Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " В. Драгунский «Тайное становится явным»
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " В. Драгунский «Тайное становится явным»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
31.01.2020
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " В. Драгунский «Тайное становится явным»
Конспект урока по произведению В.Драгунского "Тайное становится явным". В работе над произведением используются разные приемы восприятия:чтение вслух, чтение по ролям, чтение по цитатному плану, чтение цепочкой, работа с пословицами и т.д.
урок литер 3 кл тайное становится явным.docx

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»

Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи:

1) Формировать умения анализировать рассказ, выразительность чтения;

     2)  Развивать систему читательских умений, понимать прочитанное;

     3)  Воспитывать честность и умение признавать свои ошибки.

УУД:

Предметные: умение выразительно читать, понимать прочитанное, анализировать рассказ.

Метапредметные:

Познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы, извлекать необходимую информацию из текста, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные: умение слышать и слушать взрослого и товарищей, формулировать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с задачей, устно формулировать свои мысли

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке и удерживать её до получения определенного результата, умение высказывать свое предположение на основе текста, умение оценивать свои действия в соответствии с задачей, умение составлять план, осуществлять рефлексию своей и чужой деятельности.

Личностные:  умение высказывать свое отношение к героям, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией.

Оборудование: иллюстрация к тексту, эпиграф, пословицы, цитатный план.

Ход урока

Организационная часть.

 

—Продолжаем работу по разделу «Мы с мамой и папой».

— О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями и детьми).

— На прошлом уроке мы закончили работу над одним из таких произведений, которое называется … («Девочка на шаре»), напомните, кто автор этого произведения? (Виктор Драгунский).

— Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады, веселые юмористические рассказы, писатель – юморист, первая книга «Он живой и светится» (1961 г., 16 рассказов).

— Это был настоящий успех. По сценарию Драгунского поставлен кинофильм «Веселые истории».

— Заслуженную славу ему принесли «Денискины рассказы» (хором), в которых он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Один из таких рассказов «Девочка на шаре».

— Давайте вспомним краткое содержание рассказа.

— Где происходят события рассказа? (В цирке)

— Что Дениске понравилось в цирке больше всего? (Выступление девочки – эквилибристки).

— За всю свою жизнь Дениска не видел ничего такого подобного.

— Расскажите, как автор показывает пробуждение глубокого чувства Дениски к девочке.

 Рассказ – размышление мальчика.

Сначала Дениска восторгается красотой девочки, выделяет ее из всех знакомых девочек, называет особой. Все что делала эквилибристка, очень ему нравилось: «не бегала, а плыла, он сравнивает ее с птицей, с Дюймовочкой, с молнией».

Денису хочется познакомиться с девочкой, ему кажется, что и Таня заметила, выделила его. Мальчик очень хочет увидеть девочку, ее образ затмевает все привычные дела. Дениска очень обеспокоен отсутствием девочки в представление.

Он называет ее «моя девочка», как говорят о близком, дорогом друге. Дениска огорчился, что Таня уехала.

Наверное, воспоминания о девочке долго будут согревать Дениску.

— Каким же мы видим Дениску после посещения цирка? (Повзрослевшего, серьезного, способного к глубоким переживаниям).

— Кто поддержал Дениску, разделил его боль?

— Случайно ли то, что Дениска хотел пойти в цирк именно с папой, именно ему хотел показать девочку на шаре?

— О чем хотел рассказать автор в этом серьезном и грустном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о глубине чувств ребенка).

— Дома вам было задание побывать в роли писателей и придумать продолжение рассказа. Давайте послушаем, что может произойти через несколько лет. (Рассказ детей, 1-2 ученика).

Сообщение темы урока.

— Эпиграфом к сегодняшнему уроку литературного чтения будут слова испанского писателя Мигеля Сервантеса. Прочитайте их: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

— Как вы это понимаете? (О правде всегда узнают).

— Найдите в содержании учебника произведение с созвучным по смыслу названием.

3. Работа над рассказом. Дети читают хором название рассказа.

— Кто автор? (В. Драгунский)

Рассмотрим иллюстрацию к произведению.

— Как вы думаете, кто будет главным героем?

— Какое это произведение по жанру? Докажите, что это рассказ. Вспомните признаки рассказа (небольшое по объему, несколько героев, несколько эпизодов).

— А по настроению? Почему?

— Прочитайте заглавие еще раз (про себя).

— Как вы понимаете слово «явным»? Подберите синонимы (известным, всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).

— Какой другой пословицей можно озаглавить рассказ? Выберите из предложенных вариантов. Обоснуйте свой выбор.

Шила в мешке не утаишь.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Правду как не прячь- наружу выйдет.

Дал слово- держи его.

— Как вы понимаете заглавие?

Прочитайте самостоятельно 1 абзац и сравните ваш ответ с авторским.

— Совпали ваши рассуждения с авторскими?

Чтение рассказа по ролям.

— А теперь давайте прочитаем рассказ целиком. Сейчас ребята прочитают его по ролям, а вы внимательно послушайте, так как в конце урока нам с вами предстоит ответить на вопрос: Почему мама не стала наказывать Дениску? (Вопрос на доске)

Вопросы после чтения:

— Понравился вам рассказ?

— Какое настроение рассказа?

— Какой фрагмент рассказа вам показался самым веселым, неожиданным?

— Почему было смешно?

Чтение цитатного плана на доске (цитатный план на доске).

1«Видеть не могу манную кашу!»

