Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Во времена Древней Руси"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интересно рассказать о непростом времени, когда князь сменял князя, а земля Русская только становилась таковой? В этом вам поможет конспект урока окружающего мира "Во времена Древней РУси"
Иконка файла материала Олексенко ОВ конспект урока.doc

Урок учителя начальных классов

МОУ гимназия № 87 г. Краснодара

Олексенко О.В.

 

 

Класс:  4

УМК: « Школа России»

Курс: «Окружающий мир»

Тема: «Во времена Древней Руси»

Место урока в курсе: второй урок в разделе «Страницы истории России»

Цели урока:

Познавательный  аспект: 

-       формирование первичных представлений о том, где, когда возникла Древняя Русь и знакомство с ролью принятия христианства для Древней Руси. 

-       создание условий для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-       учить работать с картой

Развивающий аспект:

-       формирование умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации, 

-       развивать у учащихся познавательный интерес

Воспитательный аспект: 

-       воспитывать ответственность, самостоятельность, наблюдательность  

-       воспитывать желание учиться и делать открытия;

-       воспитание любви к России, чувства гордости за историческое прошлое страны.

Задачи:

1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, историческими датами: 862 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси),

2) учить работать с картой;

3) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы, коммуникативные навыки;

4) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

1)  Формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир;

2) Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3) Слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения, быть готовым изменить свою.

4) Проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Познавательные УУД:

1)  Самостоятельное выделение и формулирование цели деятельности

2)  Поиск и выделение необходимой информации из различных источников информации (печатная, видеоряд, работа с картой)

Коммуникативные УУД:

1)  Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

2)  Развитие умения формулировать и обосновывать свою точку зрения

Регулятивные УУД:

1)  Выделение и осознание того, что уже известно и что еще нужно усвоить, осознание качества  и уровня усвоения.

2)  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Тип урока: по виду – урок первичного предъявления новых знаний

                     по форме – урок - виртуальное путешествие

Оборудование:

-       учебник «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс

-       карта России

-       макет карты «Древняя Русь»

-       маршрутные листы

-       видеофрагмент «Рюрик»

-       видеофрагмент «Приглашение на княжение»

 

Ход урока:

Этап урока

Приемы работы

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

1. Организационный момент

-       Здравствуйте! Сегодня урок окружающего миру у вас проведу я.

-       Давайте проверим, есть ли у вас на столах все необходимое для работы?

 

2. Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

-       Мы отправляемся в путешествие

-       Итак, в путь! На машине? Лучше!

-       На поезде!

Звук отправления поезда

3.Актуализация

Повторение ранее усвоенных понятий, необходимых для восприятия нового

 

 

 

 

Работа с маршрутным листом

 

 

 

-       Проверьте ваши билеты на дорожных картах. На доске наш первый пункт назначения.

-       Что за город?

-       (Новгород)

-       Поезд не едет, вспомните картинку, чего не хватает для движения поезда?

-       Рельсы и шпалы.

-       Их изображение есть на ваших дорожных картах.

-       Рельсы - это история нашего государства, а шпалы - это наши знания о ней.

-       Есть ли у кого-нибудь знания об этой области?

-       А зачем знать историю?

(ответы детей)

(Обобщить сказанное детьми)

Чтобы приобрести опыт и не совершать ошибок

 

4.Целеполагание

Постановка цели в вопросно-ответной форме

 

-       Памятник 1000 -летия Руси.

-       Установите, когда его построили?

-       Как вы думаете, почему его установили именно в Новгороде?

-       Рассмотрите внимательно изображение памятника и назовите, кто изображен?

(перечислить, кого они увидели на памятнике)

-       Действительно, это Рюрик!

-       А вы знаете, что это не просто имя?

5. Первичное восприятие и усвоение нового материала

- Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической форме.

-       Князь… Кто же такой князь?

 

1.Рассказ об этимологии слова «князь» (воин на коне)

 

 

2. Просмотр 1-го видеосюжета с целью сбора информации по теме урока

 

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУУ

- Прием использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся

-                   Восточно-славянские племена часто подвергались набегам, каждый пытался отобрать себе кусочек лакомой земли.

