить

Сказка о глупом мышонке», «Пудель», «Двенадцать месяцев», и многие другие

Сказка о глупом мышонке», «Пудель», «Двенадцать месяцев», и многие другие

Слушают биографию писателя. дети выходят и объединяют слова, объясняя свой выбор

Слушают биографию писателя. дети выходят и объединяют слова, объясняя свой выбор

Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом

Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом

Физ. минутка Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть

Физ. минутка Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть

У вас на партах лежат карточки с текстом, подвиньте их к себе

У вас на партах лежат карточки с текстом, подвиньте их к себе

Теперь прочитаем четверостишие с соблюдениями пауз и повышения, понижения голоса

Теперь прочитаем четверостишие с соблюдениями пауз и повышения, понижения голоса

Расскажите, а что вы делаете для сохранения природы? -

Расскажите, а что вы делаете для сохранения природы? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2021