Конспект урока окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер" для учащихся 1 - 2 классов

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер" для учащихся 1 - 2 классов
Иконка файла материала Окружающий мир по теме Почему идет дождь и дует ветер 1 класс.doc

Урок-наблюдение «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Цели урока:

1.      Познакомить с приборами для определения силы ветра и направления ветра;

2.      Познакомить с новыми словами «метеоролог», «метеорологическая станция»;

3.      Познакомить учащихся с погодными явлениями «дождь» и «ветер»

Задачи:

1.      Образовательные:

1.      расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре;

2.      раскрыть значение этих явлений для человека, растений и животных;

3.      объяснить причины возникновения дождя и ветра;

2.      Развивающие:

1.      развитие логического мышления;

2.      умение сравнивать и анализировать;

3.      развитие наблюдательности;

3.      Воспитательные:

1.      воспитание любви, внимательного и бережного обращения к родной природе;

2.      привитие интереса к данной теме.

Ход урока:

1.      Организационный момент: сообщение целей и задач урока.
Сегодня наш урок будет не совсем обычным,  вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке, если отгадаете загадки:

    И тонок,И долог, А сядет- В траве не видать.Ждали, звали, а показался –Все прочь побежали. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь)

  Есть на свете конь – Всему миру не сдержать.Без рук, без ног, По полю скачет, Поет да свищет,Деревья ломает. К земле преклоняет.Без рук, без ног, Под окном стучитсяВ избу просится.Гуляет в поле, да не конь.Летает на воле, да не птица. (ветер)

2.      Работа над новой темой.

- Что вы знаете о дожде?

Ребята, а откуда идет дождь (из тучи на небе)? Что такое туча (это темное,  густое облако)? Если появилась туча – жди дождя

Туча, туча! Что несёшь?

Отвечает Туча: … (дождь)

- Прочитайте тему урока.  

- Откройте учебник стр. 36 и прочитайте

задачу урока..

3.Прожолжение работы по теме урока

- Прочитайте ещё раз, как называются дожди.

- Почему их так назвали? (высказывание детей)

- Объясните, почему идёт дождь?

(высказывание детей)

- Как вы думаете, что это изображено? 

       На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется т.е. становится невидимым и прозрачным паром. Этот лёгкий пар с тёплым воздухом поднимается вверх. А там на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много, что они все вместе превращаются в большое тёмное облако – тучу. Капли воды, из которых состоят тучи, тяжёлые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь. Ребята, каждый из вас не раз попадал под дождик, вспомните, какие бывают дожди? (Ливневые или проливные, мелкий, как из сита – ситничек, косой – косохлёст).

4.Практическая работа

- Представьте, что вы художники. Вам нужно нарисовать дождь. Как может выглядеть весёлый дождик? Нарисуйте.

- А как выглядит грустный дождик? Нарисуйте.

(рисунки вывешиваются на доску)

- Так почему же идет дождь? (высказывание детей)    

- Какие дожди вы знаете?  (высказывание детей) А почему дождик бывает косым? Что заставляет его быть таким? (Ветер.)

А какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, прохладный, порывистый)

5. Физ. минутка.

Ребята, давайте послушаем ветер. (Звучит  запись звуков ветра)

Какой вы услышали ветер? Наш великий русский поэт А.С. Пушкин в своих произведениях (Сказка о Царе Салтане) тоже обращался к ветру

«Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море, всюду дуешь на просторе….

    Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет,

   Он бежит себе в волнах на поднятых парусах……

6.Продолжение работы по теме урока

1.      Беседа, работа по учебнику.

Что такое ветер?

Тёплый воздух, более лёгкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжёлый, стелется понизу, занимая освободившееся место. Так возникает ветер. Воздух постоянно находится в движении из – за того, что, он по – разному нагрет. (практическая работа: зажечь свечку и поднести к двери, сначала поднимаем вверх, а затем опускаем вниз свечку, дети видят по пламени, как движется воздух)

- Как вы думаете, ветры все одинаковые? 

- Зачем нужен ветер на Земле?  (высказывание детей)

(рассказ о ветре)

- Выберите слова, которые подойдут для описания ветра.

(сильный, холодный, тёплый, порывистый, слабый)

Да, это движение воздуха относительно земли. Бывает, когда ветер движется не только вдоль земли, но и поднимается вверх, имеет вертикальное направление. Это хорошо видно зимой, когда снежинки летят не вниз к земле, а поднимаются и кружатся в воздухе.

Он нужен всему живому та же, как свет и вода.

Огромную пользу приносит ветер человеку: опыляет растения, приводит в движение механизмы, очищает города от пыли и копоти. Приносит тепло и холод. Но ветра причиняют и вред людям. Бури, ураганы, тайфуны, смерчи, суховеи. Они сокрушают дома, топят в море корабли, губят сады, заносят песком земли, превращая их в пустыню.

Люди изучают повадки ветров и даже составляют карту ветров, по которой определяют предстоящую погоду.

Так почему же воздух движется?Наша Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От  земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.Ветер всегда дует с определенной силой, он может быть сильнее или слабее. Как  вы думаете, с какой силой дует ветер? Постоянные наблюдения за погодой ведутся на метеорологических станциях. Такие станции установлены на высоких горах. На островах, на льдинах в северных морях. В лесах и пустынях. Каждая станция имеет здание, в котором живут работники, они ведут наблюдения за погодой с помощью специальных приборов. Для определения силы ветра используют прибор, который называется – АНЕМОМЕТР. На этом приборе есть специальная шкала, по которой и определяется сила ветра А направление ветра определяют с помощью  - ФЛЮГЕРА.Чтобы определить направление ветра необходимо знать и уметь определять стороны горизонта.Ветер может дуть с юга – тогда он будет теплый (демонстрация), а если с севера подует, то каким он будет?Дождь и ветер играют очень большую роль в жизни растений, животных и человека.Зачем нам нужен дождик? А какую роль играет ветер?

7. Работа в тетради на печатной основе

8.Рефлексия

Работа по вопросам учебника стр. 37

- Оцените свои достижения на уроке. 

9.Подведение итогов урока:

-Вернёмся к учебной задаче урока. Выяснили мы причины возникновения дождя, ветра?

Людям, каких профессий необходимы знания о ветре и для чего? Что нового узнали, с чем познакомились?.

10. Домашнее задание.