МБОУ «Средняя школа № 34 г. Макеевки»
Конспект урока музыки в 4 классе по теме:
«МУЗЫКА ПОЛЬСКОГО НАРОДА»
Учитель
музыкального искусства
МОШ I-III ступеней № 34
Чигрина В. В.
Тема урока: «Музыка польского народа».
Из малого облака бывает большой дождь.
Польская пословица
Цель урока: знакомство с музыкальными традициями польского народа.
Задачи урока:
1. Практическая: развить интерес к изучению музыкальной культуры разных народов – на примере польской музыки.
2. Развивающая: создать условия для развития интереса и любви к музыке.
3. Воспитательная: обеспечить условия для воспитания уважения к музыкальному наследию.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формируемые УУД: умение объяснять понятия мазурка, полонез, краковяк, материал о композиторе, развитие хорошего художественного вкуса, высказывание своего отношения к музыке, умение делать анализ музыкального произведения.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, видео и аудио - фрагменты, раздаточный материал
Межпредметные связи: изобразительное искусство, ритмика, литературное чтение, история, география.
Ход урока.
Организационный момент.
Урок сопровождается презентацией.
Музыкальное приветствие. Песня « Здравствуйте!»
- Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по – зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшебница Музыка!
- У некоторых из вас я вижу тревогу в глазах. Чтобы она исчезла, проведем разминку “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!
1. Самоопределение к учебной деятельности
(на экране видео летящего самолета)
- Как вы считаете, с чем связано такое начало урока? (с полетом, с путешествием).
- Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие на самолете.
- Перед Вами лежат маршрутные листы. На них нанесены все наши остановки. Следите за тем, чтобы мы не сбились с курса, записывайте все незнакомые термины и слова, которые узнали.
- Кто уже летал? Что нам нужно сделать вначале?
- Первый ряд – вы мотор ( дети изображают мотор руками и звуком ррр)
- Второй ряд – турбины. Турбины гудят – ууууууууу.
- Третий ряд – ветер. Он шумит за окном иллюминатора – шшшш.
- А теперь по очереди – взлетаем.
- А куда же мы летим? Чтобы узнать – вам нужно отгадать загадки. Первые буквы отгаданных слов лежат на столе. Из них мы составим слово. Получится название страны. Готовы. Начинаем (дети отгадывают загадки, берут букву и выстраиваются с ней перед классом).
1. Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — ... (песня)
2. Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
3.За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких... (ложках)
4.Звуки бывают музыкальные и шумовые
5.Зовут его красиво, звонко, но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки. Наш инструмент зовётся…Арфа
- Мы с вами совершили посадку в Варшаве. Это столица Польши (карта)
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез.
- А как вы думаете, зачем мы сюда прилетели? (чтобы познакомиться с культурой, музыкой, танцами, историей, песнями)
- Совершенно верно. Тема нашего урока – « Музыка польского народа». Мы должны подтвердить или опровергнуть выражение “Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ”. Для этого мы и отправимся в наше музыкальное путешествие. За каждый правильный ответ вы будете получать картинку с изображением флага Польши. Кто соберет больше всех флагов, тот получит звание «Лучший музыкальный путешественник»
-Путешествуя по странам, мы знакомимся с культурой, традициями, музыкой разных народов. А чтобы путешествовать было легче и веселей, люди учат слова приветствия.
-На русском языке мы говорим: ПРИВЕТ!
- Как будет привет по-французски?
Ответы обучающихся: БОНЖУР.
- Как будет привет по-английски?
Ответы обучающихся: ХЕЛЛОУ.
- Как будет привет немецкий?
Ответы обучающихся: ГУТЕН-ТАГ.
- А польский привет звучит так: ЧЭШЧЬ
3. Этап построения проекта и выхода из затруднения
- Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара? (да, это язык музыки).
- Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу Землю? (у каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, в общем, своя музыкальная культура).
4. Этап реализации построенного проекта (слайды с музыкальными инструментами Польши).
- Польская музыкальная культура – одна из древнейших славянских музыкальных культур. Среди старинных народных инструментов можно назвать струнные смычковые – скрипки, генсле, мазанки, марины; духовые – лигавы, басуны, дуды(волынки); ударные деревянные «клекотки» (трещотки), большой и малый бубны. Инструментальная музыка получила широкое распространение в народном быту. Странствующие народные музыканты и инструментальные ансамбли в средние века были постоянными участниками деревенских празднеств и гуляний. И нам с вами уже пора отправляться дальше. Нас пригласили на один деревенский праздник в Мазовию (карта).
