Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
13.12.2017
Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"
Представляю модель урока с использованием инновационных технологий в аспекте требований ФГОС. На уроке применяются технологии проблемного обучения, ИКТ, исследовательские методы обучения, работа в парах и группах. Учащиеся становятся активными участниками учебного процесса. самостоятельно добывают новые знания, строят гипотезы, делают выводы. оформляют их в кластерыТехнологическая карта урока окружающего мира по теме " Полезные ископаемые"
урок Полезные ископаемые.doc
Предмет  Класс Учитель УМК Тема урока Цели урока Методическая разработка урока окружающего мира  в начальной школе Окружающий мир 4  Кутьина Ирина Николаевна Школа России Полезные ископаемые 1. Образовательные: ­ сформировать понятие «полезные ископаемые»,  ­   познакомить   с   разнообразием   полезных   ископаемых,  со   способами   их   добычи   и использования,   с   полезными   ископаемыми,   которые   добываются   в   родном   крае, показать важность рационального их использования; 2. Развивающие: ­ продолжить развитие экологического мышления,  исследовательских умений,   ­развивать умения выделять главное в тексте, умения читать карту, пользоваться условными знаками наиболее распространённых полезных ископаемых; ­   развитие   внимания,   умения   действовать   по   алгоритму,     анализировать,   делать выводы; ­ развитие способности к рациональной организации своего труда и рабочего места; 3. Воспитательные: ­ формирование интереса к  изучаемому материалу; ­ воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них,  интерес к профессии геолога. ­   воспитание   чувства   взаимоуважения,   взаимовыручки,   самостоятельности, усидчивости Предметные Метапредметные  Личностные Планируемый результат       примеры ископаемых ­различать   на   основе наблюдений,   с   помощью учебного иллюстраций, текста   полезные ископаемые;  ­приводить полезных   разного вида; ­описывать, характеризовать   изученные полезные ископаемые, называя   их   существенные признаки, описывая особенности внешнего вида ­различать   на   физической карте с помощью окраски и условных   знаков   залежи разных полезных ископаемых; ­определять   с   помощью наблюдений   и   опытов свойства полезных ископаемых; ­   использовать   условные знаки для обозначения  полезных ископаемых; ­находить   и   показывать   на карте   залежи   полезных ископаемых;               место свою ­организовывать готовить деятельность, для рабочее выполнения   разных   видов работ (наблюдений,  практической   работы   с коллекцией полезных ископаемых; ­принимать   (ставить)   учебно­ познавательную   задачу   и сохранять   её   до   конца учебных действий; ­планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с познавательными, практическими, экспериментальными задачами; ­действовать согласно составленному плану, а также по   инструкциям   учителя   или данным в учебнике, в рабочей тетради; ­контролировать   выполнение действий, вносить коррективы необходимые   решаемыми   учебно­   учебно­             ­положительное  отношение к процессу  обучения, к  приобретению знаний и умений, стремление  преодолевать  возникающие  затруднения; ­готовность оценивать  свой учебный труд,  принимать оценки одноклассников,  учителя;  ­осознание себя как  индивидуальности и  одновременно как  члена общества с  ориентацией на  проявление доброго  отношения к людям,  уважения к их труду,  на участие в  совместных делах, на  помощь людям, в том  числе сверстникам; ­осознание себя как  гражданина своего  Отечества, обретение  чувства любви к  родной стране, к её Материально­техническое  обеспечение 1.Компьютер, мультимедийный проектор. 2. Презентация к уроку. 3.Инструктивные карточки для  работы в группах. 4. Карточки ­ тесты 5. Коллекция полезных ископаемых 6. Физическая карта России Технологическая карта  ЭЭтап урока Содержание заданий  ( для обучающихся)  1. Организа ционный  этап. Создание коллаборативной среды. Учитель   кидает   мяч   и   говорит пожелание, учащиеся по очереди говорят тоже пожелания друг другу. деятельности   формы Виды   учащихся, организации работы Учащиеся   по   очереди говорят     пожелания   друг другу. Планируемые результаты УУД Предметные    УУД, Виды характеристики Личностные:  ­ выражать положительное отношение   к   процессу познания, коммуникативные: проявлять 2.  Введение  в тему  урока. 