Структура технологической карты урока
Тема урока |
«С. Я. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"» |
УМК |
Школа России. (Горецкий В.Г.) |
Цели деятельности педагога |
Продолжить знакомить учащихся с творчеством С. Я. Маршака, его стихотворениями "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"», поработать над навыками выразительного чтения, показать красоту русской природы через чтение стихотворений. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: - Продолжить знакомить учащихся с творчеством С. Я. Маршака, его стихотворениями "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"; - Отработать навык выразительного чтения. Метапредметные: Регулятивные: - анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины. Коммуникативные: - создавать условия для культуры общения, интереса к урокам литературного чтения, умения выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений. |
Методы и формы обучения |
Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодейст-вия |
Универсаль-ные учебные действия |
Промежуточный контроль |
Оргмомент |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ангелина Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники и пенал с принадлежностями. |
Дети приветствуют учителя и слушают. |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя. |
Зрительный контакт
|
СТИЦ |
- На прошлом уроке вы познакомились с новым разделом. Как он называется? Чему посвящен этот раздел?
- Верно, мы начинаем раздел «По страницам детских журналов», где продолжим знакомится с творчеством русских писателей. Для того, чтобы узнать с творчеством какого автора мы сегодня познакомимся, вам нужно отгадать ребус на слайде. Я даю вам минуту подумать…
- Минута закончилась. Итак, с каким автором мы сегодня будем знакомится? - Правильно! Сегодня мы продолжим знакомимся с творчеством Самуила Яковлевича Маршака, его стихотворениями "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"», и научимся выразительно читать. Но перед тем, как мы приступим к новой теме урока, я хочу провести небольшую викторину, и проверить ваши знания о данном авторе. Я буду задавать вам вопросы, а вы по поднятой руке будете отвечать: 1.Почему С.Я.Маршака называют «большим другом детей» ?
2.С какими произведениями С.Я. вы знакомы?
3.Вспомните стихотворение «Кот и лодыри», о чем оно?
- Все верно! Я вижу, что вы помните то, что вы проходили в прошлом году, за что хочу вас похвалить. Вы верно ответили, что С.Я называют «большим другом детей по той причине, что в основном он писал детские рассказы и стихотворения, которые были напечатаны в таких детских журналах, как «Мурзилка», «Весенние воды» и другие. Сегодня же мы познакомимся с другой стороной автора, с его отношением к природе. |
- «По страницам детских журналов»! В нем мы будем знакомится с творчеством авторов, которые печатались в журналах «Мурзилка» и «Весенние воды», а также их стихотворениями.
- МАРШАК!
- Потому что С.Я.Маршак в основном писал детские произведения! - «Кот и лодыри», «Усатый-полосатый», «Детки в клетках», «Сказка о глупом/умном мышонке». - Это стихотворение рассказывает о том, что знания очень важны и без них сегодня никуда. |
Фронтальная
|
Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
Зрительный контакт |
Подготовка к восприятию текста
|
- А кто же такой С.Я., мы сейчас и узнае: Самуи́л Я́ковлевич Марша́к — русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист и автор популярных детских книг. Родился 3 ноября 1887 г. в Воронеже. Всю свою жизнь писатель являлся городским жителем: изначально это был Воронеж, затем Петербург, потом Англия, Крым и снова Петербург, но несмотря на это, С.Я. Маршак был тесно связан с природой, он восхищался ее красотами. Любовь к природе начала формироваться у писателя еще в детстве, когда он со своей семьей приезжал в Острогоджск (небольшой городок сельского типа) к своему дяде. Он мог часами сидеть в лесу и наслаждаться пением птиц, шумом листвы и чистым лесным воздухом, именно в такие моменты к нему приходило вдохновение, и он начинал писать небольшие рассказы и стихотворения. В его сборнике «Избранная лирика» собраны около двух тысяч стихов о природе. Хочу отметить, что С.Я писал стихотворения о природе не от лица взрослого, а скорее от лица ребенка, то есть, когда читаешь его стихотворения о природе, невольно складывается ощущение, что повествование ведет ребенок, вы это увидите, когда сегодня мы начнем читать его стихотворения. Также С.Я. Маршак написал немало детских рассказов, таких как: «Сказка о глупом мышонке», «Пудель», «Двенадцать месяцев», и многие другие. - Я сходила в библиотеку и принесла вам некоторые книги С.Я.Маршака. Я очень рекомендую вам в свободное время сходить в библиотеку, взять некоторые книги и почитать их. Словарная работа - А теперь посмотри, какие слова в тексте нам непонятны и неизвестны. (На доске будут распечатаны термины и их определения, вместе с детьми будем их соотносить). - У меня на доске представлены слова и их обозначения, но обозначения перепутаны, давайте соотнесем слова с верными определениями. (Дети по очереди будут выходить к доске и соединять). Миг спустя – через небольшое количество времени; Цветник – участок, на котором выращивают декоративные растения; Росистая – покрытая росой; Стеклянный дождь – прозрачный, напоминающий стекло; Стеклянный голос – хрипловатый, повышенный до уровня крика. - Вот мы с вами познакомились со сложными словами, и теперь, когда мы встретим их в стихотворениях, нам будет легче понять смысл. |
Слушают биографию писателя.
