Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Оценка 4.6

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—10 кл
02.12.2019
Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство; 2) научить находить в предложении второстепенные члены, распознавать дополнения, определять их вид (прямое или косвенное) и способы выражения, разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого, использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительными в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании, распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями, разграничивать прямое дополнение и подлежащее. I. Повторение по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. III. Работа над новым материалом. 1. Учащиеся исследуют материал на с. 60 и делают выводы. 2. Расширяем понятие о второстепенных членах предложения через анализ текста Л. А. Кассиля о юном художнике Коле Дмитриеве в упр. 121 на с. 61, где учащиеся подчеркивают второстепенные члены. IV. На доске проецируется предложение: Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой вешнюю леса красу. (А. Майков) • Повторение сведений о дополнении. — Что вы помните о дополнении? Расширяем понятие о дополнении через анализ словосочетаний: кроет землю, кроет в лесу, топчу ногой, топчу леса красу. Вывод: дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнения могут выражаться не только существительными или местоимениями, но и словами других частей речи в значении существительного. В роли дополнения может употребляться неопределенная форма глагола. • Чтение учащимися теоретического материала на с. 62—63. • Понятие о прямом и косвенном дополнении. — Придумайте предложения со словосочетаниями приветствовать учителя и преодолеть препятствие. — Какого падежа требует от зависимого существительного переходный глагол преодолеть? Вводим термины: прямое и косвенное дополнения. Чтение учащимися примечания на с. 62—63. V. Закрепление темы. для закрепления выбираем наиболее трудные случаи выражения дополнений. Учащиеся выполняют упр. 122 на с. 63, находят дополнения, указывают, чем они выражены, определяют, прямые они или косвенные. В упр. 122 рассматриваем словарные слова из рамочки на с. 63 (просвещение, просветительство, единомышленник). Учащиеся запоминают правописание слов, записывают в словарик. Просвещение — распространение знаний, образования. Просветительство — деятельность просветителей. Единомышленник. 1. Тот, кто находится в полном единомыслии с кем-нибудь. 2. Сообщник в каком-нибудь деле. упр. 124 на с. 64 упр. 125 упр. 130 на с. 66 VI. Проверка понимания темы. Учим отличать прямое дополнение от подлежащего. Выполняется упр. 129 VII. Дополнительный материал. Цель этого задания — провести опережающую работу по типам придаточных предложений, показать учащимся синтаксическую синонимию (дополнение и изъяснительное придаточное предложение). • Записать, обозначить прямое дополнение (п) и косвенное (к). Мы посадим липы и клены. Будет весь город зеленым. Мы обсадим поля тополями. Зашумят тополя над полями. Возле школы цветы мы посеем, чтобы детям жилось веселее. Мы обсадим аллейки сиренью и поставим скамейки под тенью. (Н. Флеров) Тестовые задания 1. Найдите предложение с косвенным дополнением. а) Ансамбль исполнял народные песни. б) По утрам тонкий ледок еще сковывает лужи. в) Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над рекой. г) Солнце нагревало прибрежные камни. Ответ: в. 2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме. а) Я начал разыскивать потерянную клюшку. б) С самого утра мы решили заняться любимым делом. в) Врач запретил мне читать лежа. г) Не стану описывать мое состояние. Ответ: в. VIII. Домашнее задание. а) Учить правило на с. 60—61, 62—63; б) подготовить сообщение о словах предшественники, современники, искусство, искусный (происхождение, лексическое значение), составить с ними предложения; в) упр. 128
Второстепенные члены предложения.docx

 

 Роль второстепенных членов

в предложении. Дополнение

Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство; 2) научить находить в предложении второстепенные члены, распознавать дополнения, определять их вид (прямое или косвенное) и способы выражения, разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого, использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительными в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании, распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями, разграничивать прямое дополнение и подлежащее.

 

I.                   Повторение по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

II.                Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

 

III. Работа над новым материалом.

1. Учащиеся исследуют материал на с. 60 и делают выводы.

2. Расширяем понятие о второстепенных членах предложения через анализ текста Л. А. Кассиля о юном художнике Коле Дмитриеве в упр. 121 на с. 61, где учащиеся подчеркивают второстепенные члены.

 

IV. На доске проецируется предложение:

 

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.

                                                                             (А. Майков)

 

• Повторение сведений о дополнении.

— Что вы помните о дополнении?

Расширяем понятие о дополнении через анализ словосочетаний: кроет землю, кроет в лесу, топчу ногой, топчу леса красу.

