Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс
3 четверть
УРОК 4. Житие «Ивана» (Урок-биография)
Цели и задачи:
- воссоздать звуковую среду для исследования детьми русской народной жизни и одновременно «народного духа» композиторской музыки;
- различать характер и жанр народных песен;
- показать детям, раскрыть суть различных жизненных событий в концентрированном музыкально-жанровом выражении, ввести их в понятие «музыкальная форма»;
- анализировать содержание музыки и ее форму на примере народного обряда и фрагментов оперы «Иван Сусанин» Глинки;
- закреплять представления о музыке как явлении, сопровождающем всю человеческую жизнь, развивая проблематику 1 класса «Образ музыки»;
- помочь детям в осознании образа героев оперы как образа обычных русских людей.
Средства обучения и оборудование:
1. Учебник, с. 66—71.
2. Музыкальный материал:
М.И. Глинка. Свадебный хор и романс Антониды из оперы «Жизнь за царя» / 126 учебник, с. 102; ЭФУ, с. 66—71; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 30—32.
«Добрая сказка» А. Пахмутовой.
Колыбельная «У кота, кота», муз. А Лядова, сл. народные. – Учебник, с. 121.
Русская народная песня «А мы просо сеяли».
Фрагмент заупокойной службы.
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент
1) Музыкальное приветствие
2) Ритмическая игра
Сначала говорит 1-й ряд, потом 1-й + 2-й ряд, потом 2-й + 3-й, после этого 1-й + 2-й + 3-й):
1-й ряд |
ЩИ |
ДА |
КА - |
ША |
2-й ряд |
ЩИ ДА |
КА-ША |
ПИ-ЩА |
НА-ША |
3-й ряд |
ЕЛИ, ПИЛИ |
ЕЛИ, ПИЛИ |
ДВЕ НЕДЕЛИ |
СЫТЫ БЫЛИ |
2. Проверка домашнего задания
- Отгадайте загадки:
Кто пришёл ко мне с утра
И сказал: «Вставать пора»?
Кашу, щи успел сварить,
Чаю мне в бокал налить?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
- Мама.
- А кто вам колыбель качает
И тихонько напевает?
Кто вам сказки говорит
Да игрушки вам дарит?
- Мама!
Исполнение песни «Добрая сказка» А. Пахмутовой
3. Мотивация. Актуализация опорных знаний
- Прослушайте музыкальный фрагмент. Скажите, что это за музыка и кто ее автор?
Прослушивание фрагмента романса Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин».
- Романс Антониды М.И. Глинки.
- Что такое романс?
Ответы учащихся.
- Какой характер прозвучавшей музыки? Настроение? С чем это связано?
- Мелодия печальная, грустная, лирическая; темп медленный, неторопливый; динамика тихая, p; звуковедение связное, протяжное и т.д.
- Антонида опечалена, что враги увели ее отца. Она боится за него, переживает и плачет.
- Глинка свой романс соотнес также с народным свадебным обрядом. У Антониды по сюжету оперы – скоро свадьба. Потому композитор использовал жанр обрядовой песни-плача.
- Давайте напоем фрагмент романса. Как будем петь?
Исполнение фрагмента романса Антониды – учебник, с. 62:
Не о том скорблю, подруженьки,
я горюю не о том,
что мне жалко воли девичьей,
что оставлю отчий дом!
- Как называется опера, фрагмент из которой мы слушали и исполняли?
- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
- Кто такой Иван Сусанин?
- Герой, совершивший подвиг: он отдал свою жизнь за жизнь спасенного им русского царя.
- Предположите, о чем у нас сегодня состоится музыкальный разговор.
- Возможно, мы продолжим знакомиться с персонажами оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», с их музыкальными характеристиками.
4. Постановка проблемы. Целеполагание
- Верно, ребята, сегодня мы продолжим знакомство с музыкой оперы Глинки, поучимся слышать разный характер народных песен и находить в опере песни, написанные в народном духе. Мы поближе познакомимся с биографией главного героя оперы Ивана Сусанина, но не просто конкретной его биографией, а в его лице попытаемся создать некий собирательный образ всякого русского человека, - так, как это понимал народ и выражал в музыкальном творчестве.
