Конспект урока музыки на тему «В музыкальном театре: Мюзикл. Рок-опера» (8 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока музыки на тему «В музыкальном театре: Мюзикл. Рок-опера» (8 класс)

Оценка 4.7
Документация +2
docx
искусство +1
8 кл
11.10.2021
Конспект урока музыки на тему «В музыкальном театре: Мюзикл. Рок-опера» (8 класс)
Урок-путешествие в истоки становления музыкально-драматических жанров мюзикла и рок-оперы. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 6 урока 1 четверти. Цель урока: Раскрытие сюжетной линии и законов музыкальной драматургии музыки «третьего направления» (мюзиклов, рок-опер). Задачи: - обобщать знания учащихся о лёгкой и серьёзной музыке; - выявлять особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности стилей, появившихся на стыке эстрадных и академических традиций (рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам); - познакомить учащихся с историей возникновения мюзикла и с современными образцами мюзикла и рок-оперы; - познакомить учащихся с образцами музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.); - осознавать личностные смыслы музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роль в развитии современной музыки; - развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач, способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим; - участвовать в исследовательском проекте (подготовка презентации) «Мюзикл и рок-опера: музыка серьёзная или лёгкая?».
8 кл_Урок 1.6. Мюзикл. Рок-опера.docx

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

8 класс

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ: МЮЗИКЛ. РОК-ОПЕРА

Цель урока:  Раскрытие сюжетной линии и законов музыкальной драматургии музыки «третьего направления» (мюзиклов, рок-опер).

Задачи:

- обобщать знания учащихся о лёгкой и серьёзной музыке;

- выявлять особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности стилей, появившихся на стыке эстрадных и академических традиций (рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам);

- познакомить учащихся с историей возникновения мюзикла и с современными образцами мюзикла и рок-оперы;

- познакомить учащихся с образцами музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.);

- осознавать личностные смыслы музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роль в развитии современной музыки;

- развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач, способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим;

- участвовать в исследовательском проекте (подготовка презентации) «Мюзикл и рок-опера: музыка серьёзная или лёгкая?».

Тип урока: изучение нового материала. Урок-путешествие.

ХОД УРОКА

1.      Организация начала урока. Приветствие. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Для многих людей постоянно учиться – это образ жизни. А некоторые очень сильно переживают за результат учёбы, перед сдачей экзаменов или написанием каких-то работ. Таким людям, вероятно, стоит обратиться за помощью ко всем Силам небесным, поддержка которых придаст уверенности и добавит веры в свои знания. Но, разумеется, если учащийся сам не потрудится и не приложит каких-то усилий, то вряд ли он получит поддержку свыше. Хотя не нам судить о промысле Божием. Именно исходя из надежды на небесное покровительство, и взрослые и дети молятся об учёбе. Большинство молятся своими словами. Мы же с вами можем помолиться и песней.

1) Исполнение песни «Молитва» Б. Окуджавы - проверка домашнего задания.

2) Разгадывание кроссворда

- Разгадайте кроссворд. Предположите, о чём пойдёт у нас сегодня разговор?

По горизонтали:

1. Постановщик танцев в балете.

2. Эта страна считается родиной оперы.

3. Оркестровое вступление к опере.

4. Группа певцов, совместно исполняющих музыкальное произведение.

5. Вид искусства, совмещающий в себе музыку, хореографию, актерскую игру.

По вертикали:

1. Высокий женский голос.

2. Литературная основа оперы или балета.

3. Артистка балета.

4. Танцоры, исполняющие в балете второстепенные роли, роли массовки.

5. Постановщик танцевальных номеров в балете.

Ответы:

По горизонтали: 1. балетмейстер. 2. Италия. 3. увертюра. 4. хор. 5. опера.

По вертикали: 1. сопрано. 2. либретто. 3. балерина. 4. кордебалет. 5. хореограф.

- Со всеми этими терминами мы встречаемся в театре оперы и балета. Вероятно, наш разговор будет посвящён музыкальному театру.

2.      Сообщение темы урока. Целеполагание

- Вы правы, мы продолжаем наши путешествия в музыкальный театр.

Как мы уже говорили ранее, музыкальный театр как особая форма искусства образовался посредством смешения нескольких направлений творчества. Сегодня вы увидите, как в ещё одном музыкально-драматическом жанре – мюзикле - находят отражение мысли и чувства человека. Понаблюдаете за развитием традиций и новаторства. Вы познакомитесь также с историей мюзикла и другими интересными фактами из жизни жанров мюзикла и рок-оперы.

