Конспект урока на тему "Перестройка"
Оценка 4.7

Конспект урока на тему "Перестройка"

Оценка 4.7
docx
27.02.2020
Конспект урока на тему "Перестройка"
История 11кл - Конспект.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Красноуральская общеобразовательная школа

Оренбургского района» Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по истории

Класс: 11

 

УМК:  учебник Н.В.Загладина, С.И. Козленко «История Отечества XX – начало XX века»

 

Базовый уровень

 

Тема: «Формирование духовной оппозиции в СССР середины 1960-х – середины 1980-х гг. Углубление кризисных явлений в СССР»

 

Количество часов: 1 ч.

 

 

 

 

                                                                                    Джалова Айгуль Николаевна,

                                                                                    учитель истории и обществознания

                                                                                    первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.им. 9 Января

2016

Целевая установка – формирование представлений о духовной оппозиции в СССР в 1960-1980-х гг.

Задачи:

  • Учебные:
    • умение различать влияния государства на все стороны жизни советского человека, раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.
  • Развивающие:
    • развитие способностей к анализу, выделять главное;
    • развивать коммуникативных и интеллектуальных навыков школьников;
    • развитие аналитического мышления.
  • Воспитательные:
    • развитие умения работать в группе;
    • воспитать умения выслушивать и уважать мнение оппонента;
    • развитие стремления к познанию.

Планируемые результаты:

  знать

  • основные факты, процессы и явления
  • особенности духовной жизни в СССР середины 1060-1980-х гг.

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках;
  • критически анализировать источник исторической информации;
  • различать в исторической информации факты, цели и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, схемы

Методы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация, метод «мозгового штурма», частично-поисковый, анализ, синтез, сравнение.

Исторические деятели: Л. И. Брежнев; М. А. Суслов; А. Д. Сахаров; А. И. Личности:Солженицы н; В. П. Аксенов; В. Н. Войнович; М. Л. Ростропович; В. Г. Распутин; В. М. Шукшин; Г. А. Товстоногов; А. В. Эфрос; О. Н. Ефремов,  М.А.Суслов, А.Д.Синявский, Ю.М.Даниэль, И.Р.Шафаревич

Основные термины и понятия: развитой социализм; движение диссидентов, самиздат; правозащитная деятельность.

Тип урока: занятие по сообщению нового учебного материала.

Оборудование урока: учебник Н.В.Загладина, С.И. Козленко «История Отечества XX – начало XX века» (§36-37), тетрадь, проектор, компьютер, карточки с текстом документа.

 План изучения нового материала

  1. Духовное развитие страны в период «оттепели».
  2. Советская культура середины 1960-1980 годов. Диссиденты.
  3. Углубление кризисных явлений в СССР

Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формы и виды деятельности.

1.                 Организационный момент.

Ребята, доброе утро! Я пришла к вам на урок с хорошим настроением! А какое настроение у вас?

 

Учащиеся приветствуют учителя

Фронтальная работа с учащимися.

2.Формулирование темы урока.

 

Прослушайте аудиофрагмент: М.А. Шолохов «Тихий Дон.

1.Подлинный голос М.А. Шолохова, который читает отрывок из романа-эпопеи «Тихий Дон» (запись 1964 г.).

2. Галерея изображений «Другое искусство» 

В эту коллекцию изображений собраны картины художников, не признававшихся официальными властями. Стиль и сюжет этих изображений далеко выходил за рамки стиля социалистического реализма.
В составе галереи:

1. Е.Л. Кропивницкий. «Черный кот». 1954
2. О. Рабин. «Деревня Прилуки». 1966 г.
3. Белютин. «Пейзаж». 1940-е гг.
4. Шорц. «Можайск». 1960 г.

3.Видеофрагмент: Мода 1960-1980-х (кинохроника) 
О чём пойдёт речь на уроке? Какова тема урока? какова цель урока?

Какие задачи мы выполним на уроке?

учащиеся слушают и определяют произведение

 

 

учащиеся определяют стиль художественного искусства

 

 

«Духовная жизнь в 1960-1980-х гг.»

Учащиеся формулируют цель и задачи урока. Учащиеся записывают тему в тетрадь.

индивидуальная работа

 

 

 

 

работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная работа

2.      3. Проблемное изучение новой темы

 1.Схема «Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР»
Схема демонстрирует основные факторы, влиявшие на духовную жизнь и идейное развитие советского общества 1960-1980-х годов, а также основные тенденции (основные – параллельное существование официальной культуры и альтернативной ей частной, не официальной культуры, принимавшей различные внешние формы). (показ презентации)  Чего боялось общество?

работа с учебником

 

изучение нового материала по схеме

групповая работа,

4. Постановка проблемы.

Когда в СССР  появились диссиденты?

