МОУ СОШ № 8
ДОКЛАД
на тему:
Плод. Его строение и значение
Выполнил:
ученик 6А класса
Данилин Михаил
Проверил:
Смекалина Ю.А.
Саранск, 2022
Содержание
Введение 2
1. Понятие плода и его строение 3
2. Классификация плодов 4
3. Распространение семян 6
4. Значение плодов 6
Заключение 8
Список использованных источников 9
Введение
Тема доклада. Плод. Его строение и значение.
Цели и задачи:
- раскрыть понятие плода,
- описать его строение,
- дать классификацию плодов,
- рассказать о распространении семян,
- показать важность значения плодов.
Данная тема является актуальной, так как многие процессы в природе взаимосвязаны. Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах.
Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена.
Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок
отцвел, наступает новый этап в его развития – образование плода.
Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в
себе семена.
Функции плода:
•обеспечивают защиту,
•развитие и созревание семян,
•осуществляют их распространение по земной поверхности
Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена.
Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок
отцвел, наступает новый этап в его развития – образование плода.
Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в
себе семена.
Функции плода:
•обеспечивают защиту,
•развитие и созревание семян,
•осуществляют их распространение по земной поверхности
Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена.
Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок
отцвел, наступает новый этап в его развития – образование плода.
Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в
себе семена.
Функции плода:
•обеспечивают защиту,
•развитие и созревание семян,
•осуществляют их распространение по земной поверхности
В 1 главе раскрывается понятие плода и его строение.
Во 2 главе дается классификация плодов. Дается характеристика сочным и сухим плодам.
В 3 главе рассказывается о том, каким образом плоды распространяются.
В 4 главе показано значение плодов.
2
1 Понятие плода и его строение
1.1 Понятие плод
После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития — образование плода.
Плод – часть цветкового растения, которая образуется в результате очень многих последовательных изменений, происходящих после оплодотворения.
Большая российская энциклопедия дает следующее определение плоду. ПЛОД РАСТЕ́НИЙ - репродуктивный орган цветковых растений, обеспечивающий формирование, защиту и рассеивание семян. Развивается из завязи пестика (или завязей нескольких пестиков) и нередко содержит другие преобразованные части цветка (рыльце у гравилата, цветоложе у земляники, гипантий у розы, околоцветник у облепихи), прицветные листья (у осок), видоизменённые оси соцветия (дуб). Ряд ботаников полагают, что плод растений правильнее определять как зрелый цветок.
Раздел ботаники, изучающий плод растений, называется карпологией.
1.2 Строение плодов
В состав плода входят семена и околоплодник. У цветковых растений семена образуются после двойного оплодотворения из семязачатков. Семена находятся внутри плода и защищены околоплодником, поэтому цветковые растения называют также покрытосеменными.
Околоплодник (наружная часть плода) формируется из стенок завязи пестика. В некоторых случаях в его формировании принимают участие также и другие части цветка – цветоложе, чашелистики, лепестки. Например, у яблока можно найти остатки чашелистиков.
В стенках околоплодника накапливаются питательные вещества: углеводы, белки, жиры. В них содержатся также витамины и вещества, обладающие приятным запахом. Поэтому животные охотно поедают плоды, способствуя распространению семян.
Плоды очень разнообразны. У большинства растений в цветке есть только один пестик. Плод, образовавшийся из такого цветка, называют простым: фасоль, рожь, слива.
3
Если в цветке несколько пестиков, то из него образуется сборный (сложный) плод: малина, морошка, ежевика.
Если несколько плодов срастаются вместе, то образуется соплодие: ананас, свёкла.
2 Классификация плодов
Плоды отличаются по строению, размерам, внешнему виду. Их разнообразие обусловлено формированием у растений приспособлений для распространения семян и расселения.
По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.
В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть. В созревших сухих плодах сочных частей нет.
Примеры односемянных плодов сухих: зерновка, крылатка, желудь; сочных: костянка, сложная костянка. Примеры многосемянных плодов сухих: коробочка, боб, стручок; сочных: ягода, померанец, яблоко, тыквина.
2.1 Сочные плоды
Ягодовидные плоды имеют сочный околоплодник и обычно содержат много семян.
Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов смородины, клюквы, черники, томатов, винограда много мелких семян. Встречаются и односемянные ягоды, например у барбариса, финиковой пальмы.
