МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Монастырщинская средняя школа имени А.И. Колдунова
п. Монастырщина Смоленская область
«Рассмотрено» На заседании МС: Протокол № _1 от 28.08.2019г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР: _____________/ Толстенкова С.В.
|
«Утверждено» Протокол заседания педагогического совета от 30.08.2019г. №1____ Директор МБОУ Монастырщинская средняя общеобразовательная школа имени А.И. Колдунова ____________/С.Н. Ходункова/ Приказ №86-О от03.09.2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«Страна Этикета»
Срок реализации: 2019-2020уч. год
Класс: 3Б
Учитель: Бобкова Р.М.
Количество часов по учебному плану
Всего: 34часа в год; 1ч в неделю
Планирование составлено на основе: (1-4классы)
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29декабря 2014г.№1643 приказом Министерства образования и науки РФ от 6октября 2009г. №373.
2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 31декабря 2015г. №1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3.Приказа Минобрнауки Российской Федерации от30августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
4.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Монастырщинская средняя школа имени А.И.Колдунова
5.Авторской программы внеурочной деятельности «Этическая программа в начальных классах» А.И.Шемшурина, // Сборник программ внеурочной деятельности:1-4классы/ под ред.Виноградовой.-М.:Вентана-Граф, 2013г.
6.Требований положения о рабочей программе ОУ
Рабочую программу составила: Бобкова Р.М.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный стандарт второго поколения, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся при сохранении физического, психического и нравственного здоровья, что будет способствовать повышению качества образования».
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения
1. Этикет
2. Этические нормы отношений с окружающими
3. Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Планируемые результаты
Личностные
-ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
-Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
-Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации),
развитие их эмоционального восприятия.
-Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Метапредметные результаты (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие
поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
Коммуникативные УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и правакаждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися
организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
-учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
-учащиеся полностью научатся ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Предметные результаты
– учащиеся научатся моральным нормам и правилам нравственного поведения, в том числе этическим нормам взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
- получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
- получат опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Обучающиеся получат возможность
опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
· начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
· уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
· знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса гимназии и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».
Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 34 (33 часа-1 класс) часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»
3 класс
Раздел 1. Этика общения (8 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …
Раздел 2. Этикет (7 часов)
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.
. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 11. Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Тема 15. Встречаем Новый год.
Классный «Огонек».
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 16. Душа – это наше творение.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 20. Помоги понять себя.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Тема 21. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Тема 22. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 26. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 27. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 28-29 Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 30. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 31. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 32-33. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Тема 34. Школе посвящается.
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ |
Название темы |
|
Форма деятельности |
||
Дата |
Корректировка |
||||
Этика общения. 8ч. |
|||||
1 |
Здравствуйте все! |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
2 |
Будем беречь друг друга. |
|
|
Путешествие в сказку. Инсценирование. Решение педагогических задач. |
|
3 |
Дружим с добрыми словами. |
|
|
Игра. Познавательная беседа. |
|
4 |
Любим добрые поступки |
|
|
Познавательная беседа. Разучивание песни. |
|
5 |
Подари дело и слово доброе |
|
|
Путешествие в сказку |
|
6 |
Умеем общаться |
|
|
Рассказ. Беседа. Игра |
|
7 |
Каждый интересен |
|
|
Познавательная беседа. Игра. |
|
8 |
Подарок коллективу |
|
|
Урок-сюрприз. Игры |
|
Этикет. 7ч. |
|||||
9 |
Премудрости дедушки Этикета |
|
|
Беседа. Решение задач |
|
10 |
За столом с дедушкой Этикетом |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
11 |
Школьные правила этикета |
|
|
Работа с картинками. Сценки-миниатюры |
|
12 |
Когда рядом много людей |
|
|
Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу. |
|
13 |
Как решать семейные проблемы |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
14 |
Чистый ручеек вашей речи |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
15 |
Встречаем Новый год |
|
|
Классный «Огонек» |
|
Этические нормы отношений с окружающими. 10ч. |
|||||
16 |
Душа – это наше творение |
|
|
Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев. |
|
17 |
Отворите волшебные двери добра и доверия |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
18 |
Хорошие песни к добру ведут |
|
|
Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр. |
|
19 |
Вглядись в себя, сравни с другими |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
20 |
Помоги понять себя |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
21 |
О настоящем и поддельном |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
22 |
Тепло родного дома |
|
|
Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом» |
|
23 |
Поздравляем наших мам |
|
|
Праздник. |
|
24 |
Цветы, цветы – в них Родины душа |
|
|
Познавательная беседа. Посещение памятных мест в городе. |
|
25 |
Когда солнце тебе улыбается |
|
|
Праздник. Игры. Песни. |
|
Этика отношений в коллективе. 9 ч. |
|||||
26 |
Чтобы быть коллективом |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
27 |
Коллектив начинается с меня |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
28-29 |
Подарок коллективу |
|
|
Урок - сюрприз. Игра |
|
30 |
Секретные советы девочкам и мальчикам |
|
|
Познавательная беседа. Игра |
|
31 |
Скажи себе сам |
|
|
Сочинение «Скажи сам себе» |
|
32-33 |
Вот и стали добрей и умней |
|
|
Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра |
|
34 |
Школе посвящается |
|
|
Праздник. |
|
Итого: 34ч |
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.