Урок математики в 1 –В классе
Тема: «Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач»
учитель начальных классов Толстых Е.А.
Цель: создать условия для закрепления приема вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми; развития навыков счета, умения решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты
Предметные: учить выполнять вычисления вида 8 -□ , 9 -□ ; отработать ранее изученные приемы сложения и вычитания; готовить к знакомству с составными задачами
Универсальные учебные действия
Метапредметные:
Регулятивные: учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течении всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме( при выполнении заданий в рабочей тетради и на доске); Фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке; осуществлять под руководством учителя итоговый контроль по результату , оценивать правильность выполнения действия;
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя;
Познавательные: понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;
Личностные: проявлять положительное отношение к предмету « Математика», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, практический
Материалы и оборудование:
1. учебник «Математика» 1 класс, часть 2;
2. числовая полоска от 1 до 10;
3. индивидуальные карточки;
4. цветные карточки с цифрами;
5. картинка- ребус;
6. набор геометрических фигур;
7. карта «Лесная школа» .
Ход урока
I. Организационный момент.
С добрым утром! начат день.
Первым делом гоним лень.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
Присаживайтесь на свои места!
Ребята, давайте пожелаем друг другу удачи. Посмотрите вокруг, улыбнитесь, и попробуйте передать своё настроение с помощью цветочков, которые лежат у вас на партах.
Ромашка - чувствую себя неуверенно, колокольчик - чувствую себя спокойно, уверенно!
II. Мотивация учебной деятельности.
-Ребята, у нас начинается урок-сказка. Мы отправимся в интересное путешествие по волшебному лесу и найдём дорогу в Лесную школу, но не одни. А кто же будет главный путешественник, мы узнаем, если правильно выполним графический диктант.
1. Графический диктант. От точки в тетради ведём линии: 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо. 1-вверх. 1-влево, 1-вверх, 1-вправо. 2-вверх, 1-вправо, 3-вниз, 1-вправо, 5-вниз. 3-влево ( Получился зайчик).
-Кто же будет путешествовать вместе с нами в Лесную школу? Зайчики.
(Открывается карта и прикрепляются макеты зайчат).
2. Устный счет.( у детей на партах числовая полоска).
- Приготовьте цветные карандаши.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Закрасьте красным цветом
число, которое больше числа 6 на 2;(8)
сколько получится, если 7 уменьшить на 2? (5)
на сколько 6 больше чем 3?(3)
Закрасьте зеленым цветом
число , которое показывает чему равна сумма чисел 5 и 2?(7)
на сколько 2 меньше , чем 4?(2)
число, у которого соседи 8 и 10? (9)
Закрасьте желтым цветом ответ к задачам:
В одной книге 6 сказок про зайцев, а в другой – 4. Сколько всего сказок про зайцев в двух книгах?(10)
Белка собрала 6 орехов, а грибов на 2 меньше. Сколько грибов собрала белка?(4)
III.Самоопределение деятельности
- Назовите числа – ответы, которые вы закрасили красным цветом?(8,5,3), зеленым цветом?(9,2,7) (карточки выставляются на доске)
- Составьте пример на сложение с этими числами ( дети работают с математическими наборами на парте, ученик у доски выставляет примеры с помощью карточек)
5 + 3 = 8
- Молодец! Прочитаем этот пример, называя компоненты действия сложения.
-По составленному вами примеру на сложение составьте два примера на вычитание. Объясните, как вы составили эти примеры ( если от суммы вычитаем первое слагаемое, то получится второе слагаемое). 8 – 5 = 3
8 - 3 = 5
- Молодцы, вы правильно справились с этим заданием. Теперь попробуйте самостоятельно выполнить такое же задание с другой группой чисел, а я посмотрю, как у вас получится (проверка работ учеников).
-Все верно. Я запишу на доске примеры на вычитание, которые вы составили.
На доске: 7 + 2 = 9
9 – 2 = 7
9 – 7 = 2
-Молодцы, ребята. К нам прискакал зайчик и тоже оценил вашу работу( зайчик- на карте)
-А теперь внимательно посмотрите на эти математические выражения.
- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
-Верно. Мы будем вычитать различные числа из 8 и 9.
IV. Работа по теме урока.
1. Минутка чистописания.
-Ребята, скажите, какое сегодня число, месяц. Мы работаем в классе, поэтому наша работа называется..(Классная работа)
Тетрадь с наклоном положи,
Ручку правильно держи,
Сядь прямо, не согнись.
За работу ты возьмись.
- Сядьте, откройте тетради, найдите свою последнюю запись. Запишите дату, классная работа.
А какая у зайчат любимая цифра? Три.
Почему? (Слово «зайчик» начинается на букву З, а она очень похожа на цифру три.
Тройка – третий из значков
Состоит из двух крючков.
2.Самостоятельная (индивидуальная) работа по карточкам .
На пути зайчат препятствие. Если мы им не поможем, допустим в вычислениях ошибку, то малыши-зайчата не смогут перебраться на другой берег реки и опоздают в школу.
- Вижу я, дети вы смышленые, помогли зайчикам, а теперь хочу проверить, как вы считать умеете.
Кто решит пример быстрей,
Тот и будет всех умней.
3.Работа с таблицами (устно)
Зайцы устали и решили отдохнуть. Проведем с ними
физкультминутку.
