Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки
Оценка 5

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Оценка 5
doc
29.11.2019
Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки
конспект урока по литературному чтению 3 класс.doc

МОУ «СОШ №8»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

по литературному чтению

в 3 классе УМК «Школа России»

И. Крылов «Мартышка и Очки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Прокопова Лидия Ивановна

 

 

 

 

 

 

2019 уч. год

 

 

 

Тема:   И. Крылов «Мартышка и Очки»

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Мар­тышка и Очки»; учить  читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Метапредметные:

познавательные: осмысливают понятия - иносказание, наставление;

Работают с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеристика героев басни; понимание нравоучения); осуществляют поиск необходимой информации в книге;

регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью знаковой системы;

коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре (распределение обязанностей, умение договориться о совместных действиях).

Личностные: понимают нравственные уроки, которые дает басня; анализируют причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делают на основе этого выводы.

Оборудование: презентация, портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Мартышка и Очки»; карточки

Ход урока

 

I. Организационный момент

 

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Быстренько проверь, дружок:
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?

II. Актуализация знаний

 

1  Речевая разминка

та          то           те            ти           ту

рта       рто          рте         рти          рту

врта    врто       врте         врти       врту

аврта  оврто     еврто      иврто     уврту

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Проверка домашнего задания

Восстанови последовательность событий в сказке.

- К какому литературному жанру относится это произведение? Какие литературные жанры вам ещё знакомы?

 

Викторина.

Отгадай. К какому литературному жанру относятся эти произведения? Кто автор?

1    -Мы с тобой шли?

-         Шли.

-         Кожух нашли?

-         Нашли.

-         Где он?

-         Что?

-         Кожух.

-         Какой?

-         Мы с тобой шли?(докучная сказка)

2 Белый снег, пушистый

   В воздухе кружится

   И на землю тихо

    Падает, ложится.  (стих, Иван Захарович Суриков)

 

3  Солнышко, покажись!

    Красное, снарядись!      (русская народная песенка)

 

4    - Мы воров не боимся, - говорит Шура.

      - Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.

      - И тигров не боимся, - говорит Шура   

       (рассказ,Е. Чарушин Страшный рассказ)

 

5    Помертвело чисто поле,

      Нет уж дней тех светлых боле,

      Как под каждым ей листком

      Был готов и стол, и дом.    (басня, Стрекоза и муравей. И. А. Крылов)

III Сообщение темы и цели урока

У нас в классе есть выставка книг. Рассмотрите эту выставку.

Что можете рассказать об этой выставке.

Как вы считаете, о творчестве какого писателя мы будем говорить на уроке?

Что он писал?

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

(Дети определяют тему и цели урока)

И. Крылов «Мартышка и Очки»

IV Изучение нового материала

- Что же такое басня?

Вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие

- Кто первым начал писать басни?

         Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным.

      Такой литературный прием называется аллегорией.(иносказание)

      Что такое аллегория? (Иносказание.)

      Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

      «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»  И.А. Крылов

1  Работа по учебнику.

Чтение текста о Крылове

- В чём секрет басен Крылова? Обсудите с другом.

- В каких источниках можно найти информацию о Крылове? К следующему уроку можно подготовить информацию о Крылове.

2 Первичное знакомство с басней Крылова «Мартышка и Очки»

- Перед тем, как прослушаете басню, проведем словарную работу.

Словарь

Дюжина –   12

Полдюжины –  6 штук

Темя –  верхняя часть головы

Нанижет – оденет подряд на нитку

Нет проку – нет толку

Невежда – необразованный  человек

К худу клонит – к плохому клонит

Невежа – грубый, невоспитанный человек

Прослушивание басни «Мартышка и Очки» в аудиозаписи

—  Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. (Предположения детей.)

—  Обратите внимание на те действия, которые соверша­ла Мартышка с Очками. (Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.)

—  Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)

V. Физкультминутка

Лучшие качели — гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны!

Кто весь век качается,

Да-да-да!

Тот не огорчается

Ни-ког-да!

 

4 Подготовка к чтению басни

- Как нужно читать эту басню? Почему?

(Начало – медленно, как сказку.

Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.

Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.

Мораль – поучительно, медленно)

5 Работа по учебнику.

Чтение басни детьми (читают про себя, помечают карандашом непонятные для них слова, объяснение лексического значения слов)

Выразительное чтение басни.

6 Анализ басни

 

—  Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

—  Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не по­могли.)

—  В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.)

—  Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и объясняют ее, как понимают.)

—  Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догада­лись, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, можно догадаться, что высмеивается человек-невежда!)

—  Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? (Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — необразованный, малосведущий, безграмотный человек.)

VI Закрепление изученного материала

 1 Работа в парах

Выберите нравственные  качества человека,

которые высмеивает  И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки» (подчеркни)

 

самоуверенность                ложь                            лень

неблагодарность                жадность                 глупость

скупость                                 эгоизм                        невежество

зазнайство                            хвастовство                назойливость   

2 Обсуждение

3 Сообщение ученика (ранее подготовленное)

Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь. 

VII Итог урока.

-        Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?

-        Нужно ли изучать басни? Чему учит басня «Мартышка и Очки»?

         Закончить урок мне хочется так: Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание". Сенека.

 VIII Домашнее задание. Выучить басню Крылова наизусть. (по выбору)

Рефлексия

Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.

 Урок был для меня:

 интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный

 

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Крылова и очки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2019