Конспект урока музыки на тему «Национальная музыкальная культура стран ближнего зарубежья: Беларусь» (4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему «Национальная музыкальная культура стран ближнего зарубежья: Беларусь» (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
08.02.2020
Конспект урока музыки на тему «Национальная музыкальная культура стран ближнего зарубежья: Беларусь» (4 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 5 урока 3 четверти.
4 кл_Беларусь.doc

Усачева. Музыка, 4 класс

3 четверть

 

Урок 5.    НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ: БЕЛАРУСЬ

Цели и задачи урока:

- познакомить с музыкой белорусского народа как частью их национальной культуры;

- знать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов; объяснить смысл понятий: меццо- сопрано, куплетная форма, песня;

- через взаимодействие музыкальных культур (украинской, белорусской и русской) вывести интонационное общее и частное (найти общее в интонационных сферах музыки Беларуси, Украины, России); помочь учащимся овладению способов сравнительного анализа;

- продолжать формировать позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

- совершенствовать вокально-хоровые навыки: работать над чистотой интонации и унисоном при разучивании и исполнении песен;

- воспитывать уважение к музыкальной культуре других народов.

 

Музыкальный материал:

Украинская народная песня «Веснянка», «Песня о Днепре» М. Фрадкина.

Белорусские народные песни: «Перепёлочка», «Лявониха» // фонохрестоматия.

«Агу, вiсна, агу, красна!» (Белоруссия) // фонохрестоматия.

 «Полька» (народный танец) // фонохрестоматия.

«Вариации на тему «Перепелочки», «Бульба».

 

ХОД УРОКА

I.                   ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.      Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята! (в разных интонационных вариантах)

- Здравствуйте, учитель!

2.      Мотивация. Актуализация опорных знаний

1) Игра «Угадай мелодию»

-   Прослушайте музыкальные фрагменты. Скажите, что за музыка прозвучала.

Звучат фрагменты из оперы «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского («Гопак») и финала I концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.

Дети называют.

- Что объединяет эти музыкальные произведения?

- Использование украинских народных тем русскими композиторами. 

- Что такое гопак?

- Украинский национальный танец.

- Назовите украинский национальный музыкальный инструмент.

- Бандура.

 - Какую украинскую песню Чайковский «переосмыслил», дал ей «второе рождение»?

- «Веснянка».

- Давайте исполним эту песенку-закличку.

А) Исполнение украинской народной песни «Веснянка».

- Прослушайте еще 2 музыкальных фрагмента. Что их объединяет и в чем отличие?

Звучат фрагменты песен «Ревет и стонет Днепр широкий» (муз. Д. Крыжановского, ст. Т. Шевченко), «Песня о Днепре» (муз. М. Фрадкина, сл. Е Долматовского).

- Это песни об одной и той же реке Днепр. Но в первом случае авторы – украинцы, во втором – русские.

- Первая песня рисует картину природы – широкая, сильная, взволнованная река в ненастную погоду ночью. Во второй песне поется о Днепре, как о свидетеле боев в годы Великой Отечественной войны.

Б) Исполнение «Песни о Днепре» М. Фрадкина.

3. Постановка проблемы. Целеполагание

- Какие же черты свойственны музыке русского и украинского народов?

- Распевность, выразительность, мелодичность, широта. Плавность, протяжность и, наоборот, танцевальность, задор, есть песни и шуточные.

- Величаво несет Днепр несёт воды по земле трёх государств: Украины, России и Беларуси.

И на этом уроке мы познакомимся с музыкой белорусского народа. Музыка украинцев, русских и белорусов очень похожа. Все они славяне и в культуре их много общего, даже языки похожи.

 

II.                ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.      Музыкальные «визитные карточки» Беларуси

- Классическими образцами, так называемыми «визитными карточками», музыкальной национальной культуры Беларуси являются белорусские народные песни «Перепёлочка» и «Лявониха».

Сейчас вы услышите вариации на тему белорусской песни «Перепелочка». Помните такую песню (из 2-го класса)?

- Помним. Песня жалобная, про больную подбитую птичку.

- Вспомните, что такое «вариации»?

- Музыкальная форма, когда основная мелодия повторяется несколько раз и каждый раз в ино характере, с разными музыкальными украшениями.

- Прослушайте и проследите, как превращается медленная музыка в быструю, из грустной – в веселую, так же как изменение «Веснянки» в I концерте Чайковского. Здесь вы услышите звучание белорусских народных инструментов – цимбал (как гусли) – показ на слайде.

1) Слушание «Вариации на тему «Перепелочки»»

- Белорусский фольклор  так же, как и русский, и украинский, богат и разнообразен. Это песни, выражающие гневный протест против угнетателей, трудовые и обрядовые, грустные лирические, веселые шуточные.

- Вспомните, что такое фольклор?

- Фольклор – народное творчество.

Неподдельным весельем проникнуты плясовые песни, которые являются неотъемлемой частью белорусского народного творчества. «Бульба», «Лявониха», «Янка-полька» стали общеизвестными и любимы и белорусским, и русским, и украинским народом.

Сегодня вы услышите музыку одного из самых распространенных на данный момент и известных народных танцев Беларуси под названием «Лявониха». 

Лявониха – очень жизнерадостный народный танец. Свое название пляска получила от одноименной песни шуточного содержания, в которой идет рассказ о молодом парне по имени Лявон и его девушке Лявонихе.

2) «Лявониха» - просмотр видеоролика. Музыкальный анализ.