3  Актуализ ация  знаний     д/з: Сегодня у нас необычный урок –  исследование «Кладовые Земли», на  котором вы сможете попробовать себя в  роли людей, занимающихся изучением и  поиском природных богатств Земли. Для того, чтобы узнать как называется эта  профессия, давайте разгадаем ребус: Г+ ,КОЛОС, + Г Правильно! Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их.  И на нашем необычном уроке вы  становитесь  геологами.  В ходе наших  исследований мы составим кластер  Кладовые Земли Проверка изыскания   Метод   «Незаконченные   предложения» (тест открытого типа) Закончи предложения: 1. К природным богатствам относятся … ( книги,   игрушки,   минералы, одежда и обувь) 2. К природным богатства не относятся …  (воздух, почва, вода, завод) 3. Минералы различаются ...  ( по цвету, запаху,   твердости,  прочности) 4.   Самый   твердый   минерал   …   (гранит, тальк, алмаз) 5.     Самый   мягкий     минерал   …(гранит, тальк, алмаз) 6. На каком топливе работает двигатель предварительные Разгадывают отвечают на вопрос   ребус, Знать: что такое ребус Уметь: ребусы  разгадывать Коллективная работа Отвечают на вопросы  теста Знать:  что   такое природные   богатства, иметь   представление   о разнообразии горных   минералов, свойства минералов Уметь: описывать,  характеризовать  изученные минералы и основные пород     доброжелательное отношение к партнёрам. Личностные: стремление преодолевать возникающие затруднения Личностные: стремление к саморазвитию,   желание открывать новое знание,   регулятивные: проявлять  познавательную  инициативу в учебном  сотрудничестве; познавательные  осознавать  познавательную задачу,  целенаправленно   слушать (учителя,  одноклассников), решая  её; автомобиля,   атомного   ледокола?   Чем вымощены   дороги?   Из   чего   сделаны украшения?   Где   человек   взял необходимые   ему   в   быту   материалы? Какие   свойства горных пород человек научился использовать? 7. Горные породы  и минералы, которые человек     в   своей хозяйственной   деятельности,   называют … ( полезные ископаемые;               камни; вода).   использует   Что   мы   будем   сегодня   изучать? (полезные ископаемые) Коллективная работа Высказывают мнения  теме и  цели урока. 4.Мотива ция к  учебной  деятель­ ности 5. Откры­ тие  нового А) Постановка проблемы. Ребята, что бы вы хотели узнать о  полезных ископаемых? Какими бывают полезные ископаемые?   Б) Поиск решения проблемы Каким образом мы будем искать ответ на этот вопрос? (Высказывания детей) Выбирают источники  информации, высказывая  свое мнение Знать:  полезных ископаемых, свойства Уметь:  различать   на основе наблюдений виды  полезных ископаемых,  описывать изученные   коммуникативные: ­ слушать и понимать  речь других; Личностные:  ставить учебно­познавательную задачу  регулятивные: принимать   и   сохранять учебную задачу;  познавательные: осознавать познавательную задачу,  коммуникативные: участвовать   в   диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения Личностные: положительное отношение   к   процессу обучения регулятивные: проявлять познавательную полезные   ископаемые, называя их существенные признаки,   особенности внешнего вида; определять   с   помощью наблюдений   и   опытов свойства   полезных ископаемых, использовать   условные знаки   для   обозначения полезных ископаемых; находить и показывать на карте   залежи   полезных ископаемых, выполнять простые опыты   по   изучению свойств   полезных ископаемых,   соблюдая технику   безопасности, пользуясь   простейшим оборудованием,   делать выводы   по   результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме     В) Исследовательская работа в  группах Проведем исследовательскую работу с  помощью инструктивной карточки.         Инструктивная карта Название полезного ископаемого  ________________________________ Твердое или жидкое  ___________________________________ Цвет_______________________________ Плотное или рыхлое (или пластичное)  _________________________ Прозрачное или непрозрачное  __________________________________ Горючее или негорючее  ___________________________________ Применение ( в строительстве, топливо,  для получения металлов)  ___________________________________ ______________________________ Г) Проверка самостоятельной  работы Давайте   проверим,   как   вы   выполнили работу?  ( выступления командиров) По ходу выступлений заполняется схема на доске и в тетрадях   (Т с.34 №11) Д) Обобщение. Какие бывают полезные ископаемые? Вывод:   Полезные   ископаемые   бывают твердые, газообразные. (кластер)  ­ Полезных ископаемых очень много, но сегодня   мы   взяли   именно  эти,  почему? (они есть в нашем крае) Давайте нанесем   жидкие,   Групповая работа по  изучению свойств  полезных ископаемых.  