4«Вы выливаете разную гадость за окно!»

2«Ты должен съесть все до конца!»

5«Ты это запомнил на всю жизнь?»

3«А я остался с кашей наедине».

— Какие появились мысли? — Что вы прочитали? (План).

— Объясните значение слова «цитата». (Цитата – от лат. дословная выдержка из какого-либо произведения или речи).

— Какой это план? Цитатный.

— Последовательно он составлен?

— Давайте определим последовательность плана.

Чтение рассказа по цитатному плану.

— Еще раз прочитаем рассказ вслух по частям составленного плана.

А) 1 часть, читаем цепочкой (начинаются события).

— Что узнали о Дениске? (Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным).

— Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

Б) Продолжаем чтение. Читаем 2 часть по ролям (Дениска, мама). Выборочное чтение.

— Прочитайте еще раз, как называет мама Дениску? (Вылитый Кощей)

— В каких еще произведениях В. Драгунского мы встречали эти слова? («…Бы»)

— Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась о сыне…)

В) 3 часть. Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.

— Придумайте вопросы к этой части.

Чтение цепочкой.

— Итак, какие вопросы у вас возникли в ходе чтения? Задайте их друг другу. (Дети задают вопросы).

— Что испытывал Дениска, какие чувства, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).

— Правда ли Дениска потерял сознание, когда выплеснул кашу на улицу?

— Почему автор использует это выражение?

— Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать ее слова?

— Найдите и прочитайте еще раз слова мамы выразительно.

Г) 4 часть.

— Прочитайте диалог из этой части. Постарайтесь диалог прочитать выразительно, попробуйте передать сложившуюся атмосферу, передать недоумение мамы, интонацию милиционера, обратите внимание на слова – действия, которые помогут вам выбрать нужную интонацию.

Чтение по ролям.

— Подберите синонимы к слову клеветать (оговаривать кого-либо, наговаривать, обговаривать, возводить напраслину).

— Какого человека называют интеллигентным? Давайте обратимся к словарю Ожегова. Интеллигентом называют человека, обладающего большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.

— Как понимаете: «язвительно рассмеялся милиционер» (злобно – насмешливо).

— Можно ли сказать, что именно в этой части действие достигает высшей точки – кульминации?

— Как изменилось настроение у Дениски?

— Почему мы смеемся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках? (Мы представляем, как он с кашей пойдет фотографироваться).

— Хорошо ли Дениска знал свою маму?

— Какие слова это доказывают? Прочитайте.

— Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).

Д) 5 часть.

— Дочитаем рассказ до конца.

— Почему мама «смотрела долго-долго на сына?» (Хотела понять, что чувствует Дениска).

— Каков он Дениска? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей неправоте, постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).

— Как вы думаете, какой человек получится из Дениски? Хотели бы вы иметь такого друга?

— Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).

— Как, по-вашему, что такое «взаимопонимание между родителями и детьми»?

— Итак, давайте подведем итог: «Почему мама не стала наказывать Дениску?»

— Что запомнит Дениска на всю жизнь?

— Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Расскажите о ней?

- Подумайте, какая пословица больше подойдет к рассказу.

Пословицы:

Игра не доводит до добра.

Кашу свари, да еще и в рот положи.

Короткое слово гнев побеждает.

Сначала думай, а потом делай.

4. Итог урока.

— Давайте подведем итог урока. Попробуем определить замысел писателя.

— Что хотел сказать автор читателю? Какой идеей пропитано произведение?

— С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честным и правдивым, что так необходимо в жизни).

— Как вы считаете, правы ли авторы учебника, поместив это произведение в данный раздел?

— Сравните произведение «Девочка на шаре» и «Тайное становится явным». Что их объединяет? (Одинаковая идея – взаимопонимание родителей и детей).

— Ведь как замечательно, как хорошо, когда тебя понимают. Будьте внимательны друг к другу, относитесь с пониманием, уважайте старших, своих родителей, никогда не огорчайте их необдуманными поступками.

5. Рефлексия.

— «Продолжите фразу»:

«Я сегодня на уроке сделал для себя вывод…»

«Мне понравилось…»

«Я испытывал …»

6. Домашнее задание:

Подготовить пересказ от 3 лица. Нарисовать интересный момент, который вам понравился.


 

Урок литературного чтения в 3 классе

Урок литературного чтения в 3 классе

На прошлом уроке мы закончили работу над одним из таких произведений, которое называется … («Девочка на шаре») , напомните, кто автор этого произведения? (

На прошлом уроке мы закончили работу над одним из таких произведений, которое называется … («Девочка на шаре») , напомните, кто автор этого произведения? (

Каким же мы видим Дениску после посещения цирка? (Повзрослевшего, серьезного, способного к глубоким переживаниям)

Каким же мы видим Дениску после посещения цирка? (Повзрослевшего, серьезного, способного к глубоким переживаниям)

Дал слово- держи его. — Как вы понимаете заглавие?

Дал слово- держи его. — Как вы понимаете заглавие?

Б) Продолжаем чтение. Читаем 2 часть по ролям (Дениска, мама)

Б) Продолжаем чтение. Читаем 2 часть по ролям (Дениска, мама)

Можно ли сказать, что именно в этой части действие достигает высшей точки – кульминации? —

Можно ли сказать, что именно в этой части действие достигает высшей точки – кульминации? —

Итог урока. — Давайте подведем итог урока

Итог урока. — Давайте подведем итог урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020