Тема урока: «Моя хата с краю...
или размышления о...».
(урок обществознания (права) – 11 класс)
Общая дидактическая цель:
формирование активной гражданской позиции и ответственности за реализацию своих политических прав, свой выбор, судьбу страны и демократии в целом.
Образовательный аспект:
1. формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для последующей сдачи ЕГЭ по обществознанию.
2. знание значения терминов: Конституция, выборы, референдум, права и обязанности, избиратель, государство, абсентеизм…
Развивающий аспект:
1. Уметь применять правовые нормы на практике; развивать творческое отношение к изученному материалу; обеспечить умения ставить цель и планировать свою познавательную деятельность.
2. Уметь работать с разными источниками информации, выделять главное в тексте и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
3. Владеть основными приёмами устной речи: монолог, диалог, давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы, взаимодействовать в группе.
Воспитательный аспект:
способствовать развитию правовой культуры, осознанному уважению к Конституции РФ и законам государства, значимости формирования активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной модернизации страны и ответственности граждан за последствия участия или неучастия в выборах в органы власти.
Основные понятия урока: Конституция, выборы, референдум, избиратель, права и обязанности, государство, абсентеизм, позиция и роль.
Форма и тип урока: урок - практикум
Формы организации познавательной деятельности:
· Фронтальная
· Парно-групповая
Методы обучения, используемые на уроке: (использование кейс-технологии)
В зависимости от источника получения знаний:
· Словесные (вводное слово учителя, фронтальная беседа, выступления групп)
· Наглядные (схемы, иллюстрации, видеоролики, компьютерная презентация)
· Практические (работа с документами, словарём, кейсом)
В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:
· Проблемного изложения
· Частично-поисковый
· Репродуктивный
Ожидаемые результаты:
После проведения занятия учащиеся смогут:
Ø выражать свое отношение по вопросу значимости выборов как демократического института;
Ø вести дискуссию, аргументировано излагать свою позицию;
Ø анализировать содержание кейса.
Оборудование:
Ø Конституция РФ.
Ø Кейсы с материалами для работы в группах.
Ø Словари.
Ø Мультимедийная презентация и видеоролики;
Ø ТСО: компьютер и мультимедийный проектор.
1. Мотивация.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок немного необычен, так как на нем мы поговорим о том, что затрагивает интересы каждого из нас и во многом вам уже известно.
Давайте попробуем, оттолкнувшись от названия нашего урока: «Моя хата с краю...», понять и определить тему нашего занятия, те проблемы, которые с данным высказыванием связаны (слайд 1).
Ответы учащихся: не хочу ни чего знать, не хочу участвовать в каких-либо делах, мероприятиях...
(при необходимости учитель тему урока конкретизирует)
Учитель:
Обратите внимание на лист с ситуационной задачей (case), лежащей у Вас на столах. Это выдержка из одного молодежного форума. Ознакомьтесь с ней (слайд 2).
(Обыграть в виде распределения по ролям)
Вопрос классу:
Как вы считаете, какую проблему подняли участники форума?
Обсуждаются мнения, формулируется проблема. Учитель подводит к мысли, что главным в данной ситуации является вопрос о гражданской позиции молодого поколения россиян.
2. Обсуждение целей и задач урока.
Учитель:
Итак, тема нашего урока «Моя хата с краю... или рассуждения об абсентеизме» (слайд 3).
Ø А что такое АБСЕНТЕИЗМ?
Ø Какие же цели и задачи на данный урок мы с вами определим?
Ø Скажите, а данный вопрос актуален? Или после прошедших выборов его не стоит обсуждать?
(слайд 4)
Ответы учащихся: (при затруднении учитель уточняет цели и задачи)
Учитель:
Вы правильно определили задачи для себя, но кроме этого мы попытаемся еще создать учебный мини-проект по теме нашего урока (памятку избирателю).
А решать все эти задачи мы будем с помощью содержания кейса по данной проблеме. Вы должны продемонстрировать умение находить необходимую информацию в разных источниках, применять имеющиеся знания при рассмотрении предложенной ситуации, материалов кейса, отстаивать и аргументировано обосновывать свою позицию.
Сегодня в Российской Федерации сложилась непростая ситуация в молодежной среде. Совершенно очевидно, что активность молодежи, ее гражданская и жизненная позиция, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности. Однако практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. Постоянно в выборах участвуют, как правило, избиратели в возрасте 50 лет и старше. При этом активность женщин примерно на 5% выше, чем у мужчин. Такая же тенденция прослеживается и среди молодежи.
Желание участвовать в выборах у людей среднего и старшего поколения, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью, сформированной гражданской позицией. Молодежь же стоит в явной оппозиции ко всему институту выборов в нашей стране. Ее политическая активность, если и не равна нулю, то далека от идеальной.
3. Актуализация знаний. Продолжение работы с кейсом
(парная работа)
Учитель:
Ø Каковы же модели негативного электорального поведения молодежи Вы бы выделили, опираясь на содержание кейса и ваши знания?
Ответы учащихся: (при затруднении учитель подводит учащихся к правильному ответу с помощью наводящих вопросов) (слайд 5)
Учитель:
Ø А в чем могут состоять причины абсентеизма в молодежной среде?
Но прежде чем Вы ответите на этот вопрос, я предлагаю Вам посмотреть небольшой видеоролик.