Тема урока – «В музыкальном театре: Мюзикл. Рок-опера».

3.      Изучение нового материала

1) Работа с учебником. Беседа

Мы часто задаёмся вопросом: мюзикл, рок-опера, джаз – это лёгкая или серьёзная музыка? Неслучайно в США в 50-е годы XX в. возникло понятие «третье направление» («third stream»).

Откройте учебники на ст. 26, прочитайте об этом экспериментальном направлении, возникшем в США и представлявшем собой сплав джаза и академических музыкальных традиций.

Учащиеся читают материал.

Итак, как стало понятно из текста учебника, появление термина «third stream» («третье течение») было продиктовано желанием найти название для сочинений, которые не вписываются в каноны серьёзной музыки, но их нельзя отнести и к музыке лёгкой. К этому течению/направлению относились симфоджаз, прогрессив-джаз, кул-джаз, джаз-рок, авангардный рок и фьюжн. Это направление представляет собой:

«1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки;

2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми музыкантами;

3) совместное творчество джазменов и академических музыкантов». (Информация с сайта: http://theorymusic.ucoz.ru/publ/istorija_muzyki/)

Иначе говоря – это стилевое направление в современной музыке. К «третьему направлению» относят и рок-оперу, и мюзикл, и саундтреки к фильмам, жанры, появившиеся на стыке эстрадных и академических.

Музыка «третьего направления» объединила приёмы, технологию и эстетику музыки серьёзной (классической и современной) с доступностью музыки развлекательной, лёгкой, точнее говоря, коммерческой. Важно то, что музыка этого направления не отказалась от возможности затрагивать общечеловеческие проблемы, передавать тонкие душевные переживания людей. Значительную роль в ней играет звучание электронных синтезаторов, в том числе в сочетании с инструметами симфонического оркестра.

Шостакович говорил о том, что главные законы лёгкой музыки и музыки серьёзной одинаковые. И тут и там верхний голос – гармония, нижний голос – бас. Музыкальная «земля» стоит на трёх этих китах, будь то материк лёгкой музыки, будь то материк музыки классической.

В мюзиклах, рок-операх настоящих музыкантов-профессионалов действуют законы музыкальной драматургии. В них точно и тонко сочленяются громкие и тихие звучности, быстрые и медленные темпы, высокие и низкие регистры, гомофонические и полифонические приёмы развития, повторы и трансформации главных тем.

Мелодии таких опер или саундтреков фильмов нередко становятся шлягерами, хитами и долгое время живут в нашем сознании. Количество имён создателей музыки третьего направления огромно. Некоторые российские композиторы конца XX – начала XXI в. сами стали относить своё творчество не к академической музыке, а к «третьему направлению».

Вопросы:

- Какие знакомые произведения можно отнести к третьему направлению в музыке?

- Какие особенности музыкального изложения отличают произведения этого направления?

- В некоторых произведениях будто слышится какое-то сочетание несочетаемого, музыкальные образы как-то быстро меняются и будто смешиваются друг с другом.

- Это действительно так: в музыке третьего направления нередко обнаруживается сочетание несочетаемого, столкновение элементов – то, что характерно для кинематографического монтажа, в результате которого два разных по содержанию (и даже конфликтных) кадра в своём соединении рождают новое смысловое качество. В музыке принцип монтажа проявляется именно в быстрой сменяемости образов, их наложении.

Подумайте, вспомните, есть ли произведения «третьего направления», которые можно назвать классикой? К какому направлению можно отнести, к примеру, инструментально-симфонические произведения Шнитке?

2) «Гоголь-сюита»

Прослушаем теперь музыкальные эпизоды «Гоголь-сюиты» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка».

А) Прослушивание музыкальных фрагментов из «Гоголь-сюиты»: Увертюра, «Детство Чичикова», «Шинель».

Б) Дискуссия

В процессе дискуссии учитель подводит учащихся к осознанию ими личностного смысла музыки.

Вывод: Музыка обретает личностный смысл.

3) Мюзикл

А) Что такое мюзикл

Мюзикл - это театральное шоу, где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл — форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик.

