Тема: НЕ с именами существительными
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;
Метапредметные:
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов
Оборудование: учебник русского языка 6 класса под редакцией Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, презентация к уроку, проектор.
Ход урока:
I., Оргмомент.
Цель этапа: организация внимания, создание благоприятной рабочей атмосферы.
Учитель читает стихотворение, выполняет физические упражнения, а учащиеся их повторяют.
Руки, ноги, голова,
Плечи, пояс и спина-
Все имеет имена.
Повернулись, улыбнулись, прямо сели.
И готовы сей же миг изучать родной язык!
III. Проверка домашнего задания.
Цель этапа: помочь учащимся осознать важность преодоления трудностей, умения ставить перед собой цели и достигать их.
- О какой части речи мы с вами вчера говорили?
- Какие сущ. Относятся к 1,2, 3 склонению?
- Какие падежные окончания пишутся в им. Сущ. 3 скл. В Р.,Д.,П.п.?
- А что вы можете сказать о падежных окончаниях имен сущ., оканчивающихся на –ия, -ие, -ий?
- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя домашнее задание?
Проверка упр. 247.
II. Словарный диктант.
О заболевшем зубе, в осеннем наряде, в зимнем сиянии, идти по тропинке, о высшей власти, приедем на трамвае, узнать о здоровье, не бегать по дороге, небрежность в одежде.
II. Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового.
Цель этапа: помочь учащимся осознать важность преодоления трудностей, умения ставить перед собой цели и достигать их; повторение правописания не с глаголами для более успешного изучения новой темы.
Учитель организует краткую беседу воспитательного характера, обращаясь к субъектному опыту учащихся, которая впоследствии переходит в этап повторения изученного о правописании не с глаголами.
-А какая орфограммы нам встретилась?
III. Целеполагание
Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельной формулировке цели урока
-Посмотрите на доску. Где ещё присутствует сегодня НЕ?
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.
-А что из темы нашего урока вы знаете?
(Не может быть частицей, приставкой; знаем, что такое существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, синтаксическую роль существительного в предложении)
- А что будем сегодня на уроке узнавать?(Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока: будем узнавать, как пишется не с существительными. )
IV. Усвоение новых знаний
Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельному пониманию, формулировке правила о написании не с именами существительными.
На доске существительные написаны в два столбика: слитно и раздельно. Ребятам предлагается, подумать и предположить, почему в первом случае существительные пишутся слитно, а в другом раздельно.
Слитно Раздельно
1)Невежа 1)Не правда, а ложь
2)Неправда 2)Не стол
Учащиеся самостоятельно формулируют правило, учитель прикрепляет под словами сигнальные карточки: «не употребляется без не», «можно заменить синонимом», «есть противопоставление», «нельзя заменить синонимом».
-Проверим, правильные ли выводы мы сделали? Чтение правила в учебнике.
V.Мотивация к дальнейшему изучению и первичная проверка
-Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни?
- Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами? А что означают эти слова?
Словарная работа. Обращаемся к словарю.
Невежа – невоспитанный человек.
Невежда- несведущий в какой-либо области человек.
-Почему не с данными словами пишется слитно?(Без не не употребляется)
VI. Закрепление, применение изученного материала.
Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.
- Не будем невеждами, для этого учимся писать не с существительными.
1)Разработка алгоритма написания не с существительными совместно с учащимися.
Алгоритм написания не с существительными.
1.Определи, употребляется ли существительное без не:
А)если не употребляется, то пиши слитно;
Б)если употребляется, то
2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:
А)если есть противопоставление, пиши раздельно;
Б)если нет , то
3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:
А)если можно заменить, пиши слитно, б)если нельзя заменить, пиши раздельно.
2)Комментированное письмо. В упражнении 23 слова(по количеству детей в классе). Каждый ученик «по цепочке» комментирует написание не с существительным, пользуясь алгоритмом.
1.
Рассказывать небылицы (вымысел, лживое сообщение, вранье.);
произошло несчастье (горе),
небрежность в одежде (отсутствие изысканности; непринужденность.);
ошибки из-за невнимательности (рассеянность);
неточность (приблизительность, ошибка) в ответе,
не друг, а враг,
неаккуратность в одежде (отсутствие аккуратности),
чувствовать неприязнь (недружелюбное, враждебное отношение к кому-либо или чему-либо).
Синтаксический разбор предложения.
Неприятель стоял у стен древнего города.
- Выпишите словосочетания и разберите их.
Работа с учебником.
Упр. 291
Работа в группах.
Выписать 1 гр. выписывает предложения, где НЕ – приставка., 2 гр. – не частица.
Игра «Кто хочет стать отличником».
VII. Контроль, самоконтроль знаний
Цель этапа: выявление уровня усвоения материала.
Упражнение «Верно-неверно». При верном утверждении учащиеся поднимают руку, при неверном не поднимают.
1) В каком словосочетании не пишется раздельно?
А) какая (не) ряха
Б) случилось (не)счастье
В) мой (не)приятель
Г) (не)веселье, а грусть
2) В каком предложении не пишется слитно?
А) Звучала (не)правда, а ложь.
Б) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить.
В) Он мне (не)друг, а враг.
Г) Это был (не) сон, а явь.
3)В каком предложении не пишется раздельно?
А) (Не) знакомца предупредили.
Б) Мы ценим (не)преданность, а труд.
В) Дурное слово друга делает (не)другом.
Г) (Не) честность всегда вредит.
VШ. Подведение итогов.
Цель: анализ успешности достижения поставленной цели
Сегодня на уроке я узнал(а)….
Для меня было новым…..
Меня заставило задуматься…
Для меня стало открытием….
Вернёмся к началу нашего урока. «Не умею не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека.
Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.
IX. Домашнее задание
Учитель предлагает на выбор задания: упражнение в учебнике
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.