«Ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического тренажёра «Дельфа -142.1»
Оценка 4.9
Особые потребности
docx
дефектология
1 кл
26.05.2019
ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического тренажёра «Дельфа -142.1» в речевом развитии учащихся в классах (со сложной структурой дефекта) в рамках учебного процесса в ГКОУ «МОЦО №1», освоение и последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
обозначить взаимосвязь логопедического тренажёра «Дельфа -142.1» в речевом развитии учащихся;
ознакомить педагогов ГКОУ «МОЦО №1» с применением логопедического тренажёра «Дельфа -142.1».
Ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического тренажёра «Дельфа -142.1.docx
ОБЛАСТИ
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся
по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 1»
Мастеркласс: «Ознакомление педагогов с использованием
в работе логопедического тренажёра «Дельфа 142.1»
Доклад разработан: Клениной
Натальей Александровной
учителемлогопедом,
первой квалификационной категории
г. Магадан, 2019 Мастеркласс: «Ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического
тренажёра «Дельфа 142.1»
Цель мастеркласса:
ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического тренажёра «Дельфа
142.1» в речевом развитии учащихся в классах (со сложной структурой дефекта) в рамках
учебного процесса в ГКОУ «МОЦО №1», освоение и последующее активное применение в
практической деятельности педагогов.
обозначить взаимосвязь логопедического тренажёра «Дельфа 142.1» в речевом развитии
учащихся;
ознакомить педагогов ГКОУ «МОЦО №1» с применением логопедического тренажёра
«Дельфа 142.1».
Задачи:
1. Познакомить участников мастеркласса с применением в работе логопедического
тренажёра «Дельфа 142.1» в речевом развитии учащихся в классах (со сложной
структурой дефекта) в рамках учебного процесса в ГКОУ «МОЦО №1».
С помощью логопедического тренажера «Дэльфа142.1» можно решить следующие
задачи логопедической работы:
коррекция речевого дыхания;
коррекция силы голоса;
работа над устранением назального оттенка голоса;
коррекция произношения гласных и согласных звуков;
отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
отработка дифференциации согласных по твердостимягкости;
работа над звукобуквенным составом слова;
работа над слоговой структурой слова;
формирование обобщенного лексического значения слова;
коррекция лексикограмматической стороны речи;
работа над морфологическим значением слова;
формирование и развитие навыка чтения;
расширение словарного запаса;
работа над построением плана речевого высказывания;
развитие связной монологической речи и т.д.
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, родителей, их
мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий.
Участники: педагоги.
Время проведения: 10.01.2019 г. (по желанию можно будет продолжить обсуждение
интересующих вопросов в индивидуальном порядке).
План проведения мастер класса.
Рассказать о важности логопедической коррекционной работы логопедического тренажёра
«Дельфа 142.1» в речевом развитии учащихся в классах (со сложной структурой
дефекта), непосредственное использование в логопедической коррекции речи учащихся. 1.Представление технологии.
2.Показ фрагментов работы с учащимися.
3. Подбор пособий, игр, литературы по теме.
4.Рефлексия.
Вступление.
Девиз: «Говорю всегда красиво, чётко и неторопливо. Я смогу, я научусь!».
Принцип мастеркласса: «Я знаю, как это делать, и научу вас».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я познакомлю Вас с вариативностью использования в
работе логопедического тренажёра «Дельфа 142.1» в речевом развитии учащихся в
классах (со сложной структурой дефекта) в рамках учебного процесса в ГКОУ «МОЦО
№1», освоение и последующее активное применение в практической деятельности .
Исходя из личного опыта работы, можно определенно заявлять, что только комплексное,
системное воздействие на учащихся может дать положительную динамику речевого
развития по логопедической коррекции речи. В логопедической коррекционной работе
большое значение уделяется сохранению здоровья учащихся. Результативность
использования в практике традиционных методов таких как: артикуляционная,
пальчиковая и дыхательная гимнастики, логоритмика, выявила возможность вариативности
способов традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в речевом
развитии учащихся, таких как общая артикуляционная гимнастика, су – джок, тривес
терапия, логоритмические упражнения. В настоящее время использование компьютерных
тренажеров в обучении детей с особыми образовательными потребностями доказало свою
перспективность и эффективность. Можно говорить о положительном опыте,
наработанном в специальных коррекционных образовательных учреждениях, как при
работе с обучающими и развивающими программами общего типа, так и в особенности с
программами, ориентированными на детей с ограниченными возможностями здоровья, в
частности, с сурдологопедическим тренажером «Дэльфа130», логопедическими
тренажерами «Дэльфа141» и «Дэльфа142.1» (версии 1.5 и 2.0)[1, С.41].
В своей работе я использую логопедический тренажер «Дельфа142.1» для
учащихся специальных (коррекционных) школ.
