Конспект урока литературы "И.А. Крылов и его басни" (5 класс)

  • doc
  • 18.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Иван Андреевич Крылов и его басни 5 класс.doc

Тема урока: Иван Андреевич Крылов и его басни (5 класс)

 

Цели урока:  - получить представление о личности И.А. Крылова;

                         - узнать, что такое и как устроена басня;

                         - развивать навыки выразительного чтения;

                         -расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями        Крылова и иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе

 

Словарная работа: басня, мораль, аллегория, сатира, олицетворение, эзопов язык

 

Ход урока:

Видеоролик о Крылове открывает урок.

 

Слово учителя. Как вы думаете, о ком и о чем мы с вами сегодня поговорим?

 

  Сегодня мы узнаем, как жил и работал Иван Андреевич Крылов, а также познакомимся с понятием басни. Это тема нашего урока (запись названия урока и темы в тетрадь). 

Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведения  запомнились надолго?

 

Ответы детей. (Узнать, как он жил, где учился, про что писал - совместная формулировка первой цели; узнать, из чего состоит басня - совместная формулировка второй  цели; четвёртую  формулирует учитель; третью можно не озвучивать в начале урока, она будет актуальной позже)

 

Слайд №1. Презентация о Крылове.

 

Ученикам предлагается записать некоторые этапы биографии писателя по мере их появления на экране. Последовательное их появление позволяет закрепиться биографическим сведениям о писателе

 

(желательно затем  сравнить   их с  текстом учебника:  Что ещё нового мы узнали об Иване Андреевиче Крылове?)

 

Ученые считают, что основоположником басни является Эзоп, живший в Древней Греции в 6 веке до н.э. В 17 веке древний жанр басни был возвеличен французским писателем Лафонтеном. В России высшего расцвета басня достигла в творчестве Крылова.

 

 Что же такое басня?

 

Слайд №

Теория басни. Запись в тетради необходимых терминов:

 Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

1. Основное повествование.

2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования,  который даётся в начале или в конце басни.

 

Познакомимся с компонентами басни:

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия  через конкретный образ.

Например, в народной сказке хитрость  изображена через образ лисы.

Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают  времена года:

Зима недаром злится. Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора…

Эзопов язык — умение замаскировать  главную мысль ( по имени греческого баснописца Эзопа)

 

 Слайд №      Басня Эзопа. Выразительное чтение учителем.

 

Какую басню Крылова напоминает? (Ворона и Лисица). Давайте вспомним эту басню, посмотрим мультфильм.

 

Чем отличается басня Эзопа от басни Крылова? Есть ли в ней мораль?

 

Работа с текстом басни Крылова. По вопросам 1и 2 (5 минут на подготовку).

 

1. Главные герои басни — Ворона и Лисица. Мораль басни заключена в первых трех строках:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Смысл морали в том, чтобы дать урок нравственности: льстить плохо, вредно, но люди любят лесть. Однако лесть нико­гда не используют люди с чистым сердцем.

 

2. Ситуация, когда Лисица обманывает Ворону, подтверждает эту мораль. Автор относится к Вороне с насмешкой и легким со­чувствием, а к Лисице с осуждением.

Крылов называет Лисицу «плутовкой». Чтобы отобрать у Воро­ны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее мнимую красоту, голос и провоцирует ее на то, чтобы она спела.

У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», то есть Ворона на­дулась от важности.

Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глупую Ворону. По­добные ситуации часто происходят с людьми.

 

Слайд №

Литературная игра по басням Крылова предлагается в двух частях:

1.      Что это за басня? - по иллюстрации

2.      Вставьте пропущенные слова.

3.      Если останется время досмотрим мультфильм «Кукушка и Петух»

 

Подведение итогов урока.

1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?

2. Каковы по жанру его главные произведения?

3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?

4. Что такое басня? Как она устроена?

5. Назовите известные вам басни Крылова.

 

Домашнее задание (на выбор):

1.      Рассказ о Крылове с опорой на составленный в тетради конспект

2.      Письменный ответ на вопрос № 3 стр. учебника