Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"
Оценка 4.6

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—6 кл
03.01.2020
Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"
Цель урока: Познакомить с понятием «обращение»; обучать нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением. Тип урока: Урок объяснения нового материала. Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Ход урока. 1. Организационный момент. - Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа. - Мы продолжаем с вами изучение раздела «Синтаксис и пунктуация». 2. Актуализация знаний.Терминологический диктант. - Какие разделы науки о языке мы с вами изучаем? - Проверим, как вы знаете термины, связанные с данной темой. Для этого я предлагаю вам терминологический диктант. 1.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. 2.Вид предложения, которое состоит только из главных членов. 3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. 4.Вид предложения по цели высказывания, в котором рассказывается о чем-либо. 5.Главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто, что; обозначает предмет, выражается именем существительным, местоимением, сочетанием слов. 6.Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. 7. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. -Что особенно вызвало затруднение? (Записывают ответы. Проверяют ответы по эталону 1.Однородные члены 2.Нераспространенное 3.Дополнение 4.Повествовательное 5.Подлежащее 6. Пунктуация 7. ???) Поставьте себе оценку «5» - 6 верных ответов «4» - 5 верных ответа «3» - 4 верных ответа «2» - 2-3 верных ответа и меньше 3. Стадия вызова и целеполагание. Обращается к ученикам - Итак, мы выполнили терминологический диктант. Как вы думаете, почему при выставлении оценок мы не учитывали 7 термин? - Да, вы не знаете по – хорошему этого термина. И сейчас вы вспомните его и назовете. - Так что же это - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью? Послушайте внимательно стихотворение. Читает стихотворение Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можешь смело обратиться. При письме не забывай, Запятыми выделяй. (1) Прикрепляет на доску текст стихотворения - Кто же догадался, что это за термин? - Итак, записываем тему урока – Предложения с обращениями. - Так что же такое обращение? -Давайте определим цели нашего урока. У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? Находить обр Р- развивать ….Что будем развивать? речь О- объяснять …..Что будем объяснять? Зн преп К–контролировать …Что будем контролировать? Не проп зн преп 4. Стадия осмысления. - Работа с информационным текстом учебника. Прочитайте внимательно теоретический материал на стр. 98-99 - Скажите, а местоимения ты или вы будут обращением или нет? - «Местоимение не является обращением» - Ребята, расшифруйте запись. - Каковы условия выделения обращения в письменной речи? Первичное закрепление. 1. Найди обращения, расставь знаки препинания. Устно комментируют. 1. Соседушка я сыт по горло. 2. Друзья к чему весь этот шум? 3. Стой братцы стой! 4. Я братец сам виноват. 5. Защити отец родной! 6. Чего ты скулишь бедняжка? 7. Не шуми сосна. Не пыли дорога. 8. Ты не пой соловей под моим окном. 5. Физминутка.А сейчас немного отдохнем. Встаньте, ребята. Я читаю предложения с обращением, вы определяете, к какой схеме оно относится, и двигаетесь в нужном направлении. Определите жанр данного текста. Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи. Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи. (стихотворение) К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милый!» (басня) Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (сказка) Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. (рассказ, мультфильм) «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. (письмо) Обращение может употребляться в текстах художественных произведений и письмах.- Оцените, как вы провели физминутку. 6. Закрепление полученных знаний. Беседа.Ребята, от чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми) В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящегои, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми. Порой пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами. - А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.) Практикум. - Итак, ребята, мы поговорили о важности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие. Давайте проверим, умеем ли мы вежливо общаться с людьми. Постарайтесь использовать «слова вежливости». Можете выполнить это задание в паре или группой. Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать. И ситуации: 1.Попросите своих родителей о покупке … 2 .Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 4. Вы опоздали на урок. Попросите разрешения у учителя войти в класс. Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся. А теперь проверим, правильно ли расставлены знаки препинания. Составим схемы. 7. Применение знаний и умений в новой ситуации. - С чем можно спутать обращения? Сравним: Друзья посещают детскую библиотеку. Я вам, друзья, открою сказочный мир. (Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже). - А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения). 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений: 1) базовый уровень - упр. 214 (спишите, подчеркните обращения) 2) повышенный уровень - Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без обращения) Мама, пойдем в музей. Я люблю тебя, родная Русь моя! Ветер гоняет стаи туч. Друзья, к чему весь этот шум? Во поле березонька стояла. Наша Русь – могучая держава. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч! Петя, читай книгу!(11212211) Ответ на слайде. Самопроверка. Оценивание себя. 9. Включение в систему знаний и повторение - Просмотрите выполненные ранее упражнения , вспомните всё, о чём мы говорили и дополните предложения: Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому ______________________________. Обращение выражается именем _____________________ в _________________________ падеже. Обращение произносится со ___________________ интонацией. Обращение может состоять из _________слова, а может состоять из ___________ слов. Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________ и в _______________ предложения. На письме обращение выделяется ______________________. Местоимения ТЫ, ВЫ ______________________ обращениями Прочитайте. - А теперь заучим стихотворение об обращении Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) - Подходит к концу наш урок, давайте подытожим, что же вы можете сегодня положить в наш сундучок знаний. - Как вы оцените свою работу на уроке. Я знаю: Я умею: Напишите букву «Я» на лесенке успеха. Кто хочет высказаться? - Поставьте себе оценку за урок. 11. Домашнее задание (разноуровневое). 1. Всем: с. 98-101, п.42 2. Тест. 3. На выбор: На «3» - Любое упражнение в учебнике по теме урока. На «4» - Найти в сказках А. С. Пушкина или баснях И. А. Крылова примеры обращений.Записать небольшими отрывками. На «5» - Сочинить сказку об обращении.
ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ..docx

