Конспект урока на тему. Биологическая природа человека. Расы человека. 8кл.
Задачи урока:
· Обучающая – познакомить учащихся с особенностями строения человека, провести параллель (общее и различия) в строении человека и животных.
· Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.
· Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: определить особенности строения человека, провести параллель (общее и различия) в строении человека и животных.
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.
Личностные: познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки.
Основные понятия урока: анатомия, физиология, гигиена, психология, медицина.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении вопросов о науках о человеке и их методах.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Для чего человеку нужно изучать свой организм?
2. Дайте определение понятию «Медицина».
3. Дайте определение понятию «Анатомия».
4. Дайте определение понятию «Физиология».
5. Дайте определение понятию «Гигиена».
6. Дайте определение понятию «Психология».
7. Назовите традиционные и современные методы исследования в анатомии.
8. Назовите традиционные и современные методы исследования в физиологии.
9. Какой вклад в развитие знаний о человеке внёс Гиппократ (К. Гален, Авиценна, У. Гарвей, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов)?
II. Изучение нового материала
Беседа учителя с учащимися о живых организмах:
1) Как называется наука, изучающая систему органического мира?
2) Какие систематические категории вам известны?
3) С кем из известных вам животных человек имеет наибольшее сходство? В чём оно проявляется?
Далее учитель рассказывает о месте человека в системе живых организмов. Учащиеся записывают схему:
Далее учитель рассказывает о сходстве человека с животными. Учащиеся записывают в первый столбик таблицы эти сходства, а затем они заполняют второй столбик таблицы, выполняя задание:
Самостоятельная работа:
• Прочитайте текст в учебнике «Отличия человека от животных» на стр. 11-12 и заполните таблицу:
Черты сходства с животными |
Черты различия человека от животных |
• Позвоночные: внутренний скелет, головной и спинной мозг, замкнутая кровеносная система, многослойная кожа; • Млекопитающие: волосатость, четырехкамерное сердце, артериальная и венозная кровь, альвеолярное строение лёгких, живорождение, питание детенышей молоком, постоянные зубы, развит головной мозг (кора больших полушарий); • Приматы: верхняя губа не приросла к дёснам, щеки для сосания, подвижные хватательные конечности (противопоставлен большой палец на руках), ногти вместо когтей, глазницы впереди, зрение объёмное и цветное |
• Мозг имеет большую массу относительно массы тела; • Мозговой отдел черепа больше лицевого; • Подковообразная нижняя челюсть; • Четыре изгиба позвоночника; • Мощная мускулатура и кости; • Длинные ноги; • Стопа в форме свода; • Подвижные пальцы рук. |
Затем учитель рассказывает о расах человека. Учащиеся записывают определения:
• Раса – исторически сложившаяся группа людей, отличающаяся от остальных некоторыми физическими и физиологическими признаками.
• Расовые особенности наследственны!
Далее учащиеся выполняют задание, знакомясь с особенностями разных рас:
Самостоятельная работа:
• Прочитайте текст в учебнике «Учимся распознавать характерные черты основных рас человека» на стр. 13 и заполните таблицу:
Расы человека |
Характерные черты |
Европеоиды |
Светлая кожа, прямы или волнистые русые волосы, голубые, зеленые или карие глаза; хорошо развитый волосяной покров на лице. |
Монголоиды |
Жёлтая или жёлто-коричневая кожа; тёмные, жесткие прямые волосы; уплощенное скуластое лицо; узкие раскосые глаза с эпикантусом; редкая растительность на лице и теле. |
Негроиды |
Курчавые темные волосы; широкий и плоский нос; карие или черные глаза; редкая растительность на лице и теле. |
Австралоиды |
Темнокожи; темные волнистые волосы; крупная голова; массивное лицо; широкий и плоский нос. |
II. Рефлексия
Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?
III. Домашнее задание
· § 2, учить записи в тетради, заполнить таблицу до конца.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.