Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Начальная школа XII века»
Тема: Природные зоны. Степи и пустыни
Цели урока:
Создать условия для формирование у учащихся представление о природных зонах пустыни и степи.
Познакомить с географическим положением зон пустыни и степи, её особенностями, растениями и животным миром
· Регулятивные УУД: определять и формулировать тему, цель урока; планировать свои действия, вносить необходимые коррективы после завершения действия.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других при фронтальной работе, работе в парах, оформлять свои мысли в устной форме, включаемость в коллективное обсуждение вопросов.
· Познавательные УУД: учиться ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ понятий, находить нужную информацию, находить ответы на вопросы, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные результаты: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивать познавательный интерес; аргументировать свою точку зрения на основе полученных знаний.
Этапы урока |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. момент |
|
Желаю нам с вами хорошей работы на уроке. |
|
Актуализация знаний |
|
Посмотрите на доску. С какими природными зонами мы уже знакомы? |
|
Целеполагание |
|
Послушайте загадку о новой природной зоне, с которой мы сегодня познакомимся. Какая ширь здесь и приволье! Куда ни глянь – полей раздолье. Южнее полосы лесов Лежит ковёр из трав, цветов. Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам, лисицам. Здесь суховеи любят петь А зовётся это …(степь) С какой природной зоной нам сегодня с вами предстоит познакомиться. |
|
Планирование |
|
Что поможет достичь поставленной цели? Что мы хотим узнать? |
План - географическое положение -климат - растения -животные |
Изучение нового материала Реализация плана
|
Рассказ учителя о географическом положение, климате зоны степи
Рассказ учителя о географическом положение, климате зоны пустыни
|
С чего начнем изучение новой природной зоны? Степи располагаются южнее зоны лесов. Они занимают территории на юге Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнин. Сплошная полоса степей простирается до Алтая. - На карте зона степей обозначается желты цветом. Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степной зоне солнце поднимается над горизонтом выше, чем в лесной. Поэтому в степи много света и тепла. Здесь длинное жаркое лето, короткая зима. Летом часто бывают сильные ветры – суховеи. Иногда они перерастают в чёрные пыльные бури. Зима на западе степной зоны теплая, а на востоке холодная, с сильными ветрами- буранами. Летом на большей части территории выпадает мало осадков. Это приводит к недостатку влаги. Почвы степей очень плодородны, они содержат много перегноя. Их называют чернозёмами Что мы узнали о географическом положение степи?
Можем перейти на следующую ступень плана? Растительность степей представлена травянистыми растениями. Чаще всего здесь встречаются засухоустойчивые растения: например, ковыль, типчак, полынь. У них длинные ветвистые корни, которые могут добывать влагу с большой глубины. Узкие листья испаряют мало влаги. Растения степей, как и растения тундры, имеют свои особенности. У большенства из них длинные ветвистые корни, которые растения добывают воду из глубоких слоев почвы, узкие листья, помогающие экономнее расходовать влагу. К таким растениям относится ковыль, который цветет летом в самое жаркое время. Весной, когда влаги в почве достаточно, расцветают те растения, которые запасли питательные вещества в луковицах. Это тюльпаны, ирисы, гиацинты. Что мы узнали о растительном мире степи? Можем перейти на следующую ступень плана?
Животный мир степей отличается от животного мира лесной полосы. Степным животным приходится жить в условиях открытой местности и травяного покрова, поэтому среди них много хороших бегунов: быстрый бег помогает спастись от врага. В степи много грызунов: сусликов, хомяков, полевых мышей. Эти зверьки кормятся до наступления полуденной жары, а днем их почти не видно. В степи обилие насекомых. Ими питаются многое птицы. Большую пользу приносят розовые скворцы и степной жаворонок. Они в огромном количестве поедают насекомых. Предлагаю вам познакомиться с новой природной зоной. Послушайте стихотворение. ПУСТЫНЯ Здесь только желтые пески, Здесь солнце полыхает, Здесь от жары и от тоски Всё сразу засыхает. А в небе нет ни облаков, Ни самой малой тучки. Вот почему среди песков Растут одни колючки. Пустыня К юго-востоку от степей находится полоса пустынь. Она занимает обширные пространства к востоку от Каспийского моря. Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы. – На карте пустыню обозначают оранжевым цветом. – Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Ветер перемещает их. Встречаются и ровные места. Это участки глинистой пустыни. На юге пустыню ограничивают горы. Самой характерной особенностью пустыни являются сухость и обилие света. Небо безоблачно, солнце палит беспощадно. Часто за все лето не выпадает ни капли дождя. Солнце так сильно нагревает поверхность, что температура ее поднимается до +80 °С. В такое время без труда можно испечь яйцо в раскаленном песке. От поверхности нагревается и воздух. В тени термометр показывает +40–50 °С. Однако ночи в пустыне прохладные. Зима в пустыне морозная, длится два-три месяца. В отдельные дни морозы достигают – 20–25 °С. Растительность пустыни бедная. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут только такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, так как только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. Мелкие листья, характерные для растений пустыни, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки. А вот у ревеня, лилии, красного мака особенности иные. Они заканчивают свой рост очень быстро. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, они успевают вырасти, отцвести, принести семена. В это время пустыня покрывается яркими цветущими растениями с широкими светло-зелеными листьями. Но не пройдет и месяца, как пустыня примет унылый вид. Местами встречаются невысокие деревья с извилистым стволом и шишкообразными наростами. Это белый и черный саксаул. Корни их глубоко уходят в землю и там находят влагу. Саксауловые леса не дают тени, в них не спрячешься от палящего солнца. В пустынях встречается песчаная акация. Это небольшое деревце с крохотными листьями. Очень ценные растения пустыни – песчаная осока, селин, верблюжья колючка и полынь. Селин и песчаная осока имеют длинные ветвистые корни, которые глубоко проникают в землю, вбирая влагу. Когда эти растения засыпаются песком, они выпускают новые корни и вновь растут. Селин и песчаную осоку широко используют для закрепления песков. Животный мир пустынь тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище, воде, окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности. Характерные животные пустыни – верблюды. Они круглый год питаются скудными травами и верблюжьей колючкой, которую ни одно другое животное есть не может. Несколько дней верблюды могут обходиться без воды Что интересного вы узнали о природной зоне пустыня. |
С географического положения
На ступень растения степи
На ступень. Мир животных степи. |
Работа с упражнением |
|
Посмотрите на доску. Что дано ?
Какое задание себе можем предложить? Чему повторяли выполняя дано задание? |
Животные , изображение степи, пустыни Распределить животных. |
Рефлексия |
|
Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли вы поставленной цели? Кого хотите похвалить за урок? |
|
Приложение 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.