Тема: «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цель урока: Познакомить с понятием «обращение»; обучать нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. 

Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 

Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

 

Ход урока.

1.    Организационный момент.

- Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Мы продолжаем с вами изучение раздела «Синтаксис и пунктуация».

 

2. Актуализация знаний.Терминологический диктант.

- Какие разделы науки о языке мы с вами изучаем?

- Проверим, как вы знаете термины, связанные с данной темой.

Для этого я предлагаю вам терминологический диктант.

1.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

2.Вид предложения, которое состоит только из главных членов.

3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

4.Вид предложения по цели высказывания, в котором рассказывается о чем-либо.

5.Главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто, что; обозначает предмет, выражается именем существительным, местоимением, сочетанием слов.

6.Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

7. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

-Что особенно  вызвало затруднение?

(Записывают ответы. Проверяют ответы по эталону

1.Однородные члены

2.Нераспространенное

3.Дополнение

4.Повествовательное

5.Подлежащее

6. Пунктуация

7. ???)

Поставьте себе оценку

«5» - 6 верных ответов

«4» - 5 верных ответа

«3» - 4 верных ответа

«2» - 2-3 верных ответа и меньше

3. Стадия вызова и целеполагание. Обращается к ученикам

- Итак, мы выполнили терминологический диктант. Как вы думаете, почему при выставлении оценок мы не учитывали 7 термин?

 

- Да, вы не знаете по – хорошему этого термина. И сейчас вы вспомните его и назовете.

- Так что же это - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью? Послушайте внимательно стихотворение.

Читает стихотворение

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можешь смело обратиться.

При письме не забывай,

Запятыми выделяй. (1)

Прикрепляет на доску текст стихотворения

- Кто же догадался, что это за термин?

- Итак, записываем тему урока – Предложения с обращениями.

- Так что же такое обращение?

-Давайте определим цели нашего урока.

У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? Находить обр

Р- развивать ….Что будем развивать? речь

О- объяснять …..Что будем объяснять? Зн преп

К–контролировать …Что будем контролировать? Не проп зн преп

 

4. Стадия осмысления.

