Тема: «Сочини мелодию»
Дата: 18.10.2022г.
Класс: 1 «А»
Учитель: Саклакова Нина Максимовна.
Тип урока: комбинированный.
Цель: создать условия для
проявления обучающимися интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Задачи: 1)
образовательные:
- познакомить обучающихся с понятием «ритмический рисунок», «музыкальные звуки», «мелодия», «интонация»;
- прочитать стихотворение «Осень листья рассылает» на стр.18 учебника «Музыка» 1 класс;
- к словам стихотворения «Осень листья рассылает» на стр.18 учебника «Музыка» 1 класс сочинить мелодию;
- спеть мелодию со словами (песенку) «Осень листья рассылает» на стр.18 учебника «Музыка» 1 класс;
- сочинить аккомпанемент на детских инструментах (металлофон, бубен, треугольник, ложки) к песенке «Осень листья рассылает»;
- спеть песенку «Осень листья рассылает» под аккомпанемент, сочиненный на детских инструментах;
- прочитать стихотворение на стр.19 учебника «Музыка» 1 класс «Дождь идет»;
- произнести с разной интонацией слова «Дождь идет»;
- спеть с разным настроением слова «Дождь идет»;
- изобразить звуки дождя легким постукиванием карандаша при помощи ритмического рисунка (два коротких и длинный: см. стр.19 учебника «Музыка» 1 класс);
- напеть песенку «Дождь идет» от лица персонажей знакомых сказок или мультфильмов.
2) развивающие:
- развивать способность к выявлению настроения и чувств человека, выраженных в музыке;
- развивать умение применять речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развивать умение планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, умение понимать их успешность или неуспешность (причины), умение корректировать свои действия;
3) воспитательные:
- способствовать приобретению обучающимися начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивной самооценке своих музыкально-творческих возможностей.
Оборудование: учебник музыки, карандаш, электронная презентация
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята! -Меня зовут Юлия Александровна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и мы с хорошим настроением начнём наше занятие. А сейчас сядьте все прямо, и мы начнем работать. Садитесь. -Ребята, перед началом нашей работы я напомню вам правила посадки: сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, стул подвинуть к столу так, чтобы между туловищем и столом проходил кулак, ноги держим прямо, стопы на полу, руки на столе лежат свободно -Теперь, когда мы сидим с вами правильно давайте посмотрим всё ли готово у нас к уроку? У всех есть учебники музыки? У всех всё готово? Тогда мы начинаем |
Приветствие. Настрой на активную и продуктивную работу. Проверяют правило посадки и наличие необходимых инструментов на урок. -Да |
2. Актуализация знаний
|
-Ребята, а давайте вспомним, о какой поре года вы говорили на прошлом уроке? -Правильно, об осени. -В каком образе пришла к вам Муза? -Верно. Молодцы. В образе осени. -А еще, на прошлом уроке вы познакомились с музыкальными настроениями. -Как называется грустное настроение в музыке? -Молодцы. Минор. -А веселое и радостное музыкальное настроение? -Замечательно! Мажор. -А на какие группы мы можем разделить звуки? (Если учащиеся затрудняются, привести пример: чем отличается звуки дождя и звук, который извлекает пианино?) -А что же мы называем мелодией? Да, и мелодия состоит только из музыкальных звуков |
Отвечают на вопросы учителя, включатся в работу. Об осени. В образе осени. Минор. Мажор Музыкальные и шумовые звуки Мелодия –это то, что мы можем пропеть. |
3. Постановка цели, определение урока |
-Ребята, напомните мне, пожалуйста, кто такой композитор? -А как вы думаете, что нужно этому человеку, чтобы написать хотя бы коротенькую песню? -Верно. -Ребята, а кто уже догадался, что мы сегодня будем делать на уроке? Чему учиться? -Да, ребята, мы сегодня будем сочинять мелодию -А кто может сформулировать, как будет звучать тема нашего урока? -А какую мы поставим цель урока? Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? -Да, верно. |
Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока и её цель. Это человек, который сочиняет музыку. Текст (стих) и музыкальный инструмент (мелодия) Сочини мелодию Узнать, как сочинять мелодию, научиться ее сочинять |
4. Открытие новых знаний
|
-Ребята, на нашем уроке вы сами побудите композиторами, и сочините свою мелодию -Откройте учебник на странице 18 Послушайте стихотворение А. Барто -Ребята, а кто может произнести фразу: «Не простые, золотые Я листы листаю» - неторопливо? -А теперь давай произнесем её радостно -Негромко, задумчиво, и т. д. по учебнику -Ребята, а вы заметили, что одна и та же фраза звучала по-разному? -Это всё потому, что мы её произносили с разной интонацией. Интонация- выражение чувств и настроений посредством звуков (чтение или напев) Кто попробует придумать мелодию? (можно по строчке)
|
Внимательно слушают, делают выводы. Работают с учебником. Отвечают на вопросы учителя. Произносят фразу с разной интонацией.
Да
|
5. Физкультминутка. |
Видеофрагмент |
Дети выполняют физические упражнения |
6. Открытие новых знаний продолжение
|
-Ребята, мы с вами говорили о том, что звуки бывают музыкальные и немузыкальные и шумовые. Давайте послушаем один из шумовых звуков -Что за звук вы услышали? -Да, верно, это звук дождя. -А давайте изобразим звуки дождя лёгким постукиванием карандаша. Возьмите в руки карандашики или ручки. Как мы будем слышать звуки дождя, если дождь идет сильный -Да, верно звуков будет много, но они будут короткие. А если несильный? -Да, звуки будут длинные -Послушайте, как чередуются два коротких звука и длинный (Учитель демонстрирует, а потом дети повторяют) -Это ритмический рисунок, музыка дождя. Ритмический рисунок - последовательность длительностей звуков -Давайте откроем учебник на странице 19 -А вот как об осеннем дождике написала поэтесса Н. Михайлова. Слушайте внимательно -Какие слова повторяются? -А теперь произнесем с разным настроением «Дождь идёт» -Уныло, с юмором, сердито и т.д. (по учебнику) -Молодцы, ребята! |
Создают ритмический рисунок. Внимательно слушают, делают выводы. Работают с учебником. Отвечают на вопросы учителя. Произносят фразу с разной интонацией. Дождь Звуки будут короткие Звуки будут длинные Дождь идёт |
7. Поведение итога |
-Ребята, что мы сегодня делали на уроке музыки? -Кем мы были на уроке? (Композиторами, исполнителями, слушателями) Что же такое ритмический рисунок? Что такое мелодия? |
Подводят итоги урока совместно с учителем. Отвечают на итоговые вопросы урока. |
8. Рефлексия.
|
Ребята, вы сейчас будете оценивать свою деятельность на уроке. Те ребята, которым было всё понятно и всё получалось на уроке - похлопайте Если вам почти все было понятно постучите карандашом или ручкой по парте А если у вас остались вопросы и вам было трудно – положите руки на парту Большинству из вас всё было понятно и всё получалось… Вот и подошёл к концу наш урок, спасибо всем, кто активно работал сегодня! До свидания! До новых встреч! |
Анализируют и оценивают свою собственную деятельность |
Методист - ___________ (Антипова Н.В)
Оценка- _________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.