Дети рассматривают  полезное ископаемое,  изучают его свойства,  обобщают, делают вывод.  Заполняют инструктивную  карту. Командиры   групп   докла­ дывают   о   своих   исследо­ ваниях,     дети   заполняют схему   в   тетрадях   и   на доске, обобщают и делают вывод             Кластер Виды   полезных ископаемых е и к д и Ж е ы н з а р б о о з а Г инициативу   в   учебном сотрудничестве; осуществлять самоконтроль; познавательные:  читать   и   понимать учебные задания, следовать инструкциям;       коммуникативные: планировать и согласованно   выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия   друг   друга, уметь   договариваться, дискуссию, вести   правильно выражать свои   мысли   в   речи, уважать   в   общении   и сотрудничестве партнёров   и   самого себя;    дополнять информационные   готовые условные знаки на карту объекты (кластер) е ы д р е в Т Командиры   групп   докла­ дывают   о   своих   исследо­ ваниях,     дети   заполняют схему   в   тетрадях   и   на доске, обобщают и делают вывод Отвечают   на   проблемный вопрос,   наносят   условные знаки на карту Дети   выдвигают   гипотезу, читают   текст   в   учебнике, проверяют свое решение Дети физминутку под музыку выполняют     Дети самостоятельно ставят   новую   учебную задачу. Смотрят презентацию,   отвечают   на    как   находят Знать: полезные ископаемые Уметь:  делать   выводы по результатам   Личностные: стремление к саморазвитию,   желание открывать новое знание,   Физминут ка   Бывают   ли Проблемный   вопрос: бесполезными? ископаемые Высказывания детей, проверка гипотезы: чтение статьи в   учебнике с. 83.   Молодцы!   Но   геологи   должны   быть   не только   умными,   но   и   физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской   деятельности     и проведем физминутку Постанов ­ка новой  учебной  задачи  Обозначение проблемы Что теперь хотите узнать?  Как находят полезные ископаемые?   Поиск решения Чтобы   ответить   на   этот   вопрос, посмотрим презентацию  Вывод:    в Полезные   ископаемые   находят   экспедициях, людям помогают растения, собаки, спец. приборы  ( кластер)   поставленный вопрос, делают вывод, продолжают заполнять кластер исследования новые способы действия, Постанов ­ка новой  учебной  задачи Обозначение проблемы Что мы еще не знаем?  Как добывают полезные ископаемые.   Поиск решения. Работа с учебником Работа   в   парах.   Прочитайте   статью   в учебнике.   С.85­86   и   выполните   задание 13 в тетради   Вывод:  Полезные   ископаемые   добывают   в шахтах. в карьерах, в скважинах  ( кластер) Дети   самостоятельно   в парах   работают   по учебнику, находят нужные выполняют сведения, задание   тетради, обобщают и делают вывод   в   Знать:  способы   добычи полезных ископаемых Уметь:  определять   с помощью   наблюдений свойства  полезных ископаемых   поиск регулятивные: проявлять инициативу  в постановке новых задач, предлагать   собственные способы решения; познавательные: осуществлять информации, необходимой для реше­ ния   учебных   задач   из презентации коммуникативные: аргументированно отвечать   на   вопрос, обосновывать свою точку зрения, Личностные: положительное отношение   к   процессу обучения, к приобре­ тению знаний и умений, стремление преодолевать возника­ ющие затруднения; регулятивные: организовывать деятельность, планировать сотрудничестве одноклассником   действия познавательные: в с     свои   свою С помощью кластера расскажите, какие  открытия мы совершили? 5.Подведе ние  итогов.  Работа с  кластером Фронтальная работа С помощью составленного кластера   дети   обобщают свою   исследовательскую деятельность Знать:  виды   полезных ископаемых, их основные свойства,   использование, приемы   нахождения, способы добычи Уметь:  находить   и показывать   на   карте залежи   полезных ископаемых   поиск ценности осуществлять информации, необходимой для реше­ ния   учебной   задачи,   из материала учебника личностные: к стремление саморазвитию,   желание открывать новое знание, новые способы действия, умение сотрудничать; осознание природы регулятивные: контролировать выполнение   действий, вносить   необходимые коррективы   (свои   и оценивать учителя); результаты   решения поставленных задач, познавательные: обобщать систематизировать информацию коммуникативные:  осознанно и произвольно строить речевое   высказывание в устной форме; и Самостоятельная работа  детей с тестами. Самопроверка по образцу. Самооценка Знать: понятие полезные ископаемые, виды полезных  ископаемых  Уметь: работать с  тестом 6.  