Тема урока: «Зимние пейзажи»
Задачи:
Образовательные
· Формирование читательской грамотности через различные виды деятельности
· Формирование у учащихся представление о времени года - зима.
· Знакомить учащихся с музыкальными, литературными и художественными произведениями о зиме
Коррекционно-развивающие
· Развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку.
· Развивать слуховое и зрительное восприятие.
· Корригировать и развивать произвольное устойчивое внимание путём выполнения творческих заданий.
· Корригировать и развивать связную устную речь учащихся, пополнять и обогащать пассивный и активный словарь детей.
· Развивать и активизировать творческие способности учащихся.
Воспитательные
· Воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
· Воспитывать любовь к музыке и изобразительному искусству.
· Стимулировать проявление лучших качеств и черт характера воспитанников.
УУД Личностные:
· Принятие и освоение социальной роли читателя, развитие мотивов читательской деятельности и формирование личностного смысла чтения;
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
УУД Регулятивные:
· Осознание значимости осознанного чтения для личного развития;
· Овладение способностью принимать сохранять цели и задачи читательской деятельности
УУД Познавательные:
· Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных отрывков текстов по теме;
· Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
УУД Коммуникативные:
· Умение работать в группе одноклассников для решения общей поставленной задачи;
· Готовность слушать собеседника и вести диалог
Тип урока – комбинированный
Оборудование:
- Футаж – заставка о зиме
-Презентация о зиме
- конверт с табличками со словами:( зима, белый, вьюга,
снежинки, завывает, холодно, уснули, злится, громко, замёрзли,
хрустальные, покрывало, стучит, метель, летят, кружатся);
ребус со словом «Зима»
- Карточки с текстами о зиме (дополни, подобрав нужную по смыслу фразу)
- Словарь Ожегова (найти значение слова «сретенье), стр.____)
- карточки со стихами о зиме
-краски, цветные карандаши, альбомные листы
-конвертики для письма зиме
- фонограммы произведений: «Зимушка – зима», «Метель», «Зима – красавица»
Ход урока:
(Класс разделен на три группы, на столах у детей раздаточный материал к уроку: стихи о зиме, тексты о зиме, тексты песен о зиме, словари Ожегова и т.д.)
На экране футаж – заставка о зиме, на доске буквы в разброс.
У:(Радионова,Обухова, Андреева)
1.Ребята, здравствуйте! Мы сегодня с Вами будем говорить о великом чуде. И это чудо-чтение, умение читать грамотно, осознанно и понятно для окружающих. В народе говорят: «Книги читать - много знать! Книги читать - ум развивать!
2.Здравствуйте ребята! Умение читать важно и на уроках музыки. Музыка и чтение говорят на одном языке. Они воспевают красоту природы, величие Родины, с оди7наковой силой воздействуют на чувства человека.
3.Доброе утро всем! Изобразительное искусство и чтение тоже не могут жить друг без друга. Рисование, как и чтение, может изображать разные образы, при помощи красок и холста.
У: (Т.С.Радионова) Ребята мы начали нашу встречу с красивой музыкальной заставки, с яркими пейзажами о зиме, чтобы погрузить вас в сказочную атмосферу нашего внеклассного мероприятия.
-На столе у Вас лежат карточки с заданием. Составьте фразу. Для этого, обведите каждую пятую букву. Что получилось? Прочитайте.
-Подумайте как будет звучать тема нашего занятия?
Итак, тема нашего сегодняшнего мероприятия «ПЕЙЗАЖИ ЗИМЫ». (на слайде №! )
У: (И.Б.Обухова) Ребята, кто из вас любит зиму?
Почему, за что вы её любите? Какая она?
Д: (Холодная, морозная, студеная, снежная, белая, красивая,
колючая, пушистая, искрящаяся, серебристая, волшебная.)
У: да, зима бывает очень разной, погода часто меняется, порой
даже в течение одной недели: то солнечная, то пасмурная, может
быть легкий снежок, морозец, а может бушевать вьюга и
метель.
Сегодня мы не зря говорим об этом времени года, может быть немножечко с сожалением и тоской. Потому что зима сдает свои позиции и собирается уходить от нас на северный полюс. На Руси православные люди 15 февраля отмечают праздник, который называется «Сретение» от слова стретить
1.А вот мы сейчас узнаем, что обозначает это слово, а поможет нам в этом словарь. У вас на столах лежат словари, откройте их на странице, где лежат закладки. Внимательно прочитайте, что обозначает это слово «Стретить».
2.А хотите ли вы узнать, как праздновали в старину православный праздник «Сретение», и почему его так называют?
Дети читают текст на карточках.