- А так как мы с вами отправляемся в путешествие музыкальное, то и в дорогу будем собираться по - музыкальному. Послушайте, как мы это будем делать. Я начну, а вы продолжайте (звучит попевка).
Ду-ду-ду – мы возьмём с собой еду,
Ды-ды-ды – нужно нам с собой воды,
Он-он-он – подъезжает вагон,
Миг-миг-миг – мы уедем через миг,
Ют-ют-ют – вот посадку объявляют и детишек провожают.
- Вот мы с вами и приехали. Давайте посмотрим, куда же мы попали (видео «мазурка»).
- Что вы увидели, что происходит? (увидели танец, праздник)
- Опишите танец, какой он? (ответы детей).
- Это – мазурка. Запишите название в свои маршрутные листы.
- Мазурка роилась в Мазовии. Этот народный танец под задорные наигрыши скрипок. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. Мазурка – это соревнование в ловкости и изобретательности танцующих. Возглавляет и направляет пляску гетман – главный распорядитель танцев. Постепенно мазурка распространилась по всей Европе и превратилась в бальный танец. Она завершала балы.
- Послушайте, как А. С. Пушкин писал о мазурке:
Мазурка
раздалась. Бывало,
Когда гремел
мазурки гром,
В огромной зале
все дрожало,
Паркет трещал под
каблуком,
Тряслися,
дребезжали рамы…
- У мазурки очень необычный ритм. Ударение делается не на первую, сильную долю, а на третью, слабую. Попробуйте прохлопать ритм мазурки (прохлопывание ритма мазурки).
- Давайте попробуем прохлопать ритм мазурки под музыку (Ф. Шопен, мазурка № 47, одна половина класса отстукивает трехдольный размер, вторая половина - ритм мазурки).
- Это была совсем другая музыка. Какая она была? (ответы детей)
- Это лирическая мазурка. Под нее не танцуют. Ее – слушают. Попробуйте выбрать картину, которая передает характер музыки (дети выбирают картину, из предложенных на слайде, аргументируют свой ответ).
- Автор этой красивейшей мелодии – польский композитор – Фредерик Шопен. Он написал около 60 совершенно разных, но потрясающе красивых мазурок, которые называл польским словом «образки» - картинки.
- Эта мазурка, как легкое дуновение ветерка, перенесла нас в небольшой городок Желязова Воля. Это родина Фредерика Шопена.
- Заполняем маршрутный лист. Музыка окружала его с самого детства. Отец играл на скрипке и флейте, а мать хорошо пела и немного играла на рояле. С младенчеством композитора связан один курьёзный факт: услышав любую музыку не умевший ещё говорить Фредерик, начинал громко и безутешно плакать! Его родители какое-то время были уверены, что их сын не выносит музыку, но со временем их опасения прошли.
-Шопен с детства любил музыку и свое первое произведение написал в 7 лет. Окружающие называли мальчика «музыкальным гением». Любимым инструментом композитора был рояль. Шопена называли «королем фортепиано». И все было бы неплохо, но в 19 лет он сильно заболевает. Его одолевает невыносимый кашель. Врачи дают ему всего год жизни. А он поживает еще 20 лет. Врачи ошиблись? В чем секрет?
-А секрет в том, что когда он играл или сочинял – то не кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнены дыханием, что кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи.
-Когда он все-таки умирает, а происходит это в Париже, его сердце по завещанию перевозят на Родину и хоронят в соборе. Тысячи поляков приходили поклониться выдающемуся композитору и пианисту. Шопен – гордость Польши.
-Когда началась Великая Отечественная война, немецкие захватчики решили уничтожить собор, в котором покоится сердце Шопена. Польские партизаны, узнав об этом, ночью, тайно пробираются в собор, забирают сосуд с сердцем и прячут в окрестном лесу до самого окончания войны. После войны собор восстановили, и сосуд с сердцем Ф. Шопена вернули на место.
- Самым первым произведением, которое сочинил маленький Фредерик был полонез. Полонез переводится на русский язык как «польский». В старину полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами – польскими рыцарями, затем рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем - шествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом. Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Фредерик Шопен сочинил 16 полонезов. В них он воспел героическую историю своей страны.
- Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена – полонез Ля мажор. Этот полонез стал музыкальным символом Польши.