Вы уже называли сегодня Ивана Сусанина героем, совершившим подвиг. А ведь герой этот – совсем не вымышленное лицо. Такой человек действительно жил – простой русский крестьянин, обычный человек, как и многие другие обычные русские люди. И практически его биография - это обычная житейская схема: родился, женился, родил и воспитывал детей, добывал хлеб насущный, окончил свой жизненный путь.
А в народе все этапы жизненного пути, так или иначе, сопровождались музыкой, раскрывавшей суть какого-либо жизненного события: укачивали ребенка – пели колыбельную песню, провожали солдата на войну – звучали маршевые, походные песни. На праздниках исполнялись плясовые, игровые, хороводные песни. Обрядовая музыка также зависела от конкретного какого-то жизненного события. И, соответственно, у всех песен был разный характер.
Но музыка сопровождала человека всю его жизнь. Наш урок так и называется – урок-биография.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Колыбельные напевы
Колыбельная песня - это особенная песня, песня-оберег. Когда рождалось на Руси маленькое дитя, его убаюкивали такими песнями, оберегая от нехороших поступков, от болезней, приговаривая «У сороки боли, у вороны боли, а у Вани (Мани) заживи», «…Придет серенький волчок и ухватит за бочок» и т.д.
Детей усыпляли монотонным, спокойным пением. Но их же и воспитывали: «…не ходи, коток, по сметану в погребок…» - колыбельные тихо рассказывали, чего нельзя делать, что плохо, что хорошо. Мама поёт ребёнку про котиков, про «гуленек», про баюшки и заюшки, а малыш слушает, он еще не понимает всех слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом - и всё хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик, и где у зайки глазки... Колыбельные - это огромный потенциал для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, их теплые руки.
Маленький Иван Сусанин также слушал колыбельные, которые напевала его мама. И уже дети Ивана Сусанина, возможно, слушали те же самые уютные, теплые колыбельные песни.
Эти эмоции (чувства) народных песен многие русские композиторы отражали в своих музыкальных сочинениях. Мы разучим с вами одну из таких песен. Прослушайте ее.
1) Слушание колыбельной «У кота, кота», муз. А Лядова, сл. народные
- О чем поется? Какая музыка по характеру?
- Спокойная, добрая, мягкая, ласковая.
2) Разучивание колыбельной «У кота, кота»:
У кота, кота
была люлька хороша;
У нашего Ванечки –
лучше, лучше того:
Она выточена,
сверху вызолочена.
Спи ты, Ванечка, усни,
спи, хороший, усни.
2. Свадебный обряд
Постепенно растут дети, взрослеют, достигают зрелости. И вот подошло уж время создавать новую семью. «До свадьбы заживёт» - эта фраза родилась в народе не случайно, ведь свадьба всегда была знаком человеческой зрелости.
Свадебный ритуал в народной культуре – это целое обрядовое действо. Традиционная русская свадьба включала в себя разнообразные по своему характеру элементы: просватанье (рукобитье), расплетение косы просватанной девушки, венчание и многое другое.
Неотъемлемой частью свадебного обряда был свадебный фольклор. Фольклорные тексты, исполнявшиеся в течение всего свадебного цикла, начиная со сватовства, были разнообразны и по форме, и по функции. Мы уже знакомились ранее с жанрами свадебных обрядовых песен. Назовите их.
- Величальные, корильные, песни-плачи (причитания), свадебные.
- Совершенно верно, здесь были и песни, исполняемые подругами невесты и всеми участниками свадьбы, и причитания (плачи) невесты. Плач невесты или специально приглашенной «плакальщицы» нередко сопровождался причетами и песнями девушек-«подголосниц». Иногда подружки невесты даже специально ее «поддразнивали», расхваливая в песнях беспечную девичью жизнь и «завывая» о будущей тяжелой женской доле.