У: Молодцы, вы все умеете пользоваться информацией из словаря. И очень доступно нам пояснили о праздновании «Сретения». А сегодня мы говорим о зиме, давайте еще раз вспомним, как зима настала и споем для нее веселую песню.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ: «Я ПРОСНУЛАСЬ УТРОМ…»
У:(Т.С. Радионова) (Работа с карточками, дополни текст)
-Каждое время года нашло свое отражение в русской поэзии. И все же зима - на особом положении. Она воспета во многих произведениях русских поэтов. Много стихотворений о зимушке у А.С.Пушкина, А.Блока, С.Есенина, Б.Пастернака и многих других. Все мы их очень любим, и с большим удовольствием читаем. Перед вами на столе лежит подборка стихотворений о зиме.
-Сейчас каждый из вас берет любую карточку со стихотворением или отрывком из стихотворения, внимательно читает ее и выбирает 1 группа: стихи о снежинке, 2 группа: стихи о снегирях, 3 группа: стихи о красавице зиме.
-После этого от каждой группы выразительное чтение стихотворения (по желанию). Молодцы! Переходим к следующему заданию.
-Ребята, обратите внимание, перед вами на столе лежат синие карточки с текстом. Нужно, очень внимательно прочитать этот текст, а на место пропуска, добавить слово, подходящее по смыслу из слов для справок. (На работу с текстом 3 минуты)
(Дети читают готовый текст по группам)
У: Молодцы ребята, вы справились со работой.
У: (И.Б. Обухова) Молодцы, мы много получили положительных эмоций от стихов и вашего чтения. А для того, чтобы пеня звучала ярко, красиво мы должны с вами поработать с текстом песни. Для этого нам нужно расставить логические ударения и выделить главное слово в каждой фразе. Давайте, мы будем медленно пропевать каждую фразу, выделяя слова голосом, которые должны звучать ярче при пении. Возьмите в руки цветной карандаш и подчеркивайте выделенное голосом слово в тексте.
(Работа с текстом песни «Метелица»)
I куплет мы выполним вместе
Припев – I группа (хором)
Первые шесть строчек второго куплета – II группа
Вторые шесть строчек куплета – III группа
Поем в медленном темпе, расставляя паузы чертой и подчеркивайте выделенное слова голосом для атаки звука
Молодцы, а теперь давайте споем песню красиво со всеми знаками препинания и динамическими оттенками.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «УХ, МЕТЕЛИЦА»
У: (Н.И. Андреева)
Сегодня вы видели много иллюстраций о зиме.
Что изображено? Природа
Как называется жанр, где изображена природа? (пейзаж)
Как красивы деревья, изображенные на них?
Что лежит на пушистых ветках? (снежная кайма – это снежная полоска по краю ветки)
Какие чувства вызывают эти картины? (радость, печаль, грусть)
Красоту долго искать не надо, она рядом с нами, главное — это замечать ее. Каждый художник изображает деревья в своей технике. Своим почерком. Вот и мы сегодня будем рисовать в разных техниках.
1 –е задание будите выполнять вместе со мной. Мы с вами изобразим ветки на цветной бумаге холодного тона (синий, голубой, фиолетовый) – техника выдувания. Для этого необходимо каплю коричневого цвета положить на работу кистью, а выдувать ствол и ветки мы будем при помощи трубочки, которые лежат у вас.
2 – е задание: самостоятельная работа.
Каждая группа выполняет свое задание по карточке добавляя свою фантазию.
I группа – снежинки
II группа – снегири
III группа – вьюга
Изобразите вьюгу при помощи ватной палочки и зубочистки.
У вас получились чудесные зимние пейзажи, попробуйте назвать свои работы (зимняя сказка, первый снег, танец снежинок)
Вы хорошо потрудились, у вас получились замечательные рисунки. Глядя на ваши работы, мне хочется вспомнить стихотворения Ф.И. Тютчева, которое очень точно отражает, то, что вы нарисовали.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Рефлексия
Т.С.Радионова: Зима, закончиться через неделю, а мы будем долго вспоминать белый, скрипучий снег.
И.Б. Обухова: ледяную горку, жгучие морозы
Н.И. Андреева: волшебный праздник детства - Новый год, радостные и веселые новогодние каникулы
.
И.Б. Обухова: и будем с нетерпением ждать встречи с ней в следующем году.
Т.С. Радионова: Ребята. У вас на столах лежат красивые конверты и листы, мы предлагаем вам написать небольшое письмо зиме, поблагодарить ее за праздники. За подарки и попросить ее вернуться к нам снова. Используйте слова эпитеты. Какие это могут быть слова? Что такое эпитет?
(НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФУТАЖА ДЕТИ ПИШУТ ПИСЬМО ЗИМЕ)
У: (Собирает письма, обещает их отправить зиме. Можно два письма прочитать)
На этом наш урок подошел к концу. Всем большое спасибо. До свидания!
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЗИМА – КРАСАВИЦА»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.