Конспект урока музыки по теме: " Музыка польского народа"
Оценка 4.8

Конспект урока музыки по теме: " Музыка польского народа"

Оценка 4.8
docx
29.09.2021
Конспект урока музыки по теме: " Музыка польского народа"
Конспект урока.docx

МБОУ «Средняя школа № 34 г. Макеевки»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока музыки в 4 классе по теме:

«МУЗЫКА ПОЛЬСКОГО НАРОДА»

 

                                               Учитель

музыкального искусства

МОШ I-III ступеней № 34

Чигрина В. В.

 

http://mognovse.ru/mogno/937/936037/936037_html_67390859.jpg
http://novostipmr.com/sites/default/files/field/image/201602/3cd8d9e66fde5cb1f234ea97c9226566fa5d1c07.jpg
 

 

 

 

 

 


Тема урока: «Музыка  польского народа».

Из малого облака бывает большой дождь.

Польская пословица

 

Цель урока: знакомство с музыкальными традициями польского народа.

 Задачи урока: 

1.                 Практическая: развить интерес к изучению музыкальной культуры разных народов – на примере польской музыки.

2.                 Развивающая: создать условия для развития интереса и любви к музыке.

3.                 Воспитательная: обеспечить условия для воспитания уважения к музыкальному наследию.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формируемые УУД: умение объяснять понятия мазурка, полонез, краковяк, материал о композиторе, развитие хорошего художественного вкуса, высказывание своего отношения к музыке, умение делать анализ музыкального произведения.

Оборудование: интерактивная доска,  проектор, компьютер, презентация, видео и аудио - фрагменты, раздаточный материал

Межпредметные связи: изобразительное искусство, ритмика, литературное чтение, история, география.

Ход урока.

Организационный момент.

Урок сопровождается презентацией.

Музыкальное приветствие. Песня « Здравствуйте!»

- Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном                                   по – зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшебница Музыка!

  - У некоторых из вас я вижу тревогу в глазах. Чтобы она исчезла, проведем разминку “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!

1. Самоопределение к учебной деятельности

(на экране видео летящего самолета)

- Как вы считаете, с чем связано такое начало урока?  (с полетом, с путешествием).

- Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие на самолете.

- Перед Вами лежат маршрутные листы. На них нанесены все наши остановки. Следите за тем, чтобы мы не сбились с курса, записывайте все незнакомые термины и слова, которые узнали.

- Кто уже летал? Что нам нужно сделать вначале?

- Первый ряд – вы мотор ( дети изображают мотор руками и звуком ррр)

- Второй ряд – турбины. Турбины гудят – ууууууууу.

- Третий ряд – ветер. Он шумит за окном иллюминатора – шшшш.

- А теперь по очереди – взлетаем.

- А куда же мы летим?  Чтобы узнать – вам нужно отгадать загадки. Первые буквы отгаданных слов лежат на столе. Из них мы составим слово.  Получится название страны. Готовы. Начинаем (дети отгадывают загадки, берут букву и выстраиваются с ней перед классом).

 

 

1. Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

2. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

3.За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких... (ложках)

4.Звуки бывают музыкальные и шумовые

5.Зовут его красиво, звонко, но не Татьяна и не Марфа.

А звуки нежны, струны тонки. Наш инструмент зовётся…Арфа

-  Мы с вами совершили посадку в Варшаве. Это столица Польши (карта)

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез.

- А как вы думаете, зачем мы сюда прилетели? (чтобы познакомиться с культурой, музыкой, танцами, историей,  песнями)

- Совершенно верно. Тема нашего урока – « Музыка польского народа». Мы должны подтвердить или опровергнуть выражение  “Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ”. Для этого мы и отправимся в наше музыкальное путешествие. За каждый правильный ответ вы будете получать картинку с изображением флага Польши. Кто соберет больше всех флагов, тот получит звание «Лучший музыкальный путешественник»

-Путешествуя по странам, мы знакомимся с культурой, традициями, музыкой разных народов. А чтобы путешествовать было легче и веселей, люди учат слова приветствия.

-На русском языке мы говорим: ПРИВЕТ!

- Как будет привет по-французски?

Ответы обучающихся: БОНЖУР.

- Как будет привет по-английски?

Ответы обучающихся: ХЕЛЛОУ.

- Как будет привет немецкий?

Ответы обучающихся: ГУТЕН-ТАГ.

- А польский привет звучит так: ЧЭШЧЬ

 

3. Этап построения проекта и выхода из затруднения

- Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара? (да, это язык музыки).

- Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу Землю? (у каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, в общем, своя музыкальная культура).

4. Этап реализации построенного проекта (слайды с музыкальными инструментами Польши).

- Польская музыкальная культура – одна из древнейших славянских музыкальных культур. Среди старинных народных инструментов можно назвать струнные смычковые – скрипки, генсле, мазанки, марины; духовые – лигавы, басуны, дуды(волынки); ударные деревянные «клекотки» (трещотки), большой и малый бубны. Инструментальная музыка получила широкое распространение в народном быту. Странствующие народные музыканты и инструментальные ансамбли в средние века были постоянными участниками деревенских празднеств и гуляний. И нам с вами уже пора отправляться дальше. Нас пригласили на один деревенский праздник в Мазовию (карта).

