Конспект урока литературного чтения Тема: Сказка Х.-К. Андерсена «Огниво". 2 класс, «Школа России».
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказка Х.-К. Андерсена «Огниво". 2 класс, «Школа России».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
04.06.2024
Конспект урока литературного чтения  Тема: Сказка Х.-К. Андерсена «Огниво". 2 класс, «Школа России».
Конспект урока литературного чтения Тема: Сказка Х.-К. Андерсена «Огниво". 2 класс, «Школа России».
конспект урока чтения 2 класс.docx

Частное общеобразовательное учреждение "ШКОЛА " ТАЛАНТ"

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

литературного чтения

Тема: Сказка Х.-К. Андерсена «Огниво".

2 класс, «Школа России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Евстигнеева Елена Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск , 2024

 

Цель: познакомить учащихся со сказкой  Х.К.Андерсена  «Огниво»;

развивать навыки беглого выразительного чтения;

поддерживать интерес к детской зарубежной литературе.

 

Задачи:

1. Создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о сказках Х.К.Андерсена.

2. Создать условия для развития читательских способностей: умения  определять героев произведения, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие.

3. Способствовать воспитанию стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся.

 

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности

 

Оборудование:

• выставка книг с авторскими сказками отечественной и зарубежной литературы.

• портрет писателя

• карточки со словами, с заданиями ( для групповой работы, для речевой разминки)

• рисунки сказочных героев; раскраски – рисунки , эпизоды сказки «Огниво»

• цветные карандаши

 

Ход урока:

 

1.      Организационный  момент.

-Сегодня у нас на уроке много гостей. Поприветствуем их.

   Улыбнулись друг другу. Начинается наш урок литературного чтения.

 

2.      Актуализация опорных знаний.

А)  (У доски выставка детских книг)

.. Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» (в переводе К. Чуковского)

В. Гауф  «Маленький Мук» (перевод с немецкого  М. Салье)

Шарль Перро «Мальчик с пальчик»

Д.Н.Мамин –Сибиряк «Серая шейка»

М.Фадеева «Приключения Петрушки и Тузика»

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

П.Бажов  «Серебряное копытце»

А.Барто « Вовка добрая душа»

Б.Заходер «Серая Звездочка»

Х. К. Андерсен «Снежная королева», «Дюймовочка», «Огниво»

                          «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди»

Рассмотрите внимательно  выставку книг и скажите, что у них общего?(жанр – сказки) И есть ли среди них «лишняя»?  ( сказки, кроме   книги А.Барто )

 (Все сказки авторские- есть автор)

(уберу «лишнюю») – Можно ли оставшиеся книги разбить на две группы?

(Можно, отечественные и зарубежные)

- В чем разница, как это понять – зарубежные? (написаны на другом языке)

 - Благодаря кому мы смогли познакомиться с этими сказками?

 -  Знаете ли вы писателей переводчиков?

(Б.Заходер – о Винни пухе, К.Чуковский – Том Сойер М.Твена, С.Маршак  - Киплинга  и Приключения Чиполлино и др. »

Б)- Сегодня мы будем знакомиться с сказкой,  переведенной для русских читателей  с датского языка очень талантливым переводчиком –Анной Васильевной Ганзен. Её переводы до сих пор считаются образцовыми, лучшими.

- Как вы думаете, кто автор нашей сказки сегодня? На нашей выставке несколько сказок этого сказочника.  (Х.К.Андерсен)

-Почему вы любите слушать и читать сказки?

-Чем.отличается сказка от других произведений? (главное в сказке- вымысел, фантазия)

 

Для чего нужны нам сказки? (Рассказывает подготовленный заранее ученик)
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

3.      Речевая разминка:( карточки у учеников)

 Король на корону копейки копил,

Дам вместо короны корову купил.

А этот король на корону копил,

Да вместо коровы корону купил. (В.Бахревский)

4.      Знакомство  с жизнью и творчеством  Х. К. Андерсена

— Значит, какова тема нашего сказочного урока?

 -Конечно, нет ничего интереснее сказок. Вот и сегодня мы вспомним любимые сказки замечательного писателя из Дании.

(Зачитаю  отрывок из стихотворения Андерсена о Дании).