Оператив ный  контроль. Оперативный контроль. Тест: «Полезные ископаемые»    (карточки)                        1. Горные породы  и минералы, которые   человек  использует  в своей  хозяйственной деятельности, называют а) полезные ископаемые;        б) камни;     в) вода. 2.  Какие бывают полезные ископаемые? а) твердые, жидкие и газообразные;           б) твердые и жидкие; в) твердые и газообразные. 3. Люди какой профессии отыскивают  месторождения полезных ископаемых в  природе? а) психологи;                     б) геологи;         в) строители. 4. Кто создал горные породы? а) люди;                  б) природа;                    в) животные. Самопроверка по  образцу.  (Слайд,  мультимедийный проектор.) 7. Домашне Поднимите руку, кому захотелось после  урока  узнать больше о полезных  Дети делают выбор для  дальнейшего исследования   учебных Личностные: формирование ценностных   ориентиров и   смыслов   учебной деятельности   на   основе развития познавательных интересов, мотивов; регулятивные: оценивать   свои достижения,   осознавать трудности,   искать   их причины   и   способы преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя. познавательные осознавать познавательную   задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников),   решая её;   коммуникативные: осознанно и произвольно   строить речевое высказывание в письменной форме; аргументированно отвечать на вопросы личностные: стремление к е задание. ископаемых? Выберите полезное  ископаемое, которое вам интересно,  и  приготовьте сообщение о нем полезных ископаемых саморазвитию,   желание открывать новое знание, регулятивные: оценивать своё знание и незнание,   умение   и неумение, в продвижение овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; познавательные: осуществлять информации, коммуникативные: проявлять инициативу  в поиске сборе информации поиск и         8.  Рефлекси я.  Переверните карточки. Закрасьте  звездочку красным цветом, если у вас  хорошее настроение, синим – если вам  грустно  Раскрашивают звездочки,  показывают  классу   Регулятивные: ­ давать оценку деятельности   на   уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные:  ­умение   с   достаточной полнотой   и   точностью выражать свои мысли. Приложение 1 Метод «Незаконченные предложения» (тест открытого типа) Закончи предложения: 1. К природным богатствам относятся … ( книги,  игрушки,  минералы, одежда и обувь) 2. К природным богатства не относятся …  (воздух, почва, вода, завод) 3. Минералы различаются ...  ( по цвету,  запаху,   твердости,  прочности) 4. Самый твердый минерал … (гранит, тальк, алмаз) 5.  Самый мягкий  минерал …(гранит, тальк, алмаз) 6. На каком топливе работает двигатель автомобиля, атомного ледокола? Чем вымощены дороги? Из чего сделаны  украшения? Где человек взял необходимые ему в быту материалы? Какие  свойства горных пород человек научился  использовать? 7. Горные породы  и минералы, которые  человек  использует  в своей хозяйственной деятельности, называют …  ( полезные ископаемые;        камни;       вода). Приложение 2  Инструктивная карточка для работы в группах  Название полезного ископаемого ________________________________ Твердое или жидкое __________________________________________ Цвет____________________________________________________ Плотное или рыхлое (или пластичное) _________________________ Прозрачное или непрозрачное __________________________________ Горючее или негорючее _________________________________________ Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)  _________________________________________________________________                        Приложение  3 Тест: «Полезные ископаемые»  для оперативного контроля                          1. Горные породы  и минералы, которые  человек  использует  в своей хозяйственной деятельности, называют а) полезные ископаемые;        б) камни;                     в) вода. 2.  Какие бывают полезные ископаемые? а) твердые, жидкие и газообразные;            б) твердые и жидкие; в) твердые и газообразные. 3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? а) психологи;                     б) геологи;                 в) строители. 4. Кто создал горные породы? а) люди;                  б) природа;                     в) животные

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе "Полезные ископаемые"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2017