4. Физкультминутка поможет нам отдохнуть перед дальнейшей дорогой.
Мы сидели и писали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули.
Повернулись вправо, влево,
Стало гибким наше тело .
А теперь попляшут ножки,
Побежали по дорожке
Быстро, быстро, топ, топ, топ ,
И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
-Отдохнули? За работу! Новое задание ждет нас впереди….
Зайчата благополучно переправились через речку и встретили белочку, которая тоже спешила в школу, но не выполнила задание, ей нужна наша помощь в решении задач. Но вдруг на пути большой камень. Сели зайчата и белочка на него и прилипли . Чтобы помочь им, нужно отгадать ребус.
Давайте вспомним, что нам известно о задаче.
· части задачи: условие и вопрос
· в условии даны два и более числа
· вопрос связан с условием
На пути – лисичка. Она хочет, чтобы мы решили её задачи, тогда она пропустит зайчат и белочку в школу.
V. Закрепление пройденного материала.
1. Работа над задачами.
a)Работа по учебнику (с.32, № 4)
- Теперь мы решим задачу №4 (1).
-О чем говорится в задаче? (о тетрадях)
-Сколько тетрадей было у Васи? (7)
-Сколько тетрадей купили? (3)
-А что нам необходимо узнать? (Сколько тетрадей стало у Васи?)
-Каким действием будем решать задачу?
-Объясните, почему будем решать задачу действием сложения?
-Какой пример получим? (7+3=10)
- Запишем ответ: стало 10 тетрадей.
б). Решение задачи из учебника стр. 33 № 1(1)
- Прочитайте задачу.
- Прочитаем условие. (На вешалке было 10 пальто. Дети надели 2 пальто.)
- О чем идет речь в задаче ? (о пальто)
- Где были пальто? (на вешалке)
- Что изменилось? (дети надели 2 пальто)
- Что нам нужно узнать? Прочитайте вопрос задачи. (Сколько пальто осталось на вешалке?)
- Как мы запишем условие задачи? (Сначала: Было – 10 п.)
- Что изменилось? (Надели -2 п.)
- Вопрос (Осталось - ? п.)
- Как решить эту задачу?
10 – 2 = 8 (п)
- Запишем ответ: осталось 8 пальто.
- Молодцы, ребята, мы хорошо справились с задачами хитрой лисы.
2. Физкультминутка
Зайка серенький стоит
И ушами шевелит.
Раз, два, раз, два
И ушами шевелит.
Зайке холодно стоять
Надо лапочки размять.
Раз, два, раз, два
Надо лапочки размять.
Зайке холодно опять.
Ему нужно поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок.
Нужно зайке поскакать.
Хватит зайке отдыхать,
Будет снова он считать.
Раз, два, раз, два.
Будет снова он считать.
3. Работа с геометрическим материалом.
А вот и домик Мудрой Совы. Она приготовила для белки и зайчат очень трудное задание. Выполнение задание «Танграм». Нужно сложить из геометрических фигур зайчиков. Помогите!!
Эта работа в группах.
1 группа. Нужно сложить зайчиков в паре так, будто они дружат и смотрят друг на друга.
2 группа. Сложите фигурки зайчат так, будто они поссорились и отвернулись друг от друга.
3 группа. Зайчата помирились и бегут друг за другом.
VI. Итог урока.
-Что мы сегодня делали на уроке?
-Что показалось самым трудным?
- Кто напомнит, как называются компоненты сложения?
- Как называются компоненты вычитания?
VII. Рефлексия.
- Вы молодцы, хорошо работали на уроке, у нас всё получилось!!!
-Что помогло справиться с заданиями? (умение считать, решать задачи)
-Оцените свою работу смайликами.
a) Работа в парах
А вам наши путешественники оставили последнее задание с сюрпризом.
Ц 5 – 3 + 4 = 6
О 6 + 0 – 1 =5
М 5 – 2 + 6 =9
Ы 6 – 3 – 1 =2
Д 9 – 4 + 2 = 7
О 7 + 2 – 4 =5
Л 8 – 1 – 3 =4
9 |
5 |
4 |
5 |
7 |
6 |
2 |
м |
о |
л |
о |
д |
ц |
ы |
Все молодцы, зайчата с нашей помощью не опоздали в свою школу.
Как вы думаете, хорошими учениками будут наши друзья?
Лес многому научит малышей. Бережному отношению к природе, доброте, любви к родной природе, взаимовыручке.
- А вам понравилось наше путешествие в Лесную школу?
Источники изображений:
1. https://onlinegdz.net/wp-content/uploads/2015/08/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5-1-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D1%872-%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE-%D0%A3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%88%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B5.-%D0%92%D1%8B%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B5.-%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-32.jpg
2. https://stolicadetstva.com/images/text/f8536a75b57929d7e8f3147630f16464.jpg
3. http://madam-fonova.ucoz.ru/shablon/Rebus_14.png
4. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09c5/0000e09c-ad6b5b8d/hello_html_53489412.jpg
5. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/pic/000061.jpg
6. http://razdeti.ru/images/48(7).jpg
7. https://pragueratter.ru/800/600/http/www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura3-300x150.jpg
8. https://img-fotki.yandex.ru/get/4133/102699435.8af/0_a357a_7fc88c82_XL.jpg
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.