ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей профессионально-трудового обучения и СБО Протокол № 1 от « »____________2022г. Руководитель МО ___________ С.А.Гончарова |
«Согласовано» Заместитель директора по УР ________Т.М.Семенникова от «___» _2022г.
|
«Утверждаю» Директор ГКОУ «Котовская школа-интернат» _________В.П.Алатарцев от «___» _ _2022г.
|
Рабочая программа
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по предмету: «Профессионально трудовое обучение (швейное дело (мальчики))»
предметная область: «Технология»
класс: 8
2022 -2023 учебный год
Разработал: учитель Булатова С.А.
г. Котово
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по образовательной области «Профессионально-трудовое обучение (швейное дело)» 8 классов (мальчики)
разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
• пояснительная записка;
• содержание программы;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• планируемые результаты освоения предмета;
• система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
• календарно-тематическое планирование;
• учебно-методические средства обучения;
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001.
Данная программа предусматривает подготовку учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву несложных изделий, направлена на развитие у учащихся способности ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выработку самостоятельных трудовых умений и навыков.
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области профильного труда. Развитие инициативы, мобильности, социально-трудовой адаптации учащихся специальной коррекционной школы.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
знаний; умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, биологии, географии, истории и др предметах.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Данная программа реализуется в 7, 8 классах сроком на 1 год.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета «Профессионально-трудового обучения (швейное дело) » -мальчики направлено:
Основные формы:
Основные технологии:
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа в 8 классе рассчитана на 68 часов в году (2 часа в неделю)
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Швейное дело.
В 8 классе(мальчики) учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 7-8 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях. Особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления материалов. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:
6. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССОВ ПО УЧЕБНЫМ ЗУНам
№ группы |
Основные характеристики |
Ф.И. учащихся 8 класс |
1 группа |
Дети данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечать на вопросы, воспроизводить материал самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Работоспособность высокая, трудовые приёмы в работе программных требований данного класса усваивает успешно. |
|
2 группа |
Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Общую конструкцию изделия запоминают верно, но допускают ошибки в деталях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приёмы контроля сформированы недостаточно, работоспособность средняя. |
|
3 группа |
Учащаяся данной группы учебный материал воспроизводит отдельно, чаще всего частями. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приёмы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками, темп работы низкий. |
|
7. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
§ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по предмету:
В процессе оценки достижения планируемых результатов образовательной программы используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, практические и лабораторные работы, проекты, творческие работы, взаимоконтроль и самоконтроль, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
10. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СПИСОК УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники:
Программно-методическое обеспечение:
Дополнительные ресурсы:
1. Дидактический учебный комплекс
КАТАЛОГ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ТАБЛИЦ
Название темы, раздела |
№ |
класс |
ПАПКА № 2 Изготовление плечевого изделия 2.1 Обработка деталей изделия(складки, защипы) 2.2 Обработка воротников 2.3 Соединение воротника с горловиной 2.4 Обработка борта подбортами 2.5 Обработка и соединение рукавов 2.6 Обработка накладного кармана |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
8-9 кл. 8 кл. 8-9 кл. 8-9 кл. 9 кл. 8-9 кл. 5-8 кл. |
ПАПКА № 3 Машиноведение 3.1 Заправка ниток 3.2 Механизмы ручного и ножного приводов 3.3 Устройство швейной машины с ручным приводом 3.4 Приводы ( ручной, ножной, электрический) 3.5 Машинная игла 3.6 Регулятор длины стежка 3.7 Регуляторы натяжения нитей 3.8 Механизм лапки, нитепритягивателя, передвижения ткани 3.9 Механизм иглы, челнока 3.10 Приспособления к швейной машине ( ЛАПКИ) 3.11 Схема образования челночного стежка |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. |
4-9 кл. 4-5 кл. 4-5 кл. 4 кл. 4-8 кл. 5 кл. 6 кл. 6 кл. 8 кл. 8 кл. 8 кл. 8 кл. |
КАТАЛОГ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
класс |
Перечень по темам |
Классификация материала |
4-9 класс
|
ПАПКА № 13 13.1 Машиноведение 13.2 Машинные швы 13.3 Ремонт одежды
ПАПКА № 14 14.1 Лабораторные работы 4-9 кл. 14.2 Образцы тканей ( х/б, лён, шерсть, шёлк, синтетические)
ПАПКА № 16 16.1 Моделирование 16.2 Конструирование 16.3 Этапы изготовления изделий
|
Наглядные пособия, раздаточный материал, образцы Раздаточный материал Раздаточн. Материал
Наглядные пособия, раздаточный материал, образцы Наглядное пособие Образцы Наглядное пособие Предметн.карта Раздаточный материал |
КАТАЛОГ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
По швейному делу 4-9 класс
( вискозное, лавсановое, ацетатное) ______________________________________________________ 8-9 класс
КАТАЛОГ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Разработки уроков, внеклассных мероприятий.
