Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Во времена Древней Руси"
Оценка 4.9

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Во времена Древней Руси"

Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
окружающий мир
4 кл
22.08.2022
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Во времена Древней Руси"
Интересно рассказать о непростом времени, когда князь сменял князя, а земля Русская только становилась таковой? В этом вам поможет конспект урока окружающего мира "Во времена Древней РУси"
Олексенко ОВ конспект урока.doc

Урок учителя начальных классов

МОУ гимназия № 87 г. Краснодара

Олексенко О.В.

 

 

Класс:  4

УМК: « Школа России»

Курс: «Окружающий мир»

Тема: «Во времена Древней Руси»

Место урока в курсе: второй урок в разделе «Страницы истории России»

Цели урока:

Познавательный  аспект: 

-       формирование первичных представлений о том, где, когда возникла Древняя Русь и знакомство с ролью принятия христианства для Древней Руси. 

-       создание условий для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-       учить работать с картой

Развивающий аспект:

-       формирование умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации, 

-       развивать у учащихся познавательный интерес

Воспитательный аспект: 

-       воспитывать ответственность, самостоятельность, наблюдательность  

-       воспитывать желание учиться и делать открытия;

-       воспитание любви к России, чувства гордости за историческое прошлое страны.

Задачи:

1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, историческими датами: 862 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси),

2) учить работать с картой;

3) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы, коммуникативные навыки;

4) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

1)  Формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир;

2) Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3) Слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения, быть готовым изменить свою.

4) Проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Познавательные УУД:

1)  Самостоятельное выделение и формулирование цели деятельности

2)  Поиск и выделение необходимой информации из различных источников информации (печатная, видеоряд, работа с картой)

Коммуникативные УУД:

1)  Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

2)  Развитие умения формулировать и обосновывать свою точку зрения

Регулятивные УУД:

1)  Выделение и осознание того, что уже известно и что еще нужно усвоить, осознание качества  и уровня усвоения.

2)  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Тип урока: по виду – урок первичного предъявления новых знаний

                     по форме – урок - виртуальное путешествие

Оборудование:

-       учебник «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс

-       карта России

-       макет карты «Древняя Русь»

-       маршрутные листы

-       видеофрагмент «Рюрик»

-       видеофрагмент «Приглашение на княжение»

 

Ход урока:

Этап урока

Приемы работы

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

1. Организационный момент

-       Здравствуйте! Сегодня урок окружающего миру у вас проведу я.

-       Давайте проверим, есть ли у вас на столах все необходимое для работы?

 

2. Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

-       Мы отправляемся в путешествие

-       Итак, в путь! На машине? Лучше!

-       На поезде!

Звук отправления поезда

3.Актуализация

Повторение ранее усвоенных понятий, необходимых для восприятия нового

 

 

 

 

Работа с маршрутным листом

 

 

 

-       Проверьте ваши билеты на дорожных картах. На доске наш первый пункт назначения.

-       Что за город?

-       (Новгород)

-       Поезд не едет, вспомните картинку, чего не хватает для движения поезда?

-       Рельсы и шпалы.

-       Их изображение есть на ваших дорожных картах.

-       Рельсы - это история нашего государства, а шпалы - это наши знания о ней.

-       Есть ли у кого-нибудь знания об этой области?

-       А зачем знать историю?

(ответы детей)

(Обобщить сказанное детьми)

Чтобы приобрести опыт и не совершать ошибок

 

4.Целеполагание

Постановка цели в вопросно-ответной форме

 

-       Памятник 1000 -летия Руси.

-       Установите, когда его построили?

-       Как вы думаете, почему его установили именно в Новгороде?

-       Рассмотрите внимательно изображение памятника и назовите, кто изображен?

(перечислить, кого они увидели на памятнике)

-       Действительно, это Рюрик!

-       А вы знаете, что это не просто имя?

5. Первичное восприятие и усвоение нового материала

- Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической форме.

-       Князь… Кто же такой князь?

 

1.Рассказ об этимологии слова «князь» (воин на коне)

 

 

2. Просмотр 1-го видеосюжета с целью сбора информации по теме урока

 

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУУ

- Прием использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся

-                   Восточно-славянские племена часто подвергались набегам, каждый пытался отобрать себе кусочек лакомой земли.

-                   Да и между собой не было мира: ссорились, ругались…

-                   Что делать?

