МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Монастырщинская средняя школа имени А.И. Колдунова
п. Монастырщина Смоленская область
«Рассмотрено» На заседании МС: Протокол № _1 от 28.08.2017г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР: _____________/ Толстенкова С.В.
|
«Утверждено» Протокол заседания педагогического совета от 30.08.2017г. №1____ Директор МБОУ Монастырщинская средняя общеобразовательная школа имени А.И. Колдунова ____________/С.Н. Ходункова/ Приказ №86-О от03.09.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности социального направления
«Ты пассажир и пешеход»
Срок реализации: 2017-2021уч. год
Учитель: Бобкова Р.М.
Количество часов по учебному плану
Всего: 34часа в год; 1ч в неделю
Планирование составлено на основе: (1-4классы)
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29декабря 2014г.№1643 приказом Министерства образования и науки РФ от 6октября 2009г. №373.
2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 31декабря 2015г. №1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3.Приказа Минобрнауки Российской Федерации от30августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
4.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Монастырщинская средняя школа имени А.И.Колдунова
5.Авторской программы внеурочной деятельности «Ты пассажир и пешеход» Н.Ф.Виноградова, // Сборник программ внеурочной деятельности:1-4классы/ под ред.Виноградовой.-М.:Вентана-Граф, 2013г.
6.Требований положения о рабочей программе ОУ
Рабочую программу составила: Бобкова Р.М.
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Ожидаемые результаты освоения курса
Личностные:
• принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
• уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
• осознание ответственности человека за общее благополучие;
• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
• положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
• способность к самооценке;
• начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
• навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
• умение ставить и формулировать проблемы;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
• установление причинно-следственных связей;
• использование речи для регуляции своего действия;
• адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
• умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
• умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
В процессе обучения дети учатся:
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• ставить вопросы;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Учащиеся получат возможность узнать:
1.Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2.Что такое остановочный путь, его составляющие.
3.Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10.Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11.Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12.Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13.Безопасный путь в школу.
14.Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15.Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Учащиеся научатся:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5.Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7.Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9.Определять признаки движения автомобиля.
10.Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Содержание курса
С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:
1. Улица полна неожиданностей
2. Наши верные друзья
3. Это должны знать все
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения жизни себе и окружающим.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного проис-шествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализровать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учщися к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Календарно-тематическое планирование
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
№ |
Тема |
Теоретические занятия (22ч.) |
Практические занятия (11ч.) |
||
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
|||||
1. |
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? |
Просмотр видеоролика Беседа |
|
||
2. |
Безопасность на улице |
Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. |
|
||
3. |
Наш город, где мы живём. |
|
Экскурсия по городу |
||
4-5 |
Опасности на наших улицах |
Опасные ситуации при переходе дороги |
|
||
6-7 |
Мы идём в школу |
|
Занятие -практикум. Сос-тавление схемы безопасного движения в школу |
||
8 |
Школа безопасности |
Какие опасности под-стерегают на улицах города |
|
||
9 |
Движение пешеходов и машин |
Просмотр фильма викторина |
|
||
10 |
Правила перехода через дорогу |
правила безопасного поведения на улицах и дорогах. |
|
||
11 |
Школа безопасности |
|
Практическое занятие о переходе через дорогу |
||
12 |
Посвящение в пешеходы |
|
Праздничная программа |
||
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ |
|||||
13 |
Наши друзья – дорожные знаки |
|
Игры |
||
14-15 |
Знакомство со знаками |
Художественное занятие. Нарисуй знак |
