1. |
Предмет |
Алгебра |
2. |
Класс |
7 |
3. |
Тема урока |
Линейная функция |
4. |
Цель урока |
Рассмотреть случаи взаимного расположения графиков линейных функций, ввести понятие углового коэффициента k и свободного члена b. |
5. |
Задачи: |
|
- обучающие
|
Научить устанавливать взаимное расположение графиков линейных функций по формулам, установить взаимосвязь между коэффициентами и расположением графика. |
|
-развивающие
|
Развивать познавательный интерес, умение рассуждать и формулировать выводы |
|
-воспитательные
|
Воспитывать графическую грамотность, ответственности каждого учащегося, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий. |
|
6. |
Тип урока |
Изложение нового материала |
7. |
Необходимое техническое оборудование |
Компьютер, проектор, экран, персональные ноутбуки для учащихся |
СТРУКТУРА УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Время (мин.) |
1 |
Организационный момент |
Презентация Слайд 1, 2 |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, сообщает тему и цель урока |
Приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих, записывают число и тему урока в тетради |
1 |
2 |
Проверка домашнего задания |
|
Проводит разбор заданий, вызвавших затруднения у учащихся, собирает тетради для проверки |
Рассказывают в чем испытали сложности при выполнении д/з |
3 |
3 |
Актуализация знаний учащихся |
|
Проводит устный блиц-опрос о линейных функциях, их формулах, определение числовых значений b и k |
Отвечают на вопросы учителя
|
5 |
4 |
Исследовательская работа |
Презентация слайд 3 |
Организует работу с элементами исследования по группам (4 группы), осуществляет проверку |
Выполняют практическую работу по построению графиков линейных функций в рабочих тетрадях, делают выводы. |
10 |
5 |
Изучение нового материала |
Информационный модуль по теме «Взаимное расположение графиков линейных функций.» |
Демонстрирует учебный модуль, затем просит повторить определение углового коэффициента и выводы о взаимном положении графиков функций. |
Смотрят и слушают видео ролик. По окончании отвечают на вопросы учителя, записывают соответствующие выводы в тетрадях к чертежам из практической работы |
2 |
6 |
Физкультминутка |
|
Показывает упражнения |
Повторяют движения за учителем |
1 |
7 |
Закрепление знаний учащихся |
Презентация слайд 4 – 20 |
Демонстрирует задания на экране учащимся, задает вопросы о ходе решения |
Устно отвечают на вопросы учителя, комментируют ответы учащихся |
7 |
Презентация слайд 21 |
Организует работу учащихся, помогает слабым учащимся при выполнении работы, контролирует правильность выполнения |
Самостоятельно выполняют задания в рабочих тетрадях, после выполнения проверяют по ответам |
7 |
||
8 |
Контроль знаний учащихся |
Контрольный модуль по теме «Взаимное расположение графиков линейных функций» |
Организует самостоятельную работу учащихся за ПК, оценивает выполненную работу |
Выполняют упражнения на ПК |
5 |
9 |
Домашнее задание |
|
Знакомит учащихся с объемом домашней работы, обращая внимание на более сложные задания. Инструктирует по выполнению. |
Записывают домашнее задание в дневник |
2 |
10 |
Итог урока |
|
Оценивает работу учащихся. Подводит итоги урока |
Обобщают, что нового узнали на уроке, делают выводы по итогам урока |
2 |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Ставлю цели и задачи. Объясняю форму урока.
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний учащихся
Блицопрос
1) Сформулируйте определение линейной функции.
(Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида , где х – независимая переменная, k и b – некоторые числа.)
2) Какие частные случаи линейной функции вам известны?
(Первый случай, когда число b равно 0. Второй - когда число k равно 0)
3) Как называется функция у которой число b равно 0 и дайте ее определение.
(Такая функция называется прямой пропорциональностью. Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида , где х – независимая переменная, k – не равное нулю число.)
4) Какой формулой задается функция у которой число k равно нулю?
(Такая функция задается формулой вида .)
5) Что является графиком линейной функции?
(Графиком линейной функции является прямая линия.)
6) Как построить график линейной функции?
(Для построения графика линейной функции достаточно найти координаты двух точек графика, отметить эти точки в координатной плоскости и провести через них прямую.)
7) Почему для построения графика линейной функции достаточно только двух точек?
(Из начальных геометрических сведений мы знаем, что через две точки плоскости можно провести прямую линию и причем только одну.)
8) Что значит утверждение: «точка принадлежит графику функции»?
(Данное утверждение означает, что абсцисса этой точки равна аргументу, а ордината – соответствующему значению функции.)
I. В одной координатной плоскости построить графики функций:
; ; .
II. В одной координатной плоскости построить графики функций:
; ; .
III. В одной координатной плоскости построить графики функций:
; ; .
IV. В одной координатной плоскости построить графики функций:
; ;
Ответить на вопросы:
1) Графики функций представляют собой
2) Каково взаимное положение графиков функций?
3) Что общего в формулах этих функций?
4) Чему равен угловой коэффициент каждой прямой?
5) Каково значение коэффициента по знаку?
6) Опишите, каков угол наклона графиков функций к оси Ох.
7) Чему равна ордината точки пересечения графиков с осью Оу?
После выполнения заданий (графики на листах ватмана) учащийся отчитывается по результатам выполненной работы - ответы на поставленные вопросы, делают выводы
Общие итоги работ:
1. Если коэффициенты у функций одинаковые, то графики функций –…
2. Если коэффициенты различны, то графики функций – …
3. График пересекает ось Оу в точке равной …
4. Если коэффициент k > 0, то углы наклона графиков функции к оси Ох – …
5. Если коэффициент k < 0, то углы наклона графиков функции к оси Ох – …
6. Чем больше значение k, тем ____ угол наклона графика функции к оси Ох
- Мы с вами потрудились и нам немножко нужно расслабиться. Пришло время физкультминутки.
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – опять за парту сесть
1) Устная работа по слайдам Учащиеся, опираясь на результаты исследовательской работы определяют точку пересечения графика функции с осью Оу, определяют знак коэффициента, в каких четвертях должен проходить график и устно определяют коэффициент k, делают вывод.
2) Учащиеся выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях. В конце урока выполненная работа проверяется.
Что нового узнали на уроке. Что вызвало затруднения. Достигли ли цели урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.