Урок учителя начальных классов
МОУ гимназия № 87 г. Краснодара
Олексенко О.В.
Класс: 4
УМК: « Школа России»
Курс: «Окружающий мир»
Тема: «Во времена Древней Руси»
Место урока в курсе: второй урок в разделе «Страницы истории России»
Цели урока:
Познавательный аспект:
- формирование первичных представлений о том, где, когда возникла Древняя Русь и знакомство с ролью принятия христианства для Древней Руси.
- создание условий для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- учить работать с картой
Развивающий аспект:
- формирование умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации,
- развивать у учащихся познавательный интерес
Воспитательный аспект:
- воспитывать ответственность, самостоятельность, наблюдательность
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
- воспитание любви к России, чувства гордости за историческое прошлое страны.
Задачи:
1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, историческими датами: 862 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси),
2) учить работать с картой;
3) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы, коммуникативные навыки;
4) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
1) Формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир;
2) Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
3) Слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения, быть готовым изменить свою.
4) Проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу
Познавательные УУД:
1) Самостоятельное выделение и формулирование цели деятельности
2) Поиск и выделение необходимой информации из различных источников информации (печатная, видеоряд, работа с картой)
Коммуникативные УУД:
1) Планирование учебного сотрудничества со сверстниками
2) Развитие умения формулировать и обосновывать свою точку зрения
Регулятивные УУД:
1) Выделение и осознание того, что уже известно и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
2) Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Тип урока: по виду – урок первичного предъявления новых знаний
по форме – урок - виртуальное путешествие
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс
- карта России
- макет карты «Древняя Русь»
- маршрутные листы
- видеофрагмент «Рюрик»
- видеофрагмент «Приглашение на княжение»
Ход урока:
Этап урока Приемы работы |
Деятельность учителя и учащихся |
Примечания |
1. Организационный момент |
- Здравствуйте! Сегодня урок окружающего миру у вас проведу я. - Давайте проверим, есть ли у вас на столах все необходимое для работы? |
|
2. Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности |
- Мы отправляемся в путешествие - Итак, в путь! На машине? Лучше! - На поезде! |
Звук отправления поезда |
3.Актуализация Повторение ранее усвоенных понятий, необходимых для восприятия нового
Работа с маршрутным листом
|
- Проверьте ваши билеты на дорожных картах. На доске наш первый пункт назначения. - Что за город? - (Новгород) |
|
- Поезд не едет, вспомните картинку, чего не хватает для движения поезда? - Рельсы и шпалы. - Их изображение есть на ваших дорожных картах. - Рельсы - это история нашего государства, а шпалы - это наши знания о ней. - Есть ли у кого-нибудь знания об этой области? - А зачем знать историю? (ответы детей) (Обобщить сказанное детьми) Чтобы приобрести опыт и не совершать ошибок |
|
|
4.Целеполагание Постановка цели в вопросно-ответной форме
|
- Памятник 1000 -летия Руси. - Установите, когда его построили? - Как вы думаете, почему его установили именно в Новгороде? - Рассмотрите внимательно изображение памятника и назовите, кто изображен? |
|
(перечислить, кого они увидели на памятнике) - Действительно, это Рюрик! - А вы знаете, что это не просто имя? |
||
5. Первичное восприятие и усвоение нового материала - Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической форме. |
- Князь… Кто же такой князь?
1.Рассказ об этимологии слова «князь» (воин на коне)
2. Просмотр 1-го видеосюжета с целью сбора информации по теме урока
|
|
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУУ - Прием использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся |
- Восточно-славянские племена часто подвергались набегам, каждый пытался отобрать себе кусочек лакомой земли. - Да и между собой не было мира: ссорились, ругались… - Что делать? - - обсуждение ситуация с классом - Обратились старейшины племен к 3 братьям, старшего из которых, как мы уже узнали, звали… (ответы детей по содержанию видеоролика) |
Ладошка – кулак |
7. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала |
Просмотр 2-го видеосюжета с целью сбора информации по теме урока |
Видеосюжет про приглашение на княжение
|
Проведение динамической паузы с информационной составляющей Показать и объяснить, что такое «земной поклон», какие виды поклонов существовали в Древней Руси. |
||
8. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала
Работа с макетом карты, на доске
|
- Шли годы, а значит, князь старел. - Его сын, которого звали Игорь , был еще мал, чтобы управлять государством. - Рюрик на княжение оставил своего верного соратника, который окажет очень важное значение на жизнь нашей следующей станции - Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия. - Угадайте (расшифруйте), где мы оказались? - Киев! |
|
- Что вы знаете об этом человеке? - Один из важных моментов во времена правления Олега, он не только завоевывал новые земли, но и обозначил новую столицу государства – Киев
|
КАРТА – снять территории обозначенные красным цветом) |
|
9. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала |
- Может быть вы знаете, сто означал щит на воротах города? - Почему так важно было договориться с Константинополем (Царьградом)? - (Торговля) - Путь из северной Европы в Византию. - Путь из Варяг в греки. |
|
Работа с учебником
Работа в маршрутном листе.
|
- В вашей дорожной карте обозначена карта, показывающая путь с севера на юг. - Чтобы найти на ней этот важный торговый путь из варяг в греки, откройте учебники на стр.41 Под руководством учителя построение пути на контурной карте в маршрутном листе и сравнение его с картой в учебнике. |
|
10. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала
Работа с макетом карты, поочередное снятие новых фрагментов |
- Могила Вещего Олега в Ладоге. - Это фото сделано мною этим летом. - Я как предчувствовала, что встречусь с вами. |
|
- Упоминание Ладожского озера вы не раз услышите в эти дни. - Может быть кто-то из вас знает, что отмечает вся наша страна 27 января? - - Прорыв блокады Ленинграда. - Когда-то в этом прорыве участвовал мой дедушка. |
||
- Когда Олег скончался то у власти стал сын Рюрика-Игорь. - Правил он не очень долго, но своими походами тоже укреплял наше государство - Игорь в походах погиб! - Ольга стала мстить. Но правительницей она была мудрой, ведь ее задача была – сохранить государство для подрастающего сына-Святослава. - Мудрость Ольги заключалась и в том, что она первая в нашей стране, кто принял христианство. - Что вы можете сказать про Святослава? - Его завоевания вы можете увидеть на нашей карте. |
( КАРТА- Синий цвет)
(КАРТА-ОРАНЖЕВАЯ) |
|
ФИЗМИНУТКА: |
Игровой прием: «МЕЧ и УКЛОНЕНИЕ) |
|
Подводка к ДЗ |
- Кто узнал этого человека? - Это Владимир. - А что значит нимб? - Правители других государств не хотят иметь дело с языческой Русью. - Как найти выход? - Надо сделать выбор: избрать новую веру! - Вот и вам нужно будет сделать выбор при выполнении домашнего задания. |
Раздать материалы домашнего задания |
|
Расширение земель
(КАРТА_ЗЕЛЕНАЯ) |
|
10. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУУ
Игра «Да-нет» |
- Крещение. - Символ: колокола.
- Что дало? Работа с дорожной картой - Расставить князей по порядку.
- Что вас удивило или стало открытием? |
- Включить колокольный звон ПОДАРОК В ВАШУ КОЛЛЕКЦИЮ
|
Оценивание Итог урока |
Словесное обоснование и поощрение отвечавших на уроке. Спасибо за работу! Желаю Счастья вам и вашим близким! Живите в мире и согласии! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.