Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема: «Письмо строчной буквы «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Оценка 4.6

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема: «Письмо строчной буквы «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Оценка 4.6
docx
10.01.2020
Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема:   «Письмо строчной буквы  «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Урок письма.docx

Дата:19.11.18

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе

Тема:   «Письмо строчной буквы  «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

 Задачи:

 Обучающие:          Письмо строчной буквы  т;  научить писать строчную букву  т, составлять предложения из данных слов, соотносить печатные и письменные буквы;

Развивающие: создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно - аналитических способностей, умения осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса

 Воспитательные:      создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка;   формирование   качества   взаимовыручки,   аккуратности   при   выполнении   заданий,   ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету,  создать условия для развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 Планируемые результаты обучения

 Предметные:  знать  этапы выполнения звукобуквенного анализа слов и поэлементного анализа строчной буквы т; уметь  соотносить правильность написания печатной и письменной буквы; составлять предложения из данных слов; получить  возможность научиться писать строчную букву т. Учить определять жанры литературных произведений.

 Метапредметные :

 П о з н а в а т е л ь н ы е :  общеучебные –  написание буквы по аналогии с предложенным в прописях и на доске с  образцом начертания; логические – осуществление анализа поэлементного состава письменной строчной буквы т, моделирование звуковой схемы. Формировать общеучебное универсальное действие - моделирование обложки  на примере произведения.

 Р е г у л я т и в н ы е :  уметь  планировать   свое   действие   в   соответствии   с   поставленной   учебной   задачей   и условиями ее реализации. ) Формировать логические универсальные действия: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.

 К о м м у н и к а т и в н ы е :  уметь  участвовать в учебном диалоге;  соблюдать грамматические нормы устной речи. Развивать творческие способности учащихся, умение сотрудничать с другими людьми, вступать в диалог.

 Л и ч н о с т н ы е :  понимать   значение   границ   собственного   знания   и   незнания;   осознавать   необходимость самосовершенствования;   адекватно   судить   о   причинах   своего   успеха/неуспеха   в   учении,   связывая   успехи   с собственными усилиями, трудолюбием.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета;  учебник «Литературное  чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса», Л. А. Ефросинина, - М.: Вентана Граф, 2016;  цветные карандаши; презентация

 Х о д   у р о к а

I.                   Организационный момент.

– Отгадайте  з а г а д к у :   Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут.

 Ты садись и не зевай, Отправляется… (трамвай).

– Наберитесь терпения, трудный путь нам предстоит пройти сегодня. Нас ждут интересные и неожиданные встречи.

II.                Введение в тему урока.

 – Как отличить звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.) – Какую букву изучали на прошлом уроке? Расскажите о звуках, которые она обозначает. И г р а  «Собери слова».

 Н а   д о с к е : о м д, а д а ш, д и т е.

– Что общего в словах? (Все слова начинаются на букву д.)

- Назовите парную согласную по ленте букв.

 Р а б о т а  с парами слов.  Н а   д о с к е : труды – …                        плоды – …

 – Прочитайте слова. Сколько предметов они называют?

 – Измените  слово так, чтобы оно называло один предмет.

– Какую букву надо писать на конце слов? Какой звук слышим? Какие буквы могут обозначать звук [т]?

 – Сегодня будем  читать слова с буквой т, научимся писать строчную букву т и слова с этой буквой.

 III. Изучение нового материала.

1.                  Работа в прописи. Письмо строчной буквы т.

2.                   – Рассмотрите образец  строчной  буквы т. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

3.                   Опишите направление движения руки при написании строчной буквы  т.  (Строчная буква  т состоит из трех элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до нижней линии рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз короткую наклонную  палочку.  Третий  элемент  тоже  начинаем  писать  от  середины  рабочей   строки.   Ведем  вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз, немного не доводя до нижней линии рабочей строки; закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем  линию вверх вправо до  середины рабочей строки.) – Обратите внимание на то, что расстояние между элементами и наклон должны быть одинаковыми.

4.                   С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а .

 – Запишите буквы, слова и предложения по образцу.

 – Подчеркните синим карандашом буквы Т, которые обозначают твёрдый согласный звук, а зелёным – мягкий.

5.                   Работа на резервной странице.

З а д а н и е   «Собери предложения».  (У меня уютная комната. Около окна стоит стол. У стола три стула. Рядом мягкое кресло.) – Можно ли назвать предложения текстом? – Расскажите о своей комнате.

6.                  Физминутка.

 Вот так яблоко! Оно Соку сладкого полно. Руку протяните, яблоко сорвите. Стал ветер веточку качать, И трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну. И быстро яблочко сорву! Вот так яблоко! Оно Соку сладкого полно. (Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)

7.                  Чтение подготовленными учащимися текста  КАК ОДНА ДЕВОЧКА УЧИЛАСЬ ПЕЧАТАТЬ.

