РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Страна Этикета»
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Страна Этикета»

Оценка 5
docx
10.01.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Страна Этикета»
Этикет без приложений.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 Монастырщинская средняя  школа имени А.И. Колдунова

п. Монастырщина Смоленская область

 

«Рассмотрено»

На заседании МС:

Протокол № _1

 от 28.08.2019г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_____________/

Толстенкова С.В.

 

 

«Утверждено»

Протокол заседания педагогического совета

от 30.08.2019г. №1____

Директор МБОУ Монастырщинская средняя общеобразовательная школа имени А.И. Колдунова

____________/С.Н. Ходункова/

Приказ №86-О от03.09.2019г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления

«Страна Этикета»

Срок реализации: 2019-2020уч. год

Класс: 3Б

Учитель: Бобкова Р.М.

Количество часов по учебному  плану

Всего: 34часа в год; 1ч в неделю

 

Планирование составлено на основе: (1-4классы)

                                                                                                                                              

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29декабря 2014г.№1643 приказом Министерства образования и науки РФ от 6октября 2009г. №373.

2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 31декабря 2015г. №1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3.Приказа Минобрнауки Российской Федерации от30августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

4.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Монастырщинская средняя школа имени А.И.Колдунова

5.Авторской программы внеурочной деятельности «Этическая программа в начальных классах» А.И.Шемшурина, // Сборник программ внеурочной деятельности:1-4классы/ под ред.Виноградовой.-М.:Вентана-Граф, 2013г.

6.Требований положения о рабочей программе ОУ

 

Рабочую программу составила: Бобкова Р.М.

 

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный стандарт второго поколения, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся   при сохранении физического, психического и нравственного здоровья, что будет способствовать повышению качества образования».

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

 

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

1.     Этикет

2.     Этические нормы отношений с окружающими

3.     Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Планируемые результаты

Личностные

-ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

-Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

-Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы  всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации),

развитие их эмоционального восприятия.

-Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Метапредметные результаты (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей)  в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие

поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Коммуникативные  УУД (ведение диалога, признание возможности  существования различных точек зрения и правакаждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися

организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

-учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

-учащиеся полностью научатся ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

 

Предметные результаты

– учащиеся научатся моральным нормам и правилам нравственного поведения, в том числе  этическим нормам взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

- получат  опыт  переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

- получат опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

              Обучающиеся  получат возможность

опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

·        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

·        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·        уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

·        знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса гимназии и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».

Программа адресована учащимся 1- 4  классов  и рассчитана на 34 (33 часа-1 класс) часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

 

 

 

Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»

3 класс

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

 

Раздел 2. Этикет (7 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 12. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 13. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 15. Встречаем Новый год.

Классный «Огонек».

 

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

 

Тема 16. Душа – это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 20. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 21. О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 22. Тепло родного дома.

Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.

Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни.

 

Этика отношений в коллективе (9 часов)

Тема 26. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 27. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 28-29 Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 30. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Тема 31. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 32-33. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Тема 34. Школе посвящается.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

 

 

Календарно-тематическое планирование

3 класс

 

Название темы

 

Форма деятельности

Дата

Корректировка

Этика общения. 8ч.

1

Здравствуйте все!

 

 

Познавательная беседа. Игра

2

Будем беречь друг друга.

 

 

Путешествие в сказку.  Инсценирование. Решение педагогических задач.

3

Дружим с добрыми словами.

 

 

Игра. Познавательная беседа.

4

Любим добрые поступки

 

 

Познавательная беседа.

Разучивание песни.

5

Подари дело и слово доброе

 

 

Путешествие в сказку

6

Умеем общаться

 

 

Рассказ. Беседа. Игра

7

Каждый интересен

 

 

Познавательная беседа. Игра.

8

Подарок коллективу

 

 

Урок-сюрприз. Игры

Этикет. 7ч.

9

Премудрости дедушки Этикета

 

 

Беседа. Решение задач

10

За столом с дедушкой Этикетом

 

 

Познавательная беседа. Игра

11

Школьные правила этикета

 

 

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

12

Когда рядом много людей

 

 

Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу.

13

Как решать семейные проблемы

 

 

Познавательная беседа. Игра

14

Чистый ручеек вашей речи

 

 

Познавательная беседа. Игра

15

Встречаем Новый год

 

 

Классный «Огонек»

Этические нормы отношений с окружающими. 10ч.

16

Душа – это наше творение

 

 

Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев.

17

Отворите волшебные двери добра и доверия

 

 

Познавательная беседа. Игра

18

Хорошие песни к добру ведут

 

 

Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр.

19

Вглядись в себя, сравни с другими

 

 

Познавательная беседа. Игра

20

Помоги понять себя

 

 

Познавательная беседа. Игра

21

О настоящем и поддельном

 

 

Познавательная беседа. Игра

22

Тепло родного дома

 

 

Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом»

23

Поздравляем наших мам

 

 

Праздник.

24

Цветы, цветы – в них Родины душа

 

 

Познавательная беседа. Посещение памятных мест в городе.

25

Когда солнце тебе улыбается

 

 

Праздник. Игры. Песни.

Этика отношений в коллективе. 9 ч.

26

Чтобы быть коллективом

 

 

Познавательная беседа. Игра

27

Коллектив начинается с меня

 

 

Познавательная беседа. Игра

28-29

Подарок коллективу

 

 

Урок - сюрприз. Игра

30

Секретные советы девочкам и мальчикам

 

 

Познавательная беседа. Игра

31

Скажи себе сам

 

 

Сочинение «Скажи сам себе»

32-33

Вот и стали добрей и умней

 

 

Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра

34

Школе посвящается

 

 

Праздник.

Итого: 34ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Страна Этикета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Страна Этикета»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020