Работа с информационным текстом учебника. Прочитайте внимательно теоретический материал на стр. 98-99

- Скажите, а местоимения ты или вы будут обращением или нет?

- «Местоимение не является обращением»

- Ребята, расшифруйте запись.

- Каковы условия выделения обращения в письменной речи?

Первичное закрепление.

1.    Найди обращения, расставь знаки препинания. Устно комментируют.

1.    Соседушка я сыт по горло.

2.    Друзья к чему весь этот шум?

3.    Стой братцы стой!

4.    Я братец сам виноват.

5.    Защити отец родной!

6.    Чего ты скулишь бедняжка?

7.    Не шуми сосна. Не пыли дорога.

8.    Ты не пой соловей под моим окном.



5. Физминутка.А сейчас немного отдохнем. Встаньте, ребята. Я читаю предложения с обращением, вы определяете, к какой схеме оно относится, и двигаетесь в нужном направлении. Определите жанр данного текста.

Ветры, бури, ураганы,                  

Дуйте, что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи. (стихотворение)

 

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!» (басня)

 

Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (сказка)

 

Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. (рассказ, мультфильм)

 

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. (письмо)

Обращение может употребляться в текстах художественных произведений и письмах.- Оцените, как вы провели физминутку.

6. Закрепление полученных знаний.

Беседа.Ребята, от чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящегои, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.

Порой пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами.

- А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.)

Практикум.

- Итак, ребята, мы поговорили о важности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие. Давайте проверим, умеем ли мы вежливо общаться с людьми. Постарайтесь использовать «слова вежливости». Можете выполнить это задание в паре или группой.

Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать.

И ситуации: 1.Попросите своих родителей о покупке … 2 .Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 4. Вы опоздали на урок. Попросите разрешения у учителя войти в класс.

Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

А теперь проверим, правильно ли расставлены знаки препинания. Составим схемы.

 

7. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- С чем можно спутать обращения?

Сравним:

Друзья посещают детскую библиотеку.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

(Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже).

- А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения).



8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений:

1) базовый уровень - упр. 214 (спишите, подчеркните обращения)

2) повышенный уровень - Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без обращения)

Мама, пойдем в музей.

Я люблю тебя, родная Русь моя!

Ветер гоняет стаи туч.

Друзья, к чему весь этот шум?

Во поле березонька стояла.

Наша Русь – могучая держава.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

Петя, читай книгу!(11212211) Ответ на слайде. Самопроверка. Оценивание себя.

9. Включение в систему знаний и повторение

- Просмотрите выполненные ранее упражнения , вспомните всё, о чём мы говорили и дополните предложения:

Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому ______________________________.

Обращение выражается именем _____________________

в _________________________ падеже.

Обращение произносится со ___________________ интонацией.

Обращение может состоять из _________слова, а может состоять из ___________ слов.

Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________ и в _______________ предложения.

На письме обращение выделяется ______________________.

Местоимения ТЫ, ВЫ ______________________ обращениями

Прочитайте.

- А теперь заучим стихотворение об обращении

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

- Подходит к концу наш урок, давайте подытожим, что же вы можете сегодня положить в наш сундучок знаний.

- Как вы оцените свою работу на уроке.

Я знаю:

Я умею:

Напишите букву «Я» на лесенке успеха. Кто хочет высказаться?

- Поставьте себе оценку за урок.

11. Домашнее задание (разноуровневое).

1.    Всем: с. 98-101, п.42

2.    Тест.

3.    На выбор:

На «3» - Любое упражнение в учебнике по теме урока.

На «4» - Найти в сказках А. С. Пушкина или баснях И. А. Крылова примеры обращений.Записать небольшими отрывками.

На «5» - Сочинить сказку об обращении.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"

Конспект урока на тему "Обращение. предложения с обращением"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2020