«Телесно ориентированные техники»
Оценка 4.9

«Телесно ориентированные техники»

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
дефектология
1 кл
26.05.2019
«Телесно ориентированные техники»
Телесно ориентированные техники: Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить). Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же, речи.
доклад .docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ «МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1» Доклад «Телесно ориентированные техники»  Магадан 2018 г. Находясь   на   границе   соприкосновения   педагогики,   психологии   и   медицины, логопедия   использует   в   своей   практике,   адаптируя   к   своим   потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя ­ логопеда. Инновационные   технологии   в   логопедической   практике  –   это   лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям.  ­  новые  и  обладающие  повышенной   эффективностью  методы и  инструменты, приёмы,   являющиеся   конечным   результатом   интеллектуальной   деятельности педагога, ­ новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, ­ новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют   включению   в   работу   сохранных   и   активизации   нарушенных психических функций. Инновационные   технологии –   это   внедрённые,   обладающие повышенной   эффективность   методы   и   инструменты,   приёмы,   являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно   к   педагогическому   процессу,   инновация   означает   введение нового   в   цели,   содержание,   методы   и   формы   образования,   организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным   критерием   «инновационности»   технологии   является   повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Телесно ориентированные техники: Весь   детский   опыт   связан   с   развитием   и   совершенствованием   произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить). Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же, речи.   новые, •   биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; •  растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц; •  упражнения   для   релаксации  –   способствуют   расслаблению, самонаблюдению,   воспоминаниям   событий   и   ощущений   и   являются   единым процессом; •   дыхательные упражнения  – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Телесно­ориентированная   терапия   позволяет   обучать   детей   приемам саморегуляции. Детям с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, агрессивность, навязчивые состояния, пониженный   фон   настроения,   истерические   реакции,   необходимо   снятие психомышечного   напряжения,   что   является   неотъемлемой   частью   процесса коррекции   эмоционально­волевой   сферы.   Для   этого   используются   различные приемы: расслабление, мышечные нагрузки, дыхательные упражнения.         В аспекте преодоления последствий депривационных воздействий уместно использование   телесно­ориентированных   техник     следующих направлений:   в   виде   1 Релаксационный практикум.               Применение   психодинамических   медитаций,   медитативных   сказок, «заземляющих»   упражнений   связано   с   движениями,   перевоплощениями,   с развитием   различного   рода   чувствительности,   получением   позитивного двигательного   опыта.   Данные   упражнения   позволяют   повышать   общую энергетизацию   тела,   гармонизировать   психическую   деятельность   мозга.   Как следствие,  упорядочивается   психическая   и   двигательная   активность   ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность. 2 Моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом. Благодаря   телесно­ориентированным   упражнениям   можно   позволить,   как   бы заново пережить ощущения эмбриона и новорожденного, вспомнить ситуации «пеленания» и собственные «первые шаги». Здесь исходят из предпосылки, что эмоциональное   и   умственное   развитие     ребенка   остается   на   примитивном уровне. Чтобы такой ребенок мог нормально развиваться, развитие его личности должно развертываться с этих примитивных уровней и ребенок должен прожить их снова и лучше.       Моделирование ситуаций преодоления трудностей. Для   приобретения   навыков   сопротивления,   снижение   внушаемости,   развития срессоустойчивости   можно   создавать   «ситуации   давления».   При   этом используются   метафоры   «Зернышко   под   землей»,   «Червячок   в   земле», «Облачко, которое превращается в тучу» и т.д. 3 Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации. Здесь   развиваются   способность   понимать   язык   прикосновений,   умение поддерживать в тяжелом состоянии с помощью прикосновения.  Биоэнергопластика Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у школьников с ОВЗ, и, чтобы   занятия   становились   всё   более   занимательными   и   увлекательными, применяю   такой   метод   как биоэнергопластика –   это   содружественное взаимодействие руки и языка. По   данным   Ястребовой   А.В.   и   Лазаренко   О.И.   движения   тела,   совместные движения   руки   и   артикуляционного   аппарата,   если   они   пластичны, раскрепощены   и   свободны,   помогают   активизировать   естественное распределение   биоэнергии   в   организме.   Это   оказывает   чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.  Использование   биоэнергопластики   существенно   ускоряет   исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. задания. Предлагаю   примеры   использованием биоэнергопластики:  Динамические ­  упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Статические   ­  упражнения   способствуют   развитию   мышечной   силы, динамической   организации   движения,  помогают   ребенку   принять   правильную артикуляционную и пальчиковую позу. некоторых артикуляционных упражнений с    “Птенчики”­   четыре   сомкнутых   пальца   ладонью   вниз,   большой   палец прижат   к   указательному.   Рот   открывается,   большой   палец   опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.  “Часики” ­ сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево ­ вправо.  “Качели” ­ движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз Улыбка” ­ пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее “Хоботок” ­ ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.  “Иголочка”, “Змейка”  ­ пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед “Лопаточка” ­ большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.  “Чашечка, парус ” ­ пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение сомкнутая ладонь поднята вверх.  “Горка” ­ согнутая ладонь опущена.  Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании   карандашом   по   столу   и   др.   На   двигательной   активности построены   все   нейропсихологические   коррекционно   –   развивающие   и формирующие   программы.   Вот   почему   следует   помнить,   что   неподвижный ребёнок не обучается! Растяжки  направлены   на  нормализацию   гипертонуса   (неконтролируемое чрезмерное   напряжение   мышц)  и   гипотонуса  (неконтролируемая   мышечная вялость).  Любое отклонение от  оптимального тонуса является как причиной, так и следствием  возникших   изменений   в   психической   и   двигательной   активности ребенка.  Наличие   гипотонуса   обычно   связано   со   снижением  психической   и двигательной   активности   ребенка,  сочетается   с   замедленной   переключаемостью нервных   процессов,   эмоциональной   вялостью,   низкой   мотивацией   и   слабостью волевых усилий.  Наличие   гипертонуса  проявляется   в   двигательном   беспокойстве, эмоциональной  лабильности,   нарушении   сна,   в  отставании   формирования произвольного   внимания,   дифференцированных   двигательных   и   психических реакций.  Все дошкольники с СДВГ имеют нарушения мышечного тонуса. Именно поэтому   в   самом   начале  занятий   ребенку   необходимо   дать   почувствовать   его собственный   тонус  и   показать   варианты   работы   с  ним   на   самых   наглядных  и простых примерах. Регуляция силы мышечного тонуса проходила в  соответствии с законами развития движений: от головы и  шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног. Были   использованы   следующие   упражнения:   «Струночка»,   «Кобра», «Лучики»,   «Травинка   на   ветру»,   «Дерево»,   «Кошка»   а     также   упражнения «Зернышко», «Деревянные куклы» «Кактус и ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Штанга», «Насос и надувная кукла», и др Релаксация  Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Подобные   состояния   наблюдаются   и   у   не   заикающихся   людей:   в   особенно ответственные   жизненные   моменты   при   сильном   нервном   напряжении   у   них появляется   скованность   в   различных   группах   мышц,   которая   мешает   легко говорить   и   двигаться.   Из   этого   следует,   что   мышечная   и   эмоциональная раскованность   –   это   главное   условие   для   естественной   речи   и   правильных телодвижений.        Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.           В   предлагаемом   комплексе   расслабляющих   упражнений   использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона (США), который   предложил   обучать   расслаблению   с   помощью   предварительных упражнений для напряжения определенных мышц.            Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи.   Например,   дети   смогут   почувствовать   расслабление   мышц   рук   только тогда, когда вначале логопед предлагает им с силой сжать кулаки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем предложить разжать их (расслабиться) и  дать   почувствовать   им   это   состояние.   При   этом   не   следует   забывать,  что напряжение   должно   быть   кратковременным,   а   расслабление   –   длительным. Объяснить,   что   только   ненапряженные   руки   могут   легко   выполнять   любое действие по нашему желанию.   Расслабление   вызывается   путем   специально   подобранных   игровых   приемов. Каждому дается образное название («олени», «кораблик»). Это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а, перевоплощаясь, входят в заданных образ. Фиксируя внимание на расслаблении по   контрасту   с  напряжением,  дети   учатся   более   полному   расслаблению,  это главное условие для исправления речи.            У заикающихся детей ослаблена эмоционально­волевая сфера. Они легко возбуждаются,   негативируют;   им   свойственна   частая   смена   настроений, неуверенности   в   речи,   неспособность   к   длительным   волевым   усилиям   и   т.п. Следовательно,   при   устранении   заикания   в   одинаковой   мере   необходимо избавление как от мышечной так и от эмоциональной напряженности. Взрослые   всегда   должны   помнить,   что   мышечная   релаксация   и   внутреннее спокойствие – необходимые условия для исправления речи. Дыхательные   упражнения  улучшают   ритмирование   организма.  Умение произвольно   контролировать   дыхание   развивает   самоконтроль   над  поведением, который часто отсутствует у детей с СДВГ.    Отработку   дыхательных   упражнений   педагоги   начинали   со   стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, учили детей делать глубокий вдох ртом или носом так,   чтобы   было   приятное,   легкое,   без   напряжения   ощущение   вдоха. Внимательно   следили,   чтобы   двигалась   диафрагма   и   оставались   спокойными плечи.   Эффективным   приемом   являлось   подключение   к   дыхательным упражнениям   визуальной   и   сенсорной   систем   («надувание»  цветных   шаров   в животе, «вдыхание» солнечного света и т.д.).  Детям   предлагались   следующие   упражнения:   «Кулачки»,   «Шарик»,   «Ветер», «Свечка» и др Таким   образом,   сказочная   оболочка   телесно­ориентированных   упражнений, связанных   с   проживанием   ранних   ощущений,   позволяет   приобрести гармоничный опыт. Что, в свою очередь, помогает компенсировать негативный ранний опыт и стабилизировать психоэмоциональное состояние.

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»

«Телесно ориентированные техники»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2019