Вывод: дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнения могут выражаться не только существительными или местоимениями, но и словами других частей речи в значении существительного. В роли дополнения может употребляться неопределенная форма глагола.

• Чтение учащимися теоретического материала на с. 62—63.

• Понятие о прямом и косвенном дополнении.

— Придумайте предложения со словосочетаниями приветствовать учителя и преодолеть препятствие.

— Какого падежа требует от зависимого существительного переходный глагол преодолеть?

Вводим термины: прямое и косвенное дополнения. Чтение учащимися примечания на с. 62—63.

 

V. Закрепление темы.

для закрепления выбираем наиболее трудные случаи выражения дополнений. Учащиеся выполняют упр. 122 на с. 63, находят дополнения, указывают, чем они выражены, определяют, прямые они или косвенные. В упр. 122 рассматриваем словарные слова из рамочки на с. 63 (просвещение, просветительство, единомышленник). Учащиеся запоминают правописание слов, записывают в словарик.

Просвещение — распространение знаний, образования.

Просветительство — деятельность просветителей.

Единомышленник. 1. Тот, кто находится в полном единомыслии с кем-нибудь. 2. Сообщник в каком-нибудь деле.

 упр. 124 на с. 64

 упр. 125

 упр. 130 на с. 66

VI. Проверка понимания темы.

Учим отличать прямое дополнение от подлежащего. Выполняется упр. 129

VII. Дополнительный материал.

Цель этого задания — провести опережающую работу по типам придаточных предложений, показать учащимся синтаксическую синонимию (дополнение и изъяснительное придаточное предложение).

 

• Записать, обозначить прямое дополнение (п) и косвенное (к).

 

Мы посадим липы и клены.

Будет весь город зеленым.

Мы обсадим поля тополями.

Зашумят тополя над полями.

Возле школы цветы мы посеем,

чтобы детям жилось веселее.

Мы обсадим аллейки сиренью

и поставим скамейки под тенью.

                                                     (Н. Флеров)

 

Тестовые задания

1. Найдите предложение с косвенным дополнением.

а) Ансамбль исполнял народные песни.

б) По утрам тонкий ледок еще сковывает лужи.

в) Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над рекой.

г) Солнце нагревало прибрежные камни.

Ответ: в.

 

2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.

а) Я начал разыскивать потерянную клюшку.

б) С самого утра мы решили заняться любимым делом.

в) Врач запретил мне читать лежа.

г) Не стану описывать мое состояние.

Ответ: в.

 

VIII. Домашнее задание.

а) Учить правило на с. 60—61, 62—63; б) подготовить сообщение о словах предшественники, современники, искусство, искусный (происхождение, лексическое значение), составить с ними предложения; в) упр. 128

 

 Определение. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способами выражения согласованных и несогласованных определений; 2) учить использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения.

 

I. Опрос-закрепление.

Первый ученик устно рассказывает о дополнении. Второй знакомит класс с правописанием, происхождением, лексическим значением слов: предшественники, современники, искусство, искусный.

Предшественники — те, кто предшествовал кому-нибудь в чем-нибудь, своей деятельностью подготовил что-нибудь. Пред-, предо- — приставки со значением предшествования.

Современники — те, кто живет в одно время с кем-чем-нибудь.

Слово искусство заимствовано и старославянского языка, восходит к праславянскому -кус-. Искусъ — опыт, испытание > умение, знание > искусство; кусити — испытывать.

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самое дело, требующее умения, мастерства. Искусный, искусственный, искусствовед, искусствоведение и др. Родственные: вкусить, искушать, искушение.

Искусный. 1. Умелый, хорошо знающий свое дело. 2. Умело, хорошо сделанный.

 

• Упр. 128 или 131 проверяются выборочно.

На доске проецируется текст Н. А. Заболоцкого.

 

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль (не)чиста.

Закрывается тополь взъерошен(н)ый

Серебристой изнанкой листа.

 

З а д а н и я   к тексту: 1. Что придает тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? 2. Докажите, что слово горошины — прямое дополнение, а изнанкой листа — дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием.

 

II. Работа по теме.

Запись словосочетаний: новая наука, желание учиться, иллюстрированный журнал, ярко-красный фон, цветок, еще не распустившийся, истинный друг, о развивающейся науке, под развевающимся флагом, наука о языке.

— Объясните выбор буквы в окончаниях причастий, орфограмму «дефис в прилагательном», не с полными причастиями.

— Найдите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание.

— Какими частями речи выражены зависимые слова? Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении?