Жанр окончательно оформился в США. В 30-е годы прошлого века оплот демократического устройства погрузился в так называемую Великую депрессию. В те тяжёлые времена именно мюзиклы, красочные, динамичные, «живые», приобрели статус отдушины для людей, пребывавших в постоянной тревоге за своё будущее. Это обстоятельство показывает, насколько масштабно воздействие искусства на психологическое состояние человека.  

Б) История мюзикла

Условной цитаделью успешных мюзиклов считается Бродвей. Театры на этой улице Нью-Йорка могут похвастаться завидным репертуаром, а также титулом премьерной площадки для спектаклей, ставших впоследствии самыми кассовыми и завоевавшими феноменальную популярность.

Посмотрите видеоролик, рассказывающий историю возникновения жанра мюзикла от Древней Греции до наших дней.

Просмотр видео «Краткая история мюзикла» - https://www.youtube.com/watch?v=T3pJmJsIfOQ&t=28s

В) Театральное закулисье

Сегодня в Москве можно посмотреть постановку практически любого жанра — мюзикл или рок-оперу, кукольный или драматический спектакль, детскую сказку или театральную импровизацию. Однако Михаил Швыдкой, художественный руководитель Московского Театра мюзикла, сетует: «Круг артистов, которые умеют играть мюзиклы, очень ограниченный, около 350 человек в Москве. У нас три больших проекта: Театр оперетты, Театр Stage Entertainment и Театр мюзикла — три сцены, где показывают мюзиклы. В Нью-Йорке — 40 или 50 театров, в Лондоне — больше 20 театров, а в Москве — три…».

Мюзиклы — это всегда зрелищно и захватывающе. Невероятный эффект от просмотра, в плане впечатлений, достигается путём кропотливого, трудоёмкого труда, который неизменно остается «за кулисами». Зритель же обретает шанс увидеть только результат. Сложной может оказаться не только установка многотонных декораций (порой создатели довольствуются весьма скромным сценическим антуражем) и постановка трюков, но и работа гримёров, художников по костюмам, всех участников творческой команды, усилиями которой создаётся иная завораживающая и «цепляющая» реальность.

Московский театр мюзикла основал в 2012 году Михаил Швыдкой. За все эти годы существования театр занял свою нишу в российской театральной жизни. Поставлены спектакли: «Времена не выбирают», «Растратчики», ревю «Жизнь прекрасна!», «Всё о Золушке», рок-опера «Преступление и наказание». В спектакле «Принцесса цирка» соединились сразу несколько жанров: оперетта, мюзикл, танец и современное цирковое направление nouveau cirque. Специально для постановки один из создателей знаменитого канадского цирка «7 пальцев» Себастьян Солдевилья придумал уникальные номера, которые актеры театра исполняют вместе с профессиональными цирковыми артистами. Помимо артистов музыкального театра, в спектакле заняты цирковые акробаты, каскадёры и танцоры брейк-данса.

Мы с вами сейчас совершим виртуальное путешествие в закулисье Московского театра мюзикла. Вы узнаете, сколько весит сценический костюм Золушки, как звукорежиссёр стал самой важной фигурой в Театре мюзикла после режиссёра-постановщика и что такое команда «Композитор go».

Просмотр фрагмента документального фильма «Закулисье. Московский театр мюзикла» - https://www.culture.ru/movies/3764/zakulise-moskovskii-teatr-myuzikla

Г) Популярные мюзиклы

Самые востребованные и обласканные отзывами публики мюзиклы в большинстве своём основываются на бессмертных литературных произведениях признанных гениев.

Есть и исключения, ведь именно они привносят в искусство нотки воодушевляющей непредсказуемости и предвкушения с неопределённым настроением. Беря за основу для мюзикла фильм (пример — «Звуки музыки»), оригинальную достоверную историю из жизни («Чикаго»), детские стихи («Кошки») или рассказы относительно современных авторов («Кабаре»), постановщики рискуют, но тем сладостнее звучат овации восторженных зрителей.

Список самых популярных мюзиклов постоянно пополняется, но есть спектакли, которые уже стали неподражаемыми легендами. Например, «Моя прекрасная леди» - история преображения скромной девушки по имени Элиза Дулиттл, случайно оказавшейся в доме профессора или незабвенная библейская картина, рисующая обстоятельства последней недели земной жизни Иисуса из Назарета «Иисус Христос — суперзвезда», «Mamma Mia» - мюзикл, созданный с включением 22 песен шведского квартета «ABBA», «Скрипач на крыше» - музыкальный спектакль о настоящей, сильной любви с трагическим, «болезненным» финалом или реалистичная картина о бездомных, но не теряющих достоинства кошек «Кошки», «Призрак оперы» - мюзикл, выстроенный на отображении эфемерных материй: инфернальной мистики и искренних чувств и многие другие примеры.