дети выходят и объединяют слова, объясняя свой выбор. |
Фронтальная Индивидуальная |
Коммуникативные: - уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы; - уметь слушать и услышать других; - уметь излагать свои мысли Регулятивные: - уметь понимать и принимать учебную задачу урока;
|
Зрительный Правильный устный ответ |
Первичное чтение текста. Проверка первичного восприятия
|
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Гроза днем» вслух, а вы внимательно меня послушаете. Учитель наизусть читает стихотворение, под фоновую музыку дождя. - Ребята, какое чувство у вас вызвало данное стихотворение? Я вот представила оживленную улицу, и люди начинают убегать под крыши, чтобы не намокнуть под дождем… |
Дети внимательно слушают стихотворения, и высказывают свое впечатление.
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
Регулятивные УУД: принимают и понимают учебную задачу. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт |
Первичное чтение текста. Проверка первичного восприятия
|
- Теперь я прочитаю вам стихотворение «В лесу над росистой поляной», вы также меня внимательно послушаете, а после ответите, что вы почувствовали. Учитель наизусть читает стихотворение, под фоновую музыку леса. - Ребята, а какое чувство у вас вызвало это стихотворение? Я представила сосновый бор, который находился рядом с моим домом и теплое, летнее солнце, которое согревает меня… |
Дети внимательно слушают стихотворения, и высказывают свое впечатление.
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
Регулятивные УУД: принимают и понимают учебную задачу. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт |
Повторное чтение. Беседа по содержанию |
-Сейчас я вам предлагаю еще раз самостоятельно прочитать данные стихотворения. Открываем учебники на 110 странице. Сперва мы прочитаем стихотворение «Гроза днем» про себя, а затем вслух. - Кто прочитал, глазки поднимаем на меня, садимся правильно. - Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом. - Будем читать рассказ по цепочке по четверостишиям. - Начинаем. -Закончили, молодцы. -Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении? -С помощью какого слова автор помогает нам услышать звуки грозы? -Найдите в тексте, как стучит дождь. -Почему ударяют капли дождя? -С каким настроением надо читать это стихотворение? - Найдите строчку, которая подтверждает, что гроза была днем?
А теперь прочитаем второе стихотворение «В лесу над росистой поляной». Сперва читаем про себя, а затем вслух по четверостишиям. - Какие воспоминания о лете хочет увезти с собой мальчик? Подтвердите это текстом. - А почему голос кукушки назван «стеклянным»?
- Если бы вы могли, то как бы вы озаглавили этот стих? |
Дети читают стихотворения
- Он сильный, с крупными каплями. - С помощью слова «грохочет». - С радостным! - «по небу голубому…»
- О лесе и о кукушке! - Потому что у кукушки довольно резкий голос, а так как в лесу на рассвете тихо, то голос птицы на этом фоне звучит громко, и даже немного режуще слух. - «Тоска», «Время расставания»… |
Фронтальная Словесная |
Коммуникативные: уметь слушать и услышать других; отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста
|
Зрительный контакт |
Физ. минутка |
Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть. Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами. «Здравствуй, лес, прекрасный лес Полный сказок и чудес! Ты, о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица? Все открой не утаи, Ты же видишь, мы - свои». |
Повторяют за учителем движения |
Фронтальная Практическая |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Правильное выполнение упражнений.