-                   - обсуждение  ситуация с классом

-                   Обратились старейшины племен к 3 братьям, старшего из которых, как мы уже узнали, звали…   (ответы детей по содержанию видеоролика)

Ладошка – кулак

7. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала

Просмотр 2-го видеосюжета с целью сбора информации по теме урока

Видеосюжет про приглашение на княжение

 

Проведение динамической паузы с информационной составляющей

Показать и объяснить, что такое «земной поклон», какие виды поклонов существовали в Древней Руси.

8. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с макетом карты, на доске

 

 

-                   Шли годы, а значит, князь старел.

-                   Его сын, которого звали Игорь , был еще мал, чтобы управлять государством.

-                   Рюрик на княжение оставил своего верного соратника, который окажет очень важное значение на жизнь нашей следующей станции

-                   Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия.

-                   Угадайте (расшифруйте), где мы оказались?

-                   Киев!

-                   Что вы знаете об этом человеке?

-                   Один из важных моментов во времена правления Олега, он  не только завоевывал новые земли, но и обозначил новую столицу государства – Киев

 

КАРТА – снять территории обозначенные красным цветом)

9. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала

-                   Может быть вы знаете, сто означал щит на воротах города?

-                   Почему так важно было договориться с Константинополем (Царьградом)?

-                   (Торговля)

-                   Путь из северной Европы в Византию.

-                   Путь из Варяг в греки.

Работа с учебником

 

 

 

 

Работа в маршрутном листе.

 

-                   В вашей дорожной карте обозначена карта, показывающая путь с севера на юг.

-                   Чтобы найти на ней этот важный торговый путь из варяг в греки, откройте учебники на стр.41

Под руководством учителя  построение пути на контурной карте в маршрутном листе и сравнение его с картой в учебнике.

10. Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  с макетом карты, поочередное снятие новых фрагментов

-                   Могила Вещего Олега в Ладоге.

-                   Это фото сделано мною этим летом.

-                   Я как предчувствовала, что встречусь с вами. 

-                   Упоминание Ладожского озера вы не раз услышите в эти дни.

-                   Может быть кто-то из вас знает, что отмечает вся наша страна 27 января?

-                   - Прорыв  блокады Ленинграда.

-                   Когда-то в этом прорыве участвовал мой дедушка.

-                   Когда Олег скончался то у власти стал сын Рюрика-Игорь.

-                   Правил он не очень долго, но своими походами тоже укреплял наше государство

-                   Игорь в походах погиб!

-                   Ольга стала мстить. Но правительницей она была мудрой, ведь ее задача была – сохранить государство для подрастающего сына-Святослава.

-                   Мудрость Ольги заключалась и в том, что она первая в нашей стране, кто принял христианство.

-                   Что вы можете сказать про Святослава?

-                   Его завоевания  вы можете увидеть на нашей карте.

 

 ( КАРТА- Синий цвет)

 

 

 

 

 

 

(КАРТА-ОРАНЖЕВАЯ)

ФИЗМИНУТКА:

Игровой прием: «МЕЧ и УКЛОНЕНИЕ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводка к ДЗ

-                   Кто узнал этого человека?

-                   Это Владимир.

-                   А что значит нимб?

-                   Правители других государств не хотят иметь дело с языческой Русью.

-                   Как найти выход?

-                   Надо сделать выбор: избрать новую веру!

-                   Вот и вам нужно будет сделать выбор при выполнении домашнего задания.

 

 

 

 

Раздать материалы домашнего задания

 

Расширение земель

 

 

(КАРТА_ЗЕЛЕНАЯ)

10. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУУ

 

Игра «Да-нет»

-                   Крещение.

-                   Символ:  колокола.

 

-                   Что дало? Работа с дорожной картой

-                   Расставить князей по порядку.

 

-                   Что вас удивило или стало открытием?

 

-                   Включить колокольный звон ПОДАРОК В ВАШУ КОЛЛЕКЦИЮ

 

Оценивание

Итог урока

Словесное обоснование и поощрение отвечавших на уроке.

Спасибо за работу! Желаю  Счастья вам и вашим близким! Живите в мире и согласии!

 

 

 


Урок учителя начальных классов

Урок учителя начальных классов

Слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения, быть готовым изменить свою

Слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения, быть готовым изменить свою

Работа с маршрутным листом -

Работа с маршрутным листом -

Восточно-славянские племена часто подвергались набегам, каждый пытался отобрать себе кусочек лакомой земли

Восточно-славянские племена часто подвергались набегам, каждый пытался отобрать себе кусочек лакомой земли

Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала

Первичное восприятие и усвоение следующей порции нового материала

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2022