Учащиеся делают выводы:

1. Определения служат для распространения и пояснения другого члена предложения.

2. В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные.

Под руководством учителя полученные знания обобщаются и записываются в виде схемы.

 

Далее учащиеся наблюдают материл на с. 68, делают выводы:

1. Пояснение, выражаемое определением, может определять предмет, лицо или явление с разных сторон.

2. Определения, отвечающие на вопрос   к а к о й?,  указывают на различные признаки предметов: качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет.

Учащиеся читают теоретические сведения на с. 68—71, 72, знакомятся с таблицей в упр. 134, устно рассказывают о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов.

 

III. Закрепление материала.

1. В упр. 133 находят определения, подчеркивают, указывают слово в роли определения и в роли именной части сказуемого.

2. В упр. 135 указывают согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.

3. В упр. 137 заменяют там, где это возможно, согласованные определения несогласованными.

4. Самостоятельная работа.

В тексте, который проецируется на доске, надо выписать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями в два столбика.

Гаснет свет, и жадными глазами

Ребятишки в прошлое глядят.

И оно проходит в темном зале

Шагом наступающих солдат,

Грохотом далекого снаряда,

Немудреной песенкой бойца,

Силой правды, славой Волгограда,

Орденом и ранами отца.

(М. Агашина)

 

Тестовые задания

1. В каком предложении допущена ошибка в нахождении определения?

а) Каждая мелочь этого дня врезалась в память.

б) Меня не интересует выдуманная жизнь.

в) Всякий разговор она сводила на спор.

г) Каждый был готов отвечать.

Ответ: г.

 

2. Найдите предложение с несогласованным определением.

а) Мужчины постарше собирались на охоту.

б) На третий день снегопад прекратился.

в) Дети наблюдали за летящим в небе самолетом.

г) Твой путь будет тернист.

Ответ: а.

 

3. Найдите предложение с согласованным определением.

а) На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.

б) Поездку домой ожидали все.

в) На фотографии изображен человек лет тридцати.

г) деревенские улицы тонули в зелени.

Ответ: г.

 

IV. Домашнее задание: а) § 25, подготовиться к диктанту по упр. 136, б) выполнить письменно упр. 138.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели урока: 1) познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения, 2) научить производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.

 

I. Повторение материала.

1. Проверка домашнего задания по упр. 145, 146, 159.

2. Словарный диктант «Проверим себя».

Несмотря на холод, вышел, в течение недели, впоследствии сделали, в продолжение дня, в течении реки, вследствие болезни, полез наверх, сначала подумай, с начала пути, еле-еле, по-настоящему.

Для проверки эти слова написаны заранее на доске и закрыты до окончания диктанта.

 

II. Знакомство с планом разбора двусоставного предложения на с. 79—80.

 

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 160 учащиеся производят синтаксический разбор двух предложений письменно и двух — устно.

2. На доске проецируется задание:

Составить и записать предложения, используя в качестве сказуемых устойчивые словосочетания.

Иметь значение, играть роль, оказывать влияние, произвести впечатление, дать обещание, отдавать предпочтение, внести предложение, отдать приказ, одержать победу.

 

3. Контрольный опрос по балльной системе.

1) Определите тип синтаксической связи: всеми уважаемый, крупный успех, большой и красивый, платье в горошек, пятое мая, выше голову, смысл жизни, жил да был, начал готовить. (3 балла.)

2) Назовите синтаксическую связь, которая нарушена: белый платком, читать книгой. (2 балла.)

3) Докажите, что это не предложения:

 

Пыль ветер поднять долго не улечься.

Пыль, поднятая ветром, долго не улегаясь. (2 балла.)

 

4) Определите предикативное значение предложений:

 

Мы были там в прошлом году.

Не ходи сюда! (2 балла.)

 

5) Найдите грамматическую основу в предложениях:

 

Он долго водил всех за нос.

Все трое братьев были похожи.

Мальчика позвали обедать.

Его лоб украшает венец.

Лунная летняя ночь. (5 баллов.)

 

6) Укажите сказуемое и его тип.

У тебя будет экзамен?

Написал бы ты ему.

Сможет ли он справиться?

Она оказалась умницей.

Я буду завтра читать весь день. (5 баллов).

 

7) Докажите, что подлежащее может быть выражено разными частями речи. (5 баллов.)

 

IV. Домашнее задание: а) запомнить план разбора двусоставного предложения; б) выполнить упр. 161 на с. 80.

 

 

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019