Урок эрзянского языка в 4 классе (школ с русским языком обучения)
Дмитриева Светлана Юрьевна,
учитель эрзянского языка МОУ «Лицей №26» г.о.Саранск
Тема: «Эрзянь ды мокшонь ярсамопелесь. Стакалгавтозь валт» («Мордовская кухня. Сложные слова»)
Задачи:
1. Повторение слов, по теме «Продукты», введение новых слов, обозначающих продукты. Активизация новых слов в речи обучающихся, включение их в активную речь. Формирование умения ставить вопросы «Мезде тон вечкат ярсамо?», «Мезе тон маштат анокстамо?» и отвечать на них. Введение понятия сложные слова (стакалгавтозь валт).
2. Формирование коммуникативных навыков при общении с друзьями.
3. Развитие фонетического слуха, умения произносить звуки. Развитие логического мышления.
Оборудование к уроку: книга «Мордовская кухня» (Саранск: мордов.кн.изд-во, 2008. - 216 с.), компьютер, презентация к уроку.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель делит класс на группы. Каждая группа выбирает себе название (это могут быть просто порядковые числительные – васенце, омбоце, колмоце, нилеце, ветеце). Повторение правил работы в группе.
2. Речевая разминка.
Упражнения в приветствии и знакомстве по-эрзянски. Учитель задаёт вопросы детям: «Кодамо течи чись? Кие арась классо?» Дети отвечают.
3. Актуализация знаний.
Учитель: О чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Прежде чем мы погрузимся в тему нашего урока, предлагаю вам разгадать кроссворд. (Учитель раздает каждой группе задание с кроссвордом.) Необходимо разгадать кроссворд, переведя слова на эрзянский язык и прочитать слово, полученное по вертикали. (Ответы детей «Ярсамопель».)
Учитель: Правильно, по вертикали получилось слово ярсамопель. А какие слова мы вписывали в кроссворд? (Ответ детей: слова-названия продуктов). Итак, чем мы будем с вами заниматься сегодня на уроке? (Ответы детей.)
Учитель: Мы будем говорить о мордовской кухне – «Эрзянь ды мокшонь ярсамопель». Запишем сегодняшнее число и тему нашего урока.
4. Введение понятия «Стакалгавтозь валт» («Сложные слова»).
Учитель: Ярсамопель. Посмотрите внимательно на это слово. Что мы о нем можем сказать? (Ответы детей.)
По наводящим вопросам учитель приводит детей к осмыслению того, что слово состоит из двух простых слов. «Ярсамопель» это – сложное слово.
Учитель: Сегодня нам еще встретятся такие слова. По-эрзянски такие слова называются – стакалгавтозь валт. А нам уже встречались такие слова. Кто вспомнит? (Ответы детей.)
5. Беседа о мордовской кухне.
Учитель знакомит обучающихся с названиями некоторых блюд национальной кухни.
Учитель: Эрзянь ды мокшонь ярсамопелесь аштесь сеть продуктатнень эйстэ, конань сынь мусть-кундасть лейстэ ды вирьстэ. Седикеле эрзятне ды мокшотне ульнесть калонь ды ракшань кундыцят, мукшность медь вирень мекшень.
Тендет башка кардайсэ кирдсть ламо кудоютконь ракшат. Эрьва кдонь ульнесь скалост, конатась макссь ловсо, кирдсть саразт, мацейть, конат кандсть алт. Секскак ярсамопелесь ульнесь козя витаминсэ, лезэв.
Национальная кухня мордвы складывалась от наличия тех продуктов, которые имелись: мордва были исстари рыбаками, охотниками, бортниками. Кроме этих промыслов держали большое количество домашних животных: корова, коза давала молоко, куры, гуси, утки несли яйца. Пища была богата витаминами, полезная для здоровья. Более подробно о национальных блюдах и их приготовлении можно узнать из кулинарных книг. Я сегодня принесла вам книгу «Мордовская кухня». Посмотрите, сколько здесь разных блюд описано. Показаны фотографии.
Вместе с тем, как вы уже успели заметить между мордовской и русской кухней много общего.
