Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс УМК " Начальная школа XXI века. Тема : Природные зоны России . Степь и пустыня
Оценка 4.9

Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс УМК " Начальная школа XXI века. Тема : Природные зоны России . Степь и пустыня

Оценка 4.9
docx
30.01.2020
Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс УМК " Начальная школа XXI века. Тема : Природные зоны России . Степь и пустыня
Природные зоны. Степь, пустыня.docx

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Начальная школа XII века»

Тема: Природные зоны. Степи и пустыни

Цели урока:

           Создать условия для формирование у учащихся представление о природных зонах пустыни и степи.

Познакомить с географическим положением зон пустыни и степи, её особенностями, растениями и животным миром

·         Регулятивные УУД: определять и формулировать тему, цель урока; планировать свои действия, вносить необходимые коррективы после завершения действия.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других при фронтальной работе, работе в парах, оформлять свои мысли в устной форме, включаемость в коллективное обсуждение вопросов.

·         Познавательные УУД: учиться ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ понятий, находить нужную информацию, находить ответы на вопросы, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивать познавательный интерес; аргументировать свою точку зрения на основе полученных знаний.

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

 

Желаю нам с вами хорошей работы на уроке.

 

Актуализация знаний 

 

Посмотрите на доску. С какими природными зонами мы уже знакомы?

 

Целеполагание

 

Послушайте загадку о новой природной зоне, с которой мы сегодня познакомимся.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь

А зовётся это …(степь)

С какой природной зоной нам сегодня с вами предстоит познакомиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование

 

Что поможет достичь поставленной цели?

Что мы хотим узнать?

План

 - географическое положение

 -климат

 - растения

 -животные

Изучение нового материала

Реализация плана

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

о географическом

положение, климате зоны степи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

о географическом

положение, климате зоны пустыни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С чего начнем изучение новой природной зоны?

Степи располагаются южнее зоны лесов. Они занимают территории на юге Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнин. Сплошная полоса степей простирается до Алтая.

 - На карте зона степей обозначается желты цветом.

Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степной зоне солнце поднимается над горизонтом выше, чем в лесной. Поэтому в степи много света и тепла. Здесь длинное жаркое лето, короткая зима. Летом часто бывают сильные ветры – суховеи. Иногда они перерастают в чёрные пыльные бури. Зима на западе степной зоны теплая, а на востоке холодная, с сильными ветрами- буранами. Летом на большей части территории выпадает мало осадков. Это приводит к недостатку влаги. Почвы степей очень плодородны, они содержат много перегноя. Их называют чернозёмами

Что мы узнали о географическом положение степи?

 

Можем перейти на следующую ступень плана?

Растительность степей представлена травянистыми растениями. Чаще всего здесь встречаются засухоустойчивые растения: например, ковыль, типчак, полынь. У них длинные ветвистые корни, которые могут добывать влагу с большой глубины. Узкие листья испаряют мало влаги.

Растения степей, как и растения тундры, имеют свои особенности. У большенства из них длинные ветвистые корни, которые растения добывают воду из глубоких слоев почвы, узкие листья, помогающие экономнее расходовать влагу. К таким растениям относится ковыль, который цветет летом в самое жаркое время.

Весной, когда влаги в почве достаточно, расцветают те растения, которые запасли питательные вещества в луковицах. Это тюльпаны, ирисы, гиацинты.

Что мы узнали о растительном мире степи?

Можем перейти на следующую ступень плана?

 

Животный мир степей отличается от животного мира лесной полосы. Степным животным приходится жить в условиях открытой местности и травяного покрова, поэтому среди них много хороших бегунов: быстрый бег помогает спастись от врага.  

В степи много грызунов: сусликов, хомяков, полевых мышей. Эти зверьки кормятся до наступления полуденной жары, а днем их почти не видно.

В степи обилие насекомых. Ими питаются многое птицы. Большую пользу приносят розовые скворцы и степной жаворонок. Они в огромном количестве поедают насекомых.

Предлагаю вам познакомиться с новой природной зоной.

Послушайте стихотворение.

ПУСТЫНЯ

Здесь только желтые пески,

Здесь солнце полыхает,

Здесь от жары и от тоски

Всё сразу засыхает.

А в небе нет ни облаков,

Ни самой малой тучки.

Вот почему среди песков

Растут одни колючки.

Пустыня

К юго-востоку от степей находится полоса пустынь. Она занимает обширные пространства к востоку от Каспийского моря. Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы.

– На карте пустыню обозначают оранжевым  цветом.

– Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Ветер перемещает их. Встречаются и ровные места. Это участки глинистой пустыни. На юге пустыню ограничивают горы.

Самой характерной особенностью пустыни являются сухость и обилие света. Небо безоблачно, солнце палит беспощадно. Часто за все лето не выпадает ни капли дождя. Солнце так сильно нагревает поверхность, что температура ее поднимается до +80 °С. В такое время без труда можно испечь яйцо в раскаленном песке. От поверхности нагревается и воздух. В тени термометр показывает +40–50 °С. Однако ночи в пустыне прохладные.

Зима в пустыне морозная, длится два-три месяца. В отдельные дни морозы достигают – 20–25 °С.

 Растительность пустыни бедная. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут только такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, так как только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. Мелкие листья, характерные для растений пустыни, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки.

А вот у ревеня, лилии, красного мака особенности иные. Они заканчивают свой рост очень быстро. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, они успевают вырасти, отцвести, принести семена. В это время пустыня покрывается яркими цветущими растениями с широкими светло-зелеными листьями. Но не пройдет и месяца, как пустыня примет унылый вид.

Местами встречаются невысокие деревья с извилистым стволом и шишкообразными наростами. Это белый и черный саксаул. Корни их глубоко уходят в землю и там находят влагу. Саксауловые леса не дают тени, в них не спрячешься от палящего солнца.

В пустынях встречается песчаная акация. Это небольшое деревце с крохотными листьями.

Очень ценные растения пустыни – песчаная осока, селин, верблюжья колючка и полынь. Селин и песчаная осока имеют длинные ветвистые корни, которые глубоко проникают в землю, вбирая влагу. Когда эти растения засыпаются песком, они выпускают новые корни и вновь растут. Селин и песчаную осоку широко используют для закрепления песков.

Животный мир пустынь тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище, воде, окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности. Характерные животные пустыни – верблюды. Они круглый год питаются скудными травами и верблюжьей колючкой, которую ни одно другое животное есть не может. Несколько дней верблюды могут обходиться без воды

Что интересного вы узнали о природной зоне пустыня.

С географического положения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На ступень растения степи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На ступень. Мир животных степи.

Работа с упражнением

 

Посмотрите на доску.

Что дано ?

 

Какое задание себе можем предложить?

Чему повторяли выполняя дано задание?

Животные , изображение степи, пустыни

Распределить животных.

Рефлексия

 

Какую цель ставили в начале урока?

Достигли ли вы поставленной цели?

Кого хотите похвалить за урок?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рисунок (19).jpg


 

Урок окружающего мира в 4 классе

Урок окружающего мира в 4 классе

Планирование Что поможет достичь поставленной цели?

Планирование Что поможет достичь поставленной цели?

Рассказ учителя о географическом положение, климате зоны пустыни

Рассказ учителя о географическом положение, климате зоны пустыни

С чего начнем изучение новой природной зоны?

С чего начнем изучение новой природной зоны?

У отдельных растений вместо листьев колючки

У отдельных растений вместо листьев колючки

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс УМК " Начальная школа XXI века. Тема : Природные зоны России . Степь и пустыня

Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс УМК " Начальная школа XXI века. Тема : Природные зоны России . Степь и пустыня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020