-                   Да и между собой не было мира: ссорились, ругались…

-                   Что делать?

-                   - обсуждение  ситуация с классом

-                   Обратились старейшины племен к 3 братьям, старшего из которых, как мы уже узнали, звали…   (ответы детей по содержанию видеоролика)

Ладошка – кулак

7. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала

Просмотр 2-го видеосюжета с целью сбора информации по теме урока

Видеосюжет про приглашение на княжение

 

Проведение динамической паузы с информационной составляющей

Показать и объяснить, что такое «земной поклон», какие виды поклонов существовали в Древней Руси.

8. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с макетом карты, на доске

 

 

-                   Шли годы, а значит, князь старел.

-                   Его сын, которого звали Игорь , был еще мал, чтобы управлять государством.

-                   Рюрик на княжение оставил своего верного соратника, который окажет очень важное значение на жизнь нашей следующей станции

-                   Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия.

-                   Угадайте (расшифруйте), где мы оказались?

-                   Киев!

-                   Что вы знаете об этом человеке?

-                   Один из важных моментов во времена правления Олега, он  не только завоевывал новые земли, но и обозначил новую столицу государства – Киев

 

КАРТА – снять территории обозначенные красным цветом)

9. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала

-                   Может быть вы знаете, сто означал щит на воротах города?

-                   Почему так важно было договориться с Константинополем (Царьградом)?

-                   (Торговля)

-                   Путь из северной Европы в Византию.

-                   Путь из Варяг в греки.

Работа с учебником

 

 

 

 

Работа в маршрутном листе.

 

-                   В вашей дорожной карте обозначена карта, показывающая путь с севера на юг.

-                   Чтобы найти на ней этот важный торговый путь из варяг в греки, откройте учебники на стр.41

Под руководством учителя  построение пути на контурной карте в маршрутном листе и сравнение его с картой в учебнике.

10. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  с макетом карты, поочередное снятие новых фрагментов

-                   Могила Вещего Олега в Ладоге.

-                   Это фото сделано мною этим летом.

-                   Я как предчувствовала, что встречусь с вами. 

-                   Упоминание Ладожского озера вы не раз услышите в эти дни.

-                   Может быть кто-то из вас знает, что отмечает вся наша страна 27 января?

-                   - Прорыв  блокады Ленинграда.

-                   Когда-то в этом прорыве участвовал мой дедушка.

-                   Когда Олег скончался то у власти стал сын Рюрика-Игорь.

-                   Правил он не очень долго, но своими походами тоже укреплял наше государство

-                   Игорь в походах погиб!

-                   Ольга стала мстить. Но правительницей она была мудрой, ведь ее задача была – сохранить государство для подрастающего сына-Святослава.

-                   Мудрость Ольги заключалась и в том, что она первая в нашей стране, кто принял христианство.

-                   Что вы можете сказать про Святослава?

-                   Его завоевания  вы можете увидеть на нашей карте.

 

 ( КАРТА- Синий цвет)

 

 

 

 

 

 

(КАРТА-ОРАНЖЕВАЯ)

ФИЗМИНУТКА:

Игровой прием: «МЕЧ и УКЛОНЕНИЕ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводка к ДЗ

-                   Кто узнал этого человека?

-                   Это Владимир.

-                   А что значит нимб?

-                   Правители других государств не хотят иметь дело с языческой Русью.

-                   Как найти выход?

-                   Надо сделать выбор: избрать новую веру!

-                   Вот и вам нужно будет сделать выбор при выполнении домашнего задания.

 

 

 

 

Раздать материалы домашнего задания

 

Расширение земель

 

 

(КАРТА_ЗЕЛЕНАЯ)

10. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУУ

 

Игра «Да-нет»

-                   Крещение.

-                   Символ:  колокола.

 

-                   Что дало? Работа с дорожной картой

-                   Расставить князей по порядку.

 

-                   Что вас удивило или стало открытием?

 

-                   Включить колокольный звон ПОДАРОК В ВАШУ КОЛЛЕКЦИЮ

 

Оценивание

Итог урока

Словесное обоснование и поощрение отвечавших на уроке.

Спасибо за работу! Желаю  Счастья вам и вашим близким! Живите в мире и согласии!