Яблоко — в образовании его, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в пленчатых сухих камерах. Такие плоды имеют яблони, айва.
Тыквина — семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый, например у тыквы, арбуза, огурца.
Гесперидий или померанец – сочный многосемянный плод цитрусовых. Такой плод у мандарина, помело, лимона, апельсина.
Костянковидные плоды имеют сочную мякоть и одревесневший
4
внутренний слой околоплодника. Костянка - сочный плод с тонкой кожицей
снаружи и твердой косточкой внутри. Костянки образуются у вишни, сливы,
абрикоса, черемухи, персика, черешни. Бывают костянки, содержащие несколько семян. Например, у бузины, у крушины.
Многокостянка – сборный плод, состоящий из большого числа мелких костянок. Такой вид плода у ежевики, малины.
2.2 Сухие плоды
Ореховидные плоды имеют сухой невскрывающийся околоплодник, под которым находится одно семя.
Орех — околоплодник жесткий, деревянистый. Семя лежит свободно. Такие плоды имеют лещина, фундук. У гречихи плод — орешек (маленьких размеров).
Желудь — околоплодник менее жесткий, чем у ореха, у основания плод окружен чашевидной плюской (защитным покровом). Плод желудь имеет дуб.
Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Такие плоды образуются у подсолнечника.
Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы.
Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов, акации
Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.
Коробочки различаются в основном по способу вскрывания. У некоторых растений они разделяются на створки (например, у ириса, лилии). У других растений коробочки открываются крышечкой (у белены) или дырочками (у
5
мака). Коробочки развиваются также у льна, хлопчатника, фиалки, табака.
3 Распространение семян
Если семя попадает в благоприятные для прорастания условия, то из него может вырасти новое растение. Для расселения вида большое значение имеет распространение семян.
Плоды и семена распространяются животными, а также ветром и водой. Могут их переносить и люди. В процессе длительного исторического развития у плодов образовались приспособления для того, чтобы ветер, животные или вода уносили их как можно дальше. Семена одуванчика при помощи ветра могут преодолеть расстояние в 10 км. Многие плоды и семена растений прикрепляются к шерсти животных и одежде человека, например, плоды лопуха и череды. У водных растений (например, у кокосовой пальмы, кувшинки) плоды переносит вода. Такие плоды легкие, они не тонут в воде.
Человек размножает культурные растения специально, а семена и плоды дикорастущих растений может переносить случайно, когда выполняет работы на поле и в лесу.
Известны растения, которые приспособились к саморазбрасыванию (самораспространению) семян. У мака семена высыпаются из коробочки, когда ее качает ветер; тяжелые плоды каштана отскакивают в сторону при падении на землю; у гороха созревшие плоды лопаются, их створки закручиваются и семена разлетаются в стороны.
Семена, которые распространяет ветер, обычно легкие или имеют различные выросты, летучки, крылышки (клён, ясень, тополь).
Плоды, которые сами раскрываются, называют раскрывающимися.
Плоды, которые сами не раскрываются, называют нераскрывающимися.
4 Значение плодов
В растительном мире роль плодов огромна. Важнейшие функции плода:
- плоды обеспечивают развитие, созревание и защиту семян;
- плоды участвуют в расселении растений;
6
- плоды являются основным кормом для многих животных;
- люди используют плоды и семена в пищу, для производства лекарств, на корм скоту.
7
Заключение
Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того, как цветок отцвел, наступает новый этап в его развитии – образование плода. Плод – орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.
Функции плода:
- обеспечивает защиту,
- развитие и созревание семян,
- осуществляют их распространение по земной поверхности.
Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.
Плод состоит из околоплодника и семян.
Все плоды делятся на группы по трем признакам:
1) по количеству воды в околоплоднике,
2) по количеству семян,
3) по количеству пестиков, участвующих в образовании плода.
В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Если в цветке один пестик, то плод развивается простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.
8
Список использованных источников
1.Биология. Бактерии, грибы, растения, 6 класс, учеб.для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2011г.
2. Биология, 6 класс / Т.А. Исаева, Н.И. Романова, М.: Русское слово, 2015г.
3. Большая российская энциклопедия. Под ред. Ю.С.Осипова, 2004-2017гг
4. Википедия
5. Интернет-источник
6. www.yaklass.ru
9
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.