Конспект урока математики в 3 классе
Учитель:
Аджигельдиева З.Э.
УМК «Школа России»
Тема: «Таблица умножения и деления с числом 6»
Цели урока:
Составить таблицу умножения и деления с числом шесть, работать над её запоминанием;
развивать умение решать задачи на кратное и разностное сравнение, находить корень уравнения; записывать выражения с переменной и находить их значение. Развивать умение работать самостоятельно.
Формирование УУД:
Познавательные:
Понимать информацию представленную в виде текста, рисунков, схем.
Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций;
Регулятивные:
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Коммуникативные:
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе; устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Воспринимать объяснения и инструкции учителя.
Личностные УУД:
Формирование мотивации к учению.
Оценивание результатов выполненной работы.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация, наглядный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
Звонок звенит и не смолкает
Школьникам напоминает:
В класс быстрее торопитесь,
на места свои садитесь.
2. Мотивация к деятельности.
-Прочитайте предложение. Как вы его понимаете? (Выведено на экране)
«Математику учить – ум точить».
«Знаешь счёт, так и сам сочтёшь.»
- Где в жизни вам пригодится знание математики?
- Открывайте тетради, запишем число.
3. Минутка чистописания.
4, 5, 6
-Какое наибольшее трехзначное число можно составить из этих чисел?(654)
-Сколько единиц, десятков, сотен?
- Запишите красиво и правильно эти цифры.
1. Актуализация знаний
1. Устный счёт.
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела!
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души.
а)Решение «цепочек».
5×9 40:5 11+24
-35 +17 -15
:2 :5 :4
____ _____ ______
б) Среди данных чисел назовите числа, кратные 4, (5).
9, 8, 15, 2, 10, 17, 20, 16, 30, 12, 45.
Кратные 4 - (8, 12, 16, 20)
Кратные 5 - (10, 15, 20, 30,45)
Какие числа остались лишними? (9, 2, 17) Почему?
в) Решение задач.
• В пяти коробках лежит по 4 игрушки. Сколько всего игрушек
лежит в этих коробках? (20)
• Двадцать игрушек разложили в пять коробок поровну. Сколько
игрушек положили в каждую коробку? (4)
• Двадцать игрушек разложили по четыре игрушек в коробку.
Сколько понадобилось коробок? (5)
– Как называются такие задачи? (Обратные.)
• У бабушки в хозяйстве 15 кур и 7 гусей. На сколько гусей больше, чем кур? (15 -7 =8)
· Во дворе было 12 белых цыплят, чёрных – 4. Во сколько раз чёрных цыплят меньше, чем белых? (12: 4=3)
2.Найди значения выражений.
15:3 + 36:4 = (16+16): 4: 2=
4х 6 + 5 х 8 = (24 - 30 : 5): 6=
3. Работа с понятием умножение. Работа в паре.
-Замените произведение суммой.
182х3= 24х6=
254х4= 26х5=
-Замените сумму произведением.
124+124+124+124+124=
73+73+73+73+73+73=
612+612+612+612=
6+6+6+6+6+6+6=
III. Самоопределение к деятельности
- А теперь я предлагаю Вам решить примеры.
3х9=27
4х8=32
5х7=35
7х5=35
8х4=32
9х3=27
-По какому принципу составлены примеры?
-Какое правило здесь используется?
-А почему мы смогли решить эти примеры?
-Посмотрите внимательно ещё раз на данный столбик примеров и скажите, какого примера не хватает в столбике? 6 х 6
-Как вы думаете, почему я его пропустила? (Мы не изучали таблицу умножения на 6).
- Сформулируйте тему и задачи урока. (Составление таблицы умножения и деления на 6. Составить, записать таблицу умножения на 6 и научиться её использовать.)
IV. Открытие нового знания.
1. Составление таблицы умножения и деления с числом 6
— Как найти значение произведения 6 х 6?
6 + 6 + 6 + 6 + 6 + + 6 = 36 или 6х5 + 6 = 36.)
— На сколько больше будет каждое следующее произведение? (На 6.)
— Составьте таблицу умножения числа 6 самостоятельно.
— Как умножить на 6? (Можно переставить слагаемые местами.)
— Составьте таблицу умножения на 6.
— Каким правилом воспользуемся для составления таблицы деления с числом 6? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)
— Составьте таблицу деления с числом 6. Составление таблицы умножения на 6 (работа в группах)
- Давайте проверим, как Вы справились.
6*6= 36 36:6=6
6*7=42 7*6= 42 42:6=7 42:7=6
6*8= 48 8*6= 48 48:6=8 48:8=6
6*9= 54 9*6= 54 54:6=9 54:9=6
- Мы составили таблицу умножения и деления с числом 6. Поставьте задачу на следующий этап урока. (Запомнить и научиться применять таблицу)
-А теперь ребята давайте поищем закономерности, ключики к лучшему запоминанию таблицы.
-Посмотрите внимательно и скажите, что интересного вы увидели?
6х2=12
6х3=18
6х4=24
6х5=30
6х6=36
6х7=42
6х8=48
6х9=54
Закономерности:
· второй множитель увеличивается на1
· первый множитель неизменный
· произведение увеличивается
на 6 (сверху вниз, а снизу вверх уменьшается на 6)
· все произведения двузначные числа
· при умножении 6 на чётное число произведение оканчивается той же цифрой, на которую умножали (пример).
3. Работа по учебнику № 1 (с. 44) (Устное выполнение по цепочке.)
№3(с. 44). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Самооценка.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление
изученного материала
Работа по учебнику
№4 (с. 44). (Устное выполнение.)
- Что вы можете сказать о решении первого уравнения? (В уравнении неизвестно вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Уравнение решено неверно.)
(Аналогично разбираются остальные уравнения.)
- По выбору 1 уравнение решить самостоятельно.
Решение задач. №6 (с. 44). (Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Тем, кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу с краткой записью.)
Было — 50 кг.
Израсходовали — ?, 2 • 6 (кг).
Осталось — ?
Взаимопроверка решения задачи.
Построение отрезков.
Первый отрезок-6 см, второй- в 2 раза длинней первого, а третий- на 2 см короче первого. Постройте отрезки.
Составление математического выражения. Работа в паре.
На уроке рисования учительница принесла 4 коробки цветных карандашей по 7 штук в каждой коробке и 5 коробок фломастеров по 6 штук в коробке. Чего она принесла больше? Запишите выражение.(4х7<5x6).
1. Выполнение заданий на карточках
- Решите выражения, расшифруйте слово.
12: 6= 0 48:6= м
6х7= е 6х9= л
24:6= ц 5х6= д
8 2 54 2 30 42 4
М о л о д е ц
VII. Подведение итогов урока
- Какие цели были поставлены на урок?
- Смогли мы выполнить задачу урока?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
VIII. Рефлексия
- А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.
Поднимите:
Зелёную карточку- если всё легко понял и можешь научить другого.
жёлтый – если понял, но было нелегко.
красный- кому было трудно, нужна помощь.
Домашнее задание
Учебник: № 2, 5 (с. 44).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.