На прошлом уроке мы знакомились с одной из таких песен. Давайте споем ее.
1) Исполнение фрагмента русской народной песни «Как сказали, Иван-то грозён…» - учебник, с. 102.
- Начиная со сватовства и до завершения свадьба была наполнена разнообразными приговорами, диалогами, наказами иносказательного или шуточного характера. Кроме грустных протяжных свадебных песен исполнялись величальные (новобрачным, дружке, родителям молодых, каждому гостю отдельно), шуточные корильные песни (свахе, тысяцкому, дружке), плясовые, частушки.
Традиционная русская свадьба была и грустной, и веселой; она довольно четко делилась на две части: печальную, тягостную и радостную, динамичную. Границей перехода от одного настроения к другому являлся обряд венчания. До «венца» (венчания) девушка, согласно народному обычаю, обязана была в определенные моменты причитать и даже выть. Все песни, исполняемые в это время, были пронизаны тоской по прошедшему девичеству. Эта особенность свадьбы связана с тем, что вступление в брак осмыслялось в традиционном сознании как временное символическое умирание для возрождения к новой жизни в новом качестве: девушка прощалась со своей девичьей волей, молодой и беспечной жизнью, прощалась с родной деревней, всеми родственниками и соседями, с местами, где проходили молодежные гуляния.
Композитор Глинка, чтобы не отходить от идеи народной оперы, включил в ее сюжет фрагмент настоящей народной свадьбы, стараясь выполнить во всём объёме требования этого чудесного и поучительного народного обряда!
Свой романс Антониды композитор приблизил как раз к характеру обрядовой песни-плача. Но форму-то (жанр) он изменил! Ведь не песней назвал, не классической оперной арией. А романсом! Почему именно в форме романса Глинка «нарисовал» переживания невесты?
Давайте споем одну фразу из романса Антониды и попытаемся найти ответ на этот вопрос.
2) Исполнение 2-го фрагмента романса Антониды - учебник, с. 69:
Налетели злые вороны…
- По какой же причине скорбит невеста? Что явилось причиной ее переживаний?
- У Антониды была намечена свадьба. А враги увели с собой ее отца. Потому девушка плачет и переживает.
- Верно, ребята. А в академической музыке лучше всего способен показать горестные чувства человека и передать горькую печаль именно такой жанр, как романс. Лирический характер этого жанра как нельзя лучше передает душевные переживания человека.
А сравните теперь форму (строение) народного обряда и музыкальную форму свадьбы, показанной композитором Глинкой. Общие они по строению или отличаются? Если отличаются, то как?
Размышления учащихся.
- В искусстве, как и в жизни, всё имеет своё строение, а потому мы и отличаем одно от другого. «Чувство и форма — это душа и тело»… И, сравнивая две свадьбы, мы видим, что народный свадебный обряд сложен из множества малых форм в одну крупную, масштабную форму - цельность как единство в многообразии (сама жизнь!), а у Глинки строение музыки - как целое, составленное из частей, расположенных в определённом и необходимом для сюжета порядке.
Давайте теперь посмотрим и прослушаем всю сцену свадьбы с хором девушек и романсом Антониды.
3) Просмотр видеофрагмента оперы «Свадебный хор и сцена».
Разгулялися,
Разливалися
Воды вешние по лугам.
Разыгралися,
Расплясалися
Красны девицы.
- О чем поют подружки? О каком времени года упоминает хор?
Размышления учащихся: разливается вода весной после таяния снега.
- Свадьбы на Руси чаще играли осенью и по весне - в первое воскресенье после окончания Пасхи - на Красную Горку. Традиционно этот период называют весенне-летней порой венчаний. Весну встречали массовыми мероприятиями и гуляниями.