- Танец энергичный, динамичный, задорный, жизнерадостный. Темп живой.

- Давайте попробуем поимпровизировать ритм на ударном инструменте бубне.

Повторное прослушивание с инструментальной импровизацией - игрой на бубнах.

3) «Янка-полька»

И еще одна плясовая мелодия. «Янка-полька» - танец, который позаимствовал основные движения из белорусской народной польки.

Танец исполняется в парах, весело и живо. Характерно выстукивание ритма ногами. 

Попробуем станцевать вместе!

Слушание и   ритмическое интонирование (выстукивание ритма ногами) «Польки».

4) Закличка весны

В белорусском языке так же, как и в украинском, отражаются особенности произношения: «i» – читается, как русская «и»; «ў» – вместо «в», произносится коротко и мягко, как «у». Буква «г» – мягкая, ближе к «х»; «е» произносится как «э»; «и» как «ы».

Сейчас вы услышите белорусскую календарную песню «Агу, вiсна, агу, красна!».

Белорусские заклички весны - особые звонкие, громкие, летящие песни с характерным «Агу». Ими «грели воздух, шоб лето скорей начиналося», «спрягали зиму с вясною». 

Проанализируйте музыку в сравнении с украинскими и русскими закличками.

А) Прослушивание «Агу, вiсна, агу, красна!»

Б) Музыкальный анализ.

Размышления детей.

 - Вы верно заметили, что белорусские, русские и украинские мелодии очень похожи, близки по интонации. Эти государства и находятся по соседству, и с древних времён дружили, общались, торговали. И даже в слове Беларусь отчётливо слышно «Русь»! Поэтому они так интонационно близки.

 

2.      Разучивание белорусской народной песни-танца «Бульба»

Бульба — старинный народный танец, в переводе с белорусского означает «картошка». Танец «Бульба» показывает зрителю трудовой процесс, связанный с посадкой, обработкой и выкапыванием картошки.

Характерными чертами музыки этой песни-танца является легкость, живость, стремительность, четкий ритм.

1) Распевание перед пением

А) «Рано утром вечерком…» - петь с отставанием на такт: 1-й ряд начинает петь, 2-й с отставанием на такт – как двухголосье:

Рано утром вечерком

Поздно на рассвете

Свекла ехала верхом

В парусной карете.

А за ней едва дыша,

Тихо, аккуратно,

Два кирпичных беляша

Топали обратно.

А за ними во всю прыть

Мелкими шажками

Шкаф пытался переплыть

Блюдо с пирожками.

Б) Чистоговорка на звук «р» - «Гора»:

Ра-ра-ра, на дворе у нас гора.

Ры-ры-ры, быстро скатимся с горы.

Ру-ру-ру, сами строили гору.

Ра-ра-ра, разыгралась детвора.

2) План разучивания песни:

Прослушивание всей песни в исполнении учителя.

- Как вы понимаете выражение: «не дворянской мы натуры»?

- Простые, нечванливые; едим, что дадут.

Разучивание 1 куплета:

- Проследим движение мелодии и покажем рукой, куда идет звук – вверх, вниз или остается на среднем уровне.

- Учим слова вместе с мелодией по строчкам в медленном темпе. Отдельно девочки, отдельно мальчики, потом вместе.

- Поет I куплет первый ряд в темпе, а остальные думают, кого можно похвалить, кто спел мелодию правильно.

Разучивание II куплета.

Разучивание III куплета.

- Исполняем всю песню от начала до конца в темпе.

 

III.            ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия «Одним словом»

- Закончите одним словом:

Музыку какого народа вы услышали сегодня?

- Белорусского.

Сегодняшний урок – это …

Сегодня на уроке я …

Домашнее задание. Знать понятия: Цимбалы. Вариации. Выразительно исполнять белорусскую народную песню «Бульба».

2. Итог

 Белорусская музыка очень близка к русской и украинской – та же напевность, лиричность, мягкость. Лирические песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, рекрутские, солдатские.

Значительная группа старинных песен славянских народов связана с календарными обрядами. Распространены колядки, веснянки, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни.

Интонационно-стилистическим чертам музыки русского, белорусского и украинского народов свойственна общность, т.е. общее, общечеловеческое.

Выставление оценок.

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

1)     https://4dancing.ru/blogs/230412/817/

2)     http://excit.edbox.ru/

3)     https://www.belcanto.ru/dic04.html


4)     Скачано с www.znanio.ru

Усачева. Музыка, 4 класс 3 четверть

Усачева. Музыка, 4 класс 3 четверть

Дети называют. - Что объединяет эти музыкальные произведения? -

Дети называют. - Что объединяет эти музыкальные произведения? -

Сейчас вы услышите вариации на тему белорусской песни «Перепелочка»

Сейчас вы услышите вариации на тему белорусской песни «Перепелочка»

В белорусском языке так же, как и в украинском, отражаются особенности произношения: «i» – читается, как русская «и»; «ў» – вместо «в», произносится коротко и…

В белорусском языке так же, как и в украинском, отражаются особенности произношения: «i» – читается, как русская «и»; «ў» – вместо «в», произносится коротко и…

Ра-ра-ра, на дворе у нас гора

Ра-ра-ра, на дворе у нас гора

Интонационно-стилистическим чертам музыки русского, белорусского и украинского народов свойственна общность, т

Интонационно-стилистическим чертам музыки русского, белорусского и украинского народов свойственна общность, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020