Усачева. Музыка, 4 класс
3 четверть
Урок 5. НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ: БЕЛАРУСЬ
Цели и задачи урока:
- познакомить с музыкой белорусского народа как частью их национальной культуры;
- знать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов; объяснить смысл понятий: меццо- сопрано, куплетная форма, песня;
- через взаимодействие музыкальных культур (украинской, белорусской и русской) вывести интонационное общее и частное (найти общее в интонационных сферах музыки Беларуси, Украины, России); помочь учащимся овладению способов сравнительного анализа;
- продолжать формировать позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки: работать над чистотой интонации и унисоном при разучивании и исполнении песен;
- воспитывать уважение к музыкальной культуре других народов.
Музыкальный материал:
Украинская народная песня «Веснянка», «Песня о Днепре» М. Фрадкина.
Белорусские народные песни: «Перепёлочка», «Лявониха» // фонохрестоматия.
«Агу, вiсна, агу, красна!» (Белоруссия) // фонохрестоматия.
«Полька» (народный танец) // фонохрестоматия.
«Вариации на тему «Перепелочки», «Бульба».
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
- Здравствуйте, ребята! (в разных интонационных вариантах)
- Здравствуйте, учитель!
2. Мотивация. Актуализация опорных знаний
1) Игра «Угадай мелодию»
- Прослушайте музыкальные фрагменты. Скажите, что за музыка прозвучала.
Звучат фрагменты из оперы «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского («Гопак») и финала I концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.
Дети называют.
- Что объединяет эти музыкальные произведения?
- Использование украинских народных тем русскими композиторами.
- Что такое гопак?
- Украинский национальный танец.
- Назовите украинский национальный музыкальный инструмент.
- Бандура.
- Какую украинскую песню Чайковский «переосмыслил», дал ей «второе рождение»?
- «Веснянка».
- Давайте исполним эту песенку-закличку.
А) Исполнение украинской народной песни «Веснянка».
- Прослушайте еще 2 музыкальных фрагмента. Что их объединяет и в чем отличие?
Звучат фрагменты песен «Ревет и стонет Днепр широкий» (муз. Д. Крыжановского, ст. Т. Шевченко), «Песня о Днепре» (муз. М. Фрадкина, сл. Е Долматовского).
- Это песни об одной и той же реке Днепр. Но в первом случае авторы – украинцы, во втором – русские.
- Первая песня рисует картину природы – широкая, сильная, взволнованная река в ненастную погоду ночью. Во второй песне поется о Днепре, как о свидетеле боев в годы Великой Отечественной войны.
Б) Исполнение «Песни о Днепре» М. Фрадкина.
3. Постановка проблемы. Целеполагание
- Какие же черты свойственны музыке русского и украинского народов?
- Распевность, выразительность, мелодичность, широта. Плавность, протяжность и, наоборот, танцевальность, задор, есть песни и шуточные.
- Величаво несет Днепр несёт воды по земле трёх государств: Украины, России и Беларуси.
И на этом уроке мы познакомимся с музыкой белорусского народа. Музыка украинцев, русских и белорусов очень похожа. Все они славяне и в культуре их много общего, даже языки похожи.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Музыкальные «визитные карточки» Беларуси
- Классическими образцами, так называемыми «визитными карточками», музыкальной национальной культуры Беларуси являются белорусские народные песни «Перепёлочка» и «Лявониха».
Сейчас вы услышите вариации на тему белорусской песни «Перепелочка». Помните такую песню (из 2-го класса)?
- Помним. Песня жалобная, про больную подбитую птичку.
- Вспомните, что такое «вариации»?
- Музыкальная форма, когда основная мелодия повторяется несколько раз и каждый раз в ино характере, с разными музыкальными украшениями.
- Прослушайте и проследите, как превращается медленная музыка в быструю, из грустной – в веселую, так же как изменение «Веснянки» в I концерте Чайковского. Здесь вы услышите звучание белорусских народных инструментов – цимбал (как гусли) – показ на слайде.
1) Слушание «Вариации на тему «Перепелочки»»
- Белорусский фольклор так же, как и русский, и украинский, богат и разнообразен. Это песни, выражающие гневный протест против угнетателей, трудовые и обрядовые, грустные лирические, веселые шуточные.
- Вспомните, что такое фольклор?
- Фольклор – народное творчество.
Неподдельным весельем проникнуты плясовые песни, которые являются неотъемлемой частью белорусского народного творчества. «Бульба», «Лявониха», «Янка-полька» стали общеизвестными и любимы и белорусским, и русским, и украинским народом.
Сегодня вы услышите музыку одного из самых распространенных на данный момент и известных народных танцев Беларуси под названием «Лявониха».