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
- Сейчас мы послушаем это героический полонез, но вначале вы объединитесь в группы и каждая группа с помощью кубика получит задание, на которое даст ответ после прослушивание музыки (методический прием «Кубик», слушание музыки)
- А сейчас я хочу услышать ответы на вопросы, которые вам задал кубик (ответы детей)
- Рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны, когда Красная армия освобождала Варшаву, одним из первых было захвачено здание радиоцентра. И тогда на весь город по радио стали исполнять этот величественный полонез Шопена. Под музыку шел бой за столицу, подарившую миру великого гения - Фредерика Шопена.
- Полонез – это танец в трехдольном размере с приседанием на первую долю.
- Кто попробует отхлопать ритм полонеза.
- Шагать в ритме полонеза совсем не сложно. Давайте попробуем (дети шагают в ритме полонеза).
6. Этап самостоятельной работы. Физкультминутка.
- А сейчас давайте представим, что мы попали на бал, который открывает полонез. У дам в руках веера (девочки берут веера), у кавалеров руки за спиной.
- Итак, господа, полонез (ученики шагают под музыку в ритме полонеза, приглашенные ученики танцуют полонез в центре класса).
- Скажите, а что объединяет эти два, на первый взгляд, разных танца? (оба бальные, вначале были народными, трехдольный размер).
- Молодцы. Не будем задерживаться на балу, там бывает очень душно. Давайте погуляем по окрестностям. Они здесь очень живописные.
7. Этап решения заданий творческого уровня
- Ой, куда же это мы с вами пришли? (в лес, на полянку).
Много разных звуков окружает нас,
Даже если тихо, кажется сейчас.
Ранним, ранним утром всюду тишина,
Но её послушай, звуками полна.
Методический прием «Войдем в картину» (озвучивание картины, представленной на слайде).
Вокально-хоровая работа.
- Посмотрите, как много цветов. Они, наверное, очень вкусно пахнут. Давайте понюхаем эти цветочки. (Упражнение на дыхание «Нюхаем цветок», сначала без музыки, затем выдыхаем на определенный звук).
- В лесах Польши живет очень много разных птиц и животных.
- Кто это? (филин)
Дети исполняют распевку «Филин» по методике Д. Огородного.
- Посмотрите на картинку. Кого вы видите? (видео «Кукушка»)
- Как называется эта птица?
- Кукушка очень интересная и полезная птица. Она поедает таких вредных насекомых, которых боятся другие птицы.
- Послушайте польскую народную песня «Кукушка», определите ее характер и содержание (исполнение песни учителем, беседа о прослушанной песне).
- Попробуйте подобрать слова из песни к картинкам (дети подбирают слова к картинкам на слайдах).
Разучивание песни (прием « Про себя», прием «Эхо» с пластическим интонированием, пение по цепочке с прохлопыванием).
- Что-то мы с вами загулялись. Пора возвращаться домой. На чем будем добираться? (на самолете)
- Тогда полетели.
- Первый ряд – вы мотор ( дети изображают мотор руками и звуком ррр)
- Второй ряд – турбины. Турбины гудят – ууууууууу.
- Третий ряд – ветер. Он шумит за окном иллюминатора – шшшш.
- Приземляемся. Все долетели? Никого не забыли? Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите в маршрутные листы. Мы везде побывали, ничего не пропустили?
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Отлично. А что же мы расскажем нашим родителям и друзьям? Давайте вспомним, где же мы побывали и что нового узнали. Я вам предлагаю сыграть в старинную народную игру «Домино».
-У вас на партах лежат конверты с фразами, которые перепутались. Вам нужно соединить начало и окончание фразы. Работаем по группам (дети зачитывают получившиеся фразы).
- Молодцы. А теперь поднимите вверх все ваши заработанные картинки-флаги.
- У всех разное количество, но все вы большие молодцы. Вы все достойны звания «Лучший музыкальный путешественник». Диплом получает весь класс (вручается диплом).
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети рисуют на своих нотных станах. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
- Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыка разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка доступна и понятна, здесь переводчики не нужны. Музыка всех сближает, так что мы можем сказать, что между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара.
“Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной”.
Исполнение песни «Дети земли»».
Выход из класса.
Список использованной литературы
1. Огороднов, Д. E. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. / Д. Е. Огороднов — Изд. 3-е. — Киев: «Музична Украйина», 1989. — 164 с.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шопен,_Фредерик
3. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-muzyke-dlja-detei.html
4. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Издательский дом: Астрель, АСТ. |
Год издания: 2004 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.