Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Питерского района Саратовской области» в с. Малый Узень
Конспект урока
математики в 1 классе
Тема урока: Оси симметрии фигуры. Симметричные фигуры.
Подготовила учитель
начальных классов
Исенгалиева М.К
Тип урока: ОНЗ
Цель: создать условия для формирования осознанного понимания симметрии как явления.
Задачи урока: обучающие: - формировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение распознавать симметричные фигуры среди других; - формировать представление о симметрии в окружающем мире;
развивающие: - развивать внимание и наблюдательность, умения анализировать и сравнивать предметы; - развивать воображение, математическую речь;
воспитывающие: - воспитывать интерес к предмету, восприятие прекрасного, общей культуры; - воспитывать умения работать в парах.
Методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые. Формы организации деятельности: фронтальная, работа в парах. Средства: ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация, набор геометрических фигур
у каждого ученика: раздаточный материал ( набор геометрических фигур, ножницы)
Межпредметные связи: окружающий мир, технология
объект исследования - геометрические фигуры и предметы, которые встречаются в жизни?
предмет исследования - ось симметрии
Ход урока
I. Мотивирование на учебную деятельность.
II. Постановка проблемы.
На магнитную доску вывешиваются геометрические фигуры. (Слайд 1)
Задание:
У.: Разбейте эти фигуры на две группы. (Дети пробуют известные им способы: по форме – нельзя, по размеру – нельзя, по цвету – нельзя.)
У.: Можно ли выполнить задание?
– Это ловушка?
– Если задание выполнить можно, то как? Я говорю что можно.
III. Выход из проблемной ситуации.
У.: Я вам попробую помочь. Возьмите конверт № 1. В нем такие же геометрические фигуры как на доске.
У.: А что интересного вы на них заметили?
Д.: Мы заметили какие-то линии.
У.: Как вы думаете для чего они?
Д.: - Может быть они нам и помогут?
У.: Что вы предлагаете делать?
Д.: Среди предложений детей обязательно появляется предложение согнуть фигуры по этим линиям.
У.: Попробуйте. Что интересного вы заметили?
Д.: Мы заметили, что есть линии при сгибании по которым, части фигур совпадают, а есть линии, при сгибании по которым, части фигур не совпадают. слайд 2
У.: Вы сделали важные открытия. А как называются линии при сгибании по которым части фигур совпадают? (вспоминайте)
- Ось симметрии
У. Линии при сгибании по которым части фигур совпадают ( или делят фигуру пополам) называются осями симметрии.
- Ребята, а как по вашему будут называться фигуры, имеющие ось симметрии?
У.: Люди договорились называть их симметричные фигуры, а фигуры, которые не имеют оси симметрии - несимметричные.
У.: Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д.: Тема урока: “Симметричные фигуры. Ось симметрии фигуры”. Слайд 3
Цель урока:–Чему вы должны научиться сегодня на уроке?
Д.: Научиться самим находить ось симметрии.
- Научиться различать симметричные и несимметричные фигуры.
У.: . А сейчас, давайте вернемся к заданию, которое не смогли выполнить в начале урока.
– На какие две группы можно разбить эти фигуры?
Д.: На симметричные и несимметричные.
У. – Давайте выполним эту работу.(работа в парах)
- Так на партах появляется две группы фигур: симметричные и несимметричные. слайд 4
IV. Применение новых знаний.
- Сегодня мы с вами будем работать исследователями.
- Хотите узнать что будем исследовать? Посмотрите на экран. слайд 5
-Будем исследовать геометрические фигуры и предметы, которые встречаются в жизни? (объект исследования)
- Что мы будем исследовать у фигур (искать)? (ось симметрии)есть или нет( предмет исследования)
Исследование
Итак .Найдём ось симметрии у фигур.
- У каждой пары на столе конверт № 2 слайд 6
1) Треугольник – листик. Вы должны найти ось симметрии у этих предметов. (один работает с треугольником. другой с листиком)(Как нужно сложить фигуры, чтобы половинки совпали?)
Результат: одна ось симметрии. слайд 7
2) Прямоугольник , книга, линейка. Вы должны найти ось симметрии у этих предметов. (один работает с прямоугольником, другой с книгой) слайд 8
Результат: Эти фигуры имеют 2 оси симметрии.
2)квадрат и печенье
Результат: 4 оси симметрии. слайд 9
3) круг и тарелка. Вы должны найти ось симметрии у этих предметов. (один работает с кругом, другой с тарелкой)
Результат: у круга и тарелки множество осей симметрии. слайд 10
Подведение итога исследования
- Все ли предметы и фигуры исследовали? - Нашли ли ось симметрии у них ? обратить внимание на таблицу
- Есть предметы и фигуры, которые имеют 1.2.3, 4 и множество осей симметрии
-Как одним словом можно их назвать? (симметричные фигуры)
- Что общего между геометрическими фигурами и предметами, которые встречаются в жизни?
Все эти предметы имеют ось симметрии -они симметричные.
- В нашей жизни встречаются предметы, которые имеют ось симметрии - симметричные предметы и фигуры
V. Задание №3.
Сказка о беспорядке или о том как появилась симметрия:
(фронтальная работы с группой),
- Давным-давно еще до того как родились наши дедушки и бабушки, появилось на небе солнышко и осветило весь наш мир, и был в этом мире настоящий кавардак: не было у предметов второй половины и были они все одиноки и несчастны. Заплакала тогда природа и стала просить помощи. На их зов прибежал волшебник он очень хотел помочь, но работы было так много что одному никак не справится. И попросил тогда он помощи у ребят.
- Дорогие друзья! У вас на партах есть листы с изображением предметов, дорисуйте вторую половину симметрично первой. Помогите мне вернуть все на свои места.
Ребята! В конвертах находятся листы бумаги с нарисованными половинками фигур. Вы должны сложить листы пополам, вырезать фигуры и навести порядок в природе.
Творческая работа. Дети вырезают фигуры и крепят на ватман.
Учитель: И заиграла тогда природа новыми красками.
- Ребята посмотрите на нашу картину и скажите что вы вырезали?
-Симметричные фигуры.
- Нас окружают симметричные предметы.
- Нужна ли симметрия в природе?
-Для чего нужна симметрия?
- Как проверить, симметрична фигура или нет? (перегибанием).
слайд Молодцы
VI. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.