- А  так  как  мы  с  вами  отправляемся  в  путешествие  музыкальное, то  и  в  дорогу  будем  собираться  по - музыкальному. Послушайте,  как  мы  это  будем  делать. Я начну, а вы продолжайте (звучит  попевка).

Ду-ду-ду – мы  возьмём  с  собой  еду,

Ды-ды-ды – нужно  нам  с  собой  воды,

Он-он-он – подъезжает  вагон,

Миг-миг-миг – мы  уедем  через  миг,

Ют-ют-ют – вот  посадку  объявляют  и  детишек  провожают.

- Вот мы с вами и приехали. Давайте посмотрим, куда же мы попали (видео «мазурка»).

- Что вы увидели, что происходит?  (увидели танец, праздник)

- Опишите танец, какой он? (ответы детей).

- Это – мазурка. Запишите название в свои маршрутные листы.

- Мазурка роилась в Мазовии. Этот народный танец под задорные наигрыши скрипок. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. Мазурка – это соревнование в ловкости и изобретательности танцующих. Возглавляет и направляет пляску гетман – главный распорядитель танцев. Постепенно мазурка распространилась по всей Европе и превратилась в бальный танец. Она завершала балы.  

- Послушайте, как  А. С. Пушкин  писал о мазурке:  

                Мазурка раздалась. Бывало,
                                   Когда гремел мазурки гром,
                                   В огромной зале все дрожало,
                                   Паркет трещал под каблуком,
                                   Тряслися, дребезжали рамы…

- У мазурки очень необычный ритм. Ударение делается не на первую, сильную долю, а на третью, слабую. Попробуйте прохлопать ритм мазурки (прохлопывание ритма мазурки).

http://festival.1september.ru/articles/623985/f_clip_image004.jpg
 

 

 


- Давайте попробуем прохлопать ритм мазурки под музыку (Ф. Шопен, мазурка № 47, одна половина класса отстукивает трехдольный размер, вторая половина -  ритм мазурки).

- Это была совсем другая музыка. Какая она была? (ответы детей)

- Это лирическая  мазурка. Под нее не танцуют. Ее – слушают. Попробуйте выбрать картину, которая передает характер музыки (дети выбирают картину, из предложенных на слайде, аргументируют свой ответ).

- Автор этой красивейшей мелодии – польский композитор – Фредерик Шопен. Он написал около 60 совершенно разных, но потрясающе красивых мазурок, которые называл польским словом «образки» - картинки.

- Эта мазурка, как легкое дуновение ветерка, перенесла нас в небольшой городок Желязова Воля. Это родина Фредерика Шопена.

- Заполняем маршрутный лист. Музыка окружала его с самого детства. Отец играл на скрипке и флейте, а мать хорошо пела и немного играла на рояле. С младенчеством композитора связан один курьёзный факт: услышав любую музыку не умевший ещё говорить Фредерик, начинал громко и безутешно плакать! Его родители какое-то время были уверены, что их сын не выносит музыку, но со временем их опасения прошли.

-Шопен с детства любил музыку и свое первое произведение написал в 7 лет. Окружающие называли мальчика «музыкальным гением». Любимым инструментом композитора был рояль. Шопена называли «королем фортепиано». И все было бы неплохо, но в 19 лет он сильно заболевает. Его одолевает невыносимый кашель. Врачи дают ему всего год жизни. А он поживает еще 20 лет. Врачи ошиблись? В чем секрет?

-А секрет в том, что когда он играл или сочинял – то не кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнены дыханием, что кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи.

-Когда он все-таки умирает, а происходит это в Париже, его сердце по завещанию перевозят на Родину и хоронят в соборе. Тысячи поляков приходили поклониться выдающемуся композитору и пианисту. Шопен – гордость Польши.

-Когда началась Великая Отечественная война, немецкие захватчики решили уничтожить собор, в котором покоится сердце Шопена. Польские партизаны, узнав об этом, ночью, тайно пробираются в собор, забирают сосуд с сердцем и прячут в окрестном лесу до самого окончания войны. После войны собор восстановили,  и сосуд с сердцем Ф. Шопена вернули на место.

- Самым первым произведением, которое сочинил маленький Фредерик был полонез. Полонез переводится на русский язык как «польский». В старину полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами – польскими рыцарями, затем рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем - шествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом. Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Фредерик Шопен сочинил 16 полонезов. В них он  воспел героическую историю своей страны.

- Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена – полонез Ля мажор. Этот полонез стал музыкальным символом Польши.

5. Этап первичного закрепления с  проговариванием во внешней речи.

- Сейчас мы послушаем это героический полонез, но вначале вы объединитесь в группы и каждая группа  с помощью кубика получит задание, на которое даст ответ после прослушивание музыки  (методический прием «Кубик», слушание музыки)

- А сейчас я хочу услышать ответы на вопросы, которые вам задал кубик (ответы детей)

- Рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны, когда Красная армия освобождала Варшаву, одним из первых было захвачено здание радиоцентра. И тогда на весь город по радио стали исполнять этот величественный полонез Шопена. Под музыку шел бой за столицу, подарившую миру великого гения - Фредерика Шопена.