Просмотр видеоролика «Великие мюзиклы мира» - https://youtu.be/1uiRvCk6lTU

4.      Разучивание песни

«А зори здесь тихие-тихие». Музыка И. Матвиенко. Стихи Михаила Андреева

5. Рефлексия

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1) Вспомните, назовите, напойте песни, шлягеры из знакомых вам мюзиклов, рок-опер, кинофильмов. Почему они завоевали популярность среди современных слушателей и исполнителей?

2) Назовите фамилии отечественных и зарубежных композиторов, творчество которых можно отнести к «третьему направлению». Приведите примеры их сочинений. Какие черты академической и популярной музыки нашли в них своё отражение? Аргументируйте своё мнение.

3) Выберите имена композиторов, которые дали новую жизнь истории Ромео и Джульетты в симфонической музыке: А) Винченцо Беллини Б) Гектор Берлиоз В) Шарль Гуно Г) Пётр Ильич Чайковский Д) Сергей Сергеевич Прокофьев

4) Расставьте произведения в порядке их появления:

·         С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

·         У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

·         Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история»

·         П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

·         Ж. Пресгурвик. «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»

5) Какое название своей опере по трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» дал Винченцо Беллини? А) Ромео и Джульетта Б) Монтекки и Капулетти В) Капулетти и Монтекки Г) История любви Д) Вестсайдская история

6. Итог

Мюзиклы способны рассказать классическую историю в совершенно новом ключе, более пронзительном и глубоком, а авторскую современную пьесу сделать популярной в один момент. В контексте прозаичной реальности это ли не чудо, порождённое музыкой, красками, голосом и мощным эмоциональным посылом, идущим от сердца к сердцу?

7. Домашнее задание

1) Подготовьте для своего творческого портфолио презентацию на тему: «Мюзикл и рок-опера: музыка серьёзная или лёгкая?», покажите её на уроке или внеурочном мероприятии.

2) Найдите в Интернете интерпретации романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» в других видах искусства и краткое содержание рок-оперы «Преступление и наказание» Э. Артемьева.

Дополнительный материал:

1) Ромео и Джульетта (Государственный академический Большой Театр России (историческая сцена), реж. Леонид Лавровский, 1976) [Каталог спектаклей] // Каталог спектаклей портала «КУЛЬТУРА.РФ» Минкультуры России, URL: https://www.culture.ru/movies/922/romeo-i-dzhuletta

2) Закулисье. Московский театр мюзикла (2016) [Документальный фильм] // Каталог фильмов портала «КУЛЬТУРА.РФ» Минкультуры России, URL: https://www.culture.ru/movies/3764/zakulise-moskovskii-teatr-myuzikla


 

Скачано с www.znanio.ru

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 8 класс

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 8 класс

Постановщик танцев в балете. 2

Постановщик танцев в балете. 2

Мы часто задаёмся вопросом: мюзикл, рок-опера, джаз – это лёгкая или серьёзная музыка?

Мы часто задаёмся вопросом: мюзикл, рок-опера, джаз – это лёгкая или серьёзная музыка?

Какие особенности музыкального изложения отличают произведения этого направления? -

Какие особенности музыкального изложения отличают произведения этого направления? -

Посмотрите видеоролик, рассказывающий историю возникновения жанра мюзикла от

Посмотрите видеоролик, рассказывающий историю возникновения жанра мюзикла от

Чикаго»), детские стихи («Кошки») или рассказы относительно современных авторов («Кабаре»), постановщики рискуют, но тем сладостнее звучат овации восторженных зрителей

Чикаго»), детские стихи («Кошки») или рассказы относительно современных авторов («Кабаре»), постановщики рискуют, но тем сладостнее звучат овации восторженных зрителей

В контексте прозаичной реальности это ли не чудо, порождённое музыкой, красками, голосом и мощным эмоциональным посылом, идущим от сердца к сердцу? 7

В контексте прозаичной реальности это ли не чудо, порождённое музыкой, красками, голосом и мощным эмоциональным посылом, идущим от сердца к сердцу? 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021