Тема урока: Иван Андреевич Крылов и его басни (5 класс)
Цели урока: - получить представление о личности И.А. Крылова;
- узнать, что такое и как устроена басня;
- развивать навыки выразительного чтения;
-расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями Крылова и иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе
Словарная работа: басня, мораль, аллегория, сатира, олицетворение, эзопов язык
Ход урока:
Видеоролик о Крылове открывает урок.
Слово учителя. Как вы думаете, о ком и о чем мы с вами сегодня поговорим?
Сегодня мы узнаем, как жил и работал Иван Андреевич Крылов, а также познакомимся с понятием басни. Это тема нашего урока (запись названия урока и темы в тетрадь).
Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведения запомнились надолго?
Ответы детей. (Узнать, как он жил, где учился, про что писал - совместная формулировка первой цели; узнать, из чего состоит басня - совместная формулировка второй цели; четвёртую формулирует учитель; третью можно не озвучивать в начале урока, она будет актуальной позже)
Слайд №1. Презентация о Крылове.
Ученикам предлагается записать некоторые этапы биографии писателя по мере их появления на экране. Последовательное их появление позволяет закрепиться биографическим сведениям о писателе
(желательно затем сравнить их с текстом учебника: Что ещё нового мы узнали об Иване Андреевиче Крылове?)
Ученые считают, что основоположником басни является Эзоп, живший в Древней Греции в 6 веке до н.э. В 17 веке древний жанр басни был возвеличен французским писателем Лафонтеном. В России высшего расцвета басня достигла в творчестве Крылова.
Что же такое басня?
Слайд №
Теория басни. Запись в тетради необходимых терминов:
Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:
1. Основное повествование.
2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.
Познакомимся с компонентами басни:
Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.
Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:
Зима недаром злится. Прошла её пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора…
Эзопов язык — умение замаскировать главную мысль ( по имени греческого баснописца Эзопа)
Слайд № Басня Эзопа. Выразительное чтение учителем.
Какую басню Крылова напоминает? (Ворона и Лисица). Давайте вспомним эту басню, посмотрим мультфильм.
Чем отличается басня Эзопа от басни Крылова? Есть ли в ней мораль?
Работа с текстом басни Крылова. По вопросам 1и 2 (5 минут на подготовку).
1. Главные герои басни — Ворона и Лисица. Мораль басни заключена в первых трех строках:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Смысл морали в том, чтобы дать урок нравственности: льстить плохо, вредно, но люди любят лесть. Однако лесть никогда не используют люди с чистым сердцем.
2. Ситуация, когда Лисица обманывает Ворону, подтверждает эту мораль. Автор относится к Вороне с насмешкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением.
Крылов называет Лисицу «плутовкой». Чтобы отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее мнимую красоту, голос и провоцирует ее на то, чтобы она спела.
У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», то есть Ворона надулась от важности.
Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глупую Ворону. Подобные ситуации часто происходят с людьми.
Слайд №
Литературная игра по басням Крылова предлагается в двух частях:
1. Что это за басня? - по иллюстрации
2. Вставьте пропущенные слова.
3. Если останется время досмотрим мультфильм «Кукушка и Петух»
Подведение итогов урока.
1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?
2. Каковы по жанру его главные произведения?
3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?
4. Что такое басня? Как она устроена?
5. Назовите известные вам басни Крылова.
Домашнее задание (на выбор):
1. Рассказ о Крылове с опорой на составленный в тетради конспект
2. Письменный ответ на вопрос № 3 стр. учебника
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.