Конспект урока по обществознанию "Правовое государство и гражданское общество"
Оценка 4.9

Конспект урока по обществознанию "Правовое государство и гражданское общество"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
11 кл +1
24.05.2020
Конспект урока по обществознанию "Правовое государство и гражданское общество"
Урок 26. «Правовое государство и гражданское общество» 11 класс.doc

11 класс

Урок №

Тема: «Правовое государство и гражданское общество»

Цель урока: формирование представления у учащихся о государстве как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества. Углубить знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе, указать на их взаимосвязь и взаимообусловленность; акцентировать внимание на социальных и правовых аспектах этих проблем: необходимости совместных усилий для формирования вышеназванных институтов. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения  в группах. Воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

Тип урока: Изучение нового материала.

Основные понятия: правовое государство, гражданское общество, местное управление.

План изучения нового материала:

  1. Сущность правового государства.
  2. Гражданское общество и правовое государство.
  3. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Оборудование урока: презентация «Правовое государство и гражданское общество»; раздаточный материал.

Личностные результаты

Сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, принимающего  традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

 

Предметные результаты

Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

 

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами -  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

 

ХОД УРОКА.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Ι. Организационный момент.

Приветствие.

Отметка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку (тетрадь, письменные принадлежности, учебник, дневник)

Подготовка к работе (запись числа в тетрадь, позитивный настрой на урок.)

 

 

Подготовиться к проверке

 

Число на доске.

ΙΙ. Актуализация.

 

Беседа

*     Почему государство является основным институтом политической системы?

*     В чем суть и значимость политики как государственного управления?

*     Чем отличаются понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?

*     Что представляет собой современная государственная служба?

*     Каковы задачи государственной службы?

 

 

 

Фронтально.

 

ΙΙΙ. Мотивация.

 Вступительное слово:

Сегодня я хочу начать урок с притчи:

Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

*     В чем смысл притчи?

Вывод:

     Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество.

v Главный вопрос урока

Ограничивает ли право всевластие государства?

 
 

 

 

 

 


(Вопрос записан на доске)

    Этот вопрос станет главным на нашем уроке, в ходе изучения темы мы постараемся найти на него ответ. Итак, тема  урока:

Правовое государство и гражданское общество.

 

 

 

 

Ученики высказывают свои точки зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь темы и главного вопроса урока

ΙV. Изучение нового материала.

1.      Сущность правового государства.

*     Мозговой штурм

Назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Правовое государство».

*     Словарная работа

Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотребления со стороны власть имущих.

Рассказ

Первым употребил выражение «правомерное государство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.

*     Работа с рабочей схемой

Проанализировать  схему. Схема на партах  (Приложение 2)

*     Диспут

(отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению)

*     Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве?

*     Как вы думаете, какой из принципов главный?

В России с 1990-х гг., когда был возрожден суд присяжных, не умолкают жаркие дискуссии по вопросу о том, нужен ли он в нашей стране. У суда присяжных есть свои сторонники и свои противники.

А что вы думаете по этому вопросу? Дайте развернутый ответ.

 

2.      Правовое государство и гражданское общество

Объяснение

Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. Именно в нем граждане реализуют свои потребности и интересы. Разберем природу и сущность гражданского общества.

*     Словарная работа

Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

Рассказ

Рассматривая гражданское общество как систему, его отношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной и политической.

*     Работа с текстом учебника

Работая с текстом учебника на с. 244-245, заполните таблицу «Типы подсистем гражданского общества».

 

Рассказ

В России гражданское общество находится на стадии становления. Ускорению этого процесса призвано способствовать развитие органов местного самоуправления, которые действуют на двух уровнях.

 

 

Контрольная беседа

*     Как вы думаете, от чего зависит эффективность местного самоуправления?

Вывод

Эффективная деятельность местного самоуправления является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина,

осознания им своей принадлежности к той или иной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями делать жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.

 

3.      Местное самоуправление

Объяснение

Мы выяснили, что развитое гражданское общество неудобно для государства. По своей сути гражданское общество – это контроль общества за деятельностью институтов публичной власти.

 

*     Работа с текстом учебника

Работая с текстом пункта 3 §22, определите, каким образом осуществляется общественный контроль со стороны гражданского общества за деятельностью публичной власти. Продумайте собственные пути контроля

 

Вывод

Правовое государство считается наиболее демократическим развитым государством – лучшего человечество пока не придумало.

 

 

 

Фронтально

 

 

 

Записывают определение в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргументы 1 гр. (Суд присяжных — это единственный суд, где действует презумпция невиновности)

Аргументы 2 гр. (В правовом государстве все вопросы должны решаться по закону)

 

Запись в тетерадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь

 

 

  

 

 

 

 

 

Фронтально

Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

 

 

V. Первичное повторение.

Повторительно-обобщающая беседа

1)     Что понимается под правовым государством?

2)     Каковы признаки правового государства?

3)     В чем сущность и значимость гражданского общества?

4)     Что представляет собой система местного самоуправления?

5)     В каких формах и как осуществляется контроль общества за деятельностью институтов публичной власти?

Таким образом, подводя итоги и вспомнив вопрос «Ограничивает ли право всевластие государства?» ответим: что права человека – средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно преступать границ свободы, очерченных правами человека.

 

 

Фронтально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Подведение итогов урока.

Общая характеристика познавательной деятельности учащихся,  содержательная  оценка и выставление отметок.

 

Д/З §22, вопросы после § устно, учить записи в тетради.

 

 

 

Приложение № 1.

 

1. Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Дайте определения понятий:

а) бюрократия           б) коррупция        в) государственная служба

 

Карточка № 2.

Дайте понятие определению:

а) преступная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях личного обогащения;

б) это организация профессиональных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной политики;

в) профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.

 

 

Приложение № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок № Тема: «Правовое государство и гражданское общество»

Урок № Тема: «Правовое государство и гражданское общество»

Беседа Почему государство является основным институтом политической системы?

Беседа Почему государство является основным институтом политической системы?

Рассказ Первым употребил выражение «правомерное государство»

Рассказ Первым употребил выражение «правомерное государство»

Контрольная беседа Как вы думаете, от чего зависит эффективность местного самоуправления?

Контрольная беседа Как вы думаете, от чего зависит эффективность местного самоуправления?

VI. Подведение итогов урока.

VI. Подведение итогов урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020