Конспект урока литературного чтения в 4 классе.
Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Подготовила
Перепеченова Анжела Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ «Пришибинская ООШ»
С. Пришиб
Енотаевского района Астраханской обл.
С. Пришиб
2017г.
Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цели и задачи:
1. Создать условия для формирования внимательного отношения к языку художественного произведения, умения высказывать свое отношение к прочитанному, использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли; обеспечить образное восприятие музыки в тексте произведения.
2.Создавать условия для развития эстетического восприятия произведения, развития устной монологической речи.
3. Создавать условия для воспитания сочувствия и сопереживания героям; умения видеть в природе источник вдохновения.
Оборудование: портреты Грига и Паустовского, аудиозапись музыки Э. Грига («Утро»), эпиграф к уроку, презентация «Волшебник и великий музыкант».
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Мы заканчиваем работу по произведению К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Эпиграф к нашему уроку «Волшебник и великий музыкатн». На первый взгляд понятно. Э. Григ – великий музыкант, а К. Г. Паустовский – волшебник слова. А могут ли эти слова в полной мере относиться и к Паустовскому и к Григу?
2. Актуализация опорных знаний.
- Вспомним содержание рассказа.
«Блиц-опрос»
ü Кто герои рассказа?
ü Что пообещал Григ девочке?
ü Как была обставлена квартира Грига?
ü Что подарил Григ девочке?
ü Как Дагни восприняла подарок композитора?
ü С чего начинается рассказ?
ü Природу какой страны описывает Паустовский?
3. Выборочное чтение.
- Зачитайте, как Паустовский рассказывает о природе.
- Так природу изобразил писатель. А теперь прослушайте, как тот же самый пейзаж изобразил в музыке Эдвард Григ.
-Как музыка передает картины природы?
- Мелодия неторопливая, спокойная, нежная. В верхних регистрах звучит прозрачно. Кажется, что лучи солнца играют и сливаются в позолоте листвы.
- Впечатление о музыке Грига можно передать словами. М. Горького: «Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей.»
4. Инсценировка.
- У К. Г. Паустовского была мечта: создать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни. Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку – дочь лесника. (показ инсценировки уч-ся)
- Как вы думаете, почему Паустовский рассказал именно этот случай?
- Каким человеком был Григ?
- Почему Григу захотелось сделать подарок девочке?
- Почему он отсрочил подарок, ведь обычно подарки дарят сразу?
5. Выборочное чтение.
- Перечитайте описание зимы в Бергене. Чем этот отрывок похож на стихи?
- О чем рассказал рояль?
С какой целью автор использует олицетворение: клавиши тосковали, смеялись, гремели, струна плакала.
- Прочитайте, о чем рассказывал, о чем думал Григ, когда сочинял музыку.
- Прошло время. Что изменилось в жизни Дагни?
- Кем были родственники девочки?
- Какую музыку слушала Дагни в концерте?
- Зачитайте, как Паустовский описывает музыку Грига.
- За что была благодарна Дагни?
- Что такое духовный подарок?
- Подумайте, встреча Грига с девочкой вымысел или факт из биографии? Или образ девочки собирательный? ( У Грига была дочь, которая умерла в раннем детстве, и случайная встреча с дочерью лесника всколыхнула воспоминания о ребенке. Это факт из жизни музыканта. Дагни Педерсен была посвящена пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»)
- Взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, Паустовский написал высокохудожественное произведение. А музыка Эдварда Грига до сих пор будоражит сердца слушателей и вдохновляет поэтов и писателей на новое творчество.
6. Итог урока.
- Волшебник и великий музыкант. Можно ли волшебником назвать обоих творцов?
- Оба великие мастера: один словом, а другой музыкой побуждают в нас чистые и добрые чувства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.