УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ
ТЕМА: « УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНЫЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
Цели урока:
1. Познакомить с письменным приемом умножения многозначных чисел на однозначные;
2.Способствовать развитию логического мышления, умения анализировать;
3. Воспитывать познавательный интерес
Задачи урока:
Вырабатывать самостоятельность суждений при решении разнообразных заданий алгебраического характера, воспитывать культуру труда, аккуратность, развивать память, внимание, потенциальные возможности учеников, прививать интерес к математике.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
1. Личностные УУД:
· формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение);
· формирование математической компетентности.
2. Познавательные УУД:
· овладение приемами анализа и синтеза объекта и его свойств;
· общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· логические – выдвижение гипотезы и ее обоснование; умение устанавливать аналогии;
3. Регулятивные УУД:
· овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
· работа с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятию;
4. Коммуникативные УУД:
· совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);
· умение выражать свои мысли.
Оборудование: мультимедиа
ВВЕДЕНИЕ В УРОК. РАЗМИНКА УМА
I. Оргмомент: Эмоциональный настрой.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем мы урок.
(Слайд.)
-- Прочитайте девиз нашего урока:
« Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела скорей вычитайте».
-- Как вы думаете, подходит такой девиз к нашему уроку? Значит, все плохое оставим позади и с хорошим настроением начнем наш урок! Улыбнулись друг другу и мне!
1. « Разминка». (Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.Познавательные УУД: логические – выдвижение гипотезы и ее обоснование; умение устанавливать аналогии.)
-- Предлагаю вам ответить на море вопросов в быстром темпе
(быстрые ответы на вопросы общего характера)
-- Какой самый тяжёлый день недели? (понедельник)
-- Чем кончается день и начинается ночь? ( ь )
-- Сколько яблок у Раи, если у неё было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки? ( 3)
-- Как называется знак вычитания в математике? (минус)
-- Что такое периметр? А как можно найти площадь прямоугольника?
-- Что попало Каю в глаз? (льдинка)
-- Значок для обозначения числа (цифра)
-- У Сени 8 пар носков. Сколько носков на правую ногу? (8)
-- Сколько лет было двадцатилетнему человеку 4 года назад? (16)
-- Что такое умножение? (это сложение одинаковых слагаемых)
-- Часть тела, которую никогда не надо терять. (голова)
- Молодцы разминка закончена.
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА (Познавательные УУД: логические – выдвижение гипотезы и ее обоснование; умение устанавливать аналогии.Личностные УУД: формирование математической компетентности.)
1. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас необычный урок. Урок – исследование. Мы будем исследовать нашу школу. И как это мы будем мы об этом чуть попозже. Сначала мы с вами узнаем тему и сформулируем цели нашего урока. Для этого посмотрите все на доску.
(слайд) 8 + 8 = 8 * 3 31* 4 = 31 + 31 + 31 + 31 + 31
400* 2 = 500 + 500 1631 * 3 = 1631 + 1631 + 1631
-- Задание такое: изменить правую часть, чтобы равенство было верным (основываясь на том, что умножение – это сложение одинаковых слагаемых)
-- Какое равенство оставили без изменения? Почему? Докажите.
-- Что значит 1631*3 (по 1631 взяли 3 раза). Что такое умножение?
-- Что вы можете сказать про эти равенства? А какое следующее равенство последует?
-- А теперь попробуйте сказать тему нашего урока. Чему мы будем учиться? (Научиться решать выражения на умножение многозначного числа на однозначное по алгоритму). Тема и цель урока (слайд)
2. Поиск решения. (Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.Познавательные УУД: логические – выдвижение гипотезы и ее обоснование; умение устанавливать аналогии. Личностные УУД:формирование математической компетентности. Регулятивные УУД: работа с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятий)
-- Как можно вычислить произведение 1631 и 3? А если это пятизначное число?
– Давайте вспомним алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное. И здесь встречаются шаги. Давайте проверим, можем ли применить алгоритм к четвертому выражению? Открыли тетради, записали число. Какое сегодня число? Дайте характеристику этому числу. Пропишите это число.
– Запишите выражение в тетрадь, как запишем? Спины ровно. Наклон тетради.
Решаем пример с комментированием у доски. (1631*3=4893)
-- Сделайте вывод, как выполняется умножение многозначного числа на однозначное. На что нужно обратить внимание при умножении – на переход через разряд.
-- Давайте проверим, правильно ли мы рассуждали, откроем учебники стр. 73 и прочитаем правило.
-- Для закрепления предлагаю выполнить разноуровневые задания: 1 уровень – выполнить самостоятельно в столбик; 2 уровень – упростить выражение и найти его значение (упрощаем выражение, основываясь на том, что умножение есть сложение одинаковых слагаемых)
1 уровень – 312*6 913*2 4234*2 (1872; 1826; 8468)
2 уровень - х*2+в*3 +в+х*2=? при х=125, в =532 ( 2628)
Самопроверка по слайду.