(Просмотр видеоролика «Жизнь за две минуты») (слайд 6)
Ответы учащихся: (по различным причинам абсентеизма) (слайд 7)
Учитель:
Скажите, пожалуйста, а проблема абсентеизма характерна только для молодежной среды или это проблема касается всего общества? Ответить на этот вопрос Вам может помочь карикатура и данные соцопросов, находящиеся в кейсе (слайд 8)
Ответы учащихся: (проблема всего общества)
Учитель:
В государстве и обществе делается многое, чтобы преодолеть проблему абсентеизма. Но почему-то «воз и ныне там».
Ø Как вы думаете, почему активность избирателей на выборах не растет, а иногда - падает?
Ø Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества и государства?
Ответы учащихся: экономический ущерб при организации повторных выборов. Фальсификация избирательных бюллетеней. К власти придут политические деятели, не выражающие преобладающего настроения в обществе.
Учитель:
Да, действительно, некоторые избиратели, игнорирующие выборы, считают такое поведение проявлением свободы.
(Эксперимент (слайд 9)
Попробуем с помощью простого игрового приёма доказать обратное. Сделайте бумажный самолётик. У самолёта два крыла. И никак иначе. С одним крылом, левым или правым, ваш самолёт даже не взлетит. Наверное, мы могли бы написать на крыльях любые слова, но мы напишем два самых важных:
На левом крыле – «свобода»
На правом крыле – «ответственность».
Теперь оторвите у вашего самолёта одно крыло и попробуйте его запустить.
Прокомментируйте эксперимент.
Вывод: (делают учащиеся, учитель – направляет):
- свобода подразумевает принятие ответственных решений, что, в свою очередь, означает способность задумываться о будущем и предугадывать, к чему ваши решения могут привести. Свобода требует ограничений. Свобода без ограничений способна нанести человеку вред. Зрелая свобода всегда подразумевает ответственность.
(Моделирование проблемной ситуации)
Учитель:
Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому, во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг, т.е. всякая обязанность, налагаемая договором, законом, общественным мнением или совестью человека.
Например, в Австралии, Греции, Чили избиратели, которые не приняли участие в голосовании, подвергаются штрафам. В Италии, уклонение от выборов фиксируется в судебных органах на протяжении 5 лет, кроме того, мэр коммуны составляет списки граждан, которые вывешиваются для всеобщего обозрения. Это своего рода моральное наказание для несознательных граждан.
Может быть, и нам пойти по этому пути, для того чтобы преодолеть абсентеизм?
Представьте, что группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан Российской Федерации в выборах в центральные и местные органы власти (приложение №2 кейса) (слайд 10 - 11)
Задание группе 1. Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят (найдите как можно больше положительного, предположите выгоды в социальной области, экономической, политической, правовой, духовной).
Задание группе 2.
Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона. Найти как можно больше негативных последствий в социальной, экономической, политической, правовой, духовной областях.
Результаты вашей работы можно оформить в виде таблицы.
Учитель:
Возможен ли сегодня в Российской Федерации подобный закон?
При затруднении обратитесь к документам. К Конституции Российской Федерации, К статье 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (приложение №1 кейса)
Ответы учащихся:
Учитель:
Если принудить человека к реализации его права избирать невозможно, тогда, как быть с проблемой абсентеизма?
Ведь выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом. Политическая миссия выборов значительно более широкая (слайд 12)
Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.
В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа.
В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.
Таким образом, каждый ответственный гражданин должен понимать, что его голос всегда очень важен при определении власти в государстве.
Важно привлекать общественное мнение, обращаться к совести человека, убеждать, т.е воспитывать правовую сознательность. Согласны?
(Таким образом, можно подвести итог, отметив роль выборов в нашей жизни, проверить, насколько знания переросли в убеждения, и есть ли «объективные» аргументы против выборов)
4. Работа по реализации мини-проекта
Учитель:
Правильно, ребята. Ведь вы - будущее страны, а это значит, что знания, полученные сейчас, вам пригодятся.
А как вы лучше запоминаете: когда вам просто рассказывают или когда вы добываете знания в совместном поиске, а потом их анализируете? (Конечно, в совместном поиске)
Совместный поиск можно организовать, работая над созданием проекта, и сейчас на уроке мы постараемся реализовать мини-проект: «Памятка избирателю», в ходе которого получим определенный продукт нашей совместной деятельности.
Ø Какие советы избирателю вы бы предложили включить в нашу памятку.
(варианты предложений: нужно ходить на выборы! Если мы голосуем, мы участвуем в управлении своей страной. Иметь свое мнение. Голосовать разумом…)
Учитель: обобщив ответы, я включил ваши предложения в текст памятки на слайд. Все согласны с ними? Может быть, будут уточнения? (слайд 13)
5. Рефлексия.
Учитель:
Ребята, назовите тему нашего урока. Сейчас вам предстоит определить уровень полученных на уроке знаний.
Ø Где мы сможем применить полученные на уроке знания?
Лично для себя я сделал следующий вывод, который хочу озвучить словами Сэмюэля Смайлса – шотландского писателя и политика:
«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнить обязанности граждан» (слайд 14)
Сделайте собственный вывод по сегодняшнему уроку, начав предложение со слов: (слайд 15)
ü я узнал на уроке, что…;
ü вопросы… заставили меня задуматься;
ü когда наступит день голосования, то я…
Вспомните, ребята, в начале занятия я сказал, что наш сегодняшний урок немного необычен. На нем мы говорили о той проблеме, которая действительно затрагивает интересы каждого из нас. И те знания, которые вы сегодня получили, станут основой для получения знаний новых, применения их не только на уроках обществознания или при сдаче ЕГЭ, но и самое главное, они необходимы нам в жизни.
Наш урок подошел к концу, СПАСИБО ЗА УРОК! (слайд 16)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.