Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»
Конспект
урока музыки для учащихся 7-го класса
Тема: «Симфоническая музыка.
Ленинградская симфония №7 Д.Д. Шостаковича»
Урок разработала
учитель музыки
Шаповалова Татьяна Владимировна.
2021 год
Тема урока: «Симфоническая музыка. Ленинградская симфония №7
Д.Д. Шостаковича».
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с симфонической музыкой на примере «Ленинградской симфонии №7» Д.Д.Шостаковича.
Задачи урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся историей создания «Ленинградской симфонии №7» Д.Д. Шостаковича. Закрепить знания учащихся о симфонии, её строении.
2. Развивающая: формировать умение анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной терминологией. Формировать у учащихся понимание эмоционального состояния музыки. Раскрывать творческий потенциал учащихся.
1. Воспитательная: воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своему Отечеству посредством симфонической музыки.
Музыкальный материал:
· Песня для входа в класс «День победы» - музыка Владимира Харитонова, слова Давида Тухманова;
· Песня «Священная война» - музыка Александра Александрова, слова Василия Лебедева-Кумача;
· эпизод фашистского нашествия из 1 части, «Ленинградской симфонии №7» - музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
· Песня «Генерал» - слова и музыка Сергея Ярушина.
Художественный материал:
· Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Виды деятельности учащихся:
· просмотр презентации;
· просмотр видеофрагмента хроники военных лет;
· рассказ;
· беседа;
· слушание музыкального материала;
· анализ прослушанного музыкального произведения;
· вокально-хоровая работа.
Формы работы учащихся: коллективные (слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа), индивидуальные (творческое домашнее задание).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор; экран; презентация «Симфоническая музыка. «Ленинградская симфония №7» Д.Д. Шостаковича; видеоряд с хроникой военных лет; рабочие тетради по музыке с опорными таблицами для анализа музыкального произведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вход под музыку (песня «День победы» - муз. В. Харитонова, слова
Д. Тухманова).
Музыкальное приветствие:
- Вот опять звенит звонок.
- И зовёт нас на урок,
-Здравствуйте, ребята,
- Добрый день.
Учитель музыки: Я очень рада всех вас видеть и знаю, что это взаимно. Наш сегодняшний урок не совсем обычный, потому что на нём присутствуют гости. Предлагаю поприветствовать наших гостей по-музыкальному:
- Здравствуйте, гости.
- Здравствуйте.
Попрошу вас настроиться на рабочий лад, чтобы этот урок у нас с вами прошёл плодотворно.
II. Определение темы урока.
Учитель обращает внимание детей на экран, на котором представлен видеоряд с хроникой военных лет Великой Отечественной войны.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.
Просмотр видеоряда с хроникой военных лет под музыкальное сопровождение песни «Священная война» - муз. А. Александрова,
сл. В. Лебедева-Кумача.
- Что вы сейчас увидели на экране?
(Ответы учеников: «На экране мы увидели фрагменты хроники Великой Отечественной войны»...)
- А теперь вспомните, с какой музыкой мы начали знакомиться в этой четверти?
(Ответы учеников: «В этой четверти мы начали знакомство с симфонической музыкой».)
- Какая музыка называется симфонической?
(Ответы учеников: «Симфоническая музыка - это музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром».)
- Правильно. Назовите самый крупный жанр симфонической музыки?
(Ответы детей: «Симфония».)
- Что такое симфония?
(Ответы детей: «Симфония (от греч. – созвучие) – это крупный жанр симфонической музыки, сложное многочастное произведение».)
- А сейчас, я попрошу вас попытаться определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, опираясь на подсказки, которые вы сейчас увидели, услышали и вспомнили.
(Слайд 1)
Хроника военных лет - симфоническая музыка - симфония
(Ответы детей: «Сегодня мы будем знакомиться с симфонической музыкой, рассказывающей о военном времени.»)
- Правильно, молодцы. Сегодня мы продолжаем знакомиться с симфонической музыкой. Наш урок будет посвящён знакомству с Симфонией № 7, созданной Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем (показать портрет композитора).
(Слайд 2)
Слайд с отображением темы урока: «Симфоническая музыка. Ленинградская симфония №7 Д.Д. Шостаковича».
III. Объяснение нового материала.
(Слайды 3,4,5)
- Есть на свете очень страшное слово…война. Слово, от которого холодеет всё внутри, щемит сердце и на глазах наворачиваются слёзы.
Тема Великой Отечественной войны нашла своё отображение в разных видах искусства. Многие художники, поэты, композиторы и кинорежиссёры создали множество произведений, в которых ярко и правдиво передали события того непростого для советских людей времени.
(Слайд 6)
- Для выдающегося советского композитора, пианиста, доктора искусствоведения, педагога, и профессора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича война была знакома не понаслышке. За свою жизнь он прожил две мировые войны. Поэтому, трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. И в то же время его произведения проникнуты верой в победу добра и справедливости.
- Музыку Шостакович начал писать ещё в 9 –летнем возрасте. Его первым сочинением, которое услышали родные и близкие, стала пьеса «Солдат». В этой пьесе он откликнулся на события 1915 года, когда на фронт Первой мировой войны уходили колонны солдат.