2. Методическая копилка статей из спец. журналов
КАТАЛОГ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
№ |
Наименование, марка |
Кол-во |
1. |
Машина швейная с электрическим приводом (ЯГУАР 620) |
5 шт. |
2. |
Машина швейная с электрическим приводом ( АСТРОЛЮКС-100 SR-38) |
1 шт. |
3. |
Машина швейная с ножным приводом |
9 шт. |
4. |
Утюг электрический ( СКАРЛЕТТ) Утюг электрический ( ФЕЯ ) |
1 шт. 1 шт. |
5. |
Оверлок полупромышленный ( GEM -1 ) |
1 шт. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 класс (2 часа в неделю)
четверть
Разделы |
I |
II |
III |
IV |
В год |
Швейное дело
|
16 |
16 |
22 |
14 |
68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
I ЧЕТВЕРТЬ – 16 ч
|
||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата
|
Оборудование |
||
1. |
Правила поведения в мастерской. Инструменты и приспособления для швейных работ. Правила безопасной работы иглой, ножницами, шв. оборудованием. Организация рабочего места. |
1 ч. |
6.09.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.4-9;Презентация Журнал по технике безопасности |
||
2. |
Материаловедение Сведения о волокнах и прядении. |
1 ч |
6.09.2022 |
Нов.уч.5кл.,стр.13;Папка№14.3 Презентация |
||
3. |
Свойства ткани. Лабораторная работа: Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. |
1 ч |
13.09.2022 |
Нов.уч.5кл.,стр.16;Папка№14.3 Презентация |
||
4. |
Волокно хлопок. Хлопчатобумажные ткани. Свойства хлопчатобумажных тканей. Практическая работа: Составление коллекции хлопчатобумажных тканей. |
1 ч |
13.09.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.20; Папка №14;Нагл.пособие№2,4 Презентация |
||
5 |
Электрический утюг. Правила работы электрическим утюгом. Терминология утюжельных работ. |
1 ч |
20.09.2022 |
Нов.уч.5кл.,стр.27;Презентация |
||
6 |
Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки. Ручной стачной шов. |
1 ч. |
20.09.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.29-30 Папка №1.2 Таблица № 1.3Презентация |
||
7 |
Машиноведение Сведения о швейных машинах. Правила посадки за шв. машиной. Правила безопасной работы на шв. машине. |
1 ч |
27.09.2022 |
Нов.уч.5кл.,стр.68Папка № 13.1 Таблица № 3.4Презентация |
||
8 |
Устройство швейной машины с электрическим приводом. Машинная игла. |
1 ч |
27.09.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.72-77Папка № 13.1Таблица № 3Презентация |
||
9 |
Заправка верхней нити. Практическая работа. |
1 ч |
4.10.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.80Папка № 13.1Таблица № 3.1Презентация |
||
10 |
Заправка нижней нити. Практическая работа. |
1 ч |
4.10.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.82Папка № 13.1Таблица № 3.1Презентация |
||
11 |
Практическая работа: Выполнение пробных строчек на образцах. |
1 ч |
11.10.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.83Папка № 13.1 Таблица № 3.1 |
||
12 |
Регулятор строчки. Машинная закрепка. Практическая работа: Выполнение машинной закрепки на образце. |
1 ч |
11.10.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.84Папка № 13.1 Таблица № 3.6 |
||
13 |
Машинные швы Виды машинных швов. Соединительные и краевые швы. |
2 ч |
18.10.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.88Папка № 13.2 Презентация |
||
14 |
Стачной шов взаутюжку. Практическая работа: Выполнение стачного шва взаутюжку на образце. |
2 ч |
