Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Тема урока: Вода и обитатели пресной воды
Цели урока: создать условия для формирования:
Ø ключевых общеобразовательных компетенций через изучение видов водоёмов; частей реки (исток, устье, русло, берега, притоки); сравнение реки и озера;
Ø компетенций личностного саморазвития:
1) развитие творческих способностей через защиту сообщения в групповой работе, составлении синквейна;
2) развитие интеллектуальных способностей через разгадывание загадок, умения поставить цели деятельности, проверить работу друг друга и провести рефлексию;
3) поддержать интерес к предмету посредством применения ИКТ;
Ø социальных компетенций через развитие умений взаимодействовать в парах, фронтально;
Ø коммуникативной компетенции через развитие умения высказывать собственную точку зрения;
Ø компетенции сохранения собственного здоровья через физкультминутки, закаливание организма, соблюдение правил поведения на водоёмах, осознание необходимости проветривать класс,
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки, символы для рефлексии, рисунки для инсценировки.
Ход урока
I. Организация начала урока.
(Приветствие учителя, гостей, подготовка рабочих мест.)
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
- О каком храме говорится в этих строках? (Храм природы)
II. Проверка д/з
- Молодцы. Садитесь. А сейчас мы посмотрим, какие вы старательные, и как отлично вы подготовили домашнее задание. (Слайд3)
- Что вам было задано на дом? ( Вода. Какие бывают водоёмы?)
Проверку проведём в форме вопроса - ответа.
1. В каком состоянии находится вода при кипении? (Парообразное)
2. В каком состоянии вода в стакане? (Жидкое)
3. О каком состоянии воды говорят снег, иней, лёд? (Твёрдое)
4. Угадай, о каком водоёме я загадываю?
а) Создан людьми для накопления и использования воды? (Водохранилище)
б) Огромное пространство солёной воды. ( Океан или море)
в) Загадка: Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море.
5. Как называется та часть реки, откуда она берёт своё начало? (Исток)
6. Как называется та часть реки, куда она впадает? (Устье)
7. Перечисли 3-4 реки нашего края. (Агидель, Уфимка, Дёма, Сим, Нугуш, Ашкадар, Стерля, Изяк, Бирь)
8. Бывает ли в реках солёная вода? (Нет)
III. Самопроверка в парах.
IV. Постановка учебной задачи.
- Мы с вами живем на планете, которая больше чем на треть покрыта водой. Вода – это жизнь. Что же общего между всеми водоёмами? А есть ли различия? ( Вода в природе никогда не прекращает своего движения. Подземные воды питают реки, озёра, моря…
- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?
-Правильно, тема урока «Водные обитатели». Но сегодня мы поговорим об обитателях пресных водоёмов. А на следующем уроке поговорим об обитателях солёных водоёмов.
V. Целеполагание.
- Как вы думаете, а что мы сегодня узнаем нового? ( Какие растения и животные обитают в пресных водоёмах. И узнаем о растениях и животных нашего края, о тех, кто занесён в Красную книгу.)
VI. Изучение нового материала.
- Как появились водоёмы? ( Их создала природа)
- Перечислите, какие знаете водоёмы. (Реки, озёра, пруды, болота, водохранилища, каналы) Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами. Вода в реках пресная, а в озёрах может быть и пресной и солёной.
- А как вы думаете, какие растения и животные могут жить в воде?
(В воде могут жить те, у кого для дыхания есть приспособления)
- Правильно. Итак. Узнаем, кто, кроме рыб обитает в воде.
VII. Физминутка для глаз
VIII. Работа в группах
1. По материалу учебника с.90-94, готовят сообщение по теме «Чем рыбы отличаются от других животных»
2. По материалу учебника готовят пересказ о насекомых пресных водоёмов
3. По материалу учебника готовят сообщение о птицах пресных водоёмов.
4. По материалу учебника готовят сообщение о животных водоёмов.
(Можно пользоваться энциклопедией или дополнительными источниками информации)
IX. Защита сообщений
XI. Физминутка. (Стихи сопровождаются действиями)
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
-Мы провели физкультминутку. - О какой роли водоема она была? Что мы делали? Мы отдыхали
Значит водоем - это и место отдыха людей. Какие правила нужно соблюдать, находясь на водоёме?
XII. Подведение итогов
Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы.
К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.
- Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?
(Не засорять, ставить очистительные сооружения)
- Как в быту беречь и экономить чистую воду? ( Закрывать кран)
- Правильно, молодцы.
- Действительно, на водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду.
XIII . Рефлексия.
- Что для вас сегодня было важным? Что вас удивило?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- О чём вы сами сможете рассказать на следующем уроке? Над чем было интересно работать?
XIV. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о водоёме нашего края и его обитателях
(Павловское водохранилище, озеро Асылыкуль, река Уфимка…)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.