Конспект-урока: Плод, его строение и значение
Оценка 4.6

Конспект-урока: Плод, его строение и значение

Оценка 4.6
docx
24.01.2023
Конспект-урока: Плод, его строение и значение
доклад.docx

МОУ СОШ № 8

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему:

 

Плод. Его строение и значение

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ученик 6А класса

Данилин Михаил

Проверил:

Смекалина Ю.А.

 

Саранск, 2022

Содержание

Введение                                                                                                                  2

1. Понятие плода и его строение                                                                           3

2. Классификация плодов                                                                                       4

3. Распространение семян                                                                                      6

4. Значение плодов                                                                                                  6

Заключение                                                                                                               8

Список использованных источников                                                                     9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Тема доклада.  Плод. Его строение и значение.

     Цели и задачи:

 -  раскрыть понятие плода,

 - описать его строение,

 - дать классификацию плодов,

 - рассказать о распространении семян,

 - показать важность значения плодов.

     Данная тема является актуальной, так как многие процессы в природе взаимосвязаны. Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах.

Основа всей жизни на Землерастения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена.

Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок

отцвел, наступает новый этап в его развитияобразование плода.

Плодэто орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в

себе семена.

Функции плода:

обеспечивают защиту,

развитие и созревание семян,

осуществляют их распространение по земной поверхности

Основа всей жизни на Землерастения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена.

Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок

отцвел, наступает новый этап в его развитияобразование плода.

Плодэто орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в

себе семена.

Функции плода:

обеспечивают защиту,

развитие и созревание семян,

осуществляют их распространение по земной поверхности

Основа всей жизни на Землерастения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена.

Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок

отцвел, наступает новый этап в его развитияобразование плода.

Плодэто орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в

себе семена.

Функции плода:

обеспечивают защиту,

развитие и созревание семян,

осуществляют их распространение по земной поверхности

     В 1 главе раскрывается понятие плода и его строение.

     Во 2 главе дается классификация плодов. Дается характеристика сочным и сухим плодам.

     В 3 главе рассказывается о том, каким образом плоды распространяются.

     В 4 главе показано значение плодов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1 Понятие плода и его строение

1.1 Понятие плод

  После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития — образование плода.

     Плод – часть цветкового растения, которая образуется в результате очень многих последовательных изменений, происходящих после оплодотворения.

     Большая российская энциклопедия дает следующее определение плоду. ПЛОД РАСТЕ́НИЙ -  ре­про­дук­тив­ный ор­ган цвет­ко­вых рас­те­ний, обеспечивающий фор­ми­ро­ва­ние, за­щи­ту и рас­сеи­ва­ние се­мян. Раз­ви­ва­ет­ся из за­вя­зи пес­ти­ка (или за­вя­зей не­сколь­ких пес­ти­ков) и не­ред­ко со­дер­жит другие пре­об­ра­зо­ван­ные час­ти цвет­ка (рыль­це у гра­ви­ла­та, цве­то­ло­же у зем­ля­ни­ки, гипан­тий у ро­зы, око­ло­цвет­ник у об­ле­пи­хи), при­цвет­ные ли­стья (у осок), видоиз­ме­нён­ные оси со­цве­тия (дуб). Ряд бо­та­ни­ков по­ла­га­ют, что плод растений пра­виль­нее оп­ре­де­лять как зре­лый цве­ток.

     Раз­дел бо­та­ни­ки, изу­чаю­щий плод растений, на­зы­ва­ет­ся кар­по­ло­ги­ей.

1.2 Строение плодов

     В состав плода входят семена и околоплодник. У цветковых растений семена образуются после двойного оплодотворения из семязачатков. Семена находятся внутри плода и защищены околоплодником, поэтому цветковые растения называют также покрытосеменными.

     Околоплодник (наружная часть плода) формируется из стенок завязи пестика. В некоторых случаях в его формировании принимают участие также и другие части цветка – цветоложе, чашелистики, лепестки. Например, у яблока можно найти остатки чашелистиков.

     В стенках околоплодника накапливаются питательные вещества: углеводы, белки, жиры. В них содержатся также витамины и вещества, обладающие приятным запахом. Поэтому животные охотно поедают плоды, способствуя распространению семян.

     Плоды очень разнообразны. У большинства растений в цветке есть только один пестик. Плод, образовавшийся из такого цветка, называют простым: фасоль, рожь, слива.

3

     Если в цветке несколько пестиков, то из него образуется сборный (сложный) плод: малина, морошка, ежевика.

     Если несколько плодов срастаются вместе, то образуется соплодие: ананас, свёкла.

2 Классификация плодов

     Плоды отличаются по строению, размерам, внешнему виду. Их разнообразие обусловлено формированием у растений приспособлений для распространения семян и расселения.

     По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.     

     В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть. В созревших сухих плодах сочных частей нет.

     Примеры односемянных плодов сухих: зерновка, крылатка, желудь; сочных: костянка, сложная костянка. Примеры многосемянных плодов сухих: коробочка, боб, стручок; сочных: ягода, померанец, яблоко, тыквина.

2.1 Сочные плоды

     Ягодовидные плоды имеют сочный околоплодник и обычно содержат много семян.

Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов смородины, клюквы, черники, томатов, винограда много мелких семян. Встречаются и односемянные ягоды, например у барбариса, финиковой пальмы.

Яблоко — в образовании его, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в пленчатых сухих камерах. Такие плоды имеют яблони, айва.

