Конспект урока «Основы социальной информатики»
Оценка 4.7

Конспект урока «Основы социальной информатики»

Оценка 4.7
docx
03.04.2021
Конспект урока «Основы социальной информатики»
1 «Основы социальной информатики».docx

 

Тема урока: «Основы социальной информатики»

 

Цель  урока: 

  • Обучающая:

Познакомить  учащихся с  основными понятиями темы «Информационные ресурсы», дать определение данному понятию, повысить уровень развития информационной компетенции старшеклассников при обучении теме «Информационное общество».

  • Развивающая:

развивать память, творческий потенциал учащихся,  умение делать выводы и обобщения;

  • Воспитывающая:

воспитывать уважение к мнению  других людей,  бережное отношение к работе с информацией, внимательность.

Задачи урока:

  • выделить этапы развития  информационного общества.
  • познакомить обучающихся с основными понятиями раздела «Информационные ресурсы»,  «Информационное общество»;
  • расширить представления обучающихся об «Основах социальной информатики»;
  • рассмотреть  типы  информационных ресурсов и их роль в жизни человека;

 Планируемые образовательные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • общие представления об информационной культуре человека, информационных ресурсах  и информационном обществе, его роль в современном мире;
  • этапы формирования информационного общества;
  • перечень современных информационных ресурсов и услуг;
  • признаки информационной культуры современного человека;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь классифицировать информационные ресурсы и  приводить примеры;
  • уметь  пользоваться  информационными ресурсами, понимать их значимость.  
  • уметь защитить себя от опасностей Всемирной  сети Интернет.
  • понимать значимости информационной деятельности для современного человека.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом (УОНМ)

Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, экран, мультимедийный проектор, колонки, компьютерный класс.

 

 

 

План урока.

    1. Что такое информационные ресурсы?
    2. Классификация информационных ресурсов.
    3. Рынок информационных ресурсов и услуг.
    4. Информационная культура человека.
    5. Информационное общество.

Ход урока.

I Организационный этап (5 мин)

  • Знакомство с темой урока, совместная постановка целей и задач.
  • Активизация мыслительной деятельности, воображения  старшеклассников:

-        Что такое ресурсы?

-        Какие ресурсы вам известны?

-        Как вы думаете, что такое информационные ресурсы?

-        Чем информационные ресурсы отличаются от других ресурсов?

-        Какие информационные ресурсы и услуги по вашему мнению востребованы на современном рынке?

 

II Объяснение нового материала (20 мин)

   ‘Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные,  сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В современном обществе  одним из важнейших  видов ресурсов  являются информационные ресурсы, значимость которых сегодня возрастает. Их значимость заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке труда сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

 Определение «Информационные ресурсы» неоднозначно. Давайте познакомимся с данным определением, работая с различными словарями в сети Интернет. (Экономический словарь, Словарь иностранных слов и т.д.)

 В результате проделанной работы формулируем следующее определение: Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах. (запись в тетради).

   Это определение дает  юридическое основание  для решения  проблемы  охраны информационных ресурсов.

   Между   информационными ресурсами  и всякими иными существует  одно важнейшее  различие:

   Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает, а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Информационные ресурсы – это система, а как нам известно каждая система классифицируется по определенным признакам.   Классификация информационных ресурсов общества:

Любая  классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить: отраслевой принцип, форму представления и т.д.,  но внутри каждого класса  можно проводить  дополнительное, более детальное разделение. Рассмотрим один из способов  классификации  национальных информационных ресурсов в учебнике   на рис. 7.1, страница 215. Что представляет  собой рынок национальных информационных ресурсов?

 

 

Рынок информационных ресурсов и услуг.

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка  информационных ресурсов и услуг. В наше время формируется  мировой рынок информационных ресурсов  и услуг на базе глобальных компьютерных сетей. Информационные услуги – особый вид товара  на информационном рынке.  К ним относятся: поиск и подбор информации, консалтинг, обучение, телекоммуникации и т.д.

При помощи учебника, страницы 218-219 заполните в тетради таблицу:

Информационная революция

Изображение основного информационного источника

Период времени

Изобретения

Изменения в истории человечества

Первая

 

 

 

 

Вторая

 

 

 

 

Третья

 

 

 

 

Четвертая

 

 

 

 

 

III Физкультминутка (1 минута).

Информационная культура человека.

Чем определяется культура человека?

Культура человека определяется:

    1. Знаниями, умениями, профессиональными навыками.
    2. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития.
    3. Способами и формами взаимного общения людей.

Личная культура человека определяется:

1.        Уровнем его умственного развития

2.        Характером его профессиональной  и творческой деятельности.

Чем больше человек развивает свои умственные способности, тем больше повышается уровень его личной культуры.

На доске размещается фигура человека. В ходе беседы к фигуре добавляются элементы, иллюстрирующие  характерные черты информационной культуры человека. В связи с переходом к информационному обществу  к общей культуре человека добавилась  еще одна категория – информационная. Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи  компьютерную технологию, современные  технические средства и методы. В связи с этим информационная культура человека должна проявляться в следующем:

- в навыках использования различными техническими устройствами  - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей (добавляем к фигуре человека компьютер и телефон);

- в способности владеть информационными технологиями (работа в редакторах разного типа);

- в умении извлекать информацию, как из периодической печати так и из электронных коммуникаций (газеты, журналы, браузеры сети Интернет);

- в умении представить информацию в понятном виде, правильно и максимально ее использовать (реклама чего-либо);

- в знании различных методов обработки информации (решение задач, составление алгоритмов, программ, в электронных таблицах);

Таким образом мы получили человека, владеющего информационной культурой.’

 

 

 

Класс делится на группы.

Задание для группы № 1

1. Назовите опасности информационного общества.

Задание для группы № 2

1. Назовите изменения уклада жизни современного человека с появлением компьютера.

IV Закрепление итогового материала (15 минут).

V Подведение итогов урока (3 минуты).

  1. Вернемся к вопросам, которые были заданы вам в начале урока, ответили ли мы на эти вопросы?
  2. Выставление оценок учащимся.

VI Задание на дом (1 минута).

п. 40-41


 

Тема урока: «Основы социальной информатики»

Тема урока: «Основы социальной информатики»

Информационная культура человека

Информационная культура человека

К ним относятся: поиск и подбор информации, консалтинг, обучение, телекоммуникации и т

К ним относятся: поиск и подбор информации, консалтинг, обучение, телекоммуникации и т

IV Закрепление итогового материала (15 минут)

IV Закрепление итогового материала (15 минут)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2021