3. Закрепление материала. Решение задач
-- Первая группа исследовала здание ХСШ (слайд) и прошлась по этажам. Давайте послушаем результаты их исследования и задание.
(Коммуникативные УУД: совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности) Познавательные УУД: овладение приемами анализа и синтеза объекта и его свойств. Личностные УУД: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение))
УЧЕНИКИ: Мы исследовали каждый этаж и нашли их площадь. И вот что у нас получилось. Площади 1 и 2 этажа одинаковые по 1541 кв.м, площадь 3 этажа 1325 кв.м. Внимание вопрос: чему равна общая площадь?
УЧИТЕЛЬ: У кого-нибудь есть вопросы по условию задачи? Почему площадь 3 этажа меньше? Поможем им найти? Кто разберет задачу?
Анализ задачи и краткая запись составляется детьми (слайд).
Решение задачи самостоятельно, 1 ребенок у доски.
1 способ (1541+1541+1325=4407 кв.м)
2 способ.
--Что значит 2 этажа по 1541 кв. м? (По 1541 взять 2 раза), а 3 этаж? ((1541*2)+1325=4407 кв.м)
Ответ: общая площадь школы 4407 кв.м
Физминутка: Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох – ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша,
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки вместе.
Мы походим на носках,
А потом идём на пятках.
Мы попрыгаем немножко,
И за парту тихо сядем.
-- Вторая группа исследовала двор школы. Они решили исследовать глубину снега. УЧЕНИКИ: Глубина снега в лесу 62 см. Это в 2 раза больше, чем во дворе школы. Какая глубина снега во дворе школы?
Анализ задачи проводится детьми (слайд)
-- Что известно в этой задаче? Что нам надо найти? Что значит в 2 раза больше? А где больше? Значит, во дворе школы она меньше. Как решим эту задачу?
-- Чтобы измерить глубину снега чем пользовались ребята? А какие величины для этого нужны? А какие еще величины знаете?
--Я предлагаю вам разноуровневые задания с величинами: (слайд)
(Регулятивные УУД: овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного.)
1 уровень - Заполнить пропуски: 8 м 2 дм =….дм 48 т =…..кг 1 ч 20 мин = ….мин
2 уровень – Выполните вычисления с величинами: 11 м 86 см + 2 м 35 см
6 т 145 кг – 2 т 128 кг 2 км 425 м * 4 (14 м 21 см; 4 т 017 кг; 9 км 700 м)
-- Третья группа ребят зашла в библиотеку школы (слайд). Они решили помочь библиотекарше отремонтировать книги.
УЧЕНИКИ: Ученики 4-х классов подклеили за 2 дня по 126 книг, а ученики старших классов по142 книги. Сколько книг учащиеся подклеят вместе?
Анализ задачи детьми, краткая запись.
– Что известно в этой задаче? Можно сразу ответить на вопрос задачи? Почему? (слайд)
– Что будем узнавать первым действием?
– Сколько действий в задаче?
Самостоятельная работа.
-- Запишите решение с комментированием и ответ. Как будем записывать выражения? (в столбик)
126 . 2 = 252 (кн.) – подклеит 4 класс
142 . 2 = 284 (кн.) – подклеят старшеклассники
252 + 284 = 536 (кн.)
Рациональная запись: (126 . 2) + (142 . 2)= 536 (кн.)
-- Что означает число 126, 142, 2?
Ответ: 536 книги подклеили учащиеся за два дня.
– Кто-то предложит другой способ решения?
(126+142) * 2 = 536 (кн.)
Ответ: 536 книги подклеили учащиеся за два дня.
– Два способа, ответы одинаковые. Все записи правильные.
– В какой записи меньше шагов?
– О чем была задача?
– Изготовить книгу очень трудно. Над созданием книги работает много людей. Книгу надо беречь. Книга – мост в мир знаний. Как вы понимаете эту пословицу?
III. ИТОГ УРОКА. Рефлексия. (Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
– Молодцы! Я довольна вашей работой. Давайте подведем итоги. Что мы положим в нашу корзину знаний? Что вы сегодня узнали? Чему учились? А что еще хотелось бы узнать?
-- Что мы сегодня исследовали? (Школу). Что вы можете сказать про нашу школу? Давайте составим синквейн к слову школа. Работа в группах(синквейн)
Мы все учащиеся ХСШ, мы очень много времени проводим здесь. И мы должны беречь и охранять её, ибо Школа – это наш общий дом.
Д/з №357 стр 73 (решить примеры)
-- Всем спасибо за урок!
4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.