-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

• вспоминать сказки Х.К.Андерсена

• отвечать на вопросы

• находить в тексте нужные отрывки

• думать, делать выводы

-Что вы знаете об авторе? (презентация)

 

 

Материал для учителя:

 Ганс Христиан Андерсен (1805–1875) – датский  писатель, сказочник, сценарист, поэт.

Родился в семье бедного сапожника(башмачника) и прачки. Часто болел.  Почти не общался с детьми. После смерти отца –работал на фабрике, но в 1819 году отправился в столицу- Копенгаген, за мечтой – стать артистом детского театра. Некоторое время очень бедствовал, но у юноши появились покровители : профессор  консерватории Сибони,  композитор Вейзе, поэт Гольдберге. При их содействии Андерсен поступил в театральное училище и продолжил образование. Еще во время учёбы  обратил на себя внимание несколькими стихотворениями. В 1828 году при поступлении в университет его имя уже было известно. Много путешествовал и писал стихи, целый ряд произведений. В 1830 году вышел сборник его стихов.

Андесен писал также драматические произведения и оперы, пьесы для театра.

В 1835г. в свет вышли «Сказки, рассказанные детям». Он даже не представлял, что именно сказки- столь несолидный , «несерьёзный» жанр- сделает его всемирно известным. Он считал их всего лишь развлечением, «милыми пустяками», не имеющими особой литературной ценности. Андерсен написал 170 сказок и стал сказочником номер один в мире! Еще при жизни писателя ему был поставлен в Копенгагене памятник и перевели его сказки на 15 языков мира. А после его смерти – на все языки мира! 2 апреля (день рождения Андерсена) стал Всемирным днем детской книги, премия Андерсена считается высшей наградой для детского писателя или детского иллюстратора (присуждается 1 раз в два года).

 

·                    (-Однажды в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: "Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену",и отнёс тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила её адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необычного человека)

 

5.      Работа с отрывком из сказки «Огниво» по учебнику.

(Чтение цепочкой отрывков- учитель раздает фишки- монеты, как в сказке трех видов.(медные, серебряные, золотые. Эти монеты  помогут оценить работу на уроке ученика)

Физминутка.

- Сказка даст нам отдохнуть

  Отдохнем и снова в путь! (на  доске - сказочные герои сказок Г.Х.Андерсена6 ласточка, балерина, Русалочка)

(Ласточки уже летят к нам из теплых краев – помашем крыльями, поможем им)

(Поплаваем, как Русалочка- руками движения и спиной. Покружимся,  как Балеринка)

 

6.      Анализ прочитанного:

·                    - Кто же являлся главным героем сказки? (солдат, ведьма, король, собаки.)

(На партах ребят лежат листочки)

По группам – Выберите и подчеркните слова, подходящие к характеристике:

1 группа – солдата;

2 группа – ведьмы

3 группа – короля

 

солдат

король

ведьма

Бравый, находчивый, целеустремленный , безобразная, строгий, ответственный, старая, смекалистый, добрый, трусливый, ненадежный. Хитрый, хитрая, злой, исполнительный

_________________

Бравый, находчивый, целеустремленный , безобразная, строгий, ответственный, старая, смекалистый, добрый, трусливый, ненадежный. Хитрый, хитрая, злой, исполнительный

____________________

Бравый, находчивый, целеустремленный , безобразная, строгий, ответственный, старая, смекалистый, добрый, трусливый, ненадежный. Хитрый, хитрая, злой, исполнительный

_______________

 

·                    Представители от группы зачитывают выбранные ими  слова- характеристику героя.

·                    Давайте восстановим ход сказки по иллюстрациям (работа у доски – рисунки для раскрасок к сказке « Огниво»).  (Картинный план сказки)

 

7. .. -Чему учит  эта сказка Х.К.Андерсена? Какая главная мысль сказки?

- Выберите пословицу,  которая подходит к этой сказке.

- Друг познаётся в беде.

- На чудо надейся, да сам не плошай.

- Деньги, как вода, бегут незнамо куда.

- Денег нет, зато голова цела.

- Старый друг лучше новых  двух.

    -  ( Находчивость и смекалка выручат в трудной ситуации.

И деньги могут быстро закончиться. Главное не унывать)

 

Итог урока.

 

-Сегодня мы хорошо  поработали. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока?

