ТЕМА: Маленькие и большие секреты страны Литературы.
Ход урока:
I. Организационный момент
Сегодняшний урок хранит в себе секреты, которые вы сумеете разгадать, если будете внимательно и вдумчиво читать, активно работать над заданиями. Успехов вам!
- А мы отправляемся в Путешествие по стране Литературы. А в каком уголке этой страны мы остановимся, вы узнаете, разгадав зашифрованные слова.
ЫТКИАРН СЙУСКРО РОПИРЫД (КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ)
- Правильно, потому что именно так назывался раздел, над которым мы работали несколько уроков.
II. Речевая разминка.
- Но чтобы дверь этого прекрасного уголка открылась, выполним разминку.
- Прочитайте стихотворение про себя.
Что за чародейка это,
Позабывшая про лето?
Точно знаем – то сама
Белоснежная зима.
- А теперь прочитайте, увеличивая громкость и соблюдая знаки препинания.
- А теперь будем читать по одному выразительно с интонацией:
- Ксюша, попробуй весело прочитать четверостишье.
- Радмила, прочитай строго.
- Виталик, прочитай удивлённо.
- Молодцы.
- Двери в уголок природы открыты. Добро пожаловать.
III. Работа по теме урока.
1. Остановка «Писатели и поэты».
- На партах лежат листы с именами русских поэтов и писателей. Работаем в паре.
- Соедините фамилии с именами и отчествами, чтобы получились полные имена.
Проверим по цепочке, начинаем с первой парты – Алиса и Серёжа.
2. Остановка «Стихотворения»
- Прочитайте пословицы. Какое слово пропущено? (лес)
Объясните смысл первой пословицы.
Волков бояться – в _____ не ходить. (ЕСЛИ БОЯТЬСЯ ТРУДНОСТЕЙ ИЛИ ОПАСНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, ТО НЕ СТОИТ И НАЧИНАТЬ КАКОЕ-ЛИБО ДЕЛО).
Чем дальше в ______, тем больше дров. (ЕСЛИ УГЛУБИТЬСЯ В КАКОЕ-ЛИБО ДЕЛО, ТО МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ, ПОЭТОМУ ГОТОВЬСЯ ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ).
- Поработаем в группах. Перед вами лист, вспомните стихотворения о лесе, о деревьях. Назовите авторов стихов.
Николай Некрасов «Славная осень»
Иван Бунин «Первый снег».
- Отлично. Определите авторов оставшихся стихотворений.
Афанасий Афанасьевич Фет «Осень»
Константин Дмитриевич БальмОнт «Снежинка»
Иван Бунин «Первый снег»
- Присаживаемся на свои места.
- Изучая раздел «Картины русской природы», каждый из вас учил стихотворения. Я думаю, что многие со мной согласятся, что очень выразительно Давид прочитал стихотворение БальмОнта «Снежинка». Он смог в своём прочтении передать настроение происходящего вокруг.
- Послушаем ещё раз Давида? Пожалуйста, Давид. А мы слушаем внимательно.
- Кто из вас запомнил смысл этого стихотворения.
И мы плавно подошли к третьей остановке.
3. Остановка «Средства художественной выразительности».
- Какие приёмы используют поэты и писатели для того, чтобы передать свои чувства? (Олицетворение, метафора, эпитет).
Повесить на доску
- Вспомним определения данных слов, терминов.
- Прошу выйти Милану, Эрика, Клима.
- Ваша задача: прочитать определение и повесить рядом с термином.
- Спасибо, пройдите на свои места.
- Перед вами карточки жёлтого цвета. Прочитайте стихотворение Сергея Есенина «Берёза»:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Пользуясь определениями, найдите метафору, эпитет и приём олицетворения в этом стихотворении.
- А кто из вас сможет вспомнить ещё один приём?
- Послушайте строчки: Принакрылась снегом, точно серебром. (Приём сравнения – сопоставление двух предметов или состояний).
- Почему Сергей Есенин снег сравнивает с серебром. (Потому что снег переливается на солнце, сияет серебряным цветом)
4. Остановка «Художники».
- Изучая раздел, мы рассматривали, описывали картины великих русских художников. А какие картины вы запомнили.
Алексей Саврасов «Зима» -
Василий Поленов «Ранний снег»
Илья Остроухов «В Абрамцевском парке»
Иван Шишкин «Зима в лесу»
- Какое из изученных вами произведений лучше всего подходит для картины «Ранний снег» Василия Поленова? («Первый снег» Ивана Бунина)
- Испытываете ли вы гордость за свою страну, глядя на такие замечательные произведения искусства?
IV. Рефлексия
- Наше путешествие подошло к концу.
- В начале урока я говорила, что мы сможем разгадать секреты страны Литературы. Кто из вас смог раскрыть секреты?
- Секреты писателей и поэтов, приёмы и средства художественной выразительности – (Сравнение, метафора, эпитет, олицетворение).
- Что такое метафора?
- Эпитет? Олицетворение? Сравнение?
V. Оценка работы детей.
- Ребята, поднимите руки, для кого урок прошёл плодотворно и с пользой.
- Закончите наш урок следующими фразами:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
- Сегодня очень хорошо знали материал и помогали в путешествии ребята, которых хочется отметить оценкой «отлично»: __________________________________________________________________
VI. Домашнее задание.
Обязательное задание.
Стр. 154-155 вопрос 7, 8, 9. |
По выбору:
Письменно описать картину стр.152-153. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.