Конспект урока "Не с именами существительными"
Оценка 4.7

Конспект урока "Не с именами существительными"

Оценка 4.7
doc
15.10.2022
Конспект урока "Не с именами существительными"
Не с сущ 2022.doc

Тема: НЕ с именами существительными

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

 Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов

Оборудование: учебник русского языка 6 класса под редакцией Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, презентация к уроку, проектор.

 

Ход урока:

I., Оргмомент.

Цель этапа: организация внимания, создание благоприятной рабочей атмосферы.

Учитель читает стихотворение, выполняет физические  упражнения, а учащиеся их повторяют.

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг изучать родной язык!

III. Проверка домашнего задания.

Цель этапа: помочь учащимся осознать важность преодоления трудностей, умения ставить перед собой цели и достигать их.

- О какой части речи мы с вами вчера говорили?

-  Какие сущ. Относятся к 1,2, 3 склонению?

- Какие падежные окончания пишутся в им. Сущ. 3 скл. В Р.,Д.,П.п.?

- А что вы можете сказать о падежных окончаниях имен сущ., оканчивающихся на –ия, -ие, -ий?

- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя домашнее задание?

Проверка упр. 247.

II.  Словарный диктант.

О заболевшем зубе, в  осеннем наряде, в зимнем сиянии, идти по тропинке, о высшей власти, приедем на трамвае, узнать о здоровье, не бегать по дороге, небрежность в одежде.

II. Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового.

Цель этапа: помочь учащимся осознать важность преодоления трудностей, умения ставить перед собой цели и достигать их; повторение правописания не с глаголами для более успешного изучения новой темы.

Учитель организует краткую беседу воспитательного характера, обращаясь к субъектному опыту учащихся,  которая впоследствии переходит в этап повторения изученного  о правописании не с глаголами.

-А какая орфограммы нам встретилась?

III.  Целеполагание

Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельной формулировке цели урока

-Посмотрите на доску. Где ещё присутствует сегодня НЕ?

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

-А что из темы нашего урока вы знаете?

(Не  может быть частицей, приставкой; знаем, что такое существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, синтаксическую роль существительного в предложении)

- А что будем сегодня на уроке узнавать?(Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока: будем узнавать, как пишется не с существительными. )

IV. Усвоение новых знаний

Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельному пониманию, формулировке правила о написании не с именами существительными.

На доске существительные написаны  в два столбика: слитно и раздельно. Ребятам предлагается, подумать  и предположить, почему в первом случае существительные пишутся слитно, а в другом раздельно.

Слитно                                Раздельно

1)Невежа                             1)Не правда, а ложь

2)Неправда                         2)Не стол

Учащиеся самостоятельно формулируют правило, учитель прикрепляет под словами сигнальные карточки: «не употребляется без не», «можно заменить синонимом», «есть противопоставление», «нельзя заменить синонимом».

-Проверим, правильные ли выводы мы сделали? Чтение правила в учебнике.

V.Мотивация к дальнейшему изучению и первичная проверка

-Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни?

- Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами? А что означают эти слова?

Словарная работа. Обращаемся к словарю.

Невежа – невоспитанный человек.

Невежда- несведущий в какой-либо области человек.

-Почему не с данными словами пишется слитно?(Без не не употребляется)

VI. Закрепление, применение изученного материала.

Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.

- Не будем невеждами, для этого учимся писать не с существительными.

1)Разработка алгоритма написания не с существительными совместно с учащимися.

Алгоритм написания не с существительными.

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А)если не употребляется, то пиши слитно;

Б)если употребляется, то

2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

А)если есть противопоставление, пиши раздельно;

Б)если нет , то

3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:

А)если можно заменить, пиши слитно, б)если нельзя заменить, пиши раздельно.

2)Комментированное письмо. В упражнении 23 слова(по количеству детей в классе). Каждый ученик «по цепочке» комментирует написание не с существительным, пользуясь алгоритмом.

1.     

Рассказывать небылицы (вымысел, лживое сообщение, вранье.);

произошло несчастье (горе),

небрежность в одежде (отсутствие изысканности; непринужденность.);

ошибки из-за невнимательности (рассеянность);

неточность (приблизительность, ошибка) в ответе,

не друг, а враг,

неаккуратность  в одежде (отсутствие аккуратности),

чувствовать неприязнь (недружелюбное, враждебное отношение к кому-либо или чему-либо).

Синтаксический разбор предложения.

Неприятель стоял у стен древнего города.

- Выпишите словосочетания и разберите их.

Работа с учебником.

Упр. 291

Работа в группах.

Выписать 1 гр. выписывает предложения, где НЕ – приставка., 2 гр.  – не частица.

Игра «Кто хочет стать отличником».

VII. Контроль, самоконтроль знаний

Цель этапа: выявление уровня усвоения материала.

Упражнение «Верно-неверно». При верном утверждении учащиеся поднимают руку, при неверном не поднимают.

 

1) В каком словосочетании не пишется раздельно?

А) какая (не) ряха

Б) случилось (не)счастье

В) мой (не)приятель

Г) (не)веселье, а грусть

 

2) В каком предложении не пишется слитно?

А) Звучала (не)правда, а ложь.

Б) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить.

В) Он мне (не)друг, а враг.

Г) Это был (не) сон, а явь.

 

3)В каком предложении не пишется раздельно?

А) (Не) знакомца предупредили.

Б) Мы ценим (не)преданность, а труд.

В) Дурное слово друга делает (не)другом.

Г) (Не) честность всегда вредит.

 

VШ. Подведение итогов.

Цель: анализ успешности достижения поставленной цели

Сегодня на уроке я узнал(а)….

Для меня было новым…..

Меня заставило задуматься…

Для меня стало открытием….

Вернёмся к началу  нашего урока.  «Не умею не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека.

Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.

IX.  Домашнее задание

Учитель предлагает на выбор задания: упражнение в учебнике


Тема: НЕ с именами существительными

Тема: НЕ с именами существительными

И готовы сей же миг изучать родной язык!

И готовы сей же миг изучать родной язык!

Не может быть частицей, приставкой; знаем, что такое существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, синтаксическую роль существительного в предложении) -

Не может быть частицей, приставкой; знаем, что такое существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, синтаксическую роль существительного в предложении) -

Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу

Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения

В каком предложении не пишется раздельно?

В каком предложении не пишется раздельно?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2022