Конспект урока музыки для учащихся 7 класса по теме "Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Д. Шостаковича"
Оценка 5

Конспект урока музыки для учащихся 7 класса по теме "Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Д. Шостаковича"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
7 кл
09.05.2021
Конспект урока музыки для учащихся 7 класса по теме "Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Д. Шостаковича"
В данном материале содержится конспект урока музыки для учащихся 7 класса по теме "Симфоническая музыка. Ленинградская симфония №7 Д.Д. Шостаковича".
Конспект урока музыки в 7 классе Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Д.Шостаковича.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

урока музыки для учащихся 7-го класса

 

 

Тема: «Симфоническая музыка.

Ленинградская симфония №7 Д.Д. Шостаковича»

 

 

 

 

 

Урок  разработала

учитель музыки

Шаповалова Татьяна Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

Тема урока: «Симфоническая музыка. Ленинградская симфония №7

Д.Д. Шостаковича».

 

 

Цель урока: продолжать знакомить учащихся с симфонической музыкой на примере «Ленинградской симфонии №7» Д.Д.Шостаковича.

Задачи урока:

1.     Образовательная: познакомить учащихся историей создания «Ленинградской симфонии №7» Д.Д. Шостаковича. Закрепить знания учащихся о симфонии, её строении.

2.     Развивающая: формировать умение анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной терминологией. Формировать у учащихся понимание эмоционального состояния музыки. Раскрывать творческий потенциал учащихся.

1.     Воспитательная: воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своему Отечеству посредством симфонической музыки.

 

 Музыкальный материал:

·        Песня для входа в класс «День победы» - музыка Владимира Харитонова, слова Давида Тухманова;

·        Песня «Священная война» - музыка Александра Александрова, слова Василия Лебедева-Кумача;

·        эпизод фашистского нашествия из 1 части, «Ленинградской симфонии №7» - музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

·        Песня «Генерал»  - слова и музыка Сергея Ярушина.

 

 Художественный  материал:

·        Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

 

Виды деятельности учащихся:

·         просмотр презентации;

·         просмотр видеофрагмента хроники военных лет;

·         рассказ;

·         беседа;

·         слушание музыкального материала;

·         анализ прослушанного музыкального произведения;

·         вокально-хоровая работа.

 

Формы работы учащихся: коллективные (слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа), индивидуальные (творческое домашнее задание).

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Вид урока: комбинированный.

 

Оборудование:  персональный компьютер, мультимедийный проектор; экран; презентация «Симфоническая музыка. «Ленинградская симфония №7» Д.Д. Шостаковича; видеоряд с хроникой военных лет;  рабочие тетради по музыке с опорными таблицами для анализа музыкального произведения.

Ход урока

 

I.                   Организационный момент.

Вход под музыку (песня «День победы» - муз. В. Харитонова, слова

Д. Тухманова).

Музыкальное приветствие:

- Вот опять звенит звонок.

- И зовёт нас на урок,

-Здравствуйте, ребята,

- Добрый день.

 

Учитель музыки: Я очень рада всех вас видеть и знаю, что это взаимно. Наш сегодняшний урок не совсем обычный, потому что на нём присутствуют гости. Предлагаю поприветствовать наших гостей по-музыкальному:

- Здравствуйте, гости.

- Здравствуйте.

Попрошу вас настроиться на рабочий лад, чтобы этот урок у нас с вами прошёл плодотворно.

 

II.               Определение темы урока.

 

Учитель обращает внимание детей на экран, на котором представлен видеоряд с хроникой военных лет Великой Отечественной войны.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.

Просмотр видеоряда с хроникой военных лет под музыкальное сопровождение  песни «Священная война» - муз. А. Александрова,

сл. В. Лебедева-Кумача.

- Что вы сейчас увидели на экране?

(Ответы учеников: «На экране мы увидели фрагменты хроники Великой Отечественной войны»...)

- А теперь вспомните, с какой музыкой мы начали знакомиться в этой четверти?

(Ответы учеников: «В этой четверти мы начали знакомство с симфонической музыкой».)

- Какая музыка называется симфонической?

(Ответы учеников: «Симфоническая музыка  - это музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром».)