Компьютерный тренажер «Дэльфа142.1» (далее – тренажер) представляет собой
целостный аппаратнопрограммный комплекс, предназначенный для коррекции разных
сторон речи детей с речевой патологией. Его программа содержит упражнения,
направленные на преодоление недостатков в формировании звуковой стороны речи
(постановка правильного речевого дыхания, коррекция назального оттенка голоса,
формирование умения произвольно изменять силу голоса, развитие полноценного
фонематического восприятия, обучение слитному произношению слов различной звуковой
и слоговой сложности); коррекцию лексикограмматической сторон речи (работа над
звукобуквенными грамматическими обобщениями,
формирование обобщенного
лексического значения слова, расширение словарного запаса в рамках различных
морфологических категорий), а также предупреждение или коррекцию нарушений чтения и
письма. Основной целью создания компьютерного тренажера являлось дидактическое
обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях с учащимися с ОНР и
ФФН. Тренажер прошел успешную апробацию в дошкольных и школьных учебных
учреждениях, где обучаются дети с разными вариантами отклонений в развитии речи с
нормой умственного развития. В частности, это детские сады и школы для детей с
нарушениями речи, школыинтернаты для детей с нарушениями опорнодвигательного
аппарата .
Поскольку диапазон применения данного логопедического тренажера достаточно
широк, он решает множество специфических задач, связанных с особенностями
психического развития каждой из категорий детей: с нарушениями речи, с нарушениями
опорнодвигательного аппарата .
Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых
нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал,
работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка .
Для облегчения работы с тренажером в программе заложена максимально
возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также
несколько уровней помощи и подсказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как
правило, дублируют друг друга, что позволяет работать с тренажером без звукового
сопровождения .
В своей работе я адаптировала тренажер для обучения учащихся с ограниченными
возможностями в здоровье (умственноотсталыми учащимися), с системным недоразвитием
речи и несформированностью речевых средств. С помощью тренажера я работаю с
учащимися со сложным дефектом в классах с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью.
В работе с тренажером я использую следующие блоки знаний (меню), которые
расположены по принципу усложнения речевого материала с которым работает ученик:
меню «Буква»; меню «Слог»; меню «Слово»; меню «Предложение». В меню «Слог» я
использую только некоторые подблоки: «Прятки простые и сложные», «Мозайка».
Эти блоки рассчитаны на работу с учеником как в добукварный, так и в
послебукварный период обучения. Внутри каждого из этих блоков задания усложняются от
первого к последнему. Это, например «Собери букву из двух частей», «Собери букву из
четырех частей» и «Собери букву (для отличников)», «Найди букву» и «Найди букву (для
отличников)», «Волшебный колодец» и «Волшебный колодец (для отличников)».
Усложнение в упражнениях, посвященных собиранию буквы из частей производилось по
принципу увеличения количества деталей для сборки. В задании для отличников
дополнительно на экране появляются лишние детали. Это заставляет ребенка совершить
пространственный анализ всех имеющихся деталей и зрительное восприятие. В
упражнениях типа «Найди букву» усложнение происходит за счет усиления сходства букв.
В поле для выбора упражнения «Найди букву (для отличников)» присутствуют только
очень похожие по графическому изображению буквы.
Уровни сложности предусмотрены также и внутри каждого из заданий. Например, в
упражнении «Конструктор» ребенок может работать с картинками или с написанными
словами, в зависимости от своих лингвистических возможностей; в упражнении «Грузовик»
можно работать на разной скорости, от самой медленной до очень быстрой; в упражнении «Прятки» можно опираться на зрительное или на слуховое восприятие (демонстрация
картинок на экране или аудирование), в упражнении «Мозаика» можно находить слова,
состоящие из трех букв, или, на более сложном уровне, состоящие из четырехпяти букв и
т.д.
В каждом из упражнений я самостоятельно подбираю то количество заданий,
которое будет выполнять учащийся. Этот выбор может быть определен особенностями
ребенка (его усидчивостью, утомляемостью и т.д.). При этом выборе также осуществляется
уровневый подход к проведению занятий. Так, в процессе работы можно увеличивать или
уменьшать количество заданий в зависимости от усвоения программы учащимся.
Вывод:
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей
работе логопедического тренажёра «Дельфа 142.1» в речевом развитии учащихся в
классах (со сложной структурой дефекта). Данные приёмы я использую в своей работе и
могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое
развитие учащихся, что подтверждают результаты диагностики.
Продуктом мастеркласса являются буклеты и презентация, цикл консультаций,
посвященных здоровьесберегающим технологиям.
Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого
конкретного учащегося и его реальных возможностей:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические
процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Данный тренажер я использую в своей работе как вспомогательный инструмент.
Кроме того, он является мотиватором к процессу обучения – в общем, и к проведению
общей и специальной артикуляционной гимнастике, постановке звуков, занятиям по
лексическим темам – в частности.
Рефлексия.
А сейчас каждый учащийся подойдёт к доске, покажет и скажет, какое у него настроение,
после занятия по логопедической коррекции речи.
А Вы, уважаемые педагоги ! Мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли
сегодня на мастеркласс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку то, что
получили на мастерклассе нового.
Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и пожелать Вам терпения,
самообладания, успехов в применении логопедических, игровых технологий!
Методические пособия и литература.
1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2006.
2. Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М.,
2007. 3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей
и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2005.
9. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2008.
13. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2010.
15. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для
родителей и педагогов. – М., 2001.
17. Материалы интернетсайта.
«Ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического тренажёра «Дельфа -142.1»
«Ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического тренажёра «Дельфа -142.1»
«Ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического тренажёра «Дельфа -142.1»
«Ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического тренажёра «Дельфа -142.1»
«Ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического тренажёра «Дельфа -142.1»
«Ознакомление педагогов с использованием в работе логопедического тренажёра «Дельфа -142.1»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.