Тема: Неопределенно-личные предложения
Цель: познакомить с особенностями значения неопределенно-личных предложений, способами выражения главного члена, развивать умение отличать определенно-личные от неопределенно-личных, использовать в речи неопределенно-личные предложения.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Актуализация знаний по теме
3.1 Фронтальный опрос по теме «Определенно-личные предложения»
4 Введение нового материала
4.1 Наблюдение над языковым материалом
-Запись на доске и в тетради
Я понимаю, что трудно не обижаться, когда вас бьют по лицу, суют за ворот снег, толкают в сугроб, но ведь буря эта делает без всякой злобы, нечаянно.
-В чем комический эффект высказывания? ( Мы не понимаем, кто воспроизводит действие. Мы возмущаемся: кто позволил издеваться над человеком? Становится смешно, что это делает буря.)
-Такие предложения, в которых – глагол в форме 3 л. мн.ч., называются неопределенно-личными. Почему они называются именно так? (действие выполняется любым лицом, поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего. Главным является действие)
4.2 Работа с предложениями
-Найдите неопределенно-личные предложения
За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. Стены в классах заново побелили, и они стали такими чистыми, свеженькими, без единого пятнышка. Поменяли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь ее называют теремком.
БЕСЕДА
-На чем сосредоточено все внимание? (на действии- отремонтировали, побелили, а сам производитель действия не важен, так это м.б. строители, родители, сами школьники)
4.3 УПР. 192(у)
5 Изучение нового материала
5.1 Чтение теоретического материала
С. 110 правило
Составление опорной схемы
НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Способ выражения сказуемого |
Местоимения помощники |
Примеры |
1) Гл-л в ф-ме 3л. мн.ч, наст. /буд. вр. 2) Гл-л условного наклонения мн.ч 3) Гл-л пр. вр. мн.ч |
Они |
Звонят в церкви
Лучше бы выгнали
В дверь постучали |
5.2. Первичное закрепление
УПР. 192, 194 (у), 193 (п)
5.3 Ознакомление с теоретическим материалом (с. 111)
Неопределенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение.
6 Закрепление
6.1. УПР, 195 (у), 197(п)
6.2 Работа с пословицами
Дополните пословицы, определите тип предложений
» От добра…. (добра не ищут) (НЛ)
» На чужой роток….(платок не накинешь) (ОЛ)
» Из песни слов не…..( выкинешь) (ОЛ)
» Сто рублей давали, да из кармана…. (не вынимали) (НЛ)
» Выше лба уши…. (не растут) (2 составн.)
6.3. Философская минутка
Смысл и прелесть большинства хороших пословиц можно постичь, только глубоко задумавшись. Как вы понимаете такую пословицу: «Выше лба уши не растут»? Вроде бы понятно, но, оказывается, главный смысл здесь в том, что никому не услышать больше того, на что он способен. Возьмем такую общеизвестную пословицу: «Из песни слов не выкинешь». Поверхностно относясь к пословицам, мы не замечаем, что пословица не о песне, а чем-то важном, глубоком. Вообще о человеческой жизни, причем необязательно веселой и беззаботной. Тогда «слово», которое из песни нельзя выкинуть, можно представить в виде какого-то неизбежного события и(женитьба, развод, служба в армии)
Что ни пословица, то и загадка. Попробуйте вот эту саму объяснить: «Не прав медведь, что корову съел, не права и корова, что в лес зашла».
7 Подведение итогов урока
-Продолжи формулировку:
Z Неопределенно-личные предложения – это…
Z Дайте характеристику предложению:
После драки кулаками не машут. (НЛ с обобщенным значением)
8 Рефлексия
-Что тебе легче всего удавалось на уроке?
-О каких признаках НЛ предложений ты можешь сам рассказать соседу по парте?
9 Д.З.
П. 24, упр. 198
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.