Конспект урока литературы «Образ Петра I и его сподвижников в произведении Ю. Тынянова «Восковая персона». 8 класс.
Оценка 4.6

Конспект урока литературы «Образ Петра I и его сподвижников в произведении Ю. Тынянова «Восковая персона». 8 класс.

Оценка 4.6
docx
30.01.2022
Конспект урока литературы «Образ Петра I и его сподвижников в произведении Ю. Тынянова «Восковая персона». 8 класс.
«Образ Петра I и его сподвижников в произведении Ю. Тынянова «Восковая персона»..docx

Урок литературы. 8 класс.

Тема: «Образ Петра I и его сподвижников в произведении Ю. Тынянова «Восковая персона».

 

Ход урока.

 

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить причину трагического одиночества Петра в последние дни жизни.

 

1.      Выразительно прочитайте вслух отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…

 

-Какие образные средства использует А.С. Пушкин для создания образа Петра 1? Дайте письменный ответ.

 

2.      Выразительно прочитайте вслух отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»

Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.(Меншиков)

 

3.      На страницах повести Ю. Тынянова «Восковая персона» рассказывается о последних днях жизни Петра I, но чтобы лучше понять происходящее, давайте вернёмся назад. Вспомним, что предшествовало этому?

Сделайте запись в рабочей тетради:

1. Император Пётр и его сподвижники: Лефорт, Меншиков, Головин, Шереметев.

2. Таланты и способности императора.

3. Заслуги Петра I:

1) градостроение;

2) обучение специалистов;

3) победы над турками и шведами;

4) создание флота, регулярной армии;

5) строительство заводов и мануфактур.

 

4.      Пётр, уходя из жизни, вспоминал: что же полезного он сделал. Из чего же  состояла жизнь царя?

Работа по тексту глава 5, 2, 3.

Сопоставьте мысли Петра и Данилыча. Ответьте письменно в рабочей тетради. 

1. Что снилось рукам? 

2. О чём думает, разглядывая кафельные плиточки, что вспоминает?

3. О чём думает, проснувшись? 

 4. Чего боится?

 

5.      Составьте в рабочей тетради таблицу «Петр I и его окружение».

 

ПЁТР I великий

Окружение Петра

1.Растрелли Карло Бартоломео (скульптор)

1.Александр Данилович Меншиков

(герцог Ижорский, светлейший князь)

2.Министр Волков

3.Алексей Мякинин

4.Павел Иванович Ягужинский(генерал-прокурор)

5.Генерал-адмирал Апраксин

6.Жена Екатерина

 

6.      Какие качества Петра I и его окружения противопоставляются в произведении «Восковая персона»?

Найдите нужную информацию в главе 5.

 

Заполните таблицу:

ПЁТР I великий

Окружение Петра

Трудолюбие во имя процветания Отечества

( «Для кого трудился?-Для отечества.»)

Любовь к науке и творчеству

(«И неизвестно, на кого отечество, и хозяйство ,и художества оставляю»)

Любовь к жизни простой, без излишеств

Казнокрадство («знатные суммы положил в Амстердаме и Лионе»)

Жажда безграничной власти

Взяточничество

Лицемерие («Тогда Екатерина возрыдала»)

Интриги и склоки

Обман и предательство

 

7.      Сопоставьте произведения о Петре I. Прочитайте полезную информацию.

     Неоднозначно решает образ царя и А. Н. Толстой в романе «Петр Первый». Его герой дан в развитии. Мы видим, как на протяжении романа Петр Первый мужает и из неуверенного в себе и пугливого подростка вырастает в сильную личность.

    Царь мечтает сделать Россию мощным государством, способным занять подобающее ей место среди европейских государств. Это удается Петру, но ценой неимоверных усилий, напряжением всех сил.

    Царь проявляет недюжинные организаторские способности, он сплачивает вокруг себя таких же волевых, смелых и инициативных людей, с помощью которых одержит в дальнейшем военные и трудовые победы. Толстой не приукрашивает своего героя, он показывает, что царь не щадит не только себя, но и окружающих. На смену умирающим строителям Санкт-Петербурга прибывают новые и новые, но эти жертвы не бессмысленны. Петр по-своему заботится о людях, он требует от Меншикова, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, чтобы тот обеспечивал людей нормальным питанием, одеждой, не губил людей зря, прикрываясь высокими целями. Толстой правдиво показал жестокое время, когда отдельная жизнь ничего не стоила, особенно жизнь крестьянина.

 

Запишите вывод в рабочую тетрадь.

Так в русской литературе сложился традиционный портрет Петра Первого — царя-строителя, жестокого, но справедливого, старающегося вывести варварскую Россию на европейские рельсы.

 

Задание на дом.  Прочитать стр. 123-132. Ответить устно на вопросы рубрики «Вопросы и задания».


 

Урок литературы. 8 класс. Тема: «Образ

Урок литературы. 8 класс. Тема: «Образ

Пётр, уходя из жизни, вспоминал: что же полезного он сделал

Пётр, уходя из жизни, вспоминал: что же полезного он сделал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2022