Урок математики в 5 классе (по ФГОС)
по теме « Деление и дроби»
Предмет: Математика
Класс: 5
Автор: УМК Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
Тема урока: «Деление на десятичную дробь»
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, компьютер учителя.
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая, индивидуальная.
Главная дидактическая цель: сформировать умение записывать результат деления на десятичную дробь; развитие математической речи, познавательной активности; воспитание положительного отношения к предмету.
Задачи: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Самооценка – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные: умения формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
предметные:
отработать умения и навыки решать задачи по данной теме
личностные:
·проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
·понимать причины успеха в учебной деятельности;
метапредметные (универсальные учебные действия):
регулятивные
·определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
·учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
·использовать знако-символические средства при оформлении решения задания;
·делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
·составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
·слушать и понимать речь других;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Технологическая карта урока:
Этап |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемый результат (УУД) |
||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности.
|
Актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Здравствуйте, ребята, садитесь! Обратите внимание на слайд!
Мы дроби десятичные, Никак без нас нельзя! Мы все смешные, необычные Без запятой у нас нельзя!!!
Как вы уже поняли, ребята, сегодня мы с вами продолжаем работать с десятичными дробями. Вы уже умеете производить различные действия с дробями. Поэтому ответьте на следующие вопросы. 1. Какая дробь называется десятичной? 2. Как умножить десятичную дробь на натуральное число? 3. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.? 4. Как разделить десятичную дробь на натуральное число? 5. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.? 6. Как умножить число на 0,1; 0,01; 0,001? 7. Как перемножить две десятичные дроби?
|
Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую; 2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую; 2) поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части. Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе. Умножить число на 0,14 0,01; 0,001 – тоже самое, что разделить его на 10, 100, 1000. Для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо: 1) выполнить умножение, не обращая внимания на запятые; 2) отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе. |
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, выбирать средства достижения цели. |
||||||||||||||
2.Постановка учебной задачи |
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого |
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание и определить цель нашего урока.
Вы сможете прочитать, что будет на уроке самым главным, если правильно решите все примеры и ответы вставите в таблицу: 6,1+0,12 Е 5,1:3 Е 6,87:10 Е 7,12*2 И 3,4*0,1 Н 43,12*10 Д 7:5 Л
Итак, самым главным на сегодняшнем уроке будет продолжение темы деление на десятичную дробь
|
Деление десятичных дробей. |
Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое знание от уже известного с помощью учителя), преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. |
||||||||||||||
3. Закрепление полученного знания
|
Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
Цель: здоровьесбережение, активизация внимания |
Открываем тетради, записываем число, классная работа в тетрадь. Скажите как разделить число на десятичную дробь? Устная работа: 1)4,2:2,1= 2)4,2:1,4= 3)7,1:10= 4)5,6:7= 5)1,8:9= 6)0,72:0,8= 7)0,888:0,04= 8)4,55:10= Решите задачи: 1) В непрозрачном мешке лежат 5 белых и 2 черных шара. Какое наименьшее число шаров надо вытащить, чтобы среди них обязательно был 1 белый? 2)Какое наименьшее число шаров надо вытащить, чтобы среди них оказался 1 белый и 1 черный? 3) Какое наименьшее число шаров надо вытащить, чтобы среди них наверняка было 3 белых шара и 1 черный шар?
Работа с комментированием(2 человека у доски) : 1) 8,778 : 0,38=23,1 2) 0,0204:0,12=0,17 2 ученика работают по карточкам: 1) 6,864:3,3=2,08 2) 189,54: 0,78=243
Мы друг друга слушали устали, а теперь физкультминутка. Физкультминутка. Если вы считаете, что фраза верная, то встаете, если нет, то садитесь 1) Дробь 3\5 правильная 2) Дробь 5\5 правильная 3) Дробь 3\10 можно записать в виде десятичной. 4) Неправильная дробь, это дробь у которой числитель меньше знаменателя. 5) Дробь 4\8 означает половину целого. 6) А теперь упражнения для снятия напряжения с глаз. Рисуем глазами круг, квадрат, восьмерку.
Выполним № 1445 (3-й столбец). Под буквами н) и о) два человека выполнят у доски, п) р) с) т) решают по вариантам. Затем обмениваемся тетрадями для проверки. Следующий номера № 1451 № 1452 Задачи на повторение: 1469, 1464. |
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; 2) после этого выполнить деление на натуральное число.
Строят логичное рассуждение в определенной последовательности. Выполняют решение задач. Анализируют, сравнивают, классифицируют, осуществляют выбор, делают выводы |
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Личностные: осознавать ответственность за общее дело. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию |
||||||||||||||
4. Домашнее задание |
|
№ 1485, № 1489 (а,б)
|
|
|
||||||||||||||
5 . Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
- Подведем итог работы на уроке. - Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? - Чему вы научились? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из значков.
Отметки за урок: ….. Спасибо ребята за урок. |
Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Обобщают знания об изученном материале. Осуществляют самооценку. |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.