• вспомнили сказки?

• отвечали на вопросы?

• находили в тексте сказки нужные отрывки?

• думали, подводили итоги?

-Кому ещё захотелось почитать сказки Андерсена?

 

Читайте сказки Андерсена!

Рефлексия:

 

1)     Кого встретил солдат на дороге? (Ведьму.)

2)     На чём сидит собака в каждой комнате подземелья? (На сундуке.)

3)     Что нужно было солдату принести ведьме из подземелья? (Огниво.)

4)     Отдал ли солдат огниво ведьме или нет? (Не отдал.)

5)     Какие деньги находятся в сундуке третьей комнаты? (Золотые.)

6)     На боку солдата висела сабля, а что находилось за спиной солдата? (Ранец.)

7)     Какого размера глаза у первой собаки? (Словно два чайных блюдца.)

8)     Куда шёл солдат с войны? (Домой.)

9)     Где находился вход в подземелье? (В дупле дерева.)

10) Сколько собак было в подземелье? (Три собаки.)

11) В подземелье, в котором оказался солдат, светло или темно?

(Светло, там днём и ночью горят сотни памп.)

 

 

 

 

Домашнее задание:

·      Перечитать сказку «Огниво».

·      Раскрасить иллюстрацию к сказке и рассказать этот эпизод сказки.

·      Вспомнить сказки Г. Х. Андерсена – решить кроссворд,

 

 

https://ped-kopilka.ru/images/ris3(2).jpg

Вопросы кроссворда

По горизонтали: 4. Какие по жанру литературные произведения особенно любил сочинять Г. Х. Андерсен? 6. Птичка, которая своим чудесным пением спасла китайского императора от смерти. 8. Имя девочки, которая родилась в бутоне цветка. 10. Сказка о глупой принцессе, которую наказал бедный, но умный принц. 11. Волшебный предмет Оле-Лукойе.

По вертикали: 1. Птичка — верная подруга Дюймовочки. 2. Сказка о необыкновенном серебряном цветке с золотым сердцем и жаворонке, которые погибли в неволе. 3. Красивая птица, в которую превратился гадкий утенок. 5. Мальчик, сердце которого от злого волшебства превратилось в кусочек льда. 7. Волшебнй предмет, который смастерил для Принцессы Свинопас. 9. Героиня сказки «Дикие лебеди».

 

 

 

           

        Используемая литература:

1.                 Сборники сказок Г.Х.Андерсена

2.                 Художественные книги авторских сказок ( русских и зарубежных писателей)

3.                 Карточки для речевой разминки (Скороговорка)

4.                 Карточки для групповой работы учащихся

5.                 Рисунки для раскрасок (сказка Андерсена «Огниво»)

6.                 Кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена

(Сборник В.Волиной «Пословицы. Поговорки. Ребусы»)

 

Интернет-источники:

1.                      Сайт - «ВикипедиЯ», статья «Андерсен, Ханс Кристиан» https://ru.wikipedia.org/wiki

2.      Сайт - «Биограф», статья «Ганс Кристиан Андерсен

https://biographe.ru/znamenitosti/gans-andersen

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Частное общеобразовательное учреждение "ШКОЛА "

Частное общеобразовательное учреждение "ШКОЛА "

Ц ель: познакомить учащихся со сказкой

Ц ель: познакомить учащихся со сказкой

В. Гауф «Маленький Мук» (перевод с немецкого

В. Гауф «Маленький Мук» (перевод с немецкого

Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает,

Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает,

Материал для учителя: Ганс

Материал для учителя: Ганс

Отдохнем и снова в путь! (на доске - сказочные герои сказок

Отдохнем и снова в путь! (на доске - сказочные герои сказок

Друг познаётся в беде. - На чудо надейся, да сам не плошай

Друг познаётся в беде. - На чудо надейся, да сам не плошай

Домашнее задание: · Перечитать сказку «Огниво»

Домашнее задание: · Перечитать сказку «Огниво»

Волшебнй предмет, который смастерил для

Волшебнй предмет, который смастерил для

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказка Х.-К. Андерсена «Огниво". 2 класс, «Школа России».

Конспект урока литературного чтения  Тема: Сказка Х.-К. Андерсена «Огниво". 2 класс, «Школа России».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2024