Тыквина — семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый, например у тыквы, арбуза, огурца.

Гесперидий или померанец – сочный многосемянный плод цитрусовых. Такой плод у мандарина, помело, лимона, апельсина.

     Костянковидные плоды имеют сочную мякоть и одревесневший

4

внутренний слой околоплодника. Костянка - сочный плод с тонкой кожицей

снаружи и твердой косточкой внутри. Костянки образуются у вишни, сливы,

абрикоса, черемухи, персика, черешни. Бывают костянки, содержащие несколько семян. Например, у бузины, у крушины.

Многокостянка – сборный плод, состоящий из большого числа мелких костянок. Такой вид плода у ежевики, малины.

 

2.2 Сухие плоды

     Ореховидные плоды имеют сухой невскрывающийся околоплодник, под которым находится одно семя.

Орех — околоплодник жесткий, деревянистый. Семя лежит свободно. Такие плоды имеют лещина, фундук. У гречихи плод — орешек (маленьких размеров).

Желудь — околоплодник менее жесткий, чем у ореха, у основания плод окружен чашевидной плюской (защитным покровом). Плод желудь имеет дуб.

Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Такие плоды образуются у подсолнечника.

Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы.

     Коробочковидные плоды  имеют сухой раскрывающийся околоплодник, содержит много семян.

Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов, акации

Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.

Коробочки различаются в основном по способу вскрывания. У некоторых растений они разделяются на створки (например, у ириса, лилии). У других растений коробочки открываются крышечкой  (у белены) или дырочками (у

5

мака). Коробочки развиваются также у льна, хлопчатника, фиалки, табака.

 

3 Распространение семян

     Если семя попадает в благоприятные для прорастания условия, то из него может вырасти новое растение. Для расселения вида большое значение имеет распространение семян.

     Плоды и семена распространяются животными, а также ветром и водой. Могут их переносить и люди. В процессе длительного исторического развития у плодов образовались приспособления для того, чтобы ветер, животные или вода уносили их как можно дальше. Семена одуванчика при помощи ветра могут преодолеть расстояние в 10 км. Многие плоды и семена растений прикрепляются к шерсти животных и одежде человека, например, плоды лопуха и череды. У водных растений (например, у кокосовой пальмы, кувшинки) плоды переносит вода. Такие плоды легкие, они не тонут в воде.

     Человек размножает культурные растения специально, а семена и плоды дикорастущих растений может переносить  случайно, когда выполняет работы на поле и в лесу.

     Известны растения, которые приспособились к саморазбрасыванию (самораспространению) семян. У мака семена высыпаются из коробочки, когда ее качает ветер; тяжелые плоды каштана отскакивают в сторону при падении на землю; у гороха созревшие плоды лопаются, их створки закручиваются и семена разлетаются в стороны.

     Семена, которые распространяет ветер, обычно легкие или имеют различные выросты, летучки, крылышки (клён, ясень, тополь).

     Плоды, которые сами раскрываются, называют раскрывающимися.

     Плоды, которые сами не раскрываются, называют нераскрывающимися.

4 Значение плодов

     В растительном мире роль плодов огромна. Важнейшие функции плода:

     - плоды обеспечивают развитие, созревание и защиту семян;

     - плоды участвуют в расселении растений;

 

6

     - плоды являются основным кормом для многих животных;

  - люди используют плоды и семена в пищу, для производства лекарств, на корм скоту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Заключение

    

     Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того, как цветок отцвел, наступает новый этап в его развитии – образование плода. Плод – орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.

     Функции плода:

 - обеспечивает защиту,

 - развитие и созревание семян,

- осуществляют их распространение по земной поверхности.

     Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.

     Плод состоит из околоплодника и семян.

     Все плоды делятся на группы по трем признакам:

1) по количеству воды в околоплоднике,

2) по количеству семян,

3) по количеству пестиков, участвующих в образовании плода.

     В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Если в цветке один пестик, то плод развивается простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.

 

 

 

 

 

 

8

Список использованных источников 

1.Биология. Бактерии, грибы, растения, 6 класс, учеб.для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2011г.

2. Биология, 6 класс / Т.А. Исаева, Н.И. Романова, М.: Русское слово, 2015г.

3. Большая российская энциклопедия. Под ред. Ю.С.Осипова, 2004-2017гг

4. Википедия

5. Интернет-источник

6. www.yaklass.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


 

МОУ СОШ № 8 ДОКЛАД на тему:

МОУ СОШ № 8 ДОКЛАД на тему:

Содержание Введение 2 1

Содержание Введение 2 1

Введение Тема доклада.

Введение Тема доклада.

Понятие плода и его строение 1

Понятие плода и его строение 1

Если в цветке несколько пестиков, то из него образуется сборный (сложный) плод: малина, морошка, ежевика

Если в цветке несколько пестиков, то из него образуется сборный (сложный) плод: малина, морошка, ежевика

Костянка - сочный плод с тонкой кожицей снаружи и твердой косточкой внутри

Костянка - сочный плод с тонкой кожицей снаружи и твердой косточкой внутри

Коробочки развиваются также у льна, хлопчатника, фиалки, табака

Коробочки развиваются также у льна, хлопчатника, фиалки, табака

- плоды являются основным кормом для многих животных; - люди используют плоды и семена в пищу, для производства лекарств, на корм скоту. 7

- плоды являются основным кормом для многих животных; - люди используют плоды и семена в пищу, для производства лекарств, на корм скоту. 7

Заключение Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах

Заключение Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2023