- Правильно. Назовите самый крупный жанр симфонической музыки?

(Ответы детей: «Симфония».)

- Что такое симфония?

(Ответы детей: «Симфония  (от греч. – созвучие) – это крупный жанр симфонической музыки, сложное многочастное произведение».)

- А сейчас, я попрошу вас попытаться определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, опираясь на  подсказки, которые вы сейчас увидели, услышали и вспомнили.

(Слайд 1)

Хроника военных лет - симфоническая музыка - симфония

(Ответы детей: «Сегодня мы будем знакомиться с симфонической музыкой, рассказывающей о военном времени.»)

 

- Правильно, молодцы. Сегодня мы продолжаем знакомиться с симфонической музыкой.   Наш урок будет посвящён знакомству с Симфонией № 7, созданной Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем (показать портрет композитора). 

 

(Слайд 2)

Слайд с отображением темы урока: «Симфоническая музыка. Ленинградская симфония №7 Д.Д. Шостаковича».

 

III. Объяснение нового материала.

 

(Слайды 3,4,5)

- Есть на свете очень страшное слово…война. Слово, от которого холодеет всё внутри, щемит сердце и на глазах наворачиваются слёзы.

Тема Великой Отечественной войны нашла своё отображение в разных видах искусства. Многие художники, поэты, композиторы и кинорежиссёры создали множество произведений, в которых ярко и правдиво передали события того непростого для советских людей времени.

 

(Слайд 6)

- Для выдающегося советского композитора, пианиста, доктора искусствоведения, педагога, и профессора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича война была знакома не понаслышке. За свою жизнь он прожил две мировые войны. Поэтому, трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. И в то же время его произведения проникнуты верой в победу добра и справедливости.

 

- Музыку Шостакович начал писать ещё в 9 –летнем возрасте. Его первым сочинением, которое услышали родные и близкие, стала пьеса «Солдат». В этой пьесе он откликнулся на события 1915 года, когда на фронт  Первой мировой войны уходили колонны солдат.  

- Много позже, в 1941 году, Шостакович откликнулся на страшные события Второй мировой войны Симфонией № 7, посвящённой блокадному Ленинграду, городу в котором композитор родился и жил.

 (Слайд 7)

- Вскоре после начала войны осенью 1941 года Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней.

 

(Слайд 8)

- В осажденном Ленинграде оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор - Д.Д. Шостакович. Композитор жил в те дни  в здании  консерватории на казарменном положении.  

 

(Слайд 9)

- Вместе со всеми он копал противотанковые рвы,  а по ночам дежурил на чердаках и крышах, спасая город от зажигательных бомб, укрывался от осколков, откапывал погребенных под обломками.  

 

(Слайд 10)

- Как любой ленинградец того времени голодал (показать пайку хлеба 125 гр. на тарелке)

 

(Слайд 11)

- В душе композитора, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей  «Седьмой симфонии».

 

(Слайд 12)

- В первые же месяцы войны были написаны первые две части новой симфонии.

  «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», - утверждал Шостакович.

Симфония была закончена в городе Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Там же, 5 марта 1942 года, состоялась её премьера. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве.

   А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.

 

(Слайд 13)

- Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, была доставлена партитура симфонии. По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в условиях блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофичном состоянии, что едва могли поднять инструменты.

Казалось, исполнить симфонию было невозможно. (Слайд 14)

- Дирижер Карл Ильич Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов.

 

(Слайд 15)

- Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом.

Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но ещё и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Чтобы у музыкантов были силы для дальнейшей работы, они стали получать дополнительно горячие обеды.

(Слайд 16)

- Репетиции проходили в холодном неотапливаемом помещении. Руки быстро замерзали, люди падали в обморок от голода, но продолжали работать. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг.

 

(Слайд 17)

- И вот, 9 августа 1942 года 7 симфония была исполнения в Большом зале консерватории. Концерт транслировался по радио и через громкоговорители.  Слушателями были бойцы с переводной и оставшиеся в живых горожане. Немцы, сидевшие в окопах, тогда уже поняли, что они проиграли войну, так как фашисты были уверены, что город уже мертв, а город не только жил, но и слушал выдающееся произведение.

