Конспект урока обществознания в 8 классе по теме: «Экономика и её роль в жизни общества.»
Цель: определить понятие «экономика»; рассмотреть потребности и ресурсы; охарактеризовать проблему ограниченности ресурсов; определить свободные экономические блага; экономический выбор и альтернативную стоимость.
Планируемые результаты. Предметные: обучающиеся определяют понятие «экономика»; находят причинно-следственную связь между потребностями и экономическими процессами; называют источники получения жизненных благ; аргументируют, почему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми; характеризуют сложность экономического выбора; рассказывают, как определить альтернативную стоимость выбора. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные: осознание, что от уровня экономического развития зависит уровень благосостояния общества.
Оборудование: проектор, презентация по теме урока.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока..I. Организационный момент.
II. Актуализация темы.
Люди ходят на базар: Там дешевле весь... (Товар) На товаре быть должна Обязательно... (Цена) Как ребёнка нет без мамы, Сбыта нету без... (Рекламы) Чуть оплошаешь - так в тот же момент Рынок захватит весь твой... (Конкурент) Коль трудился круглый год, Будет кругленьким... (Доход) Журчат ручьи, промокли ноги, Весной пора платить... (Налоги) Дела у нас пойдут на лад: Мы в лучший банк внесли свой... (Вклад) Приносить доходы стал В банке папин... (Капитал) На рубль - копейки, на доллары - центы, Бегут-набегают в банке... (Проценты)
|
Мебель купили, одежду, посуду. Чтобы дом купить я смог, Взял кредит, внеся... (Залог) И врачу, и акробату Выдают за труд ... (зарплату) В банке для всех вас висит прокламация: «Деньги в кубышках съедает ...» (инфляция) Чтобы партнёров не мучили споры, Пишут юристы для них ... (договоры) Стал владельцем, братцы, я – Вот завода ... (акция) Он финансовый факир, В банк к себе вас ждёт ... (банкир) В море коварном товаров и цен Бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен) Расчёт зарплаты - знать пора – Проводят в срок ... (бухгалтера) Мебель, хлеб и огурцы Продают нам ... (продавцы) За сметану, хлеб и сыр В кассе чек пробьёт ... (кассир)
|
Определение темы и целей урока совместно с обучающимися.
ребус. 5, 4, 6, 3, 6, 7, 8, 4, 2 – наука о ведении хозяйства. (ЭКОНОМИКА)
III. Изучение нового материала.
Экономика - (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория управления хозяйствованием; правило, закон»; буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.
Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества.
1.Потребности и ресурсы.
Потребности – это нужда в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом. Естественные, социальные, экономические, духовные.
Виды потребностей.
С точки зрения необходимости и пользы:
Виды потребностей.
Пирамида потребностей Маслоу А.Х.
Первичные потребности.
Вторичные потребности.
Человеческие потребности имеют ряд особенностей:
А как же соотнести наши потребности с ресурсами?
Ресурсы – (от франц. Ressourse – вспомогательное средство) - ценности, запасы, возможности.
Вот этих вспомогательных средств, к сожалению, всегда не хватает.
Возникает такое понятие как ограниченность ресурсов.
Самостоятельная работа с текстом учебника: стр. 144 найдите и запишите в тетрадь это определение.
Ресурсы делятся на две не совсем равные части:
Что же нам делать? Ведь наступит момент, когда потребности перегонят ресурсы и тогда наша экономика просто встанет.
2.Блага – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.
Свободные блага (общедоступные). Эти блага не требуют производственных затрат и люди могут пользоваться ими бесплатно. Но таких благ мало и порой они бывают условны. Можно поехать в горы, путешествовать по лесам. Например, в перенаселённом Токио жителям могут предложить очищенный воздух за плату. Но эти блага не могут удовлетворить все наши потребности.
Большинство благ создаёт себе сам человек. И порой эти потребности в благах появляются с изменением общества и прогрессом. Разве есть, какая то потребность играть в компьютерные игры? Да нет. Появилась возможность - появилась и потребность. Вся человеческая индустрия направлена на удовлетворение этих потребностей, этих вызовов. И поэтому вторая группа благ – это экономические блага. Да мы смогли обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что мы создали, облегчил нашу жизнь. И это процесс не остановим. И этот процесс создания человеческих благ будет продолжаться всегда.
3.Экономический выбор и альтернативная стоимость
Как же обеспечить рост благосостояния общества в условиях ограниченности ресурсов?
Таким образом, да человеческие потребности безграничны. Мы всегда хотим что-то хотим и это не остановить. «Всех много, а всего мало». Это вопрос не разрешим в экономике. Но человек научился кооперироваться и делать выбор. Но о том, как это действует, мы поговорим на следующем уроке.
IV.Рефлексия. Закрепление изученного материала. ? с.150 Рубрика «Проверь себя»
-Что из рассмотренного больше всего запомнилось? Почему?
V.Д/З: Прочитать §17. Знать определение терминов и понятий темы урока.
*Рубрика «В классе и дома» задание № 2.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.