Урок № 72-73 |
8А от 22.01. 23.01. |
8Б от 23.01. 25.01. |
8В от 23.01. 24.01. |
2020 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема |
«Однородные и неоднородные определения» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
расширить и углубить знания об однородных членах предложения; познакомить с однородными и неоднородными определениями; повторить некоторые понятия и правила морфологии. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные: |
способствовать овладению различными средствами выражения сочинительной синтаксической связи; способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных определениях на письме; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
метапредметные: |
формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
личностные: |
содействовать воспитанию рационального распределения времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: комбинированный. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы урока: исследовательский. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология: модерации. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование: учебник, раздаточный материал. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХОД УРОКА |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверить наличие упр. 220, проверить по цепочке сочинение-рассуждение. |
Показывают тетради, объясняют, как из сложных предложений получили простое осложнённое. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверочная работа на закрепление прошлого материала.
Синтаксическая пятиминутка: Тревожным, свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. (Индивид. задание – морфологический разбор слова «мягким») |
Самостоятельная работа.
Двое работают у доски. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беседа: - Что называется определением? - Какой частью речи чаще всего выражается определение? - Прежде чем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним разряды прилагательных по значению? - Назовите их отличия. - А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете различать прилагательные разных разрядов.
Буквенный диктант: 1 – О, 2 - П, 3 – К. Матушкина шаль, удобное кресло, кухонное полотенце, ребячья рубашка, песчаный берег, молодой агроном, мокрая листва, отцовское ружьё, сладкий чай, морковное пюре. Ключ: П, К, О, П, О, К, К, П, К, О. |
(Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?) (Прилагательным). (Качественные, относительные, притяжательные.) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. |
Оформление тетради. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Работа с предложением, записанным на доске. - Прочитайте предложение, записанное на доске. Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики. - Назовите определения в этом предложении, чем они выражены. - Обратите внимание, что оба определения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет, так как определения по указанным признакам не всегда однородные. Запись на доске. Вариант 2: коллективно заполнить таблицу.
- Посмотрите на эту таблицу. Прилагательные в каждой колонке характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса и др. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными. Если взять прилагательные разных колонок, то это будут неоднородные определения, которые характеризуют предмет с разных сторон и чаще всего выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного.
2. Работа с предложениями: Задание: составьте предложения по вертикали и горизонтали. Сравните предложения: 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. – Мама купила большой красный сладкий арбуз. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. – Белая шерстяная кофта висела на спинке стула. 3. Работа с учебником: §31, упр.222, анализ таблицы.
|
Записывают предложения для анализа.
Заполняют таблицу устно.
Составляют предложения
Изучают материал. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разбор примеров с последующей записью выводов Однородные определения
· |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с предложениями:
|
По одному работают у доски. Запись в тетради. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кроссворд: 1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? (Определение). 2.Определения, которые характеризуют предмет с одной стороны. (Однородные). 3. Как называются определения, выраженные прилагательными, порядковыми числительными, причастиями и находящиеся чаще всего перед определяемым словом? (Согласованные). 4 и 6. Назовите сочетанием каких прилагательных обычно выражаются неоднородные определения. (Качественное и относительное). 5. Какой знак ставится между однородными определениями? (Запятая). - Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Польза).
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснительный диктант.
Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь. Тонкий, прозрачный луч рассекает засыпанный звёздами купол.
Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет.
Распространить данные предложения сначала однородными, затем неоднородными определениями. При затруднении можно обратиться к карточке-ключу.
Мы встретили… зиму.( русская, снежная, мрачная, грустная)
По обеим сторонам дороги стояли … деревья.(старые, печальные, жёлтые , багряные) Раздался … удар грома.( страшный, оглушительный, первый, весенний ) |
Один работает у доски.
Творческая работа.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разминка для спины и рук. |
Разминка. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа. Предлагается небольшой текст «Снегирь» (разные варианты по степени помощи) Задание: восстановить текст, включив в него однородные и неоднородные определения, расставить соответствующие знаки препинания. Основной вариант: Однажды в один (неоднородные определения) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (однородные определения) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (неоднородные определения) грудка, которая огоньком горит на (неоднородные определения) окне. Прилет снегиря стал для меня очень (однородные определения) событием.