|
||
16-17 |
Дорожные знаки – пешеходам |
Знакомство с дорожными знаками |
|
||
18 |
Светофор и его сигналы |
Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора |
|
||
19 |
Виды пешеходных переходов |
|
экскурсия |
||
20 |
Чтение дорожных знаков |
|
Практическое занятие |
||
21 |
Безопасный путь в школу |
Художественное занятие |
|
||
22 |
А знаешь ли ты |
|
Игра-практика о передви-жении в группе |
||
23 |
Почитаем знаки? |
Заочная экскурсия по городу. |
|
||
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ |
|||||
24 |
Правила движения в колонне |
|
Практическое занятие |
||
25-26 |
Где можно играть? |
Занятие – размышление |
|
||
27-28 |
Мы пассажиры общественного транспорта |
Ролевая игра |
Занятие - практикум
|
||
29 |
Встреча с инспектором дорожного движения |
беседа |
|
||
30 |
Загородная дорога |
Правила движения пе-шеходов по загородной дороге |
|
||
31 |
Пешеход на загородной дороге |
Заочная экскурсия |
|
||
32 |
Учимся соблюдать ПДД |
Занятие-викторина |
|
||
33 |
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». |
|
Праздничная программа |
||
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ |
Тема |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
|
|||
1 |
Почему на улице опасно. |
Сложность движения по улицам большого города |
|
|
2 |
Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. |
Повторение правил безопас-ного поведения на улицах и дорогах. |
|
|
3-4 |
Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Экскурсии по городу |
|
О безопасном пути в школу Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. |
|
5 |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. |
Факторы, влияющие на величину остановочного пути. |
|
|
6 |
Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. |
Просмотр видеороликов, викторина |
|
|
7 |
Типы перекрестков. |
Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. |
|
|
8 |
Нерегулируемый перекресток. |
|
Практическое занятие о переходе через дорогу |
|
9 |
Регулируемые перек-рестки в микрорайоне школы |
|
экскурсия |
|
10-11 |
Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.) |
Ролевые игры |
|
|
12 |
Что изменилось в мар-шруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д. |
|
Практическое занятие о переходе через дорогу |
|
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ |
||||
13 |
Пешеходный переход и его обозначения. |
|
Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Экскурсия |
|
14 |
Сигналы светофора. |
Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора |
|
|
15-16 |
Регулировщик и его сигналы. |
Ознакомление с сигналами регулировщика. Ролевая игра |
|
|
17 |
Группы дорожных знаков и их назначение. |
Просмотр видеофильма. Беседа |
|
|
18 |
Дорожные знаки: |
«Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Желено-дорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» «Дети», «Пешеходная до-рожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса |
|
|
19 |
Дорожные знаки в микрорайоне школы. |
|
Практическое занятие |
|
20 |
Выступление агитбри-гады «В мире дорожных знаков» |
|
Выступление в Д/с |
|
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ |
|
|||
21 |
Правила перехода дороги с двусторонним и од-носторонним движением. |
Опасные ситуации при переходе дороги. |
|
|
22 |
Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. |
Правила перехода при наличии пешеходных переходов |
|
|
23 |
Поездка на автобусе и троллейбусе. |
|
Занятие -практикум |
|
24 |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
Заочная экскурсия |
|
|
25 |
Где можно и где нельзя играть. |
Безопасные места для игр |
|
|
26 |
Ты – велосипедист. |
Просмотр видеофильма |
|
|
27 |
Движение транспорта на загородной дороге. |
Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу |
|
|
28 |
Железнодорожные переезды, их виды. |
Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). |
|
|
29 |
Дорога глазами водителей. |
Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. |
|
|
30 |
Опасности на дорогах. |
Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
|
|
31-32 |
Правилам дорожного движения. |
|
Проведение игр, викторин по ПДД |
|
33 |
Встреча с инспектором |
Встреча с инспектором |
|
|
34 |
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». |
|
Праздничная программа |
|
|
24ч |
10ч |
||
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ |
Тема |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
|
||
1 |
Дисциплина на дороге. |
Диспут. Почему надо соблюдать ПДД? |
|
2 |
Составные части улицы, дороги. |
Знакомство с элементами улиц и дорог |
|
3 |
Улицы города |
Экскурсия по городу. |
|
4 |
Безопасная дорога в школу |
Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. |
|
5 |
Может ли машина сразу остановиться |
Остановочный путь и скорость движения |
|
6 |
Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. |
Опасности на дорогах в разное время суток |
|
7 |
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом пере-крестке. |
Правила перехода Просмотр видеоролика |
|
8 |
Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. |
Практическое занятие Нерегулируемые перекрестки в микро-районе школы.. |
|
9 |
Где еще можно пере-ходить дорогу. |
Правила перехода дорог |
|
10 |
Подвижные игры по ПДД |
Практическое занятие |
|
11 |
А мы знаем ПДД? |
Викторина по ПДД |
|
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ |
|||
12 |
Пешеходные переходы. |
Правила перехода дороги с двусторонним и односто-ронним движением. |
|
13 |
Регулируемые пере-крестки. Светофор. |
Сигналы светофора |
|
14 |
Регулируемый перекрёсток |
Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. |
|
15 |
Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. |
Ролевые игры |
|
16 |
Дорожная полиция. |
Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. Встреча с инспектором. |
|
17 |
Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. |
Просмотр фильма .Беседа |
|
18 |
Дорожные знаки |
Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. |
|
19 |
Дорожные знаки и дорожная разметка. |
Экскурсия на улицы города |
|
20 |
Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. |
|
|
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ |
|
||
21 |
Опасные ситуации при переходе дороги. |
Примеры дорожно-тран-спортных происшествий с детьми |
|
22 |
История появления автомобиля и правил дорожного движения. |
Историческая справка |
|
23 |
Поездка на автобусе и троллейбусе. |
Заочная экскурсия |
|
24 |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
Ролевая игра |
|
25 |
Мы –пешеходы, мы - пассажиры |
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. |
|
26 |
Где можно и где нельзя играть. |
Практическое занятие |
|
27 |
Опасность игр вблизи железнодорожных путей |
Где можно играть в мик-рорайоне школы и дома. |
|
28 |
Поездка за город |
Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу |
|
29 |
Ты – велосипедист |
Дорожные знаки. Спортивные соревнования |
|
30 |
Улица глазами водителей |
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) |
|
31 |
Дорожно-транспортные происшествия |
Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов |
|
32 |
Оказание медицинской помощи |
Практическое занятие |
|
33 |
Письмо водителю. |
Пожелания водителям |
|
34 |
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». |
Праздничная программа |
|
|
24ч |
10ч |
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ |
Тема |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
|||
1 |
Безопасность пешеходов. |
Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах . |
|
2 |
Виды транспортных средств |
Загадки, исторический материал |
|
3 |
Проезд специальных транспортных средств. |
презентация «Специальные автомобили», деление ма-шин по назначению (работа в парах) |
|
4 |
Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. |
Практическое занятие |
|
5 |
Знаем ли мы правила дорожного движения |
Игра- викторина |
|
6 |
Нерегулируемые перекрестки |
Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги |
|
7 |
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах |
Разбор опасных ситуаций на дорогах |
|
8 |
Разбор дорожной ситуации на макете |
Практическое занятие |
|
9 |
Основные понятия и термины ПДД |
Беседа, презентация, стихи |
|
10 |
«Дисциплинированный пешеход» |
Конкурс–игра |
|
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ |
|
||
11 |
Предупредительные сигналы |
Блиц – опрос, беседа |
|
12 |
Дорожные знаки и их группы. |
История возникновения и развития дорожных знаков. |
|
13 |
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам |
Дорожные знаки, от-носящиеся к велоси-педистам |
|
14 |
«Путешествие в Страну дорожных знаков» |
Игра-сказка |
|
15 |
Светофорное регулирование |
|
|
16 |
Регулировщик и его сигналы |
Ролевая игра |
|
17 |
Встреча с инспектором дорожной полиции |
Беседа с инспектором |
|
18 |
Знатоки правил дорожного движения. |
Викторина на лучших знатоков правил до-рожного движения. |
|
19 |
Выступление перед детьми детского сада. |
Выступление перед детьми детского сада |
|
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ |
|
||
20 |
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. |
Просмотр видеороликов и анализ |
|
21 |
Движение учащихся группами и в колонне. |
Практическое занятие |
|
22 |
«Я – пешеход» |
Экскурсия |
|
23-24 |
Перевозка людей. |
|
|
25 |
Труд водителя. |
Беседа водителя авто-мобиля или автобуса. |
|
26-27 |
Когда ты становишься водителем. |
Правила передвижения на велосипедах |
Эстафета велосипедистов |
28 |
Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. |
Просмотр видеоролика |
|
29 |
Где можно и где нельзя играть. |
Беседа, презентация, ролевая игра. |
|
30 |
Причины возникновения ДТП. |
Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации») |
|
31 |
Создание буклета «Помни, пешеход!». |
Практическое занятие |
|
32 |
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге |
Практическое занятие |
|
33 |
Мы соблюдаем ПДД |
Подвижные игры и соревнования по ПДД |
|
34 |
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения» |
|
|
|
24ч |
10ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.