2. Идеология инакомыслия (показ презентации)

Но времена свежего ветра свободы закончились. Во власть постепенно проникали представители теневой экономики и мафиозные структуры. Качество жизни все более ухудшалось, промышленность и сельское хозяйство находились в упадке. Огромные средства страна тратила на вооружение и участие в региональных конфликтов. Наша страна оказалась в тупике развитого социализма.  Это не могло не сказываться на судьбах простых людей. Вынужденные приспосабливаться к политической и идеологической реальности, они привычно повторяли государственные лозунги, при этом могли думать иначе, а свою повседневную жизнь строили на основе общечеловеческих истин и «житейской мудрости». Что делать?

 На этот вечный вопрос пытались ответить поэты. И в первую очередь поэты, признанные властью, допускаемые до читателя, слушателя. Но и в  их поэтическом слове слышны диссидентские нотки. (показ презентации)

Как вы думаете, в чём причины возникновения правозащитного движения? Кто его участники?

Какие программные требования они выдвигают? При ответе используйте документы к параграфу.

Каковы уроки правозащитного движения?

Задание. Прочитайте прощальное письмо Валерия Саблина жене. Как он объясняет свой поступок? Выскажите своё мнение о личности данного человека.

Проверка задания.

Недавно состоялся суд, который пересмотрел дело В. Саблина. В качестве кого вы бы выступили на суде?

Выслушиваются мнения учеников.

В период «Оттепели», так как были  даны  определённые демократические свободы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа с документом (Письмо офицера Саблина)

 

 

 

 

учащиеся высказывают свои мнения

 

 

 

 

 

Лекция учителя с элементами беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа в группах

3.      изучение новой темы

Принятие в 1977 г. Конституции СССР (показ презентации)

Углубление кризисных явлений в СССР

Объ­ем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В 1971-1975 гг. он составлял 13% совокупного общественного продукты, а в 1981-1985 гг. - лишь 6%.

Задания одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю.

В 70-х - начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по "остаточному" принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. 

Л.И. Брежнев умер в ноябре 1982 г. После него к власти приходит Ю.В. Андропов, время правления которого вызвало у ряда людей определённые надежды на восстановле­ние порядка и законности в стране. В феврале 1984 г. Андро­пов умер. Главой партии и государства стал 72-летний К.У. Чер­ненко. Проводимый им курс получил название «мини-за- стой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа в тетрадях

 

 

4.      6.Первичное закрепление

Чем характеризовалась духовная жизнь советского общества  в период «оттепели»?
– Почему идеи «оттепели» не получили развития?

Объясните смысл терминов, характеризующих годы их пре­бывания у власти.

Проверка задания.

Итак, период 1970-1980-х гг. в истории нашей стра­ны получил название «застойного». Некоторые связывают та­кое состояние общества прежде всего с субъективными факто­рами: личностью Брежнева и его окружения.

С вашей точки зрения, правомерно ли такое утверждение? Ответ аргументируйте.

Проверка задания

 

 

 

учащиеся сопоставляют термины и определения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетрадях.

5.      7. Домашнее задание

Прочитайте § 36-37 учебника.

Выполните разноуровневые задания:

для сильных учеников — определите, кто такие диссиденты; каковы их идейные позиции;

для средних учеников — создайте портрет Ю.В. Андропова или Л.И. Брежнева (на выбор) на фоне эпохи;

для слабых учеников — подготовьте сообщение о А.Д. Сахарове

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1.СХЕМА

Схема «Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР»

Схема демонстрирует основные факторы, влиявшие на духовную жизнь и идейное развитие советского общества 1960-1980-х годов, а также основные тенденции (основные – параллельное существование официальной культуры и альтернативной ей частной, не официальной культуры, принимавшей различные внешние формы).


2. ПИСЬМО  В. САБЛИНА ЖЕНЕ

«Милая, любимая!

Мне даже трудно представить, как ты встретишь сообщение, что я встал на путь революционной борьбы. Возможно, ты про­клянёшь меня, как человека, который испортил тебе всю жизнь. Возможно, ты назовёшь меня чёрствым человеком, не думающим о семье. Возможно, глубоко обидишься за то, что я скрыл от тебя свои планы. А возможно, просто печально ска­жешь: „Чудаком ты был, чудаком и остался!.."

Настоящий шаг — это моя внутренняя потребность. Если бы я отказался от борьбы, я бы перестал существовать как человек, перестал бы уважать себя, я бы назвал себя скотиной...

Я долго был либералом, уверенным, что надо что-то чуть- чуть подправить в нашем обществе, написать одну-две обличи­тельные статьи, что-то сменить... Так было примерно до 1971 г. Учёба в академии окончательно убедила меня в том, что госу­дарственно-партийная машина настолько стальная, что любые „удары в лоб" будут превращаться в пустые звуки. С 1972 г. я стал мечтать о свободной пропагандистской территории корабля. К сожалению, обстановка складывалась так, что только в нояб­ре 75-го возникла реальная возможность выступить... Что меня толкнуло на это? Любовь к жизни... Причём я имею в виду не жизнь мещанина, а жизнь светлую, честную, которая вызывает искреннюю радость у всех честных людей. Я убеждён, что в на­шем народе, как и 58 лет назад, вспыхнет революционное со­знание, и он добьётся коммунистических отношений в стране». («Независимая газета», 1992, 11 июня).


