КОНСПЕКТ урока «СТЕПЕНЬ», 5 класс.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с действием возведения в степень, дать понятие квадрата числа.
1) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
- Какие действия мы знаем?
- Назовите компоненты действий.
а + в = с
а – в = с
а в = с
а : в = с
- Устно вычислите.
а) 5+5+5+5
в) 7+7+7+7+7
с) 9+9+9+9+9+9+9
е) 8+8+8+8+8+8+8+8+8
- А можем мы записать данные выражения короче? С помощью какого действия?
- А любую сумму можно заменить умножением?
- В каком случае это возможно сделать? Что можно сказать про слагаемые в каждом примере?
2) ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Устно: 4 4
2 2 2
3 3 3 3
5 5 5 5 5 5 5 5
- В чем возникло затруднение в последнем примере?
- Почему вы не можете сосчитать устно?
- А можем мы записать это выражение короче?
- А какое действие в каждом примере? А какие множители? Что о них можно сказать?
- Что же нам мешает записать действие короче?
- Какая же цель у нас сегодня на уроке?
- А можем мы назвать такое действие и сформулировать тему урока?
- Для того, чтобы назвать тему, мы сыграем в лото. Закрываем в карточках окошки с ответами полосками бумаги.
v 5 5 5
v 2 2 2 2
v 9 9
v 10 10 10 10
v 4 4 4
v 6 6
v 3 3 3
v 2 2 2 2 2
v 7 7
64 К |
16 Т |
202 Е |
150 П |
81 В |
99 С |
36 А |
27 Р |
32 У |
10000 А |
111 Т |
210 Н |
123 Е |
125 Б |
49 Д |
300 Ь |
- Оставшиеся буквы расставьте в порядке возрастания соответствующих чисел.
- Какая у нас сегодня тема?
3) «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ.
- Вернемся к 1 примеру. Какой множитель повторяется и сколько раз?
- Будет «5» в записи нового действия?
- А куда, по-вашему, записать «3»? (рядом, внизу, вверху?)
- Запишите остальные примеры сами. Проверим. Закройте глаза (ответы первоначально закрыты).
Итак, как короче можно записать а а а
а а а а … а(n раз) =
- В начале урока мы вспоминали все действия. Что присутствует в каждом действии?
= в
-а – основной компонент, как его можно назвать?
- n – показывает, сколько раз число перемножается само на себя, как его можно назвать?
4) ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
РАЗМИНКА. Игра с мячом. Учитель кидает мяч, дает примеры на устный счет, ребенок отвечает и возвращает мяч.
· На доске записаны примеры.
- Назвать основание и степень.
- Записать в виде произведения.
-Проверяем. Поднимите руки, кто сделал правильно? (первоначально ответы закрыты, один из примеров записан неверно)
· У вас на столе лежат квадраты разного размера и цвета. Как найти их площадь?
Измерьте стороны и запишите площади каждого квадрата крупными числами и поднимите.
- В какую степень мы возводили сторону квадрата, чтобы найти его площадь?
- Как же такую степень можно назвать?
· А легко ли возводить в степень двузначные числа? А чем мы пользуемся, чтобы быстро умножать? Для этого у нас есть вспомогательная таблица квадратов.
( устно работаем с таблицей)
5) ИТОГ.
- А таблицу степеней для чисел 2 и 3 вы попробуете составить дома. Это будет ваше д/з.
- Итак, с каким действием мы познакомились сегодня на уроке?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Как вы думаете, достигли мы ее?
- А для чего нам необходимо знать такое действие?
СПАСИБО ЗА УРОК!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.