Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.
Тип урока – открытие нового знания (ОНЗ)
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – формирование представления о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия – умения определять производящее слово и словообразующую морфему в производном слове.
Название этапа, цель |
Учитель |
Ученики |
УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
|||
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Нестандартный вход в урок. - Кто из вас видел матрешку? Чем уникальна эта игрушка? Предмет нашего разговора на уроке тоже немного напомнит вам матрешку. |
Отвечают на вопросы, делают предположение о теме урока. |
Личностные: формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе развития познавательных, учебных мотивов. Познавательные классификация по заданным критериям. Коммуникатив-ные: стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. |
2. Активизация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
|||
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Актуализация знаний. «Мозговой штурм» Ребята, сейчас я буду задавать вам вопросы, на кого я покажу должен быстро и кратко ответить на него. - Какой раздел лингвистики называется словообразованием? - Какую роль играет словообразование в пополнении словарного состава языка? - Назовите способы словообразования. Расскажите о приставочном способе, о суффиксальном. - Что собой представляет способ сложения? Как называются слова, образованные сложением?
|
Отвечают на вопросы, приводят примеры.
|
Познавательные построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникатив-ные: учет разных мнений. Личностные: формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания. |
3. Выявление места и причины затруднений. |
|||
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
- Что общего между словами тайна – таинство – таинственный? В каких отношениях находятся эти слова друг с другом? Представьте, что это и есть наша матрешка. Назовите самую маленькую. Почему вы так решили? - Это слово и будет исходным. - Так о чем же пойдет речь сегодня на уроке? |
Указывают на один корень в словах и одинаковое лексическое значение.
Называют слово тайна. Объясняют, почему так решили.
Делают предположение. |
Познавательные осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникатив-ные: формулирование собственного мнения. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
|||
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе –выбор способа и средств их реализации. |
Работа с эпиграфом: - «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек» (М.А. Рыбченкова) - Как вы понимаете смысл словосочетания «внутренний смысл»? - Определите «внутренний смысл» слов: малинник, гусиный, наземный |
Записывают эпиграф, объясняют смысл высказывания.
Указывают значения слов («малинник» - место, где растет малина; «гусиный» - принадлежащий гусю; «наземный» - находящийся на земле). Записывают пары и определяют исходное (производящее слово): малинник – малина; гусиный – гусь; наземный – земля. |
Познавательные осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникатив-ные: построение монологического высказывания. |
5. Реализация построенного проекта. |
|||
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
Предлагает проанализировать и обсудить материал учебника. - Мы получили пары однокоренных слов, в которых одно слово образовано от другого. |
Читают теоретический материал на стр.7, знакомятся с понятиями «словообразовательная пара», «словообразовательная цепочка».
|
Познавательные использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникатив-ные: стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|||
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
|
Упражнение № 404 (2 строки) выполняют у доски «по цепочке». |
Познавательные анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникатив-ные: ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: различение способа и результата действия. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
|||
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
Предлагает воспроизвести словообразовательные цепочки (на доске): Читать - …тель - …ский Тупой - …ить – за…ить(ся) Слух - …ать - …ательница – радио…ательница |
Воспроизводят словообразовательные цепочки, выясняют, чем они отличаются от словообразовательных пар. Делают вывод. |
Познавательные использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач. Коммуникатив-ные: формулирование собственного мнения. Регулятивные: различение способа и результата действия. |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
|||
Цель: повторение и закрепление изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний. |
|
Выполняют упражнение № 405. 1 ученик - индивидуальное задание – восстановить последовательность слов в словообразовательной цепочке (интересовать (1), заинтересованность (4), интерес (3), заинтересовать (2), незаинтересованность (5), заинтересованный (6) |
Познавательные структурирование знания. Коммуникатив-ные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Регулятивные: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
9. Рефлексия УД на уроке. |
|||
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Прием «Незаконченные предложения» 1.На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как… 2.Я думаю, что урок русского языка прошел… 3.Больше всего на уроке мне понравилось… 4. Мне не очень понравилось… |
Пишут на листочках и сдают учителю.
|
Личностные: формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания». Познавательные анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникатив-ные использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя. |
10. Домашнее задание: страница 7, упражнение № 406 (поморфемное письмо) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.