3.ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

самиздат система добровольного кустарного размножения и распространения машинописных трудов писателей и оппозиционно настроенных ученых; была распространена преимущественно в крупных городах

диссидент человек открыто и публично не разделявший господствующую в советском обществе идеологию, обычно в различных формах преследуемый за это государством

правозащитник активный участник борьбы за защиту конституционных прав граждан на свободу слова, собрания, союзов и т.д.

«оттепель» период в духовной жизни советского общества после XX съезда КПСС, который характеризовался ослаблением государственного контроля за духовной сферой, появлением некоторого плюрализма, реабилитацией многих деятелей отечественной культуры, пострадавших в годы сталинских репрессий

андеграунд общее название не признаваемых или запрещенных государственной идеологией направлений искусства (духовного творчества), которые тем нее мене продолжали полулегальное существование в виде неформальных сообществ, собиравшихся для творчества в подвалах, в частных домах и квартирах

 

4.ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Потепление «политического климата» в стране оказало благотворительное влияние на стране оказало благотворное влияние на творчество писателей, художников, композиторов. Официальная литература «социалистического реализма» продолжала существовать, но одновременно с ней в печатных изданиях стали появляться смелые произведения, вызвавшие живой отклик у миллионов людей. В 1954 году Илья Эренбург описал освобождение врачей в ставшей широко известной повести «Оттепель». В 1956 г. Роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», довольно робко вскрывавший природу бюрократизма. Стал поводом для оживленной дискуссии о сущности советской системы.
С разоблачением преступлений сталинизма на XX съезде КПСС в отечественной литературе, несмотря на накладывающиеся сверху ограничения, начало набирать силу течение критического реализма, представители которого касались тех сторон жизни общества, о которых ранее не принято было не только писать, но и говорить. Была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына, посвященная жизни заключенных в послевоенных лагерях.

Несмотря на все ограничения и всеохватывающего контроля партийно-государственных структур за культурой, развитие различных направлений культуры не остановилось.
Общественность получила  возможность ознакомиться с творениями выдающихся композиторов современности Д.Д.Шостаковича, С.С. Прокопьева, А.И. Хачатуряна, В.Я. Шебалина, Г.В. Свиридова и др., многие из которых были заклеймены как антинациональные.
Импульс, данный периодом «оттепели», способствовал дальнейшему развитию отечественного кинематографа. Кинофильмы «Война и мир». «Судьба человека», «Они сражались за Родину» С.Ф. Бондарчука, «Тихий Дон» и «У озера» С.А. Герасимова, «Печки-лавочки» и «Калина красная» В.М. Шукшина, комедии « Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» Л.И. Гайдая, фильмы А.А. Тарковского «Андрей Рублев» и «Зеркало» представлялись на международных фестивалях, где они получили  высокую оценку.
Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета Г.С. Уланова, М. М.Плисецкая, М.Э. Лиепа, В.В, Васильев, Е.С.Максимова и др. 
Всемирную известность приобрели советские оперные певцы И. Архипова, Г. Вишневская, Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко, Б. Штоколов, А. Эйзен и др.
В живописи и скульптуре произошлио четкое  размежевание на официальное искусство и альтернативные художественные направления. Подлинных вершин в творчестве достигли художники И. Глазунов и А. Шилов. Среди художников, работавших в реалистической манере, можно выделить Т. Салахова, Т. Яблонскую, В. Попкова.
Известными скульпторами Н. В. Томским и Л. Е. Кербелем были созданы яркие скульптурные композиции. В числе наиболее значимых можно назвать монументально-декоративные скульптурные ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноуральская общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноуральская общеобразовательная школа

Целевая установка – формирование представлений о духовной оппозиции в

Целевая установка – формирование представлений о духовной оппозиции в

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Наша страна оказалась в тупике развитого социализма

Наша страна оказалась в тупике развитого социализма

Принятие в 1977 г. Конституции

Принятие в 1977 г. Конституции

Приложение 1 .СХЕМА Схема «Духовная жизнь и идейно-политическое развитие

Приложение 1 .СХЕМА Схема «Духовная жизнь и идейно-политическое развитие

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ Потепление «политического климата» в стране оказало благотворительное влияние на стране оказало благотворное влияние на творчество писателей, художников, композиторов

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ Потепление «политического климата» в стране оказало благотворительное влияние на стране оказало благотворное влияние на творчество писателей, художников, композиторов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020