- Много позже, в 1941 году, Шостакович откликнулся на страшные события Второй мировой войны Симфонией № 7, посвящённой блокадному Ленинграду, городу в котором композитор родился и жил.
(Слайд 7)
- Вскоре после начала войны осенью 1941 года Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней.
(Слайд 8)
- В осажденном Ленинграде оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор - Д.Д. Шостакович. Композитор жил в те дни в здании консерватории на казарменном положении.
(Слайд 9)
- Вместе со всеми он копал противотанковые рвы, а по ночам дежурил на чердаках и крышах, спасая город от зажигательных бомб, укрывался от осколков, откапывал погребенных под обломками.
(Слайд 10)
- Как любой ленинградец того времени голодал (показать пайку хлеба 125 гр. на тарелке)
(Слайд 11)
- В душе композитора, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей «Седьмой симфонии».
(Слайд 12)
- В первые же месяцы войны были написаны первые две части новой симфонии.
«Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», - утверждал Шостакович.
Симфония была закончена в городе Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Там же, 5 марта 1942 года, состоялась её премьера. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве.
А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.
(Слайд 13)
- Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, была доставлена партитура симфонии. По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в условиях блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофичном состоянии, что едва могли поднять инструменты.
Казалось, исполнить симфонию было невозможно. (Слайд 14)
- Дирижер Карл Ильич Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов.
(Слайд 15)
- Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом.
Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но ещё и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Чтобы у музыкантов были силы для дальнейшей работы, они стали получать дополнительно горячие обеды.
(Слайд 16)
- Репетиции проходили в холодном неотапливаемом помещении. Руки быстро замерзали, люди падали в обморок от голода, но продолжали работать. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг.
(Слайд 17)
- И вот, 9 августа 1942 года 7 симфония была исполнения в Большом зале консерватории. Концерт транслировался по радио и через громкоговорители. Слушателями были бойцы с переводной и оставшиеся в живых горожане. Немцы, сидевшие в окопах, тогда уже поняли, что они проиграли войну, так как фашисты были уверены, что город уже мертв, а город не только жил, но и слушал выдающееся произведение.
(Слайд 18)
- Сегодня я хотела предложить вашему вниманию эпизодом фашистского нашествия из 1 части симфонии. По словам Шостаковича, 1-я часть Симфонии № 7 представляется грандиозной симфонической поэмой, которая рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь» ворвалась грозная сила – война…
Во время прослушивания музыки, я попрошу вас обратить внимание на звучание мелодии, музыкальные инструменты, динамику, ритм и другие средства музыкальной выразительности.
IV. Слушание и анализ эпизода фашистского нашествия из 1 части
Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича.
- Вы знаете, что музыка обладает выразительными и изобразительными возможностями. Скажите, для вас эта музыка показалась больше выразительной или изобразительной?
(Ответы детей: «Музыка мне показалась больше выразительной, потому что она передавала чувство страха от надвигающейся опасности. Музыка мне показалась больше изобразительной, потому что она изображала постепенно приближающееся нашествие врага).
- Кого изображает эта музыка? (Ответы детей: «Врага».)
- Что вы можете сказать о мелодии, она изменялась?
(Ответы детей: «Нет, она повторялась много раз, но оставалась неизменной».)
- Причём мелодия напоминает песенку, часто наигрываемую на губной гармошке немецкими солдатами.
- А что ещё в музыке не изменялось?
(Ответы детей: «Ритм».)
- Правильно. Скажите, каким был ритм, ровным или пунктирным?
(Ответы детей: «Пунктирным».)
- А что ещё в музыке оставалось неизменным?
(Ответы детей: «Барабанная дробь».)
- Правильно. А что изменялось в музыке?
(Ответы детей: В музыке изменялись музыкальные инструменты, вначале это были инструменты сольные, они сменяли друг друга, а затем зазвучали вместе и громко, изображая огромную массу вражеских войск.
V. Подведение итога.
- Молодцы, правильно. Сейчас я подведу итог всему сказанному, чтобы вы смогли увидеть полную картину эпизода фашистского нашествия.
Эпизод нашествия написан в форме вариаций, их 11. В каждой вариации появляется что-то новое. Постоянными остаются барабан, мелодия, ритм. Откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
- Дмитрий Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. И об этом мы с вами поговорим на другом уроке.
Наш урок подходит к концу, и я предлагаю завершить его песней «Генерал».
(Слайды 19, 20)
Дети исполняют песню Сергея Ярушина «Генерал».
Учитель:
VI. Рефлексия.
Учитель:
- А теперь настала пора подвести итоги нашей работы.
- Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы детей)
- Что вам понравилось на уроке? (Ответы детей)
- Как вы думаете, есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?
(Ответы детей: «Да, мы должны помнить героев, знать историю своей страны, которая очень ярко и правдиво отражена в произведениях искусства».)
Учитель:
- Поднимите руку те, кому на уроке было интересно, всё было понятно, вы получили от урока удовлетворение.
- А теперь поднимите руку, кто не всё понял, и у вас возникали какие-либо затруднения, урок не произвёл на вас впечатление.
- А сейчас я попрошу поднять руку тех, кому на уроке было скучно и совсем неинтересно.
- Сегодня вы проявили максимум внимания и старания. Спасибо за вашу работу. Урок окончен, всего вам доброго.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.