 У пишущей машинки  все буквы в беспорядке.  Выходят с непривычки  одни лишь опечатки.  Печатать я  училась,  по клавишам стучала.  И вот что получилось,  прочту-ка всё сначала:  «Плывёт по небу РУЧКА.  Лежит в портфеле ТУЧКА.  У пса больная ПАПА.  Пришёл с работы ЛАПА.  Кипит в кастрюле МАША.  Бежит по саду КАША.  Сидят, мурлычут МОШКИ.  Слетелись к лампе КОШКИ.  Траву жуёт КОРОНА.  Король надел КОРОВУ.  Закаркала ДОРОГА:  «Я вышла на ВОРОНУ».  Смеялась долго мама,  потом сказала строго:  – Пожалуйста, постарайся больше  не трогать мою пишущую машинку.

 8.Г. Сапгир – Составьте и запишите слова. (Тесто, утки, стол, стул.)

 – Найдите среди них слова, состоящие из двух слогов. Поставьте ударение. Назовите ударный слог в словах «тесто», «утки».

 С о с т а в л е н и е   п о д п и с е й   к   к а р т и н к а м . Списывание с печатного текста.

 – Запишите письменными буквами предложения, записанные печатными буквами.

|V.Итог урока.

Р а з у ч и в а н и е  скороговорки. Тучка выходила, травку поливала,  Травка улыбнулась и красивей стала.

  – Запишите столько букв т, сколько встретилось в скороговорке.

Ход урока №2

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

момент

На урок вас приглашаю,
И удачи пожелаю. 
Будем слушать и читать,
Говорить и отвечать.
Начинаем урок литературного слушания.

Регулятивные:

саморегуляция

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На партах у вас лежат геометрические фигуры. https://fsd.videouroki.net/html/2017/04/17/v_58f4a102556aa/99687074_1.png

Как они могут быть связаны с уроком литературного слушания?

Какой жанр на модели обложки обозначается прямоугольником?

Кругом?

Треугольником?

 

Каким цветом на модели обложки обозначаем произведения о природе?

О Родине?

О детях (людях)?

О животных?

 

Вам предстоит поработать в группе. Помним о правилах совместной работы.  Выберите, кто в вашей группе будет отвечать.

Сейчас я буду читать отрывки из знакомых произведений, а вы должны узнать это произведение, назвать его автора, жанр, тему и найти соответствующую модель.(слайд)

Послушайте отрывок из первого произведения. (с. 5 В.Белов «Родничок»)

Найдите модель обложки на доске.

 

Послушайте отрывок из второго произведения

(с. 14 Муса Гали «Земные краски»).

Найдите модель обложки на доске.

 

 

Послушайте отрывок из третьего произведения (с. 25 Л.Пантелеев «Буква «ты»)

Найдите модель обложки на доске.

Какой темой объедены эти произведения?

Какое произведение лишнее?

Что общего у оставшихся произведений?

 

 

 

Это заменители жанров.

Рассказ, стихотворение, сказка.

 

 

Зелёным.

Красным.

Жёлтым.

Коричневым

 

 

 

 

 

 

 

Василий Белов «Родничок», сказка о природе.

Круг.

Муса Гали «Земные краски», стихотворение о природе.

Треугольник.

 

Леонид Пантелеев «Буква «ты», рассказ о детях, прямоугольник

Леонид Пантелеев «Буква «ты»,

Все остальные о природе.

Познавательные :

анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

 

 

 

 

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

смысловое слушание, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Определение учебной задачи.

Какая тема будет у нового произведения?

Задача нашего урока познакомиться…….,

определить……..

Ребята, поднимите руку, кто из вас бывал в лесу?

Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша страна, является лес. Посмотрите и послушайте. (видеоролик)

Что вы услышали?

Что можно увидеть в лесу?

Расскажите, как мы должны себя вести в лесу?

 

 

 

 

 

 

О природе.

 

 

 

(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)

Нужно беречь деревья, не ломать ветви, не разорять муравейники. Бережно относится к растениям, если разводить костёр, то обязательно потушить его. Не оставлять в лесу мусор.

Регулятивные

оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация

Физкультминутка

Раз подняться – потянуться,

Два согнуться – разогнуться,

Три в ладоши- три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять руками помахать,

Шесть на место тихо сесть.

Знакомство с новым произведением

 

 

Стратегия предтекстовой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия текстовой деятельности

Чтение с остановкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы сегодня будем читать новое произведение, которое называется «Лисичкин хлеб».

Мозговой штурм.

Какие вопросы у вас возникли, прочитав название произведения.

Предположите, в каком жанре написано это произведение?

Интересные у вас вопросы, мы постараемся на них сегодня ответить.

А кто написал это произведение, вы узнаете, когда откроете учебник на с.66

Кто автор?

А вы знаете об авторе?

Посмотрите и послушайте. ( видеоролик)

Что интересного узнали о жизни и творчестве М.М.Пришвина.

А начнём знакомиться с творчеством этого писателя с произведения «Лисичкин хлеб».

