Тема урока: «Основы социальной информатики»
Цель урока:
Познакомить учащихся с основными понятиями темы «Информационные ресурсы», дать определение данному понятию, повысить уровень развития информационной компетенции старшеклассников при обучении теме «Информационное общество».
развивать память, творческий потенциал учащихся, умение делать выводы и обобщения;
воспитывать уважение к мнению других людей, бережное отношение к работе с информацией, внимательность.
Задачи урока:
Планируемые образовательные результаты:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом (УОНМ)
Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, экран, мультимедийный проектор, колонки, компьютерный класс.
План урока.
Ход урока.
I Организационный этап (5 мин)
- Что такое ресурсы?
- Какие ресурсы вам известны?
- Как вы думаете, что такое информационные ресурсы?
- Чем информационные ресурсы отличаются от других ресурсов?
- Какие информационные ресурсы и услуги по вашему мнению востребованы на современном рынке?
II Объяснение нового материала (20 мин)
‘Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В современном обществе одним из важнейших видов ресурсов являются информационные ресурсы, значимость которых сегодня возрастает. Их значимость заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке труда сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
Определение «Информационные ресурсы» неоднозначно. Давайте познакомимся с данным определением, работая с различными словарями в сети Интернет. (Экономический словарь, Словарь иностранных слов и т.д.)
В результате проделанной работы формулируем следующее определение: Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах. (запись в тетради).
Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.
Между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие:
Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает, а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.
Информационные ресурсы – это система, а как нам известно каждая система классифицируется по определенным признакам. Классификация информационных ресурсов общества:
Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить: отраслевой принцип, форму представления и т.д., но внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Рассмотрим один из способов классификации национальных информационных ресурсов в учебнике на рис. 7.1, страница 215. Что представляет собой рынок национальных информационных ресурсов?
Рынок информационных ресурсов и услуг.
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг. В наше время формируется мировой рынок информационных ресурсов и услуг на базе глобальных компьютерных сетей. Информационные услуги – особый вид товара на информационном рынке. К ним относятся: поиск и подбор информации, консалтинг, обучение, телекоммуникации и т.д.
При помощи учебника, страницы 218-219 заполните в тетради таблицу:
Информационная революция |
Изображение основного информационного источника |
Период времени |
Изобретения |
Изменения в истории человечества |
Первая |
|
|
|
|
Вторая |
|
|
|
|
Третья |
|
|
|
|
Четвертая |
|
|
|
|
III Физкультминутка (1 минута).
Информационная культура человека.
Чем определяется культура человека?
Культура человека определяется:
Личная культура человека определяется:
1. Уровнем его умственного развития
2. Характером его профессиональной и творческой деятельности.
Чем больше человек развивает свои умственные способности, тем больше повышается уровень его личной культуры.
На доске размещается фигура человека. В ходе беседы к фигуре добавляются элементы, иллюстрирующие характерные черты информационной культуры человека. В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась еще одна категория – информационная. Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную технологию, современные технические средства и методы. В связи с этим информационная культура человека должна проявляться в следующем:
- в навыках использования различными техническими устройствами - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей (добавляем к фигуре человека компьютер и телефон);
- в способности владеть информационными технологиями (работа в редакторах разного типа);
- в умении извлекать информацию, как из периодической печати так и из электронных коммуникаций (газеты, журналы, браузеры сети Интернет);
- в умении представить информацию в понятном виде, правильно и максимально ее использовать (реклама чего-либо);
- в знании различных методов обработки информации (решение задач, составление алгоритмов, программ, в электронных таблицах);
Таким образом мы получили человека, владеющего информационной культурой.’
Класс делится на группы.
Задание для группы № 1
1. Назовите опасности информационного общества.
Задание для группы № 2
1. Назовите изменения уклада жизни современного человека с появлением компьютера.
IV Закрепление итогового материала (15 минут).
V Подведение итогов урока (3 минуты).
VI Задание на дом (1 минута).
п. 40-41
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.