- Полонез – это танец в трехдольном размере с приседанием на первую долю.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e6/Bolero-rhythm.jpg- Кто попробует отхлопать ритм полонеза.

 

- Шагать в ритме полонеза совсем не сложно. Давайте попробуем (дети шагают в ритме полонеза).

6. Этап самостоятельной работы. Физкультминутка.

- А сейчас давайте представим, что мы попали на бал, который открывает полонез. У дам в руках веера (девочки берут веера), у кавалеров руки за спиной.

- Итак, господа, полонез (ученики шагают под музыку в ритме полонеза, приглашенные ученики танцуют полонез в центре класса).

- Скажите, а что объединяет эти два, на первый взгляд, разных танца? (оба бальные, вначале были народными, трехдольный размер).

- Молодцы. Не будем задерживаться на балу, там бывает очень душно. Давайте погуляем по окрестностям. Они здесь очень живописные.

7. Этап решения заданий творческого уровня

- Ой, куда же это мы с вами пришли? (в лес, на полянку).

Много разных звуков окружает нас,

Даже если тихо,  кажется сейчас.

Ранним, ранним утром всюду тишина,

Но её послушай,  звуками полна.

Методический прием «Войдем в картину» (озвучивание картины, представленной на слайде).

Вокально-хоровая работа.

- Посмотрите, как много цветов. Они, наверное, очень вкусно пахнут. Давайте понюхаем эти цветочки. (Упражнение на дыхание «Нюхаем цветок», сначала без музыки, затем выдыхаем на определенный звук).

-  В лесах Польши живет очень много разных птиц и животных.

- Кто это? (филин)

Дети исполняют распевку «Филин»  по методике Д. Огородного.

- Посмотрите на картинку. Кого вы видите? (видео «Кукушка»)

- Как называется эта птица?

- Кукушка очень интересная и полезная птица. Она поедает таких вредных насекомых, которых боятся другие птицы.

- Послушайте польскую народную песня «Кукушка», определите ее характер и содержание (исполнение песни учителем, беседа о прослушанной песне).

- Попробуйте подобрать слова из песни к картинкам (дети подбирают слова к картинкам на слайдах).

Разучивание песни (прием « Про себя», прием «Эхо» с пластическим интонированием, пение по цепочке с прохлопыванием).

- Что-то мы с вами загулялись. Пора возвращаться домой. На чем будем добираться? (на самолете)

- Тогда полетели.

- Первый ряд – вы мотор ( дети изображают мотор руками и звуком ррр)

- Второй ряд – турбины. Турбины гудят – ууууууууу.

- Третий ряд – ветер. Он шумит за окном иллюминатора – шшшш.

- Приземляемся. Все долетели? Никого не забыли? Наше путешествие подходит  к концу. Посмотрите в маршрутные листы. Мы везде побывали, ничего не пропустили?

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Отлично. А что же мы расскажем нашим родителям и друзьям? Давайте вспомним, где же мы побывали и что нового узнали. Я вам предлагаю сыграть в старинную народную игру «Домино».

-У вас на партах лежат конверты с фразами, которые перепутались. Вам нужно соединить начало и окончание фразы. Работаем по группам (дети зачитывают получившиеся фразы).

- Молодцы.  А теперь поднимите вверх все ваши заработанные картинки-флаги.

- У всех разное количество, но все вы большие молодцы.  Вы все достойны звания «Лучший музыкальный путешественник». Диплом получает весь класс (вручается диплом).

По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети рисуют  на своих нотных станах. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).

 - Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыка разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка доступна и понятна, здесь переводчики не нужны. Музыка всех сближает, так что мы можем сказать, что между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара.

“Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной”.

Исполнение песни «Дети земли»».

Выход из класса.

 

 

Список использованной литературы

1.     Огороднов, Д. E. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. / Д. Е. Огороднов — Изд. 3-е. — Киев: «Музична Украйина», 1989. — 164 с.

2.     https://ru.wikipedia.org/wiki/Шопен,_Фредерик

3.     http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-muzyke-dlja-detei.html

4.     Пушкин А. С.  Евгений Онегин.  Издательский дом: Астрель, АСТ.

Год издания: 2004

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Средняя школа № 34 г. Макеевки»

МБОУ «Средняя школа № 34 г. Макеевки»

Тема урока: «Музыка польского народа»

Тема урока: «Музыка польского народа»

Если текст соединить с мелодией

Если текст соединить с мелодией

Этап реализации построенного проекта (слайды с музыкальными инструментами

Этап реализации построенного проекта (слайды с музыкальными инструментами

Заполняем маршрутный лист. Музыка окружала его с самого детства

Заполняем маршрутный лист. Музыка окружала его с самого детства

Итак, господа, полонез (ученики шагают под музыку в ритме полонеза, приглашенные ученики танцуют полонез в центре класса)

Итак, господа, полонез (ученики шагают под музыку в ритме полонеза, приглашенные ученики танцуют полонез в центре класса)

В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное)

В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021