Вариант с подсказкой: Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по размеру, по заснеженности) окне. Прилет снегиря стал для меня очень (по важности, по времени года) событием. |
Учащиеся самостоятельно выбирают степень помощи выполнения задания.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что нового вы узнали об определениях на этом уроке? (Они бывают однородными и неоднородными). - Почему важно уметь определять однородные определения или неоднородные? (Для правильной постановки знаков препинания). - Как же определить, являются ли определения однородными или нет? |
Анализируют, делают выводы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучить§31, выполнить упр. 225 Орфографический практикум (§28-31) |
Запись в дневник. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверочная работа ВАРИАНТ 1 1. При каком типе синтаксической связи между однородными членами предложения всегда ставится запятая? 1. Союзная; 2. Бессоюзная; 3. Подчинительная; 4.Разделительная. 2. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? 1) На стол постелена красивая льняная скатерть. 2) Что ты встал ни свет ни заря? 3) Человек с трудом переносит как мороз так и жару. 4) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. 3. Перед какими союзами, соединяющими однородные члены предложения, не ставится запятая? 1. Соединительными и разделительными; 2. Противительными и составными; 3. Разделительными и повторяющимися; 4.Противительными и соединительными. 4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах. Алёна,(1) закрыв дверь,(2) села в кресло,(3) облокотилась на его мягкий валик и тихо заплакала. 1) 1, 2 2) 3 3) 2 4) 1, 2, 3 5. В каком варианте ответа указаны все предложения с несколькими рядами однородных членов? А. Он остановился под деревом, откинул капюшон плаща и посмотрел вокруг. Б. Крупные капли дождя шлёпали по листьям деревьев и кустов и скатывались на землю. В. По вечерам мы собирались за столом и читали вслух книги, просматривали журналы. Г. По дорогам тянулись обозы с яблоками, капустой и грузовики с зерном. 1) А, Б 2) Б, Г 3) Б, В 4) А, Г |
Проверочная работа ВАРИАНТ 2 1. Какое утверждение является неверным? Однородные члены предложения: 1) соединяются между собой сочинительной связью 2) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения 3) могут быть распространёнными 4) выполняют разную синтаксическую функцию 2. Перед какими союзами, соединяющими однородные члены предложения, ставится запятая? 1. Разделительными; 2. Соединительными; 3. Противительными; 4.Объяснительными. 3. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах. Человек,(1) оставшись в лесу один,(2) обыкновенно или разговаривает сам с собой,(3) или свистит,(4) или сшибает палкой сухие листья. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых союз И связывает однородные члены? (Знаки препинания не расставлены.) А. Они остановились перед входом на веранду и отряхнули снег с одежды. Б. Воздух чист и в предзакатном свете отчётливо выделяется каждая тропинка. В. Река пенится на камнях и сверкает в лучах вечернего солнца. Г. Двинулась рать и как будто огнём вся земля запылала. 1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В 5. В каком варианте ответа указаны все предложения с несколькими рядами однородных членов? А. Вдоль набережной и на мосту гулял и веселился народ. Б. Доктор надел пальто и шляпу и вышел из дома. В. Каждый день мы сыпали на подоконник крошки хлеба и крупу для птиц. Г. Сквозь пелену дождя проступали очертания острова и заросли кустов на нём. 1) А, Г 2) А, Б 3) Б, В 4) В, Г |
Решение кроссворда
Задание: восстановить текст, включив в него однородные и неоднородные определения, расставить соответствующие знаки препинания. Основной вариант: Однажды в один (неоднородные определения) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (однородные определения) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (неоднородные определения) грудка, которая огоньком горит на (неоднородные определения) окне. Прилет снегиря стал для меня очень (однородные определения) событием. Вариант с подсказкой: Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по размеру, по заснеженности) окне. Прилет снегиря стал для меня очень (по важности, по времени года) событием.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение кроссворда
Задание: восстановить текст, включив в него однородные и неоднородные определения, расставить соответствующие знаки препинания. Основной вариант: Однажды в один (неоднородные определения) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (однородные определения) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (неоднородные определения) грудка, которая огоньком горит на (неоднородные определения) окне. Прилет снегиря стал для меня очень (однородные определения) событием. Вариант с подсказкой: Однажды в один (по времени года, температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте, яркости) птичка. Снегиря отличает от других птиц его (по цвету, по пышности) грудка, которая огоньком горит на (по размеру, по заснеженности) окне. Прилет снегиря стал для меня очень (по важности, по времени года) событием.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.