|
Подготовка к выразительному чтению. |
Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание. Выполненим дыхательную гимнастику. Учитель показывает 3 упражнения: «Ладошки»-разжимаем ладони и делаем вдох, затем сжимаем руки в кулак, делая резкий выдох. «Повороты головы»- максимально поворачиваем голову в стороны и делаем резкие выдохи носом. «Обними себя»-когда локти находятся друг над другом, то осуществляем резкий выдох носом. - Молодцы, теперь нам предстоит сложная работа. Мы должны научиться читать выразительно 1ую часть стихотворения. У вас на партах лежат карточки с текстом, подвиньте их к себе. Сейчас попробуем с вами расставить ноты в четверостишии. (Ноты обозначены на слайде) Для начала определим паузы. В конце текста всегда ставится длинная пауза, обозначим ее одной вертикальной чертой. Далее прочитаем первую строчку, после каких слов мы будем ставить короткую и среднюю паузы? - Отлично, дальше работаем также, читаем следующие строчки и расставляем паузы. - Вот с паузами мы определились, теперь распределим, где у нас будет повышение и понижение голоса. - Прочитаем первую строчку, в данном четверостишии, у нас в начале всегда будет повышение (стрелочка вверх), а под конец голоса понижается (стрелочка вниз) и тд. - Теперь давайте поработаем в парах. Прочитайте своему соседу данное четверостишие выразительно с паузами и повышением, понижением голоса. Даю вам 1 минуту. -Поднимите руки те, кому понравилось, как ваш сосед прочитал. Учитель работает вместе с детьми. Затем спрашивает 3 человека, прочитать данное четверостишие. - Теперь прочитаем четверостишие с соблюдениями пауз и повышения, понижения голоса. (Если у ребенка не получилось, учитель указывает, над чем нужно поработать еще) - Молодцы, вот мы с вами расставили ноты и попробовали выразительно прочитать четверостишие нашего стихотворения. |
Ученики выполняют упражнения за учителем по 8 раз 1 упр.
Слушают внимательно учителя.
Расставляют ноты вместе с учителем и учатся читать выразительно.
|
Фронтальная |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Зрительный контакт Слуховой |
Выразительное чтение. |
- Сейчас мы с вами попробуем прочитать эти стихотворения выразительно. Первое стихотворение у нас будут читать девочки, а второе стихотворение у нас будут читать мальчики. Читать стихотворения вы будете в парах, по одной строчке каждый. Я дам вам минуту, для того, чтобы вы потренировались, поработали в парах и вполголоса прочитали друг другу. А затем мы прочитаем вслух у доски. - Кто уже готов прочитать выразительно часть стихотворения поднимите руки. Учитель спрашивает 3-4 ученика, проверяя чтение вслух детей, помогая правильно ставить ударение в словах, помогая правильно читать с интонацией. -Закончили, молодцы. Мне очень понравилось, как вы читали. Теперь прочитаем второе стихотворение - Ребята, вы большие молодцы. Я горжусь вами. |
Дети выразительно читают стихотворения.
|
Фронтальная Словесная Практическая |
Познавательные УУД: Умение работать с текстом. |
Зрительный контакт Умение выразительно и громко читать на класс |
Обобщающая беседа |
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать нам автор своими стихотворениями?
- Расскажите, а что вы делаете для сохранения природы? |
- Автор хотел показать нам красоту природы, напомнить нам, природа – это наш дом, и что нам нужно ее беречь.
|
Словесная Фронтальная |
Личностные УУД: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. |
Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя. |
Итог урока. Рефлексия
|
-Вот и подходит к концу наш урок. - С каким автором и какими стихотворениями мы сегодня познакомились? - Чему мы сегодня научились на уроке? Рефлексия: У вас на столах лежат капля дождя и лучик солнца. Сейчас мы с вами создадим небольшое панно. Оно у меня разделено на две части: верхнюю и нижнюю. Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, если вы удовлетворены своей работой на уроке, то вы прикрепите лучик солнца на верхнюю часть панно к диска солнцу; если же вы не удовлетворены своей работой на уроке, то прикрепите каплю дождя на нижнюю часть панно под тучей. (Дети выходят к доске по парам и на клей прикрепляют лучик или каплю, затем учитель подводит итоги). |
- мы познакомились с творчеством С.Я.Маршака и его стихотворениями «Гроза днем» и «В лесу….» - научились читать выразительно читать.
|
Фронтальная |
Познавательные УУД: Извлекать информацию Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения |
Ответы на вопрос. |
Домашнее задание |
- Хорошо! А теперь запишем д.з.: стр. 110-111 выразительное чтение. - Спасибо за урок! Урок окончен! |
Записывают домашнее задание в дневники |
Фронтальная |
Познавательные УУД: умение структурировать знания. |
Зрительный контакт |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.