5. Закрепление пройденного. Работа в группах.
Учитель: течи минь карматано содамо зярыя од валт – ярсамопелень невтицят. Мон эрьва группантень максан коневт, конатнень лангсо сынь вермадозь. Эрьва группанть карми улеме эсензэ заданиязо.
Сейчас мы познакомимся с названиями еще нескольких продуктов. Я раздам вам листочки с одинаковыми словами. Но у каждой из групп будет свое задание. Которая из групп быстрее выполнит задание – получает 3 балла.
1 группа находит названия продуктов, приготовленных руками человека.
2 группа находит и подчеркивает продукты, которые растут в природе.
3 группа находит блюда, которые человек готовит на каждый день.
4 группа находит блюда, которые готовит человек к празднику.
5 группа находит сложные слова.
Выполнение заданий в группах. Проверка.
Учитель: Молодцы! Вы выполнили все задания. Итак, какие блюда готовит человек к празднику? А как называется праздник по-эрзянски? (Покшчи.) Покшчи. Скажите, пожалуйста, какое это слово? (Сложное слово.)
6. Физкультминутка.
Учитель: Итак «Покшчи» - большой день или праздник. А какой праздник может быть без игры? Конечно же, на праздники у всех народов принято играть. И мы с вами тоже сейчас поиграем. Игра «Чудикерькс».
Дети, двигаясь под песню «Чуди лейнесь – Ине лей» Нины Спиркиной, играют в игру «Ручеек».
Учитель: Вот, в какую хорошую игру мы с вами поиграли. Вспомним ее название. (Чудикерькс.) Обратите внимание, какое это слово? (Сложное.)
7. Активизация новых слов в речи обучающихся.
Ответы на вопросы:
Мезде тон вечкат ярсамо?
Мезе тон маштат анокстамо?
- Работа в парах.
- Миша, мезде тон вечкат ярсамо?
- Мон вечкан ярсамо овтонь лапа.
- Саша, мезе тон маштат анокстамо?
- Мон маштан анокстамо пуштазь алт.
8. Слушание стихотворения «Шумбракши». Беседа о ценности хлеба.
Учитель: Дети, что бы мы ни любили. Какое бы блюдо нам ни нравилось, мы всегда едим с хлебом. Послушайте стихотворение «Шумбракши». Скажите, о чем оно. А еще, подумайте о самом слове «Шумбракши».
Дети слушают стихотворение «Шумбракши». Рассказывает ученик, заранее подготовивший стихотворение с педагогом.
9. Работа с пословицами.
Учитель: Скажите, вы согласны с автором стихотворения? Как он подчеркивает важность хлеба?
Ответы детей.
Учитель: Правильно. Хлеб самое главное блюдо на столе и не случайно о хлебе сложено очень много пословиц.
Чтение пословиц. Беседа о смысле пословиц.
10. Итог урока.
Чему мы с вами научились сегодня? Что нового узнали? Что на уроке вам особенно понравилось?
Ответы детей. Повторение и перевод новых слов.
11. Рефлексия.
Учитель: Дорогие мои. Я хочу предложить вам еще одну игру «Умарьчувто». Скажите, как переведем слово «умарьчувто». Конечно же – яблоня. Я раздала вам конверты. В этих конвертах яблоко, цветок, зеленый и желтый листочки. Вам нужно выбрать одну из предложенных картинок по такому признаку. Если вам все понравилось на уроке, вы узнали много нового, запомнили много новых слов – выбираете яблоко. Если вам понравился урок, но не все новые слова вы запомнили – цветок. Если у вас осталось много вопросов – выбираете зеленый лист. Если ничего не поняли из урока – выбираете желтый, сухой листочек. Выбранный вами предмет нужно наклеить на нашу яблоню.
Учитель подводит итоги урока, если имеются желтые или зеленые листья, старается выяснить, что не поняли учащиеся.
12. Домашнее задание.
Поинтересоваться у бабушек, дедушек, других родственников, какие блюда национальной кухни они знают. Привести примеры сложных слов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.