25.10.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.88Папка № 13.2 Презентация |
||
II ЧЕТВЕРТЬ – 16 часа
|
||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата
|
Оборудование |
||
1 |
Стачной шов вразутюжку. Практическая работа: Выполнение стачного шва вразутюжку на образце. |
2 ч |
8.11.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.89Папка № 13.2 Презентация |
||
2 |
Шов вподгибку. Практическая работа: Выполнение шва вподгибку с открытым срезом на образце. |
2 ч |
15.11.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.98Папка № 13.2 Презентация |
||
3 |
Шов вподгибку. Практическая работа: Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце. |
2 ч |
22.11.2022 |
Нов.уч.5кл., стр.96Папка № 13.2 Презентация |
||
4. |
Сведения об одежде. |
2 ч. |
29.11.2022 |
Нов.уч.6кл., стр.31 Папка №
|
||
5. |
Бандана. Составление плана работы. |
1 ч. |
6.12.2022 |
Нов.уч.6кл., стр.36 Папка № |
||
6. |
Подготовка ткани к раскрою банданы. |
1 ч. |
6.12.2022 |
Нов.уч.6кл., стр.36 Папка №
|
||
7. |
Раскрой банданы. |
2 ч |
13.12.2022 |
Нов.уч.6кл., стр.37
|
||
8. |
Практическая работа: Обработка поперечного среза банданы швом вподгибку с закрытым срезом. |
2 ч. |
20.12.2022 |
Нов.уч.6кл., стр39 Папка №
|
||
9 |
Зачетно-практическое занятие |
2 ч |
27.12.2022 |
Тестовые задания и задания практического характера |
||
III ЧЕТВЕРТЬ – 22 часов
|
||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата
|
Оборудование |
||
1 |
Практическая работа: Обработка поперечного среза банданы швом вподгибку с закрытым срезом. |
2 ч. |
10.01.2023 |
Нов.уч.6кл., стр39 Папка №
|
||
2 |
Практическая работа: Обработка косого среза банданы швом вподгибку с закрытым срезом. |
4 ч. |
17.01.2023 17.01.2023 24.01.2023 24.01.2023 |
Нов.уч.6кл., стр.40 Папка №
|
||
3 |
Практическая работа: обработка долевого среза банданы швом вподгибку с закрытым срезом. |
4 ч |
31.01.2023 31.01.2023 7.02.2023 7.02.2023 |
Нов.уч.6кл., стр.40 Папка №
|
||
4 |
Зачетно-практическое занятие |
2 ч. |
14.02.2023 |
Тестовые задания и задания практического характера |
||
5 |
Изготовление прихватки Виды прихваток, назначение, выбор тканей для пошива прихваток. |
2 ч |
21.02.2023 |
Презентация |
||
6 |
Подготовка ткани для раскроя прихваток. Раскрой деталей прихватки. |
2 ч |
28.02.2023 |
Презентация |
||
7 |
Пошив прихватки: соединение деталей прихватки стачным швом. |
2 ч |
7.03.2023 |
Презентация |
||
8 |
Пошив прихватки: настрачивание аппликации зигзагообразной строчкой . |
2 ч |
14.03.2023
|
Презентация |
||
9 |
Пошив прихватки: сборка деталей прихватки и окончательная отделка. |
2 ч |
21.03.2023
|
Презентация |
||
IV ЧЕТВЕРТЬ - 18 ч
|
||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата
|
Оборудование |
||
1 |
Пошив рабочих рукавиц Виды спец.одежды. Назначение спец.одежды. |
2 ч |
4.04.2023 |
Презентация |
||
2 |
Выбор тканей для пошива рукавиц. |
2 ч |
11.04.2023 |
Презентация |
||
3 |
Подготовка ткани к раскрою рукавиц. |
2 ч |
18.04.2023 |
Презентация |
||
4 |
Раскрой деталей рукавиц. |
2 ч. |
25.04.2023 |
Презентация |
||
5 |
Практическая работа: Пошив рабочих рукавиц. |
6 ч |
2.05.2023 2.05.2023 9.05.2023 9.05.2023 16.05.2023 16.05.2023 |
Презентация |
||
6 |
Окончательная отделка изделия. |
2 ч. |
23.05.2023 |
Презентация |
||
7 |
Зачетное занятие |
2 ч. |
30.05.2023 |
Тестовые задания |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.