Лявониха – очень жизнерадостный народный танец. Свое название пляска получила от одноименной песни шуточного содержания, в которой идет рассказ о молодом парне по имени Лявон и его девушке Лявонихе.
2) «Лявониха» - просмотр видеоролика. Музыкальный анализ.
- Танец энергичный, динамичный, задорный, жизнерадостный. Темп живой.
- Давайте попробуем поимпровизировать ритм на ударном инструменте бубне.
Повторное прослушивание с инструментальной импровизацией - игрой на бубнах.
3) «Янка-полька»
И еще одна плясовая мелодия. «Янка-полька» - танец, который позаимствовал основные движения из белорусской народной польки.
Танец исполняется в парах, весело и живо. Характерно выстукивание ритма ногами.
Попробуем станцевать вместе!
Слушание и ритмическое интонирование (выстукивание ритма ногами) «Польки».
4) Закличка весны
В белорусском языке так же, как и в украинском, отражаются особенности произношения: «i» – читается, как русская «и»; «ў» – вместо «в», произносится коротко и мягко, как «у». Буква «г» – мягкая, ближе к «х»; «е» произносится как «э»; «и» как «ы».
Сейчас вы услышите белорусскую календарную песню «Агу, вiсна, агу, красна!».
Белорусские заклички весны - особые звонкие, громкие, летящие песни с характерным «Агу». Ими «грели воздух, шоб лето скорей начиналося», «спрягали зиму с вясною».
Проанализируйте музыку в сравнении с украинскими и русскими закличками.
А) Прослушивание «Агу, вiсна, агу, красна!»
Б) Музыкальный анализ.
Размышления детей.
- Вы верно заметили, что белорусские, русские и украинские мелодии очень похожи, близки по интонации. Эти государства и находятся по соседству, и с древних времён дружили, общались, торговали. И даже в слове Беларусь отчётливо слышно «Русь»! Поэтому они так интонационно близки.
2. Разучивание белорусской народной песни-танца «Бульба»
Бульба — старинный народный танец, в переводе с белорусского означает «картошка». Танец «Бульба» показывает зрителю трудовой процесс, связанный с посадкой, обработкой и выкапыванием картошки.
Характерными чертами музыки этой песни-танца является легкость, живость, стремительность, четкий ритм.
1) Распевание перед пением
А) «Рано утром вечерком…» - петь с отставанием на такт: 1-й ряд начинает петь, 2-й с отставанием на такт – как двухголосье:
Рано утром вечерком
Поздно на рассвете
Свекла ехала верхом
В парусной карете.
А за ней едва дыша,
Тихо, аккуратно,
Два кирпичных беляша
Топали обратно.
А за ними во всю прыть
Мелкими шажками
Шкаф пытался переплыть
Блюдо с пирожками.
Б) Чистоговорка на звук «р» - «Гора»:
Ра-ра-ра, на дворе у нас гора.
Ры-ры-ры, быстро скатимся с горы.
Ру-ру-ру, сами строили гору.
Ра-ра-ра, разыгралась детвора.
2) План разучивания песни:
Прослушивание всей песни в исполнении учителя.
- Как вы понимаете выражение: «не дворянской мы натуры»?
- Простые, нечванливые; едим, что дадут.
Разучивание 1 куплета:
- Проследим движение мелодии и покажем рукой, куда идет звук – вверх, вниз или остается на среднем уровне.
- Учим слова вместе с мелодией по строчкам в медленном темпе. Отдельно девочки, отдельно мальчики, потом вместе.
- Поет I куплет первый ряд в темпе, а остальные думают, кого можно похвалить, кто спел мелодию правильно.
Разучивание II куплета.
Разучивание III куплета.
- Исполняем всю песню от начала до конца в темпе.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия «Одним словом»
- Закончите одним словом:
Музыку какого народа вы услышали сегодня?
- Белорусского.
Сегодняшний урок – это …
Сегодня на уроке я …
Домашнее задание. Знать понятия: Цимбалы. Вариации. Выразительно исполнять белорусскую народную песню «Бульба».
2. Итог
Белорусская музыка очень близка к русской и украинской – та же напевность, лиричность, мягкость. Лирические песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, рекрутские, солдатские.
Значительная группа старинных песен славянских народов связана с календарными обрядами. Распространены колядки, веснянки, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни.
Интонационно-стилистическим чертам музыки русского, белорусского и украинского народов свойственна общность, т.е. общее, общечеловеческое.
Выставление оценок.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
1) https://4dancing.ru/blogs/230412/817/
2) http://excit.edbox.ru/
3) https://www.belcanto.ru/dic04.html
4) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.