Итак, внимательно слушайте, попробуйте определить жанр произведения.

Слушайте внимательно.

Беседа по содержанию.

Вам понравилось произведение?

Вот мы с вами предположили что это может быть рассказ или сказка. В каком жанре написано это произведение?

Моделирование обложки книги.

Возьмите белый лист. Сделайте модель обложки произведения, с которым мы познакомились.

Покажите свои обложки. Посмотрите на обложки, которые сделали ребята на доске.

Почему выбрали прямоугольник? Докажите, что это рассказ.

 

Почему прямоугольник у одних зелёного цвета, а у других жёлтого?

Ребята, это произведение о природе, в нём много интересных сведений о растениях, о природе.

Подведём итог, о чём рассказывает обложка?

Чтение цепочкой.

Чтение до слов…..Это что за птица?

От чего имени повествуется в произведении?

А кто автор?

- Все согласны с предложенными ответами?







Кто же рассказывает эту историю?

Как же мы можем назвать того, кто рассказывает, если это и не писатель, и не Пришвин, и не охотник?

Вот вы и сделали первое открытие. Рассказы пишет писатель, у которого есть фамилия, имя, отчество. Но писатель не может быть героем рассказа. В рассказе писатель превращается в героя-рассказчика. Получается, что путать их нельзя!

Чтение до слов …А ещё я принёс с собой ароматный комочек….

Какую птицу рассказчик называет Терентий?

Что интересного узнали об этой птице?

А это что за птица? (Серенький, с хохолком).

Что принёс ещё из леса охотник?

Чтение до слов….Тоже, нарочно для Зиночки….

А что дедушка принёс из леса и дал понюхать Зиночке? ( слайд)

Что дедушка рассказал о сосновой смоле?

Чтение до слов ….И как раз под заячьей капустой….

Какие травы принёс дедушка из леса?

 

Работаем в паре. На парте лежит лист с изображением этих растений и их названия. Соедините картинку и название

А зачем дедушка принёс Зиночке травы из леса?

Чтение до конца произведения.

Что Зиночка увидела под заячьей капустой?

Как охотник назвал этот хлеб?

А как выглядит лисичкин хлеб?

А бывает лисичкин хлеб?

Для чего дедушка сказал Зиночке, что это лисичкин хлеб?

 

 

 

А о чём может быть это произведение?

 

 

 

 

 

(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)

 

 

 

 

Михаил Пришвин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сам. работа.

Проверка 2 учащихся у доски

 

 

Рассказ

Нет сказочных героев, волшебных предметов.

 

 

 

 

 

 

Писателя

Пришвин

Нет, т.к. этих слов мы не встречали в произведении.

Охотник

Рассказчик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетерев.

Рябчик.

 

 

Сосновую смолу.

Смолкой деревья лечатся.

 

 

Кукушкины слёзки, валерьянка, заячья капуста, петров крест.

Сам.работа. Проверка.

 

Зиночка была маленькая, она верила в чудеса, ждала чего-то сказочного, поэтому писатель, ой, рассказчик, использовал сказочный приём и превратил обычный чёрный хлеб в необычный, сказочный, лисичкин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

смысловое слушание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

моделирование (знаково-символическое общеучебное действие)

 

 

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

синтез,

установление причинно-следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Итог урока

Вспомним, какую задачу мы ставили в начале урока?

 

 

 

С каким произведением познакомились?

 

 

 

 

 

А можно этот рассказ назвать познавательным?

А что-нибудь новое узнали из этого рассказа?

Что хотел сказать Михаил Пришвин?

 

 

 

Познакомиться с новым произведением, определить его жанр и тему.

Мы читали рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб», это рассказ о природе

 

В лесу очень интересно, лес можно изучать, находить новое- растения, звуки, нужно знать названия и узнавать растения, птиц, животных.

Личностные действия:

Оцениватьсобственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятель-

ность, инициативу.

Рефлексия

Мне хотелось бы узнать интересно вам было на уроке и какое настроение у вас сейчас, для этого у меня есть корзина, но она ничем не заполнена. У вас на парте лежать дары леса

(картинки). Если у вас хорошее настроение и вам было интересно, вы подходите к корзинке и складываете картинки в корзину.

Урок окончен.

Личностные

 

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема: «Письмо строчной буквы «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема:   «Письмо строчной буквы  «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема: «Письмо строчной буквы «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема:   «Письмо строчной буквы  «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема: «Письмо строчной буквы «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема:   «Письмо строчной буквы  «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема: «Письмо строчной буквы «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема:   «Письмо строчной буквы  «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема: «Письмо строчной буквы «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема:   «Письмо строчной буквы  «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема: «Письмо строчной буквы «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема:   «Письмо строчной буквы  «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема: «Письмо строчной буквы «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема:   «Письмо строчной буквы  «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема: «Письмо строчной буквы «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Конспект урока обучения грамоте и литературное слушание в 1 классе. Тема:   «Письмо строчной буквы  «т» ; М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020