 

(Слайд 18)   

- Сегодня я хотела предложить вашему вниманию эпизодом фашистского нашествия из 1 части симфонии. По словам Шостаковича, 1-я часть Симфонии № 7 представляется грандиозной симфонической поэмой, которая рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь» ворвалась грозная сила – война…

Во время прослушивания музыки, я попрошу вас обратить внимание на звучание мелодии, музыкальные инструменты, динамику, ритм и другие средства музыкальной выразительности.

IV. Слушание и анализ эпизода фашистского нашествия из 1 части

Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича.

 

- Вы знаете, что музыка обладает выразительными и изобразительными возможностями. Скажите, для вас эта музыка показалась больше выразительной или изобразительной?

(Ответы детей: «Музыка мне показалась больше выразительной, потому что она передавала чувство страха от надвигающейся опасности. Музыка мне показалась больше изобразительной, потому что она изображала постепенно приближающееся нашествие врага).

- Кого изображает эта музыка? (Ответы детей: «Врага».)

- Что вы можете сказать о мелодии, она изменялась?

(Ответы детей: «Нет, она повторялась много раз, но оставалась неизменной».)

- Причём мелодия напоминает песенку, часто наигрываемую на губной гармошке немецкими солдатами.

- А что ещё в музыке не изменялось?

(Ответы детей: «Ритм».)

- Правильно. Скажите, каким был ритм, ровным или пунктирным?

(Ответы детей: «Пунктирным».)

- А что ещё в музыке оставалось неизменным?

(Ответы детей: «Барабанная дробь».)

- Правильно. А что изменялось в музыке?

(Ответы детей: В музыке изменялись музыкальные инструменты, вначале это были инструменты сольные, они сменяли друг друга, а затем зазвучали вместе и громко, изображая огромную массу вражеских войск.

 

V. Подведение итога.

 

- Молодцы, правильно. Сейчас я подведу итог всему сказанному, чтобы вы смогли увидеть полную картину эпизода фашистского нашествия.

Эпизод нашествия написан в форме вариаций, их 11. В каждой вариации появляется что-то новое. Постоянными остаются барабан, мелодия, ритм. Откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

 

- Дмитрий Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. И об этом мы с вами поговорим на другом уроке.

 

Наш урок подходит к концу, и я предлагаю завершить его песней «Генерал».

 

(Слайды 19, 20)

 

Дети исполняют песню Сергея Ярушина «Генерал».

 

Учитель:

VI. Рефлексия.

 

Учитель:

- А теперь настала пора подвести итоги нашей работы.

- Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы детей)

- Что вам понравилось на уроке? (Ответы детей)

- Как вы думаете, есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?

(Ответы детей: «Да, мы должны помнить героев, знать историю своей страны, которая очень ярко и правдиво отражена в произведениях искусства».)

 

Учитель:

- Поднимите руку те, кому на уроке было интересно, всё было понятно, вы получили от урока удовлетворение.

- А теперь поднимите руку, кто не всё понял, и у вас возникали какие-либо затруднения, урок не произвёл на вас впечатление.

- А сейчас я попрошу поднять руку тех, кому на уроке было скучно и совсем неинтересно.

- Сегодня вы проявили максимум внимания и старания. Спасибо за вашу работу. Урок окончен, всего вам доброго.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елизовская средняя школа №7 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елизовская средняя школа №7 им

Тема урока: «Симфоническая музыка

Тема урока: «Симфоническая музыка

Вид урока: комбинированный.

Вид урока: комбинированный.

Ответы детей: «Симфония».) -

Ответы детей: «Симфония».) -

Слайд 7) - Вскоре после начала войны осенью 1941 года

Слайд 7) - Вскоре после начала войны осенью 1941 года

Дирижер Карл Ильич Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов

Дирижер Карл Ильич Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов

Вы знаете, что музыка обладает выразительными и изобразительными возможностями

Вы знаете, что музыка обладает выразительными и изобразительными возможностями

Слайды 19, 20) Дети исполняют песню

Слайды 19, 20) Дети исполняют песню
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2021