Глинка в сцене свадьбы с удивительным мастерством накалил драматическое напряжение. Ярким контрастом знаменитому романсу, с отчаянием и глубокой скорбью который поёт Антонида, звучит безмятежно-радостный хор девушек, пришедших поздравить невесту. Этот хор - одна из жемчужин русской классической хоровой музыки, очень близкая к обрядовым народным песням.
3. Трудовые песни
Вообще же русские народные песни - это отдельный вид искусства, самобытного и интересного. Существует много видов русских народных песен. В русских народных песнях. легко и прекрасно выражались чувства патриотизма и любви к своему народу…
В давние времена практически единственным способом обеспечения благосостояния семьи считалось сельское хозяйство, и на протяжении большей части года население Руси было занято возведением урожая, а затем его сбором. Вся жизнь человека была связана с трудом. Трудовой процесс часто сопровождался пением.
Трудовые песни - это особая часть русского фольклора. Когда наши предки выполняли какую-либо общественную работу (трудились в поле, носили тяжести, вытаскивали рыболовные сети и т.д.), то нередко пели воодушевляющие песни, задающие нужный рабочий ритм. Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы, облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей: «Во кузнице», «Крутись, веретёнце», «Посею лебеду на берегу», «А мы просо сеяли»
Русская народная песня «А мы просо сеяли» относится к репертуару весенне-летних игр. В ней прослеживаются трудовые мотивы и символика переходного обряда. Песня объединила в себе несколько народных жанров: трудовые, игровые, хороводные и обрядовые песни.Согласно народным традициям, в песне проводится параллель между природой и людьми:
рост = достижение зрелости;
плодоношение = вступление в брак.
Картина «сеяния-роста» символизирует пору совершеннолетия девушки, правила поведения в этом возрасте.
1) Прослушивание русской народной песни «А мы просо сеяли». Музыкальный анализ:
- Мажорный лад, ритм ровный, звуковедение распевное. Характер мелодии – плясовой, игровой.
- Отличительной особенностью данной игры является форма двухлинейного построения и движения. Давайте разучим и исполним песню с игровыми движениями.
2) Разучивание песни «А мы просо сеяли». Разыгрывание
4. Отпевание
- Завершим мы наш сегодняшний урок-биографию прослушиванием фрагмента заупокойной службы — отпеванием.
Отпевание – обряд христианский. Для тех, кто хоронит близких, соблюсти его — значит выразить свою любовь и память.
Отпевание приносит пользу душе умершего человека и тем, кто молится о нём. В России так уж повелось, что в этом христианском обряде проявляется память живых, которая не умирает со смертью человека. Погиб ли, умер ли человек, память о нем хранят его близкие, родственники, совершаются специальные поминовения в церкви и читаются особые молитвы об усопших.
В Евангелии от Луки встречаются такие слова: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».
«Отпевание» – народное название, которое было дано этому богослужению потому, что большая часть молитв в нем поется.
Давайте послушаем фрагмент молитвы по умершим и просто помолчим.
Прослушивание фрагмента заупокойной службы.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
- О чем говорили на уроке? Чему научились? Что было интересного на уроке?
- О разных жанрах народных песен, их характере. Народные песни как бы рисуют музыкальные образы в опере М. Глинки «Иван Сусанин».
- Учили русские народные песни: колыбельную, трудовую (игровую, обрядовую).
Выставление оценок.
Домашнее задание: Повторять, выразительно исполнять народные песни.
2. Итог
Сегодня с помощью различных жанров народной песни мы познакомились с жизнью обычных, простых людей на Руси. А на примере народного свадебного обряда Михаил Иванович Глинка сегодня нам понятно «показал» разницу между жизнью и искусством: именно вот так жизненное и становится художественным.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-mamu-dlya-detej-50-luchshix.html
https://www.magichild.ru/St/st.shtml
http://folk.spbu.ru/Reader/lectures.php?rubr=Reader-lectures
https://pesniclub.com/
https://svadbavo.ru/journal/cat-poleznye-sovety/
http://школа311.рф/index.php/uchebnye